Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 14:36, курсовая работа
Российские государственные руководители самого высокого ранга постоянно говорят о необходимости развивать инновационную экономику. Основания для озабоченности у руководителей, да и всех сколько-нибудь проницательных людей в России, есть, и достаточно серьезные. Необходимость перехода экономики России на инновационный путь развития – это признанная точка зрения среди интеллектуальной и властной элиты. Перспектива быть сырьевым придатком мировой экономики является не очень впечатляющей.
Введение 3
Глава 1. Понятие инновационного типа развития «Новая экономика» 4
1.1 Сущность и классификация инноваций. 4
1.2 Признаки инновационной экономики. 11
1.3 Новая экономика 18
Глава 2. Проблемы перехода к инновационному типу развития экономики в России. 22
2.1 Необходимость перехода в инновационной экономике 22
2.2 Перспективы и способы решения проблемы перехода к инновационному типу развития 25
2.3 Роль государства в инновационной экономике 30
Заключение 33
Список используемой литературы 35
Следовательно, это экономика, в которой риск, неуверенность и постоянные изменения являются правилом (а не исключением из него). Такая экономика должна породить принципиально новый тип организации (предпринимательские организации и иные формы мягких систем) и, следовательно, новые теории управления этими организациями. Это экономика в глобальном мире, где у каждого есть равные возможности вступить во всеобщую конкурентную борьбу.
Глава2. Проблемы перехода к инновационному типу развития экономики в России.
Россия
отстала от стран—лидеров инновационного
развития еще в прошлом, ХХ веке,
пропустив сначала научно-
Кстати, некоторые из этих разработок, оставшиеся “на полках”, до сих пор продаются за границу отечественными научно-производственными структурами.
Однако отечественная индустрия, за исключением оборонных отраслей, отторгала произведенное новое знание, слабо внедряла, как тогда говорили, достижения научно-технического прогресса. Плановая система ориентировала деятельность отраслей и предприятий, прежде всего на количественный рост производства продукции. И хотя предприятия получали задания и по освоению новой техники, за невыполнение этой части планов они несли перед партийно-государственными органами несоизмеримо меньшую ответственность, чем за срыв выпуска установленных объемов продукции. В ходе рыночных реформ, особенно на их кризисном этапе, отечественная научно-техническая сфера понесла существенные потери. По сравнению с дореформенным периодом произошло резкое сокращение затрат на ИР и численности научных работников, ухудшение качественных характеристик научных кадров и материально-технической базы исследований. Реальные расходы на науку в конце 90-х годов находились по абсолютной величине на уровне сорокалетней давности. Современная российская наука зачастую проводит исследования, не соответствующие потребностям экономики. Более 70 процентов изобретений направлено на поддержание или незначительное усовершенствование существующих, устаревших видов техники. Частный сектор вкладывает в науку только около трети от государственных вложений. Это несоизмеримо с потребностями обновления производства и расширения спектра принципиально новой отечественной продукции. Уровень инновационной активности российских предприятий (отношение числа инновационно-активных предприятий к их общей численности) даже в условиях экономического подъема последних лет не превышает 10 процентов, что в 5—7 раз ниже, чем в развитых странах. В объеме производства на инновационную продукцию приходится около 5—6 процентов. Востребованность отечественным бизнесом результатов ИР остается невысокой: менее 5 процентов зарегистрированных изобретений становятся объектами коммерческих сделок, в хозяйственном обороте находится 1 процент результатов научно-технической деятельности, тогда как, например, в США и Великобритании — 70 процентов. 20
Такая не слишком оптимистичная картина обусловлена спецификой осуществлявшегося в стране процесса приватизации и вытекающих из ее характера стратегий российских фирм. Крупный отечественный капитал, способный осуществлять вложения в производство и коммерциализацию новых знаний, сложился у нас в основном в отраслях, которые по своей природе менее инновационны, — добыче и первичной переработке сырья, торговле и банковской сфере. Предприятия, выпускающие конечную готовую продукцию, более инновационные в принципе, в большинстве имеют меньшую рентабельность. Поэтому собственных средств им хватает на обеспечение главным образом текущего производства, а их возможности финансирования ИР крайне ограничены.
