Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 04:10, реферат
ная работа посвящена исследованию роли информации в экономических отношениях.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня информация занимает особое положение в экономике. До недавнего времени ученые-экономисты выделяли четыре основных фактора: труд, землю, капитал и предпринимательские способности. В настоящий момент происходит становление и развитие постиндустриального общества с информационной (или, как ее еще называют, «новой») экономикой, в котором доминирующим фактором становится информация.
Содержание
Введение
Раздел 1. Процесс информационного производства
Раздел 2. Основы информационной экономики
2.1 Научно-техническая информация как фактор производства
2.2 Экономические основы обращения научно-технической информации
Раздел 3. Рынок технологий: проблема равновесия и роль государства
Заключение
Список использованной литературы
Для того, чтобы понять, каким образом отношения производства и присвоения информации включены в систему общественных отношений современного всемирного хозяйства, необходимо рассмотреть информацию как благо, подлежащее количественной экономической оценке. “Величайшая познавательная проблема, стоящая перед сегодняшней экономической наукой, — отмечает Т.Стоуньер, — квантифицировать воздействие информации на экономическую жизнь и выразить этот наиважнейший фактор в финансовых категориях”[3]. Всевозможные подходы к проблеме стоимостного измерения информации, которыми изобилует современная экономическая теория, направлены на то, чтобы так или иначе примирить реальности информационного производства с современной (стоимостной) формой осуществления этого производства.
Различные попытки
стоимостной оценки научно-технической
информации сталкиваются с тем очевидным
фактом, что она не выступает продуктом
массового производства. В связи
с этим часто высказывалась мысль
о том, что трудовая теория стоимости
К.Маркса не в силах объяснить
реальности информационного производства
и не позволяет осмыслить научно-
Тем не менее, еще
менее пригодны для этой цели категории
предельной полезности и предельных
издержек, хорошо разработанные современной
экономической теорией для
Экономические основы эпохи информационных технологий построены на том, что ценность информационных продуктов вытекает из их множественности. Распространение информационных технологий приносит огромный положительный внешний эффект для уже существующих пользователей этих технологий. В этом заключается секрет достаточно широкой распространенности бесплатного, безвозмездного оказания информационных услуг целым рядом крупнейших информационных компаний, а также продажи некоторых информационных продуктов по ценам, близким к их себестоимости. Информационные услуги становятся тем ценнее для пользователей, чем они многочисленнее, и стоят для потребителя тем меньше, чем они лучше и важнее. Продолжая эту логику, можно заметить, что в информационном обществе наиболее полезными должны быть те вещи, которые бесплатны. Данная закономерность опрокидывает фундаментальные методологические основания маржинализма, который усматривает в редкости вещей источник их ценности.
В целом приходится признать, что маржинализм представляет собой отмирающий дискурс в современной экономической мысли. Тот факт, что именно на его основе построены стандартные учебные курсы экономики, является грубой методологической ошибкой, которая в недалеком будущем болезненно скажется на мировоззрении людей, призванных принимать решения в условиях быстро изменяющихся реальностей информационного производства.
Процесс признания частного труда трудом общественным совершается различным образом для разных информационных продуктов. Данная проблема имеет непосредственную связь с различиями воспроизводственных процессов, характерных для общественного движения продуктов трех составных частей сферы НИОКР.
В сфере фундаментальных
исследований признание общественного
характера научного труда осуществляется
посредством публикации его результата,
поэтому такой труд непосредственно
адресуется обществу в целом, он имеет
непосредственно общественную форму.
Продукт фундаментальных
Продукт сферы прикладных
исследований находит применение за
пределами сферы собственно научных
исследований. Поэтому он имеет не
только абстрактно-теоретическую, но и
практическую ценность, и в процессе
его общественного движения складываются
товарные отношения. Производитель
продукта ПНИР выступает монополистом
в сфере практического
Покупатель лицензии,
выступая производителем продукции
в системе общественного
Монополия на информацию как объект хозяйствования нередко преодолевается тем, что конкуренты монополиста пытаются организовать собственные изобретения, помогающие обойти уже существующие патенты. Такого рода деятельность, имитирующая производство новой информации, получает широкое распространение в период, когда дорожают патенты и лицензии. В это время совокупные общественные издержки на техническое развитие повышаются, а его темпы замедляются. Уровень издержек имитатора, идущего по стопам лидера-первооткрывателя (Новатора, как говорил Й. Шумпетер), составляет в среднем 65-70% от уровня издержек этого лидера.
