Проблема ограниченности ресурсов и экономическая эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение проблемы ограниченности экономических ресурсов. Для достижения поставленной цели в ходе написания курсовой работы решены следующие задачи:
Раскрыто понятие и даны характеристики видам экономических ресурсов;
Раскрыта проблема ограниченности ресурсов и необходимости экономического выбора;
Раскрыта проблема ограниченности трудовых, природных ресурсов.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………
3
1
Понятие и сущность экономических ресурсов, классификация …...
5
1.1
Понятие экономических ресурсов как экономической категории …………………………………………………………
5
1.2
Классификация экономических ресурсов ……………………...
6
2
Проблема ограниченности ресурсов, особенности их использования и факторы, её определяющие ……………………….

15
2.1
Использование экономических ресурсов ……………………...
15
2.2
Проблема ограниченность ресурсов и обеспечения населения продовольствием ………………………………………………

19

2.3 Кривая производственных возможностей...........................…26

3
Эффективность использования ресурсного потенциала российской экономики ………………………………………………..

28
Заключение ………………………………………………………………..
39
Список использованной литературы ……………………………………..
41

Файлы: 1 файл

Проблема органиченности ресурсов.docx

— 84.27 Кб (Скачать файл)

В этой связи процесс структурной перестройки национальной экономики должен иметь целью формирование наиболее эффективных и конкурентоспособных компаний, как на внутреннем, так и на мировом рынках. Учитывая огромный минерально-сырьевой потенциал России, восстановление отечественной обрабатывающей промышленности должно производиться на основе всесторонней интеграции с добывающими отраслями.

Наиболее перспективной формой такой интеграции должно стать создание, при всесторонней поддержке государства, крупных финансово-промышленных групп- корпораций межотраслевого профиля, которые могли бы конкурировать с транснациональными корпорациями Запада.

Сегодняшнее финансовое состояние предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности, использование в процессе производства неконкурентоспособных технологий, отсутствие ассигнований на геологоразведочные работы. Все это заставляет при поддержке государственных органов организовывать финансово-промышленные группы, способные аккумулировать значительные финансовые средства на внутреннем и мировом рынках капитала.

Основные приоритеты государства при создании межотраслевых финансово-промышленных групп должны предусматривать:

− устойчивое обеспечение страны минеральными ресурсами и продуктами их переработки;

− повышение эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов и создание необходимых условий для перевода экономики на ресурсосберегающий путь развития;

− дальнейшее развитие сырьевой базы;

− поддержание и наращивание экспортного потенциала страны, изменение его структуры в пользу торговли продуктами переработки и промышленной продукции;

− развитие обрабатывающей промышленности и ее экспортного потенциала и др.

Обозначившийся в России процесс становления промышленно-финансовых групп на базе отдельных отраслей МСК (прежде всего газовой, энергетической, нефтяной, алюминиевой и др.) знаменует формирование нового этапа развития . объединение многоотраслевых комплексов с финансовыми и коммерческими структурами.

Эти комплексы должны определить темпы преобразования и подъема экономики России как стабильный источник бюджетных и валютных поступлений, существенный очаг стабильности, в том числе эффективной занятости населения, как фактор формирования прорывных критических технологий, как фактор реструктуризации и модернизации базовых отраслей МСК и промышленности и, наконец, как фактор интеграции в пространстве России, СНГ и мирового сообщества.

Независимо от того, в чьей собственности находятся природные, в частности минеральные, ресурсы, государство вправе регулировать процесс их освоения и использования, действуя в интересах общества в целом и отдельных собственников, чьи интересы вступают и противоречие друг с другом, а для достижения компромисса необходима помощь государственных органов власти.

В централизованно управляемой экономике природопользование находилось вне сферы рыночных отношений. В начале рыночных реформ в России на некоторое время государство выпустило из рук стратегическое управление природно-ресурсным комплексом. Это обернулось застоем национального природно-ресурсного потенциала, развалом формировавшейся в течение многих десятилетий геологической отрасли, рядом других негативных последствий. Но сейчас рыночная эйфория первых лет экономических реформ постепенно уступает место более взвешенному подходу, допускающему возможность и признающему необходимость регулирующего воздействия государства на хозяйственные процессы в целом и на природопользование в частности. Практика стран с развитой рыночной экономикой дает нам немало примеров эффективного государственного вмешательства в долговременные проекты освоения природных ресурсов.

