Профицит Государственного бюджета. Стабилизационный фонд как инструмент макроэкономического регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – раскрыть понятие профицита государственного бюджета, объяснить понятие стабилизационного фонда и его роль в качестве инструмента макроэкономического регулирования.
Для достижения цели данной работы, перед нами ставятся следующие задачи:
- раскрыть понятие и роль государственного бюджета
- выяснить причины возникновения профицита бюджета
-определить методы предупреждения профицита бюджета
- раскрыть понятие стабилизационного фонда
- назвать методы макроэкономического регулирования

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………3
1.ПРОФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА…………….…….…...4
1.1. Понятие и роль государственного бюджета……………………….……4
1.1.1. Доходы бюджета…………………………………………………….…..5
1.1.2. Расходы бюджета…………………………………………………….….6
1.2. Понятие профицита бюджета……………………………………….…….8
2.СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ФОНД КАК ИНСТРУМЕНТ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ….………………..…...9
2.1. Понятие стабилизационного фонда………………………………..……..9
2.2. Методы макроэкономического регулирования…………………….…..11
2.2.1. Стабилизационный фонд как страховой резерв…………………..….12
2.2.2. Стабилизационный фонд и денежная база……………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...……...…19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..……………………………..21

Файлы: 1 файл

Эк теория.docx

— 39.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………3

1.ПРОФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА…………….…….…...4

1.1. Понятие и роль  государственного  бюджета……………………….……4

1.1.1. Доходы бюджета…………………………………………………….…..5

1.1.2. Расходы бюджета…………………………………………………….….6

1.2. Понятие профицита  бюджета……………………………………….…….8

2.Стабилизационный фонд какинструмент макроэкономического регулирования….………………..…...9

2.1. Понятие стабилизационного  фонда………………………………..……..9

2.2. Методы макроэкономического  регулирования…………………….…..11

2.2.1. Стабилизационный фонд как страховой резерв…………………..….12

2.2.2. Стабилизационный фонд и денежная база……………………………15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...……...…19

СПИСОК ИСПОЛЬОВАННОЙ ЛИТЕРАТУР..……………………………..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Цель данной работы – раскрыть понятие профицита государственного бюджета, объяснить понятие стабилизационного фонда и его роль в качестве инструмента макроэкономического регулирования.

Для достижения цели данной работы, перед  нами ставятся следующие задачи:

- раскрыть  понятие и роль  государственного бюджета

- выяснить причины возникновения  профицита бюджета

-определить методы предупреждения  профицита бюджета

- раскрыть понятие стабилизационного  фонда

- назвать методы макроэкономического  регулирования

Тема данной работы является актуальной, так как бюджет государства –  центральное звено финансовой системы  страны. Его главное назначение –  с помощью финансовых средств  создать условия для эффективного развития экономики и решения  общегосударственных социальных задач. Таких, например, как обеспечение  населения общественными товарами и услугами, перераспределение доходов, стабилизация экономики. Государственный  бюджет является финансовым планом, сопоставляющим ожидаемые доходы и расходы. Когда  последние равны между собой, бюджет называется сбалансированным. Когда доходы превышают расходы, эта разница, является положительным  сальдо, или бюджетным профицитом.

Профицит бюджета и стабилизационный фонд- взаимосвязанные явления в  экономике, так как, профицит бюджета  перечисляется в стабилизационный фонд.

 

 

 

 

 

1.ПРОФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА

1.1. Понятие и роль  государственного бюджета

 

Государственный бюджет – 1) находящийся  в распоряжении государства централизованный фонд денежных ресурсов, предназначенных  для финансового обеспечения  деятельности государства и органов  местного самоуправления; 2) финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год. Является центральным звеном бюджетной  системы современных стран.

При этом значение государственного регулирования трудно переоценить. Существуют основные категории входящие в бюджет любого государства –  это налоги, займы, расходы, которые  всегда остаются неизменными.

По своему материальному содержанию бюджет – это фонд централизованных финансовых ресурсов, по экономической  роли – регулятор производства и  потребления в обществе, по социальной природе – система денежных и  иных общественных отношений между  государством, физическим и юридическим  лицами. Он также имеет политическое и управленческое содержание, выполняя ряд функций в общественном «организме».

Бюджет выступает в качестве экономической категории, представляет собой денежные отношения, возникающих  в результате распределения и  перераспределения ВВП в целях  образования и использования  централизованного денежного фонда. Государство использует бюджет в  качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно  распределения своей деятельности, так важного элемента проведения экономической и социальной политики.

Любой бюджет выполняет следующие  основные функции:

- Перераспределения внутреннего  валового продукта (ВВП);

- Государственного регулирования  экономики страны и стимулирования  экономической деятельности;

- Осуществления социальной политики  государства и финансового обеспечения  бюджетной сферы в целом;

- Контроля за образованием и  использованием централизованных  фондов денежных средств.

 

1.1.1. Доходы бюджета

 

Доходы бюджета включают в себя обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет и состоящие  из налоговых и неналоговых доходов, кроме того, доходы бюджета образуются за счёт безвозмездных перечислений.

Под налоговыми доходами подразумеваются  платежи, которые не подлежат обмену, в пользу бюджета. К ним также  относятся штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства.

К неналоговым доходам относятся: доходы от продаж и использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности; штрафы, внимание которых не связано  с налогами; доходы от платных услуг.

В зависимости от источников поступления  бюджетные доходы можно подразделить на собственные и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов – это  виды доходов, закреплённые на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством  РФ. К ним относятся: налоги и другие обязательные платежи.

Регулирующие доходы бюджета –  федеральные и региональные налоги, иные платежи.

Наиболее сложная проблема в  бюджетном устройстве – бюджетный  федерализм, т.е. бюджетное взаимоотношение  центра и регионов. Доходная часть территориального бюджета состоит из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций, субсидий и кредитных ресурсов.

Механизм трансфертов – ещё  одно понятие бюджетных отношений. В 1994г. Был введён новый механизм межбюджетных отношений, при котором  основным регулятором их, стал выступать  Целевой Фонд финансовой поддержки  регионов. Он и стал источником выделения  трансфертов.

Трансферт – это средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в нижестоящие  из Фонда финансовой поддержки; перечисляются  ежемесячно.

Регионы объединяются в зависимости  от географического положения, а  также от факторов, в наибольшей степени влияющих на доходы и расходы  бюджетов.

Трансферты выделяются только тем  регионам, которые действительно  « нуждаются в поддержке».

Для выравнивания доходов важно  создать взаимоотношения между  ресурсами и местными бюджетами.

 

1.1.2. Расходы бюджета

 

Расходы бюджета выполняют своё функциональное назначение, вытекающее из основных функций государства (государственное  управление, международная деятельность, национальная оборона): ведомственное - обеспечение адресного выделения  бюджетных ассигнований, экономические  – те виды финансовых операций, с  команды которых государство  выполняет расходы внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами ( выделение средств на заработную плату, субсидии, дотации, покупка товаров и услуг, выплата процентов по долгам, предоставление кредитов другим экономическим агентам и др.)

Расходы бюджета делятся на текущие  и капитальные.

Капитальные расходы бюджетов представляют только часть расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность.

В составе капитальных расходов сформулирован бюджет развития, средства которого используются для кредитования, инвестирования проектов.

Объём денежных средств, направленных в бюджетное развитие, устанавливается  федеральным законом о бюджете  на следующий год

Текущие расходы бюджета – это  часть расходов бюджета, обеспечивающая: текущее функционирование органов  государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетных  учреждений; оказание государственной  поддержки другим бюджетным и  отдельным отраслям экономике.

В бюджете текущих расходов предусмотрено  выделение защищенных статей бюджета, расходы по которым осуществляются независимо от снижения объёма поступлений  доходов в бюджет. Например, в  соответствии с Законом г. Москвы «О бюджете города Москвы на 2000г.» - приоритетному финансированию подлежат (оплата труда работникам бюджетной  сферы, бесплатны отпуск молочных продуктов  детям, субсидии малоимущим на строительство  и приобретения жилья, оплату жилищно-коммунальных услуг, расходы по обслуживанию и  погашению государственного долга.

Именно такие статьи расходов, как  социальные пособия, образование, здравоохранение  играют самую важную роль; поэтому  им отводится первое место в бюджетной  политике.

Разница между доходами и расходами  бюджета на определенный промежуток времени может показывать дефицит  или профицит бюджета.

1.2. Понятие профицита  бюджета

 

При формировании бюджета важное значение имеет достижение его сбалансированности, т.е. равенство доходной и расходной  частей. Превышение дохода над расходами  называется профицитом, расхода над  доходами дефицитом. Они являются регулирующим и контролирующим инструментом бюджетной политики.

Профицит бюджета также нарушает нормальные финансовые процессы –  денежные средства должны работать, а  не лежать мёртвым грузом на бюджетных  счетах.

При профицитном бюджете необходимо его сокращение в следующей последовательности:

1. уменьшить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности.

2. предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств.

3. увеличить расходы бюджета за счёт передачи части бюджетам других уровней.

Принятие данных мер по недопущению  первичного профицитного бюджета не исключает возможности превышения доходов над расходами в результате исполнения бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. CТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ФОНД  КАК ИНСТРУМЕНТ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

2.1. Понятие стабилизационного  фонда

Стабилизационный фонд (СФ) — специальный  государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в  целях стабилизации экономики.

В Бюджетном  кодексе Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 3 января 2006 года) определение стабилизационного фонда звучит следующим образом:

«Статья 96.1 . Стабилизационный фонд Российской Федерации

1. Стабилизационный фонд Российской  Федерации (далее — Стабилизационный  фонд) — часть средств федерального  бюджета, образующаяся за счет  превышения цены на нефть над  базовой ценой на нефть, подлежащая  обособленному учету, управлению  и использованию в целях обеспечения  сбалансированности федерального  бюджета при снижении цены  на нефть ниже базовой.

2. Под ценой на нефть понимается  цена на нефть сырую марки  «Юралс», определяемая в порядке,  предусмотренном для установления  ставки вывозной таможенной пошлины  на нефть сырую. Под базовой  ценой на нефть понимается  цена на нефть сырую марки  «Юралс», эквивалентная 197,1 доллара  США за одну тонну (27 долларов  США за один баррель).

Статья 96.2 . Порядок формирования Стабилизационного  фонда

1. Источниками формирования Стабилизационного  фонда являются: дополнительные  доходы федерального бюджета,  образуемые расчетным путем за  счет превышения цены на нефть  над базовой ценой в соответствии  с пунктом 2 настоящей статьи; остатки средств федерального  бюджета на начало соответствующего  финансового года в порядке,  определяемом в соответствии  с пунктом 3 настоящей статьи, включая доходы, полученные от  размещения средств Стабилизационного  фонда.

2. Дополнительные доходы федерального  бюджета, подлежащие зачислению  в Стабилизационный фонд в  текущем месяце, определяются как  сумма: фактических поступлений  в федеральный бюджет средств  вывозной таможенной пошлины  на нефть сырую в текущем  месяце, умноженная на отношение  разности действующей в текущем  месяце ставки вывозной таможенной  пошлины на нефть сырую и  расчетной ставки указанной пошлины  при базовой цене на нефть  к действующей в текущем месяце  ставке вывозной таможенной пошлины  на нефть сырую; фактических  поступлений в федеральный бюджет  средств налога на добычу полезных  ископаемых (нефть) в текущем месяце, умноженная на отношение разности  действующей в текущем месяце  ставки налога на добычу полезных  ископаемых (нефть) и расчетной  ставки указанного налога при  базовой цене на нефть к  действующей в текущем месяце  ставке налога на добычу полезных  ископаемых (нефть). Расчет и перечисление  в Стабилизационный фонд средств,  указанных в настоящем пункте, производятся в порядке, определяемом  Правительством Российской Федерации.

Информация о работе Профицит Государственного бюджета. Стабилизационный фонд как инструмент макроэкономического регулирования