Проблемы понимания человеческого капитала как экономического фактора развития государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

С экономической точки зрения можно дать определение ценной бумаги как формы существования капитала, которая облегчает его перераспределение и может обращаться на рынке как товар и приносить доход. Сразу же встает вопрос: «А к какой же форме капитала принадлежит ценная бумаг: к товарной, денежной, фиктивной»? Ответ достаточно прост: «Ценная бумага – это форма капитала, отличная от его денежной, производительной или товарной форм, обладая ценной бумагой индивид обладает собственностью, правами на капитал, не имея его».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ»

5
Разногласия в определениях понятия «Человеческий капитал»

5
Вопрос несоответствия полезности ЧК

10
2. Методы измерения человеческого капитала

12
2.1. Качественная оценка человеческого капитала (Экспертный подход)

12
2.2. Оценка человеческого капитала исходя из направленных инвестиций

14
2.3. Оценка человеческого капитала по аналогии с физическим капиталом

16
2.4. Проблемы и возможности измерения человеческого капитала

19
3. История возникновения теории ЧК, как одного из факторов экономического развития государства

22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Ценные бумаги.docx

— 87.30 Кб (Скачать файл)

 

Экономические механизмы  ценообразования полностью включаются в процесс лишь на вторичном рынке  ценных бумаг, где происходит перепродажа  акций, облигаций, векселей и др.

Итак, рассмотрим взаимодействие спроса и предложения на рынке  ценных бумаг. Особенностью здесь является то, что спрос (D) есть спрос на инвестиции (I), а предложение (S) это сумма  денежной массы и сбережений. Также  как и на других рынках равновесная  цена на инвестиции образуется при  пересечении спроса и предложения, но цена здесь выражена процентом (равновесным  процентом) по инвестициям(процент  по облигации, дивиденд по акции).Следует  отметить, что существует 2 модели взаимодействия спроса и предложения на финансовом рынке - кейнсианская и неоклассическая. Их отличие выражается в том, что  функция сбережений постоянна и  прямо пропорциональны соответственно.

Если искать равновесие на конкурентном идеальном рынке ценных бумаг, то здесь важно учитывать  фактор риска. При этом по закону, выведенному  учеными Шарпом, Линтнером и Моссином получается, что инвестор приобретет ценные бумаги соответственно их рисковой части на рынке ценных бумаг, то есть инвесторы будут иметь одну и  ту же структуру рисковой части своего портфеля. Этот совокупный спрос инвесторов будет предъявлен рынку и если предложение ценных бумаг корпораций не будет совпадать с ним, то вступит  в действие рыночный закон спроса и предложения. Другими словами, на идеальном конкурентном рынке, то есть когда у инвесторов одинаковая доступная и правдивая информация, при покупке ценных бумаг следует  довериться рынку и выбрать структуру  своего портфеля такой же, что и  структура портфеля рынка.

 

Что же касается закона стоимости  на рынке ценных бумаг, то здесь невозможно использовать закон, обозначенный политической экономией. Согласно нему, «стоимость товаров определяется затратами  общественного труда и товары обмениваются в соответствии с их общественной стоимостью, величина которой  устанавливается на уровне общественно  необходимых затрат труда». Такой  закон на рынке ценных бумаг просто невозможно сейчас представить в  действии, ведь тогда стоимость ценной бумаги будет равна затратам на производство листа бумаги и печати на нем соответствующих  букв, символов и т. д. Закон стоимости  выполнял функции регулирования  цены до общественно необходимой, иными  словами те де функции выполняет  сейчас и конкуренция.

Конкуренцию же здесь можно  рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. В качестве внутреннего  аспекта здесь выступает конкуренция  между ценными бумагами. Здесь  на конкуренцию влияют такие факторы: количество и разнообразие эмитентов, количество аналогичных ценных бумаг, знание цен конкурентов. Во внешнем  аспекте конкуренция рассматривается  как конкуренция между различными видами рынков, для привлечения инвестиций, например, конкуренция между бюджетом, кредитным рынком и рынком ценных бумаг: при увеличении бюджетных  ресурсов увеличиваются налоги, уменьшается  масса денег и соответственно инвестиции.

 
Регулирование рынка ценных бумаг

Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. В законе «О рынке ценных бумаг» предусматривается как регулирование  деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.