Современная стратегия рационального ресурсопотребления не может базироваться исключительно на возможностях рынка как такового. Это тем более относится к переходным состояниям экономического развития, а значит, и к народному хозяйству России. Практика это хорошо демонстрирует. Даже наши инновационные предприятия зачастую не используют ресурсосберегающие технологии.

В России, следовательно, необходимо реализовать такой принцип рационального природопользования, как органическое сочетание рыночных механизмов саморегулирования и поддержки рационального ресурсопотребления и ресурсосбережения. Система государственного регулирования и поддержки последних должна включать в себя, как минимум, следующие подсистемы: а) правового обеспечения, б) финансово-кредитной поддержки, в) инфраструктурного и информационного обеспечения, г) страхования от чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий. Можно также выделить подсистемы научного обеспечения, экологического и экономического образования и повышения квалификации и др. Рациональное ресурсопотребление и ресурсосбережение. Проблема комплексная и многоплановая. Наряду с социально-экономическими и экологическими аспектами исследователями выделяются аспекты технико-технологические. Совершенствование и кардинальное обновление технологий должно быть поставлено во главу угла развертывания предпринимательской деятельности. Согласно ряду серьезных зарубежных и отечественных разработок в области технологической макродинамики, Россия остается (и при нынешней непродуманной стратегии рыночного реформирования надолго).

останется) многоукладной не только по формам собственности, но и по так называемым технологическим укладам. При этом у нас господствует. Третий (ресурсозатратный) уклад, пройденный развитыми странами уже в конце 70-х годов, а четвертый технологический уклад, связанный с переходом на ресурсосберегающие инновационные технологии, представлен только в ряде производств ВПК.

Потенциальные условия для перехода к новым укладам в России по ряду направлений имеются, но для реализации этих возможностей необходимо обеспечить распространение передовых технологий из ВПК в мирные отрасли и сферы экономики, использовать еще сохранившийся задел соответствующих отечественных разработок и стимулировать активизацию наших ученых на новые разработки. С помощью разработки и внедрения технологий новых укладов предстоит прежде всего обеспечить эффективное ресурсопотребление предпринимательских структур в топливно-энергетическом комплексе, АПК, в отраслях и сферах производственной, социальной и рыночной инфраструктуры.

В целях рационализации ресурсопотребления необходимо создание соответствующих организационно-экономических условий. Рыночный механизм, как уже отмечалось, сам по себе не в состоянии решить весь комплекс рассматриваемых проблем, ряд противоречий устраняется посредством научно обоснованного государственного регулирования. Речь идет о противодействии монопольному поведению крупных. корпоративных структур, в ряде случаев тормозящих инновации и нарушающих нормы природопользования, об обеспечении биосистем, блокировании тенденций к экологическому загрязнению и т.д. Во всех развитых государствах в наибольшей мере (хотя и далеко не всегда результативно) регулируется именно природопользование. Вне зависимости от существующих форм собственности на землю и ее недра, от форм хозяйствования.

Важнейшей целью природно-ресурсной политики является обеспечение рационального и эффективного использования природно-ресурсного потенциала России с целью удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики страны и экспорта. Она должна обеспечить осуществление принципиальных структурных преобразований, исключающих неэффективное ресурсорасточительное природопользование, создание экономических механизмов комплексного решения задач рационального использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, включая государственную поддержку новых методов и способов изучения, прогнозирования, мониторинга состояния природной среды, совершенствование взаимоувязанных систем кадастров на основе цифровых геоинформационных систем.

В этой связи стратегической целью государственной политики в сфере восполнения (восстановления) использования и охраны природных ресурсов на ближайшее десятилетие становятся: достижение оптимальных уровней воспроизводства; неистощительное рациональное и сбалансированное потребление и охрана всего комплекса природных богатств, направленные на повышение социально-экономического потенциала страны, качества жизни населения, реализацию прав нынешнего и будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом и благоприятную окружающую среду обитания; усиленная экономия сырья, материалов, энергии на всех стадиях производства и потребления; создание основы для перехода к устойчивому развитию; высокая ответственность при принятии различных внутри- и внешнеполитических решений, направленных на реализацию геополитических интересов и соблюдение национальной безопасности России.

