Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 11:56, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть понятие профицита государственного бюджета, объяснить понятие стабилизационного фонда и его роль в качестве инструмента макроэкономического регулирования.
Для достижения цели данной работы, перед нами ставятся следующие задачи:
- раскрыть понятие и роль государственного бюджета
- выяснить причины возникновения профицита бюджета
-определить методы предупреждения профицита бюджета
- раскрыть понятие стабилизационного фонда
- назвать методы макроэкономического регулирования
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………3
1.ПРОФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА…………….…….…...4
1.1. Понятие и роль государственного бюджета……………………….……4
1.1.1. Доходы бюджета…………………………………………………….…..5
1.1.2. Расходы бюджета…………………………………………………….….6
1.2. Понятие профицита бюджета……………………………………….…….8
2.СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ФОНД КАК ИНСТРУМЕНТ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ….………………..…...9
2.1. Понятие стабилизационного фонда………………………………..……..9
2.2. Методы макроэкономического регулирования…………………….…..11
2.2.1. Стабилизационный фонд как страховой резерв…………………..….12
2.2.2. Стабилизационный фонд и денежная база……………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...……...…19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..……………………………..21
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.ПРОФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА…………….…….…...4
1.1. Понятие и роль государственного бюджета……………………….……4
1.1.1. Доходы бюджета…………………………………………
1.1.2. Расходы бюджета………………………………………
1.2. Понятие профицита бюджета……………………………………….…….8
2.Стабилизационный фонд какинструмент макроэкономического регулирования….………………..…...9
2.1. Понятие стабилизационного фонда………………………………..……..9
2.2. Методы макроэкономического регулирования…………………….…..11
2.2.1. Стабилизационный фонд как страховой резерв…………………..….12
2.2.2. Стабилизационный фонд и денежная база……………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬОВАННОЙ ЛИТЕРАТУР..……………………………..21
ВВЕДЕНИЕ
Цель данной работы – раскрыть понятие профицита государственного бюджета, объяснить понятие стабилизационного фонда и его роль в качестве инструмента макроэкономического регулирования.
Для достижения цели данной работы, перед нами ставятся следующие задачи:
- раскрыть понятие и роль государственного бюджета
- выяснить причины
-определить методы
- раскрыть понятие
- назвать методы
Тема данной работы является актуальной,
так как бюджет государства –
центральное звено финансовой системы
страны. Его главное назначение –
с помощью финансовых средств
создать условия для
Профицит бюджета и
1.ПРОФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1. Понятие и роль государственного бюджета
Государственный бюджет – 1) находящийся в распоряжении государства централизованный фонд денежных ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления; 2) финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год. Является центральным звеном бюджетной системы современных стран.
При этом значение государственного регулирования трудно переоценить. Существуют основные категории входящие в бюджет любого государства – это налоги, займы, расходы, которые всегда остаются неизменными.
По своему материальному содержанию бюджет – это фонд централизованных финансовых ресурсов, по экономической роли – регулятор производства и потребления в обществе, по социальной природе – система денежных и иных общественных отношений между государством, физическим и юридическим лицами. Он также имеет политическое и управленческое содержание, выполняя ряд функций в общественном «организме».
Бюджет выступает в качестве
экономической категории, представляет
собой денежные отношения, возникающих
в результате распределения и
перераспределения ВВП в целях
образования и использования
централизованного денежного
Любой бюджет выполняет следующие основные функции:
- Перераспределения внутреннего валового продукта (ВВП);
- Государственного
- Осуществления социальной
- Контроля за образованием и
использованием
1.1.1. Доходы бюджета
Доходы бюджета включают в себя
обязательные безвозвратные платежи,
поступающие в бюджет и состоящие
из налоговых и неналоговых
Под налоговыми доходами подразумеваются платежи, которые не подлежат обмену, в пользу бюджета. К ним также относятся штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства.
К неналоговым доходам относятся:
доходы от продаж и использования
имущества, находящегося в государственной
или муниципальной
В зависимости от источников поступления бюджетные доходы можно подразделить на собственные и регулирующие.
Собственные доходы бюджетов – это виды доходов, закреплённые на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. К ним относятся: налоги и другие обязательные платежи.
Регулирующие доходы бюджета – федеральные и региональные налоги, иные платежи.
Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве – бюджетный федерализм, т.е. бюджетное взаимоотношение центра и регионов. Доходная часть территориального бюджета состоит из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций, субсидий и кредитных ресурсов.
Механизм трансфертов – ещё одно понятие бюджетных отношений. В 1994г. Был введён новый механизм межбюджетных отношений, при котором основным регулятором их, стал выступать Целевой Фонд финансовой поддержки регионов. Он и стал источником выделения трансфертов.
Трансферт – это средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в нижестоящие из Фонда финансовой поддержки; перечисляются ежемесячно.
Регионы объединяются в зависимости от географического положения, а также от факторов, в наибольшей степени влияющих на доходы и расходы бюджетов.
Трансферты выделяются только тем регионам, которые действительно « нуждаются в поддержке».
Для выравнивания доходов важно создать взаимоотношения между ресурсами и местными бюджетами.
1.1.2. Расходы бюджета
Расходы бюджета выполняют своё
функциональное назначение, вытекающее
из основных функций государства (государственное
управление, международная деятельность,
национальная оборона): ведомственное
- обеспечение адресного
Расходы бюджета делятся на текущие и капитальные.
Капитальные расходы бюджетов представляют только часть расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность.
В составе капитальных расходов сформулирован бюджет развития, средства которого используются для кредитования, инвестирования проектов.
Объём денежных средств, направленных в бюджетное развитие, устанавливается федеральным законом о бюджете на следующий год
Текущие расходы бюджета – это часть расходов бюджета, обеспечивающая: текущее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетных учреждений; оказание государственной поддержки другим бюджетным и отдельным отраслям экономике.
В бюджете текущих расходов предусмотрено выделение защищенных статей бюджета, расходы по которым осуществляются независимо от снижения объёма поступлений доходов в бюджет. Например, в соответствии с Законом г. Москвы «О бюджете города Москвы на 2000г.» - приоритетному финансированию подлежат (оплата труда работникам бюджетной сферы, бесплатны отпуск молочных продуктов детям, субсидии малоимущим на строительство и приобретения жилья, оплату жилищно-коммунальных услуг, расходы по обслуживанию и погашению государственного долга.
Именно такие статьи расходов, как социальные пособия, образование, здравоохранение играют самую важную роль; поэтому им отводится первое место в бюджетной политике.
Разница между доходами и расходами бюджета на определенный промежуток времени может показывать дефицит или профицит бюджета.
1.2. Понятие профицита бюджета
При формировании бюджета важное значение имеет достижение его сбалансированности, т.е. равенство доходной и расходной частей. Превышение дохода над расходами называется профицитом, расхода над доходами дефицитом. Они являются регулирующим и контролирующим инструментом бюджетной политики.
Профицит бюджета также
При профицитном бюджете необходимо
его сокращение в следующей
1. уменьшить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности.
2. предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств.
3. увеличить расходы бюджета за счёт передачи части бюджетам других уровней.
Принятие данных мер по недопущению
первичного профицитного бюджета не
исключает возможности
2. CТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ФОНД
КАК ИНСТРУМЕНТ
2.1. Понятие стабилизационного фонда
Стабилизационный фонд (СФ) — специальный государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 3 января 2006 года) определение стабилизационного фонда звучит следующим образом:
«Статья 96.1 . Стабилизационный фонд Российской Федерации
1. Стабилизационный фонд
2. Под ценой на нефть понимается
цена на нефть сырую марки
«Юралс», определяемая в
Статья 96.2 . Порядок формирования Стабилизационного фонда
1. Источниками формирования
2. Дополнительные доходы