Цели
производственной и
Кризисное состояние мировой экономики в целом благоприятствует старту инновационной стратегической инициативы. В нашей стране все более угрожающе проявляется проблема надежности эксплуатации оборудования в условиях предельного износа. Поиск путей разрешения этой проблемы актуален как для нашей страны, так и для развивающихся стран. В своей статье Новиков Вадим Иванович21 предложил возможную схему управленческих действий:
1. Составление
перечня общенациональных, характерных
для всех отраслей экономики
научно-технических проблем,
1.1. Борьба
с трением и износом
1.2. Борьба с коррозией металла и бетона.
1.3. Диагностическое обеспечение надежности, в частности, безразборное определение степени износа, выявление признаков усталости металла, очагов образования трещин и т.д.
1.4. Ресурсо-энергосбережение, другие экологические вопросы.
2. Финансирование
исследований и разработок по
данному перечню через
3. Полное или частичное инвестирование жизнеопределяющих отраслей экономики путем передачи им, на лизинговой основе, разработок по общенациональному перечню.
4. Разработка
мер государственной поддержки
вывода на мировой рынок
Предлагаемая схема действий позволяет нейтрализовать факторы, препятствующие развитию инновационных процессов.
Во-первых, предусмотрены необходимые и достаточные меры для достижения успеха на мировом рынке.
Во-вторых, создаются равные условия для участия в конкурсах как для отраслевых институтов, так и для малых предприятий и любых других творческих коллективов. Причем эти условия стимулируют проведение работ в инновационном духе, что является некоторой гарантией того, что финансирование достанется наиболее достойным.
В-третьих,
предлагается механизм обязательного
внедрения инновационных
В-четвертых,
появляется нарастающая возможность
прибыльного вложения средств инвестиционного,
стабилизационного, пенсионного и
других фондов в экономику, без риска
увеличения темпов инфляции, через
инновационные и венчурные
В-пятых,
создается прецедент настройки
управленческого аппарата страны на
достижение обязательного успеха на
мировом инновационном рынке
как необходимое условие
Первые
признаки успеха на пути
Мнение
эксперта: «Особенная роль в инновационной
экономике принадлежит
Первым
шагом по созданию инфраструктуры,
способной вывести наш
Ряд решений исполнительной и законодательной ветвей власти начиная с первой половины 2005 г. демонстрирует попытки повысить роль государства в управлении экономикой. В послании президента Путина Владимира Владимировича федеральному собранию в мае 2006-го года было сказано, что необходимо приступить к осуществлению конкретных шагов по изменению структуры нашей экономики и приданию ей инновационного качества. Необходимо определить приоритет инновационного развития и Россия должна в полной мере реализовать себя в таких высокотехнологичных сферах, как современная энергетика, коммуникации, космос, авиастроения, должна стать крупным экспортером интеллектуальных услуг. Особенно была выделена атомная отрасль. Последние годы государственная научно-техническая инновационная политика России была сконцентрирована на реализации важнейших направлений, определенных основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологии на период до 2010-го года и дальнейшую перспективу. В развитии данного документа в феврале 2006-го года межведомственная комиссия по научно-инновационной политике при Министерстве образования и науке была принята стратегия развития науки и инноваций Российской Федерации на период до 2015-го года. Важным направлением работы государства в инновационной сфере в последние годы стала поддержка индустрии прямых и венчурных инвестиций, включая региональные и отраслевые частно-государственные венчурные фонды, венчурные ярмарки. В рамках реализации программы «Старт» Фонда содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере в последние годы создано около тысячи новых малых инновационных предприятий и около четырех тысяч высококвалифицированных рабочих мест. В 2005-м году начата очень важная программа реализации сорока проектов создания бизнес-инкубаторов, программа поддержки экспортоориентированных малых предприятий субъектов Российской Федерации. На базе действующих академических институтов, университетов, государственных научных центров создано около ста центров трансферотехнологий, в том числе половина из них с государственным участием. Создание центров трансферотехнологий является базой для оптимизации механизмов взаимодействий участников инновационного процесса, в том числе и при трансферотехнологии двойного назначения. Усиливается значение инновационно-активных территорий, включая наукограды, технополисы и особые экономические зоны технико-внедренческого типа. Первым наукоградом Российской Федерации стал город Обнинск Калужской области - в 2000 году. До 2004 года статус наукограда присваивался Указом Президента Российской Федерации сроком на 25 лет с утверждением программы развития города как наукограда Российской Федерации. Такой статус получили семь наукоградов России (город Обнинск Калужской области, города Дубна, Королев, Реутов, Фрязино Московской области, рабочий поселок Кольцово Новосибирской области, город Мичуринск Тамбовской области). В 2004 году статус наукограда Российской Федерации не присваивался. Начиная с 2005 года, процедура присвоения статуса заметно упростилась. Он стал присваиваться постановлением Правительства Российской Федерации сроком на 5 лет без утверждения программы развития города как наукограда Российской Федерации. Такой статус к настоящему времени получили три города (г. Петергоф, город Пущино Московской области, город Бийск Алтайского края). В четырех регионах создаются особые экономические зоны технико-внедренческого типа в Москве, Санкт-Петербурге, Томске и в Дубне. Создана межведомственная комиссия при администрации президента, для которой предметом деятельности является инновационное законодательство. 19 июля 2007-го года был принят федеральный закон номер 195, который называется «О внесении изменений в отдельный законодательный акт и в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности». В этот федеральный закон вошли пять предложений, пять законопроектов из предложенного межведомственной комиссией проекта, они касаются мер по ускоренной амортизации в сфере инновационного бизнеса, освобождение от налогообложения патентно-лицензионных операций и некоторые другие меры. В июле 2007 года была учреждена "Российская корпорация нанотехнологий" ("Роснано") для "реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии". Возглавил корпорацию Анатолий Чубайс. Он сообщил, что в 2009 году госкорпорация планирует одобрить финансирование инвестпроектов в объеме 28,5 миллиарда рублей.23 Корпорация выступает соинвестором в нанотехнологических проектах со значительным экономическим или социальным потенциалом. "Роснано" выбирает приоритетные направления инвестирования. С 2009 года внесены изменения в Налоговый Кодекс РФ. Согласно новому абз. 5 п. 2 ст. 262 НК РФ некоторые виды расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, в том числе и безрезультатные, организации могут признавать единовременно, а не равномерно в течение года, и с применением повышающего коэффициента 1,5 (то есть в расходы будет включаться сумма в полтора раза большая, чем фактические затраты), в целях стимулирования определенных видов деятельности часть операций освободили от обложения НДС. Принятые и озвученные властью инициативы не могут не радовать: налоговые и таможенные послабления для инновационных проектов, создание технопарков, обеспечивающих высокооплачиваемые и престижные рабочие места, что, в свою очередь, внесет вклад в экономический рост и создаст определенный социальный эффект.
Мы считаем, что бурное развитие в России станет возможным только при эффективном сотрудничестве и совместной ответственности науки, государства, бизнеса и общества. Именно бизнес может и должен обеспечить рыночность в сфере технологий, помогая институтам власти в принятии верных решений и правильных законов. Но в дальнейшем, несмотря на преимущественное участие в инновационном бизнесе частных предприятий, координирующая роль государства должна сохраниться, чтобы обеспечить максимальную выгоду государства от продаж на рынке наукоемкой продукции.
В передовых
странах разработка и внедрение
технологических инноваций
В настоящее время скорость, объём, и глубина инновационного процесса во многом определяют экономический и политический вес страны на мировой арене. Так в недавнем выступлении Николя Саркози, президента Франции, он особо отметил, что видит главную роль в наращивании национальной мощи Франции в глубоких социальных и экономических изменениях. Он в частности сказал - «21 век - век изменений. Те, кто не смогут успеть за постоянно растущими темпами глобальных изменений в мире останутся на обочине истории». Не больше, не меньше!
В нашей
стране, благодаря удачной конъюнктуре
сырьевых мировых рынков, оказалось
возможным включиться в мировой
инновационный процесс. В России
наблюдаются рост темпа внедрения
инноваций в общественной, духовной,
экономической и политической сферах.
И самое главное с приходом
нового поколения людей на руководящие
должности, существенно снизился уровень
«страха пред нововведениями». Наша
страна - великая энергетическая держава,
но для повышения
Инновационная
экономика – это не цель, это
лишь средство для решения таких
серьезных задач, стоящих перед
страной, как сохранение территориальной
целостности, повышение