Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:13, доклад
Поражение во Второй мировой войне вплотную приблизило японскую экономику к краху, даже несмотря на то, что в целом ее производственно-техническая база сравнительно мало пострадала в ходе военных действий. Япония капитулировала 2 сентября 1945 г. и была оккупирована американскими войсками. Послевоенная история Японии примечательна в том отношении , что стране, практически разрушенной, удалось разработать и последовательно осуществить стратегический план превращения в мощную экономическую державу в кратчайший срок.
Программа «Обратный курс» Доджа- Шоупа в Японии.
Поражение во Второй мировой войне вплотную приблизило японскую экономику к краху, даже несмотря на то, что в целом ее производственно-техническая база сравнительно мало пострадала в ходе военных действий. Япония капитулировала 2 сентября 1945 г. и была оккупирована американскими войсками. Послевоенная история Японии примечательна в том отношении , что стране, практически разрушенной, удалось разработать и последовательно осуществить стратегический план превращения в мощную экономическую державу в кратчайший срок. Война унесла жизни 2 млн человек, сотни тысяч людей погибли и получили радиационное облучение в результате атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Но наиболее чувствительным ударом для Японии была потеря всех территорий, захваченных ею в течение предыдущих десятилетий. Это привело к прекращению колониальных поставок сырья, топлива, продовольствия, от которых она в значительной мере зависела. Большинство предприятий простаивало, японские товары были полностью вытеснены с мировых рынков.
Каким образом Японии удалось справиться со своими проблемами и превратиться в одну из самых экономически мощных держав мира? Ответ не столь прост. Безусловно, традиционный восточный менталитет и трудолюбие японцев сыграли свою роль, но нельзя принижать и заслугу оккупационных властей, которые, по сути дела, и запустили механизм японских реформ.
Фактически японские реформы разрабатывались
ведущими американскими профессорами-
И хотя первоначально оккупационные власти не были заинтересованы в восстановлении японской экономики, постепенно они стали оказывать все более значительную экономическую поддержку Японии, активно участвовать в различных преобразованиях, чтобы избежать социальных потрясений в стране. Правящие круги Японии также опасались социального взрыва, связанного с тяжелым моральным состоянием общества после сокрушительного поражения в войне, поэтому они поддерживали мероприятия оккупационных властей. Было необходимо коренным образом пересмотреть взгляды на будущее страны, разработать принципиально новую стратегию развития. Следовало не воссоздавать разрушенную структуру хозяйства, а переходить на новую техническую базу.
Естественно, американцы отнюдь не стремились стать благодетелями, их в первую очередь занимали весьма практические цели, отвечающие геополитическим интересам США. Соединенные Штаты стремились покончить с военной мощью Японии, их задачей стало уничтожение военного потенциала потенциального агрессора в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Тем не менее реформы, проведенные в послевоенной Японии с подачи США, были системными, комплексными, они учитывали возможные негативные последствия и корректировались в ходе исполнения.
Итак, экономика страны находилась в состоянии хаоса. Поскольку перед войной и во время войны вся экономика была переориентирована на удовлетворение потребностей армии, в стране почти не осталось предприятий легкой промышленности и их надо было создавать практически заново. В 1945 году общий объем промышленной продукции составлял 28,5% от среднегодового уровня 1935-1937 годов. И даже в 1948 году, т.е. спустя три года после окончания войны, когда многие западные страны уже почти вплотную приблизились к довоенному уровню, выпуск промышленной продукции в Японии составлял лишь 52% по сравнению с 1938 годом: производство чугуна сократилось в 9 раз, стали - в 6,5 раза, выпуск продукции судостроения - в 7 раз, шелковых тканей - в 7,5 раза и т.д. Если перед войной на долю Японии приходилось 4,8% промышленного производства капиталистических стран, то в 1947 году - всего 1,3%.
Такое медленное восстановление экономического
потенциала можно объяснить многими причинами.
Прежде всего, в отличие от стран Западной
Европы Японии не была предложена американская
помощь, подобная той, что предусматривалась
планом Маршалла, поэтому во многом ей
приходилось рассчитывать только на себя.
Правда, Японии была предоставлена
гуманитарная помощь в размере 2,2 млрд
долл., что равнялось «вливаниям « в Западную
Германию, но эти средства направлялись
преимущественно жертвам атомных бомбардировок.
Кроме того, были сведены к минимуму репараций,
наложенные на Японию после окончания
второй мировой войны.
В Японии не проводилась приватизация
предприятий, поскольку военный контроль,
введенный в 1939—1941 гг., не ликвидировал
частной собственности, а только ограничил
ее свободу. Поэтому в первые послевоенные
годы здесь сохранилось прямое распределение
ресурсов. Однако существовали черный
рынок и инфляция. Причем ее размеры были
чрезвычайными — к 1952 г. 1500% от послевоенного
уровня. Даже денежная реформа, которую
провели в 1946 г., не приостановила этот
негативный процесс.
Тем не менее, путь национализации промышленности
был отвергнут оккупационной администрацией
и осуществлен так называемый «обратный
курс». Подобное название реформ обусловливалось
следующими обстоятельствами.