Именно возможность обойти информацию, содержащуюся в продуктах ПНИР, возможность нахождения альтернативных технологических решений одной и той же проблемы обуславливают временный характер действия патентов и лицензий. По истечении известного времени применение найденного технологического решения становится общественной нормой. Монополия на знание естественным образом исчезает, и из его использования уже нельзя извлечь монопольную прибыль. Начиная с этого момента информация, овеществленная в продукте прикладных исследований, выступает как даровая сила природы, как неограниченный и бесплатный ресурс.
Продукт опытно-конструкторских
разработок является товаром, его ценность
принимает превращенную форму цены
и выступает как реальная общественная
форма движения этого продукта. Продуктом
сферы ОКР выступает
Существуют две
принципиально различные
Вторая концепция
исходит из полного и безусловного
признания авторского права: созданная
в обществе информация считается
объектом собственности ее производителя.
Эта концепция, наиболее последовательно
реализуемая в странах с
Разумеется, описанные две концепции построения системы интеллектуальной собственности в "чистом" виде нигде в мире не встречаются. Реальности экономического развития приводят к формированию некой промежуточной системы, предполагающей различия в общественном движении продуктов разных составных частей сферы НИОКР.
Раздел 3. Рынок технологий: проблема равновесия и роль государства
Заметим, что создаваемая в мировом хозяйстве информация товарна приблизительно на 30%, а остальные информационные потоки проходят по внутренним каналам крупнейших корпораций либо служат объектом безвозмездной передачи результатов научных исследований, оставаясь в стороне от процессов товарного обращения. Поэтому в вопросах развития информационного производства надежда на действие "невидимой руки" не только недальновидна, но и в большинстве случаев невозможна.
Логика современного технико-экономического развития требует адекватной экономической оценки информационного производства и самой научно-технической информации. В настоящее время широко распространена позиция, согласно которой ни информационное производство, ни его продукт не могут иметь никакого иного количественного выражения, кроме косвенного, опирающегося на стоимость и ее превращенные формы. Тем не менее, значительная и все более растущая доля информации, распространяемой в стороне от процессов товарного обращения, убеждает в том, что стоимостные показатели вовсе не являются не только исчерпывающими, но даже преобладающими параметрами в экономической оценке научно-технической информации.
Решение данной проблемы частично следует искать на пути возможно более полного учета внешних эффектов, вытекающих из производства и производительного применения информации. Некоторая часть этих внешних эффектов без труда выражается в стоимостной форме, воздействуя на процессы ценообразования информационных продуктов и на формирование инновационной ренты.
Логика государственного
воздействия на процессы технологических
сдвигов сводится к своевременной
помощи, оказываемой хозяйственным
агентам в перераспределении
ресурсов в пользу новейших технологий,
и поддержке субъектов, своевременно
модернизирующих
Специфическая черта
информационного сектора
Но и в том
случае, когда такой продукт
Поэтому общество
(в лице государства) вынуждено частично
возмещать фактические издержки
таких агентов за счет совокупного
прибавочного продукта. Это значит,
что государство прямо или
косвенно, полностью или частично
оплачивает некоторой части производителей
стоимость информационного
Поскольку значительная
часть продуктов
Список использованной литературы
1. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990. С. 139.
2. Кэмпбелл Р., Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Принципы, проблемы, политика/ Перевод с англ. М.:1997. В 2 т. Т.1.: 399с.; т.2: 400 с.
3. Нижегородцев P.M.
Теоретические основы
4. Николов И. Кибернетика и экономика. М.: Экономика, 1974. С. 177.
5. Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 396.
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины.
Национальный транспортный университет.
Реферат
По политической экономии
на тему:
Информационный фактор производства и его роль в современных условиях.