Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 21:13, курсовая работа
Цель работы:
1. Понять сущность разгосударствления и приватизации;
2. Рассмотреть основные способы приватизации;
3. Изучить особенности приватизации в России.
Задачей работы является анализ ряда вопросов:
1. Понятие приватизации;
2. Способы приватизации;
3. Приватизация в России.
Введение................................................................................................. 2
1. Собственность. Предпосылки приватизации.................................... 3
1.1. Формы собственности..................................................................... 3
1.2. Необходимость и предпосылки приватизации в России............... 5
2. Приватизация..................................................................................... 7
2.1. Понятие приватизации и разгосударствления............................... 7
2.2. Способы и формы приватизации................................................. 10
2.3. Этапы приватизации..................................................................... 13
3. Особенности приватизации в России.............................................. 14
3.1. Понятие приватизации в России................................................... 14
3.2. Цели российской приватизации................................................... 16
3.3. Государственная программа приватизации................................ 17
3.4. Ваучерный этап приватизации..................................................... 18
3.5. Денежный этап приватизации....................................................... 23
3.6. Итоги приватизации...................................................................... 24
Проблема воссоздания института собственности............................... 24
Заключение........................................................................................... 34
Список использованной литературы.................................................. 36
Едва ли можно предполагать, что политические лидеры, которые стояли у истоков и руля приватизации в 1992-94 гг., не предвидели хотя бы основных ее последствий. Ответственность, которую они возложили на себя, требовала и требует обеспечить при проведении реформ получение положительного эффекта за короткий период времени, а не в течение тысячилетий. О наличии такой возможности свидетельствует опыт Чехии, Венгрии, Словении, Хорватии, Словакии, Польши. Между тем предварительные итоги приватизации в России показывают, что положение у нас далеко не самое худшее. Едва ли не два десятка бывших социалистических стран и бывших союзных республик бывшего СССР получили результаты намного хуже российских, если судить по таким параметрам, как уровень и динамика реальных доходов, инфляция, глубина и продолжительность экономического спада. Сопоставляя предварительные итоги приватизации в России с этими странами, мы можем констатировать, что переход к частной собственности идет у нас средними темпами и с относительным успехом.[17]
3.5. Денежный этап приватизации
К началу 1994
г., было погашено около половины приватизационных
чеков - примерно 90 миллионов. Но, в связи
с тем, что до конца чековой
приватизации оставалось несколько
месяцев, это потребовало от правительства
создания новой программы приватизации
на 1994 год. Это должно было подготовить
почву для завершения этапа реформ
1991-1993 гг. и перехода к следующему,
новому этапу - денежной приватизации,
становлению вторичного рынка ценных
бумаг, утверждению всех необходимых
структур нормального, цивилизованного
фондового рынка в России. Нынешняя
программа ставила своей целью,
как и прошлая, формирование широкого
слоя частных собственников как
экономической основы рыночных отношений.
Сохранены были все основные способы
приватизации, прежние три варианта
льгот (резко усилены стимулы
третьего варианта) зафиксированы принципы
бесплатной чековой приватизации, действующий
механизм чековых аукционов и
т.д. Программой было также ограничено
применение Указа Президента о вексельном
обращении: из сферы его действия
исключены предприятия с
Новый раздел
об иностранных инвестициях
Программа также предусматривала укрепление роли инвестиционных фондов. Им разрешено было увеличить долю акций одного предприятия в своих активах до 25%., вместо прежних 10%. Это позволило фондам реально участвовать в управлении акционерными обществами, некоторые из фондов собрали всего по тысяче ваучеров и, поняв, что просто не могут функционировать, вынуждены были уступить свои акции более крупным и сильным коллегам. Такая практика «поглощения» одних фондов другими была легализована Программой.
Нельзя было забывать о главном принципе приватизации - предотвращении банкротства. Таковую проблему двух параллельно действующих процессов - приватизации и банкротства, удалось решить когда были найдены ключевые идеи и принципы, позволяющие не только не наносить ущерба приватизации, но и решительно ускорить процесс смены собственности, причем именно через приватизацию избежать массовой ликвидации предприятий - банкротов. Было создано Федеральное управление, для того, чтобы привести в действие процесс банкротства.
И, наконец,
третий путь - это была обязательная
смена собственности, срочная приватизация,
если финансовый крах неизбежен. Такая
норма была заложена в Указе, который
поручал Федеральному управлению по
делам о несостоятельности
3.6. Итоги приватизации.
Проблема
воссоздания института
Рыночная экономика не может быть социально-ориентированной, особенно в период первоначального накопления капитала, когда выживают компании, проводящие в жизнь агрессивную стратегию развития – стратегию захвата относительно мелких и средних фирм с целью увеличения собственного капитала компании за счет процессов централизации капитала. Скорее всего здесь произошло смешение понятий: социально-ориентированной может быть «государственная политика, направленная на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», что записано в ст.7 Конституции РФ.
Повышение эффективности
деятельности предприятий путем
их приватизации – (следующая цель
приватизации) не могло быть достигнуто
в применяемых вариантах
-
Создать структуру народного
хозяйства, соответствующую
-
Создать финансовый рынок и
его развитую инфраструктуру, способствующую
переливу капитала в отрасли,
обеспечивающие наибольшие
-
Привлечь значительный приток
капитала в реальное
-
Очевидно, что чековая приватизация
не могла способствовать
Главным регулятором при формировании отраслевых пропорций, распределении рабочей силы и средств производства по сферам хозяйственной деятельности являются механизмы рыночной экономики. Развитые страны в 70-х годах ХХ в. прошли период структурной перестройки, который сопровождался серьезными кризисами – экономическим, сырьевым, топливно-энергетическим, валютно-финансовым. Воздействие государства на отраслевую структуру, т.е. структурная политика государства в развитых странах предполагает:
-
Выбор наиболее
-
Поддержка отраслей, являющихся
основой национальной
-
Создание механизма,
Структурная политика государства в развитых странах проводится в тесной взаимосвязи с фискальной политикой и политикой денежно-кредитного регулирования.
В России структурная
перестройка осуществляется одновременно
с созданием условий для
-
Организация разработки
-
Подготовка предложений по
-
Разработка форм и методов
осуществления государственной
селективной структурной
-
Прогнозирование потребностей
-
Определение критериев отбора
предприятий, нуждающихся в
Что касается
двух других важнейших условий эффективного
функционирования промышленных предприятий
(создание финансового рынка и
привлечение капитала в реальное
производство), то необходимо отметить,
что на первом этапе приватизации
происходили только становление
финансового рынка и
Среди декларированных
целей первого этапа
Содействие процессу стабилизации финансового положения в РФ как цель приватизации не ее первом этапе не могла быть выполнена, поскольку для 1992-1995 гг., создали условия для массового банкротства коммерческих банков.
Создание
конкурентной среды и содействие
демонополизации народного
Необходимо отметить, что темпы приватизации, проводимой в РФ, не имеют аналогов ни в одной стране. В наследство от административно-плановой системы пореформенной России достались крупные предприятия В 1987 г. в стране на промышленных предприятиях в среднем работало по 821 человеку (примерно в два раза больше, чем в Польше и в десять раз – чем в западных странах с рыночной экономикой). 952 предприятия составляли менее 4% общего числа предприятий, однако на их долю приходилось более 54% производства и почти 40% всех занятых. Крупнейшие промышленные предприятия нередко являлись единственным производителем отдельны видов товаров, особенно в отраслях металлургической, машиностроительной, нефтехимической и топливной промышленности.