Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 16:35, реферат
В качестве основы своего реферата я взяла статью из журнала «Экономика и управление» Башкирского издания 2012 года. Именно там я нашла статью «Предпринимательство в Республике Башкортостан: тенденции развития» Мансура Давлетбаева. Я постараюсь в своей работе выявить главные проблемы предпринимательства и малого бизнеса, опираясь на данную статью.
В статье представлены некоторые статистические данные по 2011-2012 годам, что позволяет гораздо легче определить основные проблемы предпринимательства в целом.
Вступление………………………………..3
Раскрытие проблемы……………………..3
Заключение ……….....................................9
Список использованной литературы……10
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Российский государственный торгово-экономический университет
Уфимский институт (филиал)
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Экономическая теория
На тему: «Проблемы малого бизнеса в РФ»
Выполнил студент: Мунасыпова Люция
Проверил преподаватель: Сметова К.Б.
СОДЕРЖАНИЕ:
Вступление………………………………..3
Раскрытие проблемы……………………..3
Заключение ………................
Список использованной литературы……10
+ Приложение (использованная статья)
ВСТУПЛЕНИЕ
В качестве основы своего реферата
я взяла статью из журнала «Экономика
и управление» Башкирского
В статье представлены некоторые статистические данные по 2011-2012 годам, что позволяет гораздо легче определить основные проблемы предпринимательства в целом.
Хотелось бы обратить особое
внимание на абзац статьи, где раскрывается
именно тема малого бизнеса, а именно
государственная поддержка
РАСКРЫТИЕ ПРОБЛЕМЫ
На основе представленных данных могу сказать, что в 2012 году количество малых предприятий на много увеличилось. Государство с каждым годом увеличивает объем субсидий на развитие предпринимательской деятельности в Республике Башкортостан. Не смотря на это, автор статьи так же выделил и некоторые проблемы малого предпринимательства, считая, что данный вид деятельности остается малопривлекательным как для населения, так и для банков, предоставляющих кредиты малому и среднему бизнесу.
То есть малые и средние
предприятия выполняют
Каковы же главные проблемы развития малого бизнеса в России?
Во-первых, это недостоверные статистические данные, то есть в стране нет особых комитетов, которые могли бы осуществлять какие-либо исследования по состоянию малого бизнеса. Так же как и нет четкой системы подсчета финансовых результатов (т.е. вклад малых предприятий и предпринимателей в бюджеты разных уровней). Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности предприятий малого бизнеса, нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право этим предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.
В любом государстве статистика в малом бизнесе должна помогать принятию решений на государственном уровне, но, к сожалению, реальность такова, что частные предприятия не желают вести «белый» учет зарплаты сотрудников. Многие люди, работающие в малом бизнесе, получают «черную» или «серую» зарплаты, так как владельцы малых предприятий предпочитают уклоняться от налогов, несмотря на упрощенную систему налогообложения, которая может применяться в черном бизнесе.
На основании статистики в малом бизнесе государственные органы могли бы планировать развитие определенных отраслей экономики, но получить реальные данные о работе малых предприятий до сих пор невозможно. Для сбора статистики в малом бизнесе многие аналитические агентства до сих пор используют различные анонимные опросы, а не реальные цифры, которые должны находиться в распоряжении государственных органов.
Во-вторых, государство хоть и поддерживает развитие малого и среднего предпринимательства в стране, оно все же выделяет какие-либо «особые» отрасли, и не уделяет достаточного внимания к другим. Считаю, что развитие малого бизнеса в стране очень сильно повлияет на развитие экономики России в целом. Это как собрать огромную картину из пазлов. И считаю, что именно малый бизнес стоит сделать главной темой обсуждения в экономической политике.
В-третьих, осуществить более легкий доступ предпринимателям малого бизнеса к получению финансовых ресурсов, т.е. получения кредитов, повышения качества обслуживания покупателей, более активного продвижения компании и ее услуг. Кредитование малого бизнеса, ссуды и господдержка работают неэффективно. Как и в прошлом году, чем больше период, на который планируется привлечь заемные средства, тем меньше вероятность их получить. Почти половина, а это 48% респондентов(по данным газеты «Опора России, 2012г.в.») отмечают, что главным препятствием для получения финансирования являются неподъемно высокие ставки по кредитам. Поэтому однажды уйдя в теневую экономику, малый бизнес не спешит возвращаться в легальную часть, даже при снижении налогового бремени. Чтобы малый бизнес вернулся в официальную экономику и стал опорой государства, необходимо предложить ему что-то еще, кроме дорогих кредитов и зажигательных речей.
В-четвертых, целый ряд таких предприятий связаны с «криминальной» деятельностью: многие предприятия работают по «серой» схеме, скрывают свои доходы, не платят налоги.
Именно поэтому у
Если сравнивать нашу страну с США, то можно смело сказать, что по развитию малого предпринимательства мы намного отстаем от них.
У нас примерно 238 тысяч предприятий на 1 квадратный метр, когда в США более 26 миллионов!
Законодательная практика субъектов федерации нередко игнорирует интересы малого бизнеса, принимаемые законодательные акты часто увеличивают финансовую нагрузку на предпринимателей и в целом ухудшают бизнес-климат в регионах.
Отношение отдельных руководителей к малому бизнесу свидетельствует о том, что он, по-прежнему, рассматривается как источник наполнения региональных бюджетов, а не как институт, выполняющий важнейшую социальную функцию. В работе органов исполнительной власти регионов преобладают, в основном, традиционные, иногда, малоэффективные формы и методы, отсутствует комплексный, системный подход.
Материально-техническое обеспечение предприятий малого бизнеса осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для таких предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен для них доступ к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.
Еще одна проблема — кадровая. Квалифицированных предпринимателей, к сожалению, гораздо меньше, чем реально нужно экономике.
В рамках презентации Сергей Борисов(взято из Российской газеты «Опора России») перечислил основные выводы исследовательского проекта. Список ключевых для малого бизнеса проблем возглавляет дефицит кадров. В прошлом году негативные оценки относительно доступности персонала высказывали 56% респондентов; в 2012 году - уже 68%.
Лишь каждая третья компания не испытывает
проблем с поиском
Непростая
проблема связана и с социальной
защитой предпринимательской
Существенной
проблемой для малого бизнеса
является обеспечение доступа к
производственным площадям и офисным
помещениям. Такие площади во многих
регионах либо в большом дефиците
и, как следствие, — запредельно
дороги, либо их приобретение или аренда
сопряжены с необходимостью преодолевать
нередко искусственные
Другая проблема развития малого бизнеса в России — взаимодействие предпринимателей с местными властями и проверяющими инстанциями. Особенно докучают малым предпринимателям проверки, которые зачастую связаны с необоснованными претензиями и с прямым вымогательством. Решение проблем с чиновниками зачастую решается с помощью взяток. Почти 10% выручки затрачивает среднестатистическое малое предприятие на взятки различным чиновникам и проверяющим.
Можно также сделать вывод о том, что на федеральном уровне для малого и среднего бизнеса в России делается достаточно много. Исследования Всемирного банка говорят о том, что за указанные три года предпринимательская среда в России существенно улучшилась. Однако местные власти своими действиями лишают мелких и средних предпринимателей многих прав, толкают их на путь аффилированных с ними структур, различных посредников. Касаясь собственности, недвижимости и аренды, необходимо разработать и включить четкий механизм покупки собственности, ее регистрации, создания рынка бизнес-недвижимости для малых предпринимателей. Необходимо создать опережающее предложение инфраструктуры от местных властей. То же касается и аренды земли и недвижимости. У предпринимателя всегда должен быть выбор при поиске объекта собственности.
Хотелось бы привести статистику по проблемам малого предпринимательства, статистика рейтингов регионов и городов-миллионников по условиям ведения предпринимательской деятельности представлена в газете «Опора России», выпуск газеты 2012 год:
Наиболее
благоприятными регионами для ведения
бизнеса малыми и средними производственными
компаниями были признаны Московская,
Челябинская и Самарская
Несмотря на все проблемы со сбором статистики на малых предприятиях, на основе имеющихся данных можно сделать некоторые выводы. Например, по данным статистики доля предприятий малого и среднего бизнеса в ВВП Российской Федерации составляет около 40%, а на малых и средних предприятиях работает около 60% населения. Представленные данные, к сожалению, не учитывают тех людей, которые ведут деятельность в «сером» секторе экономики.
По данным статистики, около половины малых предприятий работают в сфере торговли, второе место удерживают предприятия, работающие в сфере обслуживания, на третьем месте находятся предприятия, занимающиеся ремонтом и строительством. Обрабатывающие, инновационные и научно-технические предприятия по данным статистики в малом бизнесе замыкают список предприятий.
Более «честная» статистика в малом бизнесе позволит увеличить объемы кредитования частного бизнеса, так как банки будут иметь более наглядную информацию для принятия решений о выдаче кредита.
По мнению государственных органов, в течении ближайших лет доля малого бизнеса в ВВП нашей страны должна составить 60-70%, хотя при существующих способах сбора статистических данных эта цифра может быть недостижимой.
Кроме проблем со сбором статистики в малом бизнесе, в нашей стране не существует надежных методик для оценки эффективности работы предприятий малого бизнеса, что также не позволит получать реальную картину развития малого бизнеса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Малый бизнес является одним
из важных условий устойчивого развития
страны и региона, который влияет
не только на удовлетворение потребностей
населения в товарах и услугах,
смягчение проблемы безработицы, но
и обеспечивает достижение таких
императивов устойчивости, как ресурсосбережение
и социальная стабильность. Хотя в
последнее время малый бизнес
стал объектом особого внимания региональной
власти и науки, его положение
в регионах остается сложным. Субъекты
малого бизнеса сталкиваются с определенными
трудностями: сохраняется практически
удушающее налогообложение, ограничен
их доступ к кредитным ресурсам,
отсутствует механизм самофинансирования,
не проработан механизм информационной
поддержки и т.д. Отечественное
предпринимательство только находится
на пути к тому, чтобы стать движущей
силой отечественной