1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ
ПРИВАТИЗАЦИИ
1.1 Цели и формы приватизации В
современном мире нет ни одной страны,
где бы государство активно не занималось
хозяйственной деятельностью. Преобладание
государственной формы собственности
в экономике страны ведет к возникновению
государственной монополии, которая пагубна
для развития экономики, для потребителя,
населения и чрезвычайно выгодна производителю.
Огосударствление всей общественной жизни
означает, что государство занимает монопольное
положение, а сама система общественной
жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического
государства. Гипертрофированное огосударствление
экономики приводит к мономорфизму собственности,
окостенению предпринимательских структур,
препятствует функционированию рыночных
механизмов. Именно поэтому необходима
приватизация.[7] Приватизация – одно из
направлений разгосударствления собственности,
заключающееся в передаче ее в частную
собственность отдельных граждан и юридических
лиц.[3] Приватизация связана с образованием
не только индивидуальной частной собственности,
но и,- что наблюдается чаще,- с образованием
собственности количественно-частной
в виде акционерных обществ. Сама по себе
приватизация это характерное явление
и в рыночной экономике. Наряду с принципиальной
позицией о том, что главное – не приватизация,
а создание частного сектора, существуют
и конкретные предложения: основное внимание
в переходной экономике обращать не на
приватизацию старого, а на создание новых
частных предприятий. Считается, что это
более эффективно, так как сразу исключает
инерцию методов плановой экономики; требует
в итоге меньших издержек; может быть реализовано
быстрее. Приватизация выполняет две
функции. С одной стороны, она должна стать
элементом экономической реформы, ядром
радикальных преобразований, а с другой,
– инструментом государственного регулирования
долговременного характера. Непосредственными
целями приватизации являются: сокращение
задолженности государственного сектора;
развитие рынка; стимулирование предпринимательства;
формирование слоя мелких и средних собственников;
расширение индивидуальных свобод; развитие
народного капитализма; ослабление профсоюзов. Формы
приватизации в развитых странах: 1) продажа
предприятий непосредственно в частные
руки - осуществляется путем организации
аукционов и конкурсных торгов. Аукцион
позволяет стать владельцем предприятия
физическому или юридическому лицу, предложившему
наибольшую цену. С помощью аукциона государственные
предприятия приватизируются в относительно
короткие сроки и с существенной финансовой
прибылью для государства. В то же время
аукционная торговля ограничивает число
вероятных собственников, так как только
действительно богатые лица могут позволить
себе участвовать в аукционах. Владелец
предприятия, купленного на аукционе,
не ограничен никакими условиями со стороны
государства, поэтому волен поступать
со своей собственностью, как ему захочется
(ликвидировать, перепрофилировать), не
согласуясь с интересами общества. Преодолеть
этот недостаток аукционных торгов можно
с помощью конкурсных торгов. Конкурсные
торги – это продажа государственной
собственности частным лицам в соответствии
с требованиями и условиями, выдвинутыми
государством. Но проведение конкурсов
увеличивает текущие расходы (содержание
специальных комиссий), снижает доходы
(более низкая цена приватизации) и требует
более длительного времени; 2) выкуп акций
государственных предприятий менеджерами
- осуществляется не только за наличные
средства управляющих, но и за счет банковских
кредитов, средств пенсионных и страховых
фондов. Поэтому «управленческие выкупы»
выступают своеобразным видом кредитования
менеджеров под залог имущества предприятия.
При этом доходы от функционирования таких
предприятий с лихвой покрывают взятые
в кредит ссуды; 3) продажа акций работникам
предприятий - означает развитие рабочей
акционерной собственности. Продажа акций
рабочим является эффективным средством
повышения их заинтересованности в результатах
своей работы, росте производительности
труда и прибыльности предприятий; 4) распространения
акций предприятия среди населения - одна
из наиболее распространенных форм приватизации,
при которой государственное предприятие
превращается в акционерное общество
открытого типа. Продажа акций населению
осуществляется по фиксированной или
конкурсной цене. При продаже акций по
фиксированной цене возможны завышение
и занижение стоимости имущества. При
конкурсной цене достигается более точная
оценка имущества государственных предприятий.
Публичная продажа акций ориентируется
на сбережения населения. Ее главное преимущество
состоит в открытости и доступности для
всех желающих;[3] 5) сдача государственных
предприятий в аренду - приватизация не
всегда сопровождается продажей государственного
имущества. Нередко государственная собственность
«разбавляется» частным капиталом, образуя
смешанные предприятия. Практиковалась
также аренда - когда физические или юридические
лица приобретали часть государственного
имущества в пользование на определенный
период и за определенную плату. Арендатор
получает возможность самостоятельно
организовать производственный процесс,
нанимать персонал, осуществлять контроль
за производством и нести финансовую ответственность
за хозяйственную деятельность предприятия.
Как правило, аренда использовалась для
малорентабельных предприятий с целью
повышения эффективности их работы; 6) заключение
контракта на управление предприятием
- подписание контракта представляет управляющим
полный контроль над функционированием
предприятия и все необходимые полномочия
для эффективного управления предприятием. Соглашение
об аренде и контракты на управление зачастую
являются временными мерами для улучшения
экономических показателей деятельности
государственных предприятий или переходной
ступенью к полной приватизации. При проведении
приватизации нужна большая подготовительная
работа по разукрупнению монополистических
объединений, созданию ряда компаний,
эффективного механизма ценообразования,
с помощью которого можно было бы более
достоверно оценить стоимость предприятия.
Чтобы государственная собственность
не досталась криминальным кругам, с точки
зрения экономической теории важно создать
много конкурентов.[1]
1.2 Принципы, модели и сроки
приватизации Принципы приватизации.
Приватизация является тем звеном экономической
реформы, которое одновременно создает
предпосылки для реализации других направлений
реформы. Приватизация разворачивается
в условиях изменения политической обстановки
при переходе от «дирижистской» модели
регулирования экономики к «неолиберальной».
Обратный переход может сопровождаться
процессом деприватизации. Это подтверждает
постоянный характер приватизационного
процесса как инструмента государственного
регулирования. Основным принципом приватизации
должен являться генеральный принцип
всех реформ – «не навреди!» На основе
опыта приватизации в странах с рыночной
экономикой можно сформулировать ряд
принципов: - приватизация не должна являться
догмой, государственная собственность
необходима как дополнение к рыночному
механизму, поэтому отбор приватизируемых
предприятий должен быть очень тщательный,
для необходимого обеспечения общественных
благ; - приватизации должны предшествовать
реструктуризация и разрушение неоправданных
монополий, мешающих конкуренции для повышения
эффективности и доступности для более
широкого слоя населения;
- изменения структуры собственности должны
носить постепенный характер, чтобы не
нарушить установившиеся экономические
связи;
- обязательными условиями приватизации
должны быть новые инвестиции, совершенствование
управления, сохранение определенного
уровня занятости и социального обеспечения,
формирование и поддержка средних слоев;
- приватизация должна проводиться с учетом
национальной безопасности; - каждый шаг
приватизации должен быть обоснованным,
публичным и доступным народному контролю. Можно
выделить две основные модели приватизации:
бесплатная и платная. Каждая из них опирается
на определенные доводы и аргументы.
Бесплатная приватизация. Основные доводы
в её пользу сводятся к следующему: так
как при государственной монополии каждый
гражданин являлся совладельцем собственности,
то его надо превратить из формального
в реального собственника наделив его
частью государственного имущества. Таким
образом должны возникнуть стимулы к производительному
труду, к экономии затрат и более рациональному
использованию ограниченных ресурсов.
Практически реализация связана с наделением
всех граждан приватизационными чеками
– «ваучерами». Противники бесплатной
модели приватизации выдвигают несколько
существенных контраргументов. Во-первых,
известно, что все доставшееся бесплатно
не ценится людьми и соответственно мало
шансов, что появятся собственники способные
эффективно использовать собственность.
Во-вторых, каким образом определить долю
каждого в процессе раздела государственного
имущества? И, в-третьих, каким образом
оценить всю государственную собственность?
Выдвигая эти аргументы, они предлагают
другую модель – платную приватизацию.
Платная приватизация.
В этом случае государственная собственность
подлежит продаже по различным схемам.
Основная идея этого процесса - продажа
на аукционах за деньги. Предполагается,
что предварительно предприятие акционируется,
а затем его акции продаются на фондовом
рынке. Её сторонники указывают, что только
в этом случае появится эффективный собственник.
Кроме того, она приводит к увеличению
доходной части бюджета. Однако противники
указывают, что у широких слоёв населения
нет средств для выкупа государственной
собственности. В целом денежная приватизация
приведет к ещё большему расслоению общества
и обострению проблемы социальной справедливости.[9] Почти
вся приватизация в развитых и развивающихся
странах осуществляется по этой модели.
Лишь небольшое число предприятий приватизируется
путем бесплатного распределения. Такая
модель приватизации: обеспечивает появление
частного собственника; дает государству
дополнительные средства; создает условия
для привлечения в страну иностранного
капитала, который приносит с собой эффективный
менеджмент и современные технологии.
Известны два вида продаж предприятий:
1.Закрытая продажа предусматривает продажу
предприятия персоналу и приравненным
к нему лицам (обычно пенсионерам данного
предприятия). Деньги, полученные в ходе
продажи, остаются на предприятии и используются
для его развития. Самый большой недостаток
закрытой продажи состоит в том, что у
администрации предприятия сохраняются
все возможности и рычаги для фактического
перехода предприятия в свою собственность
по низким ценам. 2. Открытая продажа (или
«открытая подписка») позволяет участвовать
покупке приватизируемого предприятия
всем лицам (часто и иностранным), а не
только персоналу конкретного предприятия.
Полученные от приватизации средства,
как правило, направляются в государственный
бюджет. Этот способ продажи технически
не сложен. Среди его недостатков отмечается
отсутствие достоверной информации о
стоимости приватизируемых предприятий. Сроки
приватизации. Один из серьезных вопросов
касающийся приватизации – это сроки
её проведения: или она должна быть быстрой
или быть растянутой на несколько десятилетий.
Один из ведущих экономистов Кеннет Эрроу
считает, что находящуюся в государственной
собственности экономику вряд ли возможно
приватизировать за 2-3 года. Реальное её
осуществление должно быть медленным
по трем основным причинам: 1. Сбережения,
необходимые для приобретения в частную
собственность объектов промышленности,
накапливаются медленно. 2. Требуется время,
чтобы рынок стал хорошо функционировать
и определил рыночную стоимость предприятий. 3.
Монополизированную социалистическую
промышленность необходимо реструктурировать,
прежде чем производственные предприятия
можно было бы выставить на продажу.
Сторонники быстрой приватизации считают,
что таким путем можно в сжатые сроки создать
новый класс частных собственников –
основную базу социальных реформ. В конкретном
плане предлагается «обвальная» приватизация
жилого фонда, мелких и средних (особенно
торговых) предприятий. Ни одна из моделей
не используется в полном объеме, только
их объединение приводит к ожидаемому
эффекту. Приватизация с одной стороны,
должна стать элементом экономической
реформы, ядром радикальных преобразований,
а с другой, – инструментом государственного
регулирования долговременного характера. Результативность,
эффективность деятельности предприятий,
компаний зависит от господствующей на
них собственности. Отсюда возникает стремление
к преобразованию форм и отношений собственности
в целях обеспечения эффективного функционирования
компании. Это основная причина приватизации
предприятий. В мировой практике выделяют
3 общие группы предприятий: 1) Государственные
предприятия, функционирующие в рамках
публичного права (т.е. некоммерческие
предприятия).
2) Государственные предприятия,
функционирующие на основе частного
права (т.е. коммерческие предприятия).
3) Основанные на частной собственности
и предприятия, функционирующие на основе
частного права. Появление частных юридических
лиц может происходить двумя обобщенными
способами - путем образования новых предприятий
и приватизации действующих предприятий.
В нашем государстве выбран второй путь,
из-за преобладания государственной собственности,
недостаточности средств населения для
инвестирования, как в единоличной, так
и в ассоциированной форме неразвитой
инфраструктуры фондового рынка, слабой
правовой защиты частной собственности,
отсутствие опыта, и как следствие психологической
неподготовленности населения в области
частного инвестирования. Процесс приватизации
государственной собственности – важнейшее
средство преобразования командной экономики
в рыночную. При оценке на первый план
должен выступать не просто экономический
эффект, который достигается при изменении
форм собственности, а социальный эффект;
не просто воздействие приватизации на
формирование более эффективной хозяйственной
системы, а ее воздействие на жизненный
уровень населения, на весь комплекс социальных
проблем.[9]