Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:43, курсовая работа
Современное общество стремится к постоянному улучшению уровня и условий жизни, которые может обеспечить только устойчивый экономический рост. Экономический рост определяют как долгосрочную тенденцию увеличения реального выпуска на душу населения. Проблемам экономического роста в любой стране уделяется огромное внимание. Экономический рост занимает центральное место в экономике любой страны. Это связано с тем, что; во-первых, экономический рост определяет уровень экономического развития страны, степень удовлетворения потребностей и уровень жизни; во-вторых, экономический рост определяет место страны среди других стран мира, ее конкурентоспособность, возможности влияния на мировое экономическое и политическое развитие; в-третьих, экономический рост определяет перспективы развития страны во всем их многообразии.
2007 г. был назван в докладе Минэкономразвития РФ в экономическом развитии страны едва ли не переломным в работе правительства.
Темпы роста ВВП промышленного производства, инвестиций стабилизировались с некоторыми положительными изменениями против предыдущего года; несколько возросли реальные доходы населения, сократилась на 2,4% доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума; наметились сдвиги в демографии, жилищном строительстве (как результат реализации национальных проектов); сократилась государственная часть внешнего долга, увеличились золотовалютные резервы страны, вырос приток частных инвестиций. Диаграмму экономических показателей иллюстрирует таблица 1.
Таблица 1 - Темпы прироста основных показателей экономического и социального развития РФ
2000 г. |
2002 г. |
2004 г. |
2006 г. |
2007 с | |
Валовой внутренний продукт |
10,0 |
4,7 |
7,2 |
6,7 |
7,3 |
Промышленное производство |
8,7 |
3,1 |
8,з |
3,9 |
6,0 |
Продукция сельского хозяйст- |
|||||
ва |
7,7 |
1,5 |
3,0 |
2,8 |
2,0 |
Инвестиции в основной капи- |
|||||
тал |
17,4 |
2,8 |
13,7 |
13,7 |
17,0 |
Реальные доходы населения |
|||||
(располагаемые) |
12,0 |
11,1 |
10,4 |
10,2 |
12,5 |
Цена нефти на мировом рын- |
|||||
ке (долл. за баррель) |
3032 |
25,0 |
36,0 |
65,0 |
65,5 |
Оборот розничной торговли |
9,0 |
9,3 |
13,3 |
13,9 |
13,0 |
Доля импорта в товарных |
|||||
ресурсах на внутреннем |
|||||
рынке, % |
40,0 |
41,0 |
43,0 |
46,0 |
46,0 |
Индекс потребительских цен |
|||||
(декабрь к декабрю) |
20,2 |
15,1 |
11,7 |
9,0 |
11,0 |
Валютный Курс, руб. за долл. |
28,2 |
31,8 |
27,8 |
26,3 |
25,2 |
ВВП (в % к предыдущему году) возрос в 2000 г. на 10%, в 2001 г. - на 5,1, в 2002 г. - на 4,7, в 2003 г. - на 7,3, в 2004 г. - на 7,2, в 2005 г. - на 6,4, в 2006 г. -на 6,7 и в 2007 г. - на 7,з%. Промышленное производство -соответственно на 8,7, 2,9, з,1, 8,9, 8,3, 4,0, 3,9 и 6,0%. Выпуск продукции сельского хозяйства увеличился на 7,7%, 7,5, 1,5, 1,з, 3,0, 2,4, 2,8 и 2,0%, инвестиции в основной капитал выросли на 17,4, 10,0, 2,8, 12,5, 13,7, 10,9, 13,7 и 17,0%, реальные денежные доходы - на 12,0, 8,7, 11,1, 15,0, 10,4, 11,1, 10,2 и 12,5% (табл. 1).
B современной высоко-
За годы же проводимых реформ по определяющим стратегическим направлениям не достигнуто заметных сдвигов, а институциональные и структурные реформы, о необходимости, которых говорится постоянно в течение последних 15 лет, так и не начались.