Первоначально в послевоенный период
США предполагали опереться на гоминьдановский
Китай. Но поскольку в 1949 году в Китае победили
коммунисты, США изменили направленность
своих действий, поэтому американские
интересы были переориентированы с Китая
на Японию. политика включала в себя "план
экономической стабилизации" Японии,
налаживание длительного стратегического
союза между Соединенными Штатами и Японией
и постепенное превращение ее в страну
с передовой экономикой - "мастерскую
Азии".
Программа «обратного курса» была разработана
представителями американского монополистического
капитала Дж.Доджем (финансового советника
Верховного командования союзнических
сил) и предпринимателем К.Шоупом.
Реформированию в годы оккупации
(1946—1952 гг.) подвергались все стороны
общественно-экономической жизни:
хозяйственный уклад, общественный строй,
государственное устройство. Предстояло
демилитаризовать и демократизировать
Японию, осуществить переход от тотального
военного контроля к рыночной экономике.
Было реорганизовано правительство, через
которое действовала оккупационная администрация
союзных сил во главе с Д.Макартуром (1880—1964).
Главной из демократических реформ стал
роспуск дзайбацу (1947—1948 гг.), т.е. холдингов,
державших акции закрытых вертикальных,
концернов ("Мицуи", "Мицубиси",
"Сумитомо", "Ясуда" и др., ) Была
осуществлена демонополизация экономики,
т.е. разукрупнены гигантские промышленные
и торговые компании . Акции и другие ценные
бумаги пущены в свободную продажу.
Из-под контроля холдингов таким образом
вышло много фирм, благодаря разукрупнению
гигантов образовались новые фирмы. Антимонопольным
законом 1947 года были закреплены картельные
соглашения, различные виды рыночной дискриминации,
а также создание жестких монопольных
структур. Это значит, что были запрещены
холдинги, введен контроль над слияниями
фирм, ограничено взаимное держание акций.
Свобода торговых сделок и доступ к источникам
финансирования получили правовую защиту.
Эти меры закладывали основы конкурентной
экономики. Мероприятия по ликвидации
дзайбацу рассматривались в стране прежде
всего как справедливое возмездие по отношению
к тем промышленным магнатам,
которые являлись вдохновителями военной
агрессии. Для американцев же это был шаг
к ослаблению потенциальных экономических
соперников на мировых рынках. Хотя следует
отметить, что крупнейшие дзайбацу все-таки
сохранили свою экономическую и финансовую
базу. Крупные банки вообще остались в
неприкосновенности. Это позволило им
возродиться через несколько лет и восстановить
утраченные позиции.
Послевоенные преобразования японской экономики включали земельную реформу, проводившуюся в1947—1951 гг, которая оказала большое влияние на дальнейшее развитие экономики. Ее суть состояла в выкупе государством помещичьей земли (дворян-землевладельцев) с последующей продажей ее арендаторам-крестьянам по сравнительно низким ценам. Размеры земельной собственности ограничивались площадью от 1 до 3 га (на острове Хоккайдо - до 12 га). И хотя предпочтение отдавалось тем, кто ранее обрабатывал именно эти участки, многие из бывших арендаторов были не в состоянии заплатить даже такие небольшие выкупные платежи. В результате большая часть помещичьих угодий оказалась в руках самой зажиточной части сельских жителей.
При проведении данной аграрной реформы совсем не учитывались интересы тех сельскохозяйственных наемных работников (батраков), которые ранее не могли арендовать помещичью землю, и поэтому наделение их землей не предусматривалось. Тем не менее к 1950 году во владение крестьян перешло 80% всей арендованной земли и на ней было создано более 400 тыс. новых крестьянских хозяйств, ориентированных на рынок. Это привело к формированию слоя зажиточных крестьян, мелких фермеров., заметно расширивших потребительский рынок страны.Они получили землю фактически даром. Дворянство (помещики) как класс перестало существовать. С этого времени в Японии типичным стало частное крестьянское хозяйство на своей собственной земле. Земельная реформа способствовала увеличению емкости внутреннего рынка, высвободила значительные трудовые ресурсы. Таким образом в Японии была перераспределена земельная собственность. Американские власти способствовали проведению реформ в социальной жизни. Так, в 1946-1947 годах было принято новое трудовое законодательство, по которому устанавливался восьмичасовой рабочий день, что для Японии стало небывалым событием. За сверхурочные часы следовало платить по отдельным расценкам. Для всех трудящихся устанавливались оплачиваемые отпуска и социальное страхование, предусматривалась охрана труда женщин и подростков. Был принят Кодекс о труде, легализована деятельность профсоюзов на промышленных предприятиях. Все это ограничивало произвол предпринимателей, побуждало их к поиску путей внедрения новой техники и т.д.
В 1949 году в Японии была проведена налоговая реформа, в ходе которой произошло перераспределение
каналов поступления налоговых средств
в государственный бюджет. С одной стороны,
были снижены путем переоценки стоимости
основного капитала налоги, уплачиваемые
корпорациями, и отