Проблема трудоустройства и занятости молодых специалистов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

У современной молодежи очень много проблем, одной из которых является трудоустройство и занятость молодых специалистов. Выпускаясь из университета, колледжа или училища молодой человек приступает к активному поиску места работы, но не всегда ему удается найти свободную вакансию по специальности.

Содержание работы

Введение.................................................................................................
3
1. Трудоустройство и занятость: понятия и сущность............................
4
2. Проблема трудоустройства и занятости молодых специалистов в России...........................................................................................................

6
2.1 Государственная поддержка трудоустройства и занятости молодых специалистов....................................................................

6
2.2 Адаптация молодежи к трудовой деятельности по выбранной специальности...................................................................................

9
2.3 Конкурентоспособность молодых специалистов на рынке труда.................................................................................................

12
Заключение...................................................................................................
15
Список литературы......................................................................................
16

Файлы: 1 файл

занятость.docx

— 35.93 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Адаптация  молодежи к трудовой деятельности  по выбранной специальности

Первая ступень по адаптации молодежи начинается ещё в школе, когда перед учеником 9-11 класса встает выбор либо продолжить своё обучение в вузе, либо, получив среднее полное образование, начать работать, поэтому от проведенной учебно-воспитательной работы педагогов, родителей, средств массовой информации и психолога зависит дальнейшее успешное трудоустройство молодого человека. Зная только поверхностную информацию о специальности, они порой даже не представляют, что под ней может скрываться. Несовпадение представлений молодежи с реальными требованиями, сочетается с далеко не всегда обоснованными представлениями молодых людей о путях адаптации в сфере труда и занятости. Это проявляется в выборе профессии, а в дальнейшем в определении перспектив собственного трудоустройства.

Не смотря на огромное влияние проведенной работы с учеником в школе, основная задача второй ступени адаптации молодежи к трудовой деятельности зависит от вузов и колледжей. Именно в этих учебных заведениях происходит обучение студентов как теоретическим, так и практическим знаниям по выбранной специальности. Но, к сожалению, существующая сегодня система подготовки студентов к профессиональной деятельности не полностью отвечает современным требованиям работодателей. Это происходит из-за того, что, во-первых, снижается роль производственных практик в подготовке специалистов. Во-вторых, как правило, обучение студентов происходит на достаточно устаревшем оборудовании, которое уже давно не используется на производстве. В-третьих, получив диплом об окончании высшего профессионального образования, выпускник вуза обладает преимущественно теоретическими знаниями, при полном или почти полном отсутствии практических навыков. Отсюда и наблюдается снижение качества профессионального образования и как следствие рост дефицита рабочих кадров.

Вузы не всегда в своей образовательной политике, в организации учебного процесса учитывают необходимость подготовки своих выпускников к трудоустройству после обучения. Работа студентов во время учебы вузами рассматривается как неизбежное зло, которое лишь отвлекает студентов от получения качественных знаний. Увязать вторичную занятость с получением практического опыта по будущей специальности удается далеко немногим вузам. То же касается практик и стажировок.

Существует множество противоречий, межу между качеством подготовки молодых специалистов и требованиями рынка труда. Например, содержание и технологии обучения в вузе далеко не всегда соответствуют реальному содержанию профессиональной деятельности, или амбициозность и завышенные ожидания выпускников, стремящихся сразу занять руководящие должности и получить высокооплачиваемую работу, противоречит требованиям работодателей, которые ориентированы при приеме на работу на молодых специалистов – ответственных исполнителей, готовых начать карьеру с низовых ступеней. Существуют и другие разногласия между молодежью и работодателями: личностная незрелость, неготовность к самостоятельной работе, неспособность принять на себя ответственность за принятые решения - не соответствует необходимости современных компаний, нуждаются в молодых специалистах с высоким уровнем личностной зрелости, способных к проектной деятельности.

В качестве третей ступени в трудовой адаптации молодого человека выступает сама организация, в которой занят молодой человек. Трудовая адаптация персонала – это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном включении работника в процесс производства в новых для него профессиональных, психофизиологических, социально-психологических, организационно-административных, экономических, санитарно-гигиенических и бытовых условиях труда и отдыха. Современные ученые выделяют пять основных видов адаптации молодых специалистов:

  1. Производственная;
  2. Психофизиологическая;
  3. Социально-психологическая;
  4. Организационно-административная;
  5. Экономическая

Профессиональная адаптация молодых сотрудников, включает в себя несколько этапов, первый из которых является разъяснение новому сотруднику основного содержания его профессиональной деятельности на первых собеседованиях с менеджером по персоналу. В качестве следующего этапа могут выступать обучение на специальных курсах или тренингах.