При этом основными стратегическими задачами для природно-ресурсного блока являются:

− завершение перехода к рациональному сочетанию административных и экономических методов государственного регулирования в области природопользования;

− формирование эффективной системы органов государственного управления в сфере природопользования, четкая координация и разграничение сфер их деятельности;

− развитие правовой базы в целях стимулирования инновационного и инвестиционного процессов в сфере природопользования;

− оптимизация объемов и расширение диверсификации источников инвестиций при воспроизводстве, потреблении и охране природных ресурсов;

− развитие государственного регулирования экспортно-импортных операций в сфере природных ресурсов;

− осуществление государственной поддержки научных исследований как важнейшей исходной части технологического цикла в области изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов;

− создание условий для сбалансированного природопользования как основного фактора устойчивого развития страны;

− обеспечение разграничения функций и прав федеральных органов и субъектов Российской Федерации в сфере природопользования;

− учет региональных особенностей и потребностей природопользования при совершенствовании структуры экономики России в целом.

На первом этапе усилия государства должны быть направлены на решение следующих проблем:

− совершенствование природно-ресурсного законодательства, в том числе усиление административной и уголовной ответственности за его нарушение;

− углубление и совершенствование экономического механизма природопользования;

− уточнение и корректировку системы лицензирования и регламентации режимов природопользования;

− разработку механизма аудита в области природопользования;

− расширение перечня видов природных ресурсов, используемых на платной основе;

− создание действенного механизма финансового обеспечения программ и мероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов;

− формирование критериев и требований к разграничению государственной и иных видов собственности на природные ресурсы;

− создание федерального фонда резервных месторождений полезных ископаемых и иных видов естественных богатств и др.

В дальнейшем основные усилия следует сконцентрировать: на завершении создания унифицированной системы нормативно-правового обеспечения; на реализации государственной политики в области природопользования; на переходе к управлению и регулированию природопользования на основе разграВ связи с этим необходимо: разработать и начать реализацию концепции государственной природно-ресурсной политики, включающей в себя проблемы нормативно-правового, экономического, учетно-статистического обеспечения рационального природопользования;

− завершить подготовку нормативно-правовой базы для введения платы за пользование всеми видами природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот;

− продолжить совершенствование системы платежей за право пользования недрами, включая возможность получения недропользователями льгот за истощение недр или за отработку низкокачественных руд, содержащих дефицитные полезные ископаемые.

В дальнейшем следует:

− предусмотреть уменьшение числа налогов и переход в основном к рентным платежам;

− повысить эффективность государственного управления природопользованием;

− укрепить экономические основы федерализма в области отношений собственности на природные ресурсы;

− усилить административную и уголовную ответственность за нарушения природно-ресурсного законодательства;

− обеспечить соблюдение национальных интересов при привлечении иностранных инвестиций.

Для реализации государственной политики в области использования, охраны и воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов в качестве первоочередных следует предусмотреть следующие основные меры:

− предотвращение процесса исчерпания поисково-разведочного задела прошлых лет путем усиления геологических исследований и геологоразведочных работ;

− ликвидация острого дефицита в стране отдельных видов минерального сырья (марганца, хрома, урана и др.);

− приостановление отставания прироста запасов от объемов добычи полезных ископаемых;

− развитие минерально-сырьевой базы на региональном уровне за счет выявления, оценки и промышленного освоения небольших месторождений угля, торфа и агрохимического сырья, прежде всего в удаленных районах России, в которых отсутствуют альтернативные источники твердого топлива и минеральных удобрений: повышение комплексности использования минерального сырья;

− разработка мероприятий по модернизации геологоразведочных работ, внедрению новой техники для буровых и геофизических работ, адаптированной к геологическим и природным условиям конкретных нефтегазоносных и рудоносных регионов России;

− расширение объемов изучения и использования ресурсов шельфа и Мирового океана[11].

В качестве завершающего общего вывода следует отметить, что сложившиеся социально-экономические предпосылки, а также стратегия выхода России из глубокого кризиса и обретения былой мощи на качественно новой основе свидетельствуют о том, что важнейшим фактором в развитии государства на ближайшую перспективу остается состояние минерально-сырьевого комплекса страны. От уровня рациональности, продуманной ответственности и масштабности использования потенциала естественных богатств в подавляющей степени зависит быстрота преодоления кризисных явлений в стране; создание материально-технической базы для производства высокотехнологичной и наукоемкой продукции, включая товары длительного пользования, в том числе обеспечение государственной безопасности России в области продуктов питания; изменение структуры внешней торговли, соответствующей товарообороту развитых стран мира; решение многих социальных проблем и целого ряда факторов, определяющих будущее Российской Федерации.

Информация о работе Проблема ограниченности ресурсов и экономическая эффективность