Проблема государственного вмешательства в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 22:33, контрольная работа

Описание работы

В работе сделана попытка не только представить различные экономические школы в их исторической последовательности, но и показать их взаимозависимость и взаимовлияние, полнее выявить связи прошлого с настоящим и перекинуть мосты к актуальным вопросам современности.

Содержание работы

Введение. 3
1. Первые экономические школы 4
2. Классическая политическая экономия 8
3. Кейнсианская теория. 11
4. Неоклассическая теория. 13
Заключение 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

экономическая теория готов.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение

 Проблема государственного  вмешательства в экономику, по  моему мнению, является основной  для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берёт на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещении всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить?" одной единственной формой собственности - государственной, а ответ на основной экономический вопрос - строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния.

Главной целью является, сжато показать основные этапы развития экономической мысли, выделить главное  в идеях представителей различных  школ и направлений.

В работе сделана попытка  не только представить различные  экономические школы в их исторической последовательности, но и показать их взаимозависимость и взаимовлияние, полнее выявить связи прошлого с настоящим и перекинуть мосты к актуальным вопросам современности.

 

 

    1. Первые экономические школы

История государственного регулирования восходит к концу  средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

Первые трактаты по государственному управлению появились в эпоху меркантилизма в Германии начала XVII века. Наука государственного управления получила название “наука о полиции”. Термин “полиция” трактовался как искусство государственного управления, а деятельность государства именовалась полицейской деятельностью. Теория полицейского государства была разработана X. Вольфом (1679-1754). В соответствии с этой теорией “вся деятельность государства определяется нравственными целями человека. Государство имеет право употреблять все нужные средства, чтобы каждый его член исполнял свои обязанности, и никто не ставил бы своей частной пользы выше общественной. Государство следит за тем, чтобы рост народонаселения не опережал роста средств пропитания. Оно имеет попечение о том, чтобы подданные стремились к добру. В поддержании “естественного закона во имя нравственного совершенства государство простирает свою руку на все: входит в мельчайшие подробности образа жизни подданных, следит за тем, чтобы каждый в пище и одежде исходил из своего имущественного и общественного положения. Во имя блага общественного правители должны следить за тем, чтобы подданные были набожны и почитали Бога. Демократия - правление черни. Простолюдину не под силу судить о государственных делах, так как он недостаточно тверд в добродетели, чтобы предпочитать общую пользу частной, собственной”.

Идеи полицейской деятельности государства позднее развивались  во Франции и в Германии (Ф. Юсти и И. Зонненфельс). Учеными этих стран были поставлены вопросы благосостояния государства, функций государственного управления.

Развитие философии  и политэкономии конца XVIII в. позволило  сделать шаг вперед в учении о  государстве. От государства стали  требовать, чтобы оно признало неприкосновенным личное достоинство гражданина, его права и свободы. В различных странах Европы, а позднее и в России стала разрабатываться концепция правового государства. Изменения, которые в последующем произошли в государственном управлении, повлияли и на предмет науки о нем. Прежние названия “полиции” и “полиции благосостояния” утратили свое первоначальное значение. Для обозначения всей совокупности функций государства стали употреблять термин “Административная деятельность”, а термин “полиция” сохранился только для обозначения деятельности государства по обеспечению безопасности граждан и имущества. Теоретической основой концепции правового государства послужили экономические теории физиократов, У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, взгляды И. Канта и др.

Учение меркантилистов, предоставлявшее государству неограниченную власть и в сфере экономической, где оно, содействуя развитию промышленности и торговли, регламентируя жизнь  и деятельность подданных, должно было сделать их богатыми и счастливыми, господствовало в условиях нарождающегося капитализма. Новые формы промышленности требовали поддержки, но когда они выросли и окрепли, система регламентации и опеки стала для них обременительной и вызвала протест. Во Франции, где меркантилизм имел наиболее крайние формы, такая реакция сказалась раньше и сильнее.

 

Накануне 1680 г. один из депутатов от купечества (Франсуа Лежандр) в разговоре  с Ж. Б. Кольбером (министром финансов Франции) произнес знаменитую фразу: “Laisser noasfaire - дайте нам самим действовать”, которая позднее становится лозунгом физиократов.

Стремящееся регламентировать все отношения подданных правительство  оказалось неспособным удовлетворительно  справиться с этой задачей. Содержание двора поглощало огромные сумы, дефицит  бюджета стал хроническим явлением, долги Франции достигли огромных размеров, казна была пуста, процветало взяточничество чиновников. Большая часть денег, собранных с налогоплательщиков, шла на покрытие издержек взимания. Аристократия и духовенство, которые владели двумя третями земли, не несли прямых налогов и обладали рядом привилегий, от чего возрастала тяжесть бремени простого народа. Поголовный налог и многочисленные феодальные повинности поглощали до 82% валового дохода крестьян. Покровительствуя обрабатывающей промышленности, правительство по преимуществу землевладельческой Франции мало заботилось о сельском хозяйстве, и деревенское население в конце XVIII в. испытывало постоянный голод.

В таких условиях необходимой предпосылкой прогресса должно было стать сужение  сферы деятельности государства, ограничение его вмешательства в экономическую жизнь, что нашло свое отражение в учении физиократов. Их доктрина была оценена современниками одним словом — “свобода”.