Социально-психологическая адаптация подразумевает под собой вхождение в коллектив, принятие установленных норм взаимоотношений – одно из условий высоких результатов работы. Меры по социально-психологической адаптации направлены, прежде всего, на скорейшее преодоление сотрудником естественной при поступлении на новое место неуверенности.

Организационная адаптация – это процесс введения в организацию, он направлен на усвоение работником норм и правил, по которым живет организация. Целью этого процесса является принятие новым сотрудником ценностей, установок, принципов организации без ущерба для личностных ценностей.

Первым этапом введения в организацию является собеседование с менеджером по персоналу, на котором новому сотруднику рассказывается об основных сведениях организации и о перспективах, которые он сможет иметь, работая здесь. Так же менеджер по персоналу рассказывает об истории компании, ее организационной структуре и месте в ней данного отделения, знакомит со служебной иерархией, отвечает на вопросы.

Во второй этап организационной адаптации молодого сотрудника входит знакомство с правилами внутреннего распорядка и ознакомительная экскурсия по офису организации. Третий этап это знакомство с сотрудниками, с которыми молодому специалисту предстоит активно взаимодействовать.

 

2.3 Конкурентоспособность  молодых специалистов на рынке  труда

Перед каждым молодым жителем России сегодня остро встает проблема его конкурентоспособности в совершенно новой экономической и социокультурной ситуации, а по существу, это проблема его выживания Под личной конкурентоспособностью понимается способность в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда уметь к моменту завершения обучения в вузе обеспечить себя гарантированной работой по получаемой специальности в организации с перспективой успешного продвижения вверх по служебной лестнице. Особенно сильно это важно студентам и выпускникам вузов, решив, устоится на работу, они как слабо защищенная категория населения наиболее остро ощущает на себе конкуренцию среди как старшего поколения, так и своих ровесников. Это вызвано следующими причинами:

  1. Отсутствием опыта у молодых специалистов;
  2. Завышенными требованьями к заработной плате в первый год;
  3. Резкой сменой вида деятельности (переход от учебы к практике);
  4. Отсутствием необходимых знаний, умений и навыков, предъявляемых работодателями;
  5. Неготовность проявлять инициативу, брать ответственность на себя, принимать собственные решения;
  6. Необходимостью постоянно контролировать молодых специалистов и даже иногда требуется доучивать их.

Уровень конкурентоспособности зависит от степени соответствия специалиста требованиям профессиональной деятельности, работодателей, рынка труда и социально-экономических условий в целом. Качества, обеспечивающие эту способность, позволяют специалисту претендовать на определенную должность, участвовать и побеждать в конкурентной борьбе и, в дальнейшем, обеспечивают стабильную востребованность данного специалиста на рынке труда. Не смотря на ряд серьезных недостатков, молодежь обладает другими сильными качествами, которых нет у специалистов с большим опытом. Среди положительных моментов приема на работу молодых специалистов можно выделить следующие:

  • отсутствие большинства стереотипов, присущих работникам со стажем, и наличие ярко выраженного стремления к новаторству, исследовательский интерес;
  • социальная и профессиональная мобильность (отсутствие профессионального опыта делает молодых работников более гибкими);
  • умеренность требований к размеру вознаграждения, обусловленная как нематериальным интересом (удовлетворенностью работой, амбициями и т.д.), так и материальным — получить пусть даже и небольшие, но собственноручно заработанные деньги, делающие их самостоятельными и независимыми от родителей. Кроме того, студент, решивший трудоустроится ещё в процессе обучения, ожидает, что став специалистом, он получит желаемое вознаграждение в перспективе, а, следовательно, пока можно согласиться и на меньшее;
  • быстрая адаптация к новым условиям.

