Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 22:33, контрольная работа
В работе сделана попытка не только представить различные экономические школы в их исторической последовательности, но и показать их взаимозависимость и взаимовлияние, полнее выявить связи прошлого с настоящим и перекинуть мосты к актуальным вопросам современности.
Введение. 3
1. Первые экономические школы 4
2. Классическая политическая экономия 8
3. Кейнсианская теория. 11
4. Неоклассическая теория. 13
Заключение 15
Список литературы 16
Оглавление
Проблема государственного вмешательства в экономику, по моему мнению, является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берёт на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещении всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить?" одной единственной формой собственности - государственной, а ответ на основной экономический вопрос - строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния.
Главной целью является, сжато показать основные этапы развития экономической мысли, выделить главное в идеях представителей различных школ и направлений.
В работе сделана попытка не только представить различные экономические школы в их исторической последовательности, но и показать их взаимозависимость и взаимовлияние, полнее выявить связи прошлого с настоящим и перекинуть мосты к актуальным вопросам современности.
История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.
Первые трактаты по государственному
управлению появились в эпоху меркантилизм
Идеи полицейской деятельности
государства позднее
Развитие философии и политэкономии конца XVIII в. позволило сделать шаг вперед в учении о государстве. От государства стали требовать, чтобы оно признало неприкосновенным личное достоинство гражданина, его права и свободы. В различных странах Европы, а позднее и в России стала разрабатываться концепция правового государства. Изменения, которые в последующем произошли в государственном управлении, повлияли и на предмет науки о нем. Прежние названия “полиции” и “полиции благосостояния” утратили свое первоначальное значение. Для обозначения всей совокупности функций государства стали употреблять термин “Административная деятельность”, а термин “полиция” сохранился только для обозначения деятельности государства по обеспечению безопасности граждан и имущества. Теоретической основой концепции правового государства послужили экономические теории физиократов, У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, взгляды И. Канта и др.
Учение меркантилистов,
предоставлявшее государству
Накануне 1680 г. один из депутатов от купечества (Франсуа Лежандр) в разговоре с Ж. Б. Кольбером (министром финансов Франции) произнес знаменитую фразу: “Laisser noasfaire - дайте нам самим действовать”, которая позднее становится лозунгом физиократов.
Стремящееся регламентировать
все отношения подданных
В таких условиях необходимой предпосылкой прогресса должно было стать сужение сферы деятельности государства, ограничение его вмешательства в экономическую жизнь, что нашло свое отражение в учении физиократов. Их доктрина была оценена современниками одним словом — “свобода”.
Ф. Кенэ и его ученики исходили из идеи о космическом порядке, универсальной гармонии, которой одинаково подчинены материя и человечество. Государство не должно мешать действию законов, создающих естественный порядок, наиболее выгодный человеческому роду, устанавливающих естественное право всех людей. Эти вечные, неизменные законы подчиняют себе всякого разумного человека. Государство должно способствовать пониманию этих законов посредством организации просвещения, должно соблюдать и охранять их, но его попытки вмешиваться в сложный механизм общественной жизни лишь портят благой порядок, установленный Богом. Пусть порядок и честность установятся в администрации, пусть предоставят каждой вещи ее естественное течение, тогда увидят выполнение всех принципов по самому внутреннему порядку вещей.
Правительство должно убирать преграды с пути, предоставляя полную свободу конкуренции. Люди добры по природе и благородны. Возможность осуществлять свои желания в условиях “свободной и безграничной конкуренции” создает гармонию, наилучший порядок, возможный на земле. Это применимо к отношениям не только внутри государства, но и к отношениям с другими странами. Естественная торговая политика - это свободная и безграничная конкуренция, доставляющая каждой нации наиболее возможное число покупателей и продавцов, чтобы обеспечить им самую выгодную цену в продажах и покупках.
Таковы взгляды физиократов
на роль государства, предоставляющие
собой совершенно новое понимание
его задач и целей. Физиократы
были первыми последовательными
представителями индивидуализма и
либерализма в области
Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала работа А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", в которой он утверждал, что "свободная игра рыночных сил" (принцип"laissez faire") создает гармоничное устройство".
В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.
Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.
Одна из ведущих идей работы английского экономиста У. Петти (1623-1687) “Политическая арифметика”, связывающая его с принципами классической политэкономии, — идея естественного порядка и пагубности нарушений его государственной властью. Недостаток государственного управления по Петти заключается в том, что “слишком многое из того, что должно было бы управляться лишь природой, древними обычаями и всеобщим соглашением, подпадало под регулирование закона”.
У. Петти резко выступает против государственной регламентации, если она “противоречит законам природы”. На государство он возлагал важные функции по обеспечению полного использования рабочей силы, а также по повышению её качества. Петти предлагает за счет государственных средств обеспечить бродяг и нищих работой по постройке дорог, возведению мостов и плотин, разработке рудников. В соответствии со своими взглядами на роль государства в экономике У. Петти в “Трактате о налогах и сборах” таким образом регламентирует целевые расходы государства:
1) военные расходы,
2) содержание управления,
3) расходы на церковь,
4) расходы на школы и университеты, на образование,
5) содержание детей (сирот) и инвалидов,
6) расходы на дороги, судоходные реки, водопроводы, мосты, порты, другие предметы, нужные для блага пользования всех”.
Экономическое учение А. Смита (1723—1790) представляет собой вторую фазу развития “теории свободной конкуренции”, начало которой было положено физиократами.
А. Смит был профессором нравственной философии, проникнутой идеями естественного права, и подобно физиократам перенёс идеи индивидуализма и свободы из области философии и права в область политической экономии. А. Смит был глубоко убежден, что Божество стремится создать всеобщую гармонию человеческой жизни: в области морали — путем присущего человеку чувства симпатии: в области материальных отношений - путем разумного эгоизма. “Эгоизм, говорит он, - колесо, которое ставит часы общества на экономическую гармонию и счастье”.
Этот основной двигатель человеческих поступков с помощью свободной конкуренции непременно приведет к лучшим результатам частной производительности и к гармонии общих интересов. Эгоистические интересы отдельных лиц будут обуздываться интересами всех других членов общества. Свобода хозяйственной деятельности составляет необходимое условие успешности последней.
Цели и задачи государства А. Смит понимает так же, как физиократы. Государство должно как можно меньше вмешиваться в деятельность частных лиц, ибо оно не в состоянии изменить естественные законы, на которых основана эта деятельность. В противоположность меркантилистам А. Смит считал подлинными обязанностями государства охрану мира, защиту личности и собственности, делая исключения для тех случаев, когда государственная деятельность целесообразнее частной: государственные расходы на строительство железных дорог, расходы на народные школы, религиозные учреждения и публичные сооружения.
Последователи А. Смита
развили его
В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж.Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно - денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.
Главными чертами
кейнсианской модели
- высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;
- широкое использование
бюджетно-финансовых и
Модель государственного
регулирования, предложенная
Информация о работе Проблема государственного вмешательства в