Ф. Кенэ и его ученики исходили из идеи о космическом порядке, универсальной гармонии, которой одинаково подчинены материя и человечество. Государство не должно мешать действию законов, создающих естественный порядок, наиболее выгодный человеческому роду, устанавливающих естественное право всех людей. Эти вечные, неизменные законы подчиняют себе всякого разумного человека. Государство должно способствовать пониманию этих законов посредством организации просвещения, должно соблюдать и охранять их, но его попытки вмешиваться в сложный механизм общественной жизни лишь портят благой порядок, установленный Богом. Пусть порядок и честность установятся в администрации, пусть предоставят каждой вещи ее естественное течение, тогда увидят выполнение всех принципов по самому внутреннему порядку вещей.

Правительство должно убирать преграды с пути, предоставляя полную свободу конкуренции. Люди добры по природе и благородны. Возможность осуществлять свои желания в условиях “свободной и безграничной конкуренции” создает гармонию, наилучший порядок, возможный на земле. Это применимо к отношениям не только внутри государства, но и к отношениям с другими странами. Естественная торговая политика - это свободная и безграничная конкуренция, доставляющая каждой нации наиболее возможное число покупателей и продавцов, чтобы обеспечить им самую выгодную цену в продажах и покупках.

Таковы взгляды физиократов  на роль государства, предоставляющие  собой совершенно новое понимание  его задач и целей. Физиократы были первыми последовательными  представителями индивидуализма и  либерализма в области экономики. К. Маркс, имея в виду физиократов, писал: «Эта школа... отвергает кольбертизм и вообще всякое вмешательство правительства в деятельность гражданского общества. Она позволяет государству жить только в порах этого общества, подобно тому как по учению Эпикура боги обитают в порах вселенной».

 

    1. Классическая политическая экономия

Следующей ступенью развития представлений о роли государства  стала работа А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства  народов", в которой он утверждал, что "свободная игра рыночных сил" (принцип"laissez faire") создает гармоничное устройство".

В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.

Главное заключалось в том, что  для всех субъектов хозяйственной  деятельности должны быть гарантированы  основные экономические свободы, а  именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

Одна из ведущих идей работы английского экономиста У. Петти (1623-1687) “Политическая арифметика”, связывающая его с принципами классической политэкономии, — идея естественного порядка и пагубности нарушений его государственной властью. Недостаток государственного управления по Петти заключается в том, что “слишком многое из того, что должно было бы управляться лишь природой, древними обычаями и всеобщим соглашением, подпадало под регулирование закона”.

У. Петти резко выступает против государственной регламентации, если она “противоречит законам природы”. На государство он возлагал важные функции по обеспечению полного использования рабочей силы, а также по повышению её качества. Петти предлагает за счет государственных средств обеспечить бродяг и нищих работой по постройке дорог, возведению мостов и плотин, разработке рудников. В соответствии со своими взглядами на роль государства в экономике У. Петти в “Трактате о налогах и сборах” таким образом регламентирует целевые расходы государства:

1) военные расходы, 

2) содержание управления,

3) расходы на церковь, 

4) расходы на школы  и университеты, на образование, 

5) содержание детей  (сирот) и инвалидов, 

6) расходы на дороги, судоходные реки, водопроводы, мосты,  порты, другие предметы, нужные для блага пользования всех”.

Экономическое учение А. Смита (1723—1790) представляет собой вторую фазу развития “теории свободной конкуренции”, начало которой было положено физиократами.

А. Смит был профессором  нравственной философии, проникнутой идеями естественного права, и подобно физиократам перенёс идеи индивидуализма и свободы из области философии и права в область политической экономии. А. Смит был глубоко убежден, что Божество стремится создать всеобщую гармонию человеческой жизни: в области морали — путем присущего человеку чувства симпатии: в области материальных отношений - путем разумного эгоизма. “Эгоизм, говорит он, - колесо, которое ставит часы общества на экономическую гармонию и счастье”.

Этот основной двигатель  человеческих поступков с помощью свободной конкуренции непременно приведет к лучшим результатам частной производительности и к гармонии общих интересов. Эгоистические интересы отдельных лиц будут обуздываться интересами всех других членов общества. Свобода хозяйственной деятельности составляет необходимое условие успешности последней.

Цели и задачи государства  А. Смит понимает так же, как физиократы. Государство должно как можно  меньше вмешиваться в деятельность частных лиц, ибо оно не в состоянии  изменить естественные законы, на которых основана эта деятельность. В противоположность меркантилистам А. Смит считал подлинными обязанностями государства охрану мира, защиту личности и собственности, делая исключения для тех случаев, когда государственная деятельность целесообразнее частной: государственные расходы на строительство железных дорог, расходы на народные школы, религиозные учреждения и публичные сооружения.

Последователи А. Смита  развили его индивидуалистические идеи, которые в разных странах  приняли различные оттенки. Во Франции, где интересы правительства и населения постоянно противопоставлялись, где шла ожесточенная борьба между правительством и народом, идеи о невмешательстве государства в жизнь граждан, об ограничении круга его деятельности были доведены до крайности.

 

    1. Кейнсианская теория.

 В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж.Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно - денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.

 Главными чертами  кейнсианской модели регулирования  являются:

- высокая доля национального  дохода, перераспределяемая через  госбюджет;

- широкое использование  бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых  регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

 Модель государственного  регулирования, предложенная Кейнсом,  позволила ослабить циклические  колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились. Был опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неконсервативная модель регулирования.

Информация о работе Проблема государственного вмешательства в