По поводу приведенных выше данных о темпах прироста важнейших показателей социально-экономического развития РФ на 2000-2007 гг. можно отметить следующее. При таких «высоких» темпах за восьмилетие в 2007 г. объем промышленного производства составил лишь 79,1% уровня 1990 г., продукция сельского хозяйства – 76,5, инвестиции в основной капитал – 55,4, реальные доходы населения – 77,1%.
Сложившиеся темпы роста экономики за данный период во многом обусловлены, как известно, эффектом импортозамещения в связи со стихийной девальвацией отечественной валюты в период после августа 1998 г. и одновременно благоприятной конъюнктурой цен на энергоносители. При таких условиях они не могут быть долговременными. Начиная уже со второй половины 2000 г. поддерживать конкурентоспособность отечественной легкой, пищевой и перерабатывающей промышленности в рамках указанной конъюнктуры и проводимой политики было невозможно.
Опыт реформирования экономики в России показал, что рыночный механизм и либеральная политика в отсутствие государственной стратегии экономического развития, промышленной политики и активной роли государства для решения проблемы вывода экономики из состояния отсталости непригодны. О6 этом также свидетельствует и весь мировой опыт экономического строительства, включая опыт СССР времен индустриализации и осуществления ракетноядерных проектов.
B мировой экономической системе экономика России за годы реформ развивалась вспять. По оценкам ООН, объем мирового ВВП в международных долларах США в 2005 г. по сравнению с 1990 г. возрос в 1,5 раза, а в России - сократился на 10%. При этом особенно впечатляющих успехов достигла КНР (табл.2).
Таблица 2 - Доля России и других стран в мировой экономике
Страны и их группы |
Млрд. долл. США |
% к мировому итогу |
2005 г. в % к 1990 г. | ||||
1990 г. |
2003 г. |
2005 г. |
1990 г. |
2003 г. |
2005 г. | ||
Мир |
22423,9 |
31082,3 |
32975,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
147,0 |
Россия |
967,3 |
767,5 |
870,5 |
4,3 |
2,5* |
2,6 |
90,0 |
США |
5489,6 |
8346,8 |
9010,5 |
24,5 |
26,8 |
27,3 |
164,1 |
Япония |
2970,1 |
3638,9 |
3826,8 |
13,3 |
11,7 |
11,6 |
128,8 |
G-8 |
14762,6 |
19794,6 |
20982,4 |
65,8 |
63,7 |
63,6 |
142,1 |
ЕС-25** |
6792,1 |
9062,8 |
9419,5 |
30,3 |
29,2 |
28,6 |
138,7 |
Китай |
387,8 |
1289,2 |
1510,9 |
1,7 |
4,1 |
4,6 |
389,6 |
Индия |
306,0 |
654,1 |
735,4 |
1,4 |
2,1 |
2,2 |
240,3 |
Южная Корея |
253,7 |
518,8 |
563,8 |
1,1 |
1,7 |
1,7 |
204,5 |
Австралия |
295,6 |
486,4 |
517,0 |
1,3 |
1,6 |
1,6 |
164,5 |
Другие страны |
4961.7 |
6317.7 |
6520,6 |
22,1 |
20,3 |
19,8 |
131,4 |
Проводимая экономическая политика должна претерпеть существенные изменения, учитывая также необходимость решения экономических проблем: повышения уровня инвестиций в реальный сектор экономики, подъема сельского хозяйства, реструктуризация банковского сектора, прекращения отгона капитала, повышения уровня жизни граждан. Но страна по-прежнему живет в рентной, а не производительной экономике; основные доходы базируются на нефти, газе, металлах, на другом сырье; получаемые доходы от экспорта либо проедаются, либо питают отток капитала, пи6о в лучшем случае инвестируются в этот же сырьевой сектор. И эти инвестиции крайне незначительны (при положительном сальдо торгового баланса в 2003 г. - 54 млрд. долл., в 2004 г. -76 млрд. долл., в 2005 г. - 107 млрд. долл. и в 2006 г. - 122 млрд. долл. в нефтяную отрасль инвестировано ежегодно в пределах 5-6 млрд. долл.).