Для начала следует выделить систему регулирования рынка  ценных бумаг - так называемую регулятивную инфраструктуру рынка, на данный момент эта система включает в себя:

  • Государственные органы регулирования;
  • Саморегулирующиеся организации;
  • Законодательные нормы рынка ценных бумаг;
  • Этику, традиции и обычаи рынка.

 

Государственное регулирование  рынка ценных бумаг

Государство выполняет ряд  важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:

  • Разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, наблюдение и регулирование исполнения этой программы, выработка законодательных актов для реализации стратегии;
  • Установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;
  • Контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;
  • Обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;
  • Формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;
  • Контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в государственные ценные бумаги;

 

На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования  рынка ценных бумаг, первая подразумевает, что государство максимально  активно контролирует и вмешивается  в регуляционный процесс на рынке  и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой - роль государства в регулировании  минимальна и основная доля регулирования  принадлежит участникам рынка. В  большинстве стран мира государство  идет по пути среднего между этими  двумя крайними моделями.

Саморегулирование на рынке  ценных бумаг

Кроме государства на рынке  ценных бумаг процесс регулирования  осуществляется и самостоятельно так  называемыми саморегулирующими  организациями, которые в соответствии с законом «О рынке ценных бумаг» представляют собой организации  профессиональных участников рынка  ценных бумаг, действующие в соответствии с законом и функционирующие  на принципах некоммерческой организации. Важной особенностью такой организации  является ее некоммерческая направленность, то есть ее участники и учредители не используют вырученные средства на собственное потребление, а только на реализацию представленных им функций.

 

 

Функциями саморегулируемых организаций являются:

  • Разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке ценных бумаг;
  • Осуществление подготовки кадров и установление требований для работы на рынке;
  • Контроль за соблюдением участниками правил и нормативов
  • Обеспечение правдивой информацией участников рынка;
  • Обеспечение защиты участников в государственных органах управления.

Глава 3. Тенденции  развития рынка ценных бумаг 

 

Основными тенденциями развития современного рынка ценных бумаг  в странах с развитыми рыночными  отношениями на нынешнем этапе являются:

  • Концентрация и централизация капиталов;
  • Интернационализация и глобализация рынка;
  • Повышение уровня организованности и усиление государственного контроля;
  • Компьютеризация рынка ценных бумаг:
  • Нововведения на рынке;
  • Секьюритизация;
  • Взаимопроникновение с другими рынками капиталов.  

 

Тенденция к концентрации и централизации капиталов имеет  два аспекта по отношению к  рынку ценных бумаг. Речь идет о процессах, которые свойственны данному  рынку, как и любому другому рынку. С одной стороны, на рынок вовлекаются  все новые участники, для которых  данная деятельность становится основной, профессиональной, а с другой —  идет процесс выделения крупных, ведущих профессионалов рынка на основе как увеличения их собственных  капиталов (концентрация капитала), так  и путем их слияния в еще  более крупные структуры рынка  ценных бумаг (централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговые системы тина НАСДАК или  других организаторов рынка, а также  несколько наиболее известных фондовых компаний, которые обслуживают крупную  долю всех операций на рынке. В то же время рынок ценных бумаг сам по себе притягивает все большие капиталы общества.

 

Интернационализация рынка  ценных бумаг означает, что национальный капитал переходит границы стран, формируется мировой рынок ценных бумаг, по отношению к которому национальные рынки становятся второстепенными. Инвестор из любой страны получает возможность вкладывать свои свободные  средства в ценные бумаги, обращающиеся в других странах. Рынок ценных бумаг  принимает глобальный, всеземной  характер. Национальные рынки —  это просто составные части глобального  всемирного рынка ценных бумаг. Торговля на таком глобальном рынке ведется  непрерывно и повсеместно. Его основу составляют ценные бумаги транснациональных  компаний.

 

Надежность рынка ценных бумаг и степень доверия к  нему со стороны массового инвестора  напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усиления государственного контроля за ним. Масштабы и значение рынка ценных бумаг  таковы, что его разрушение прямо  ведет к разрушению экономического процесса, процесса воспроизводства  вообще. Государство в современную  эпоху не может допустить, чтобы  вера в этот рынок была бы поколеблена, и массы людей, вложивших свои сбережения в ценные бумаги своей  страны или любой другой, вдруг  потеряли бы их в результате каких-либо катаклизмов или мошенничества. Все участники рынка, поэтому  имеют прямую заинтересованность в  том - чтобы рынок был правильно  организован и жестко контролировался  в первую очередь самым главным  участником рынка — государством.

 

Но есть и другая причина  данного процесса — фискальная. Усиление организованности рынка и  контроля за ним позволяет каждому  государству увеличивать свою налогооблагаемую базу и размер налоговых поступлений  от участников рынка. Одновременно все  более и более перекрываются  возможности для «отмывания»  денег, полученных от незаконных видов  бизнеса — торговли наркотиками  и др.

 

Компьютеризация рынка ценных бумаг — результат широчайшего  внедрения компьютеров во все  области человеческой жизни в  последние десятилетия. Без этой компьютеризации рынок ценных бумаг  в своих современных формах и  размерах был бы просто невозможен. Компьютеризация позволила совершить  революцию как в обслуживании рынка, прежде всего через современные  системы быстродействующих и  всеохватывающих расчетов для участников рынка и между ними. Так и  в его способах торговли - Компьютеризация  составляет фундамент всех нововведений на рынке ценных бумаг,

Нововведения на рынке  ценных бумаг:

  • Новые инструменты данного рынка;
  • Новые системы торговли ценными бумагами;
  • Новая инфраструктура рынка.

Новыми инструментами  рынка ценных бумаг являются, прежде всего, многочисленные виды производных  ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и разновидностей.

 

Новые системы торговли —  это системы торговли, основанные на использовании компьютеров и  современных средств связи, позволяющие  вести торговлю в полностью автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных контактов между продавцами и  покупателями.

 

Новая инфраструктура рынка  — это современные информационные системы, системы клиринга и расчетов, депозитарного обслуживания рынка  ценных бумаг.

 

Секъюритизация – это  тенденция  перехода денежных средств из своих традиционных форм (сбережения, наличность, депозиты и т. п.) в форму ценных бумаг; тенденция превращения все большей массы капитала в форму ценных бумаг; тенденция перехода одних форм ценных бумаг в другие более доступные для широких кругов инвесторов.

 

Развитие рынка ценных бумаг вовсе не ведет к исчезновению других рынков капиталов, происходит процесс  их взаимопроникновения, взаимостимуляции. С одной стороны, рынок ценных бумаг оттягивает на себя капиталы, но с другой – перемещает эти  капиталы через механизм ценных бумаг  на другие рынки, тем самым способствует их развитию. Например, более широкое  распространение получает выпуск долговых ценных бумаг под страховку страховых  компаний. То есть инструментарий страхового рынка используется для страхования  рисков на рынке ценных бумаг и  выплаты доходов по ним ведут  к резкому увеличению размеров мирового валютного рынка, что, в свою очередь, является фактором быстрого развития рынка валютных фьючерсных контрактов и опционов и т.п. 

 

3.1.Основные проблемы  российского рынка государственных  ценных бумаг (ГЦБ) 

 

  1. Краткосрочный характер ГЦБ. Сроки погашения государственных облигаций обычно составляют 1 год и менее. Это связано с высоким уровнем инфляции в стране. В нормальной рыночной ситуации ГЦБ будут иметь в основном средне- и долгосрочный характер.
  2. Государственный статус ценных бумаг. В Российской Федерации статус государственных ценных бумаг имеют как ценные бумаги Федерального правительства, так и муниципальные ценные бумаги.
  3. Налогообложение ГЦБ. Оно решается по-разному для различных видов ГЦБ. С выпуском каждого нового вида облигаций издаются соответствующие разъяснения по их налогообложению. Необходимо унифицировать порядок налогообложения ГЦБ.
  4. Обеспечение единой технологии первичного размещения ГЦБ и их вторичных торгов на базе государственного (или полугосударственного) депозитарного обслуживания.
  5. Организация региональных рынков ГЦБ, что позволяет вовлечь свободные капиталы территорий на рынок ГЦБ.
  6. Необходимость вовлечения свободных денежных средств населения на рынок ГЦБ, в результате чего частные лица получают возможность защиты своих сбережений от инфляции, а экономика страны, в конечном счете, приобретает искомые источники инвестирования.
  7. Гипертрофирование рынка ГЦБ в силу слабого развития

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Проблемы понимания человеческого капитала как экономического фактора развития государства