Молодые специалисты, не смотря на многие недостатки, в своем большинстве владеют необходимым сплавом следующих личностных качеств:

• мыслительные качества – это сильные аналитические способности, системность, гибкость мышление, креативность, умение справляться с большим объемом информации и находить сложные решения в трудной ситуации;

• коммуникативные навыки – умение вести деловые переговоры для достижения результата, умение взаимодействовать с людьми, способность подать свою точку зрения наиболее эффективно, повести людей за собой, наличие долговременных связей;

• организаторские навыки – умение спланировать собственную деятельность и деятельность группы, умение поставить задачи, распределить усилия и задания, проконтролировать достижение результата, способность прогнозировать ситуацию. Важным качеством является также способность справляться с большим количеством дел, что означает, что ты наиболее эффективно распределил время для достижения результата;

• личностные качества – работоспособность, культура и интересы, семейное благополучие, умение взять ответственность за свои дела и за группу, высокая мотивация к достижению результата, стремление к развитию и успеху.

Так в условиях жесткой конкуренции на рынке труда наиболее опытные и квалифицированные кадры имеют преимущества перед остальными при получении высокооплачиваемой работы. В современной экономической ситуации в России, тем более в условиях мирового экономического кризиса, все более важным и значимым становится воспитание не только творческой, и высокопрофессиональной, но и конкурентоспособной личности. Тем не мание многие работодатели отмечают, что недостаточная профессиональная подготовка – это дело времени. Как правило, молодой специалист легко входит в работу, если он хорошо подготовлен в психологическом и социальном плане. Поэтому в период обучения в вузе студенту следует уделить особое внимание своей подготовке, и в первую очередь самоподготовке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Быть молодым специалистом на сегодняшний день трудно как никогда, ведь молодой специалист в первую очередь, это человек, с определенным багажом теоретических знаний, только что получивший диплом. К сожалению, не больше 30% выпускников на сегодняшний день имеют опыт работы по специальности к моменту получения диплома, остальные же 70% сталкиваются с проблемой трудоустройства и занятости.

Молодёжь – исключительно важный ресурс производительных сил общества, поскольку является не только энергичной и работоспособной, но и быстрообучаемой рабочей силой. Полная и эффективная занятость молодёжи – условие повышения конкурентоспособности страны.Молодые люди будущее России, и от стартовых условий их деятельности зависит её последующее развитие.

Молодые юноши и девушки уже сегодня во многом определяют политические, экономические социальные процессы в обществе. В то же время, молодёжь является одной из особо уязвимых групп на рынке труда. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Молодежная безработица остается одной из острейших проблем в сфере труда.

От первого шага зависит дальнейший трудовой путь. Здесь важно не оступиться и не избрать ту профессию, которая со временем будет тяготить. Необходимо найти себе дело — надежную опору на всю сознательную жизнь. Нынешней молодежи приходится начинать свою трудовую биографию в обстановке жесткой конкурентной борьбы. Работодатель вполне обоснованно отдает предпочтение взрослым — людям опытным, ответственным и дисциплинированным, хорошо ориентирующимся в смежных профессиях.

Молодой специалист, впервые попадая на рынок труда сталкивается с огромным количеством проблем, начиная от того куда попробовать трудоустроиться и заканчивая проблемами, возникающими во время работы. Поэтому от того какая была проведена работа по адаптации молодого человека в школе, вузе и на работе, а так же от приложенных его собственных усилий будет зависеть и моральная удовлетворенность работника, и дальнейшее развитие фирмы, и даже процветание нашей страны.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II. - М.: Проспект, 2008.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации М.: Проспект, 2009.
  3. Стратегия государственной молодежной политики в РФ до 2016 года.
  4. Багдасарьян Н. Г., Немцов А. А., Кансузян Л. В. Послевузовские ожидания студенческой молодежи // Социс. 2007.
  5. Долбунов А. А. Текучесть кадров - основная проблема предприятий М.:// Маркетинг. - 2006. - № 12
  6. Долгова, А.Полная и эффективная занятость молодежи - условие повышения конкурентоспособности страны / А. Долгова, И. Жукова // Человек и труд. 2007. №8.
  7. Дубова О. Роль службы занятости в профессиональном самоопределении молодежи / О. Дубова, З.Рахматуллина, И. Маслова // Человек и труд. 2007. № 1
  8. Егоров О. Профильное образование: проблемы и перспективы // Народное образование. – 2006. – № 5Оконникова И.М. Трудоустройство выпускников вуза на региональном рынке труда: оценка перспектив / Известия Академии труда и занятости - 1-2.-2005.
  9. Пригожин А. И. Современная социология организаций, Москва 1995г.
  10. Ремизов, Н.Д. Менеджмент персонала предприятия– М.: Дело 2005.

Информация о работе Проблема трудоустройства и занятости молодых специалистов в России