Ослабление участия государства в управлении экономической и социальной сферой означает, по сути, всеобщее перманентное реформирование ради реформирования. А именно: наряду с либерализацией управления энергетическим, транспортным комплексами и жилищно-коммунальным хозяйством реформируются бюджетные отношения и местное самоуправление, налоговая, пенсионная, банковская и страховая системы, проводятся реформы армии, суде6ных органов, государственной службы, образования, валютного режима, страхования банковских вкладов населения; ускорение вступления в ВТО и др.
B кредитно-денежной политике не видна роль ЦБ РФ, который не выполняет свои главные функции - кредитора последней инстанции и эмиссионного центра. Его подход к формированию рублевых денежных ресурсов в экономической практике последних лет сводится к покупке валюты у экспортеров (или иностранных инвесторов), выступая, по сути, в роли «обменного пункта». Поскольку главным генератором валюты являются сырьевые экспортеры и они же основные получатели рублей после продажи валюты, - они формируют дополнительный спрос для остальной экономики, которая вынуждена выполнять их заказы или связанные с ними виды деятельности. B итоге все больше консервируется сырьевая направленность экономики. К сожалению, судя по основным направлениям единой государственной денежной кредитной политики, объем рублевой эмиссии по-прежнему определяется масштабами покупки валюты, в то время как в ведущих станах мира основой финансовых потоков и главным источником роста финансовых ресурсов является бюджетная эмиссия.
Доля бюджетной эмиссии в общем объеме эмитируемых средств в США и Японии, например, находится на уровне 70-90%, что свидетельствует о6 основополагающей структурной и монетарной роли бюджета. Это позволяет обеспечивать финансирование приоритетов экономического развития через бюджетные каналы, а затем по цепочке формировать спрос и стимулировать рост в смежных и иных отраслях.
Новый подход в экономической политике должен состоять в том, чтобы государство на качественно новой основе усилило свою экономическую и социальную функции, связанные с необходимостью корректировки рыночных регуляторов и механизмов, с учетом органичной связи роста потребностей и инвестиций, необходимости обеспечения устойчивого баланса между финансовой, производственной и ресурсной сферами. Ключевыми элементами при этом выступают повышение эффективности управления экономикой и собственностью, в первую очередь со стороны государства, создание финансово-кредитной и инвестиционной инфраструктуры.
Вертикально интегрированные
структуры взаимосвязанных прои
Необходима целенаправленная
стратегия промышленного
Вызывает тревогу проблема Трудовых ресурсов, квалификации кадров и науки, которая переросла в первоочередную, и даже не столько в количественную (хотя и она остра), сколько в качественную. Поэтому нужна комплексная государственная программа, содержащая институциональные, медицинские, социальные, экономические целевые ориентиры и меры по их достижению, с тем чтобы не только сохранить, но и расширить воспроизводство физически и духовно здорового, высококвалифицированного человеческого потенциала, способного отвечать требованиям времени. Следует принять неотложные меры по повышению регулирующих функций государства, направленных на восстановление научно-технического и интеллектуального потенциала страны, опираясь на внутренние источники развития.
Последние мероприятия правительства, связанные с формированием институтов развития (осо6тх экономических зон, инвестиционного фонда, Банка развития, корпораций), осознанием значимости «экономики знаний», разработкой и осуществлением национальных проектов в области образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и сельскохозяйственного производства, долгосрочной концепции до 2020 г. должны стать основой поворота к новому экономическому курсу в стране.
Так же в период с 2000 по
2005 наблюдалась тенденция
Информация о работе Проблемы экономического роста и циклический характер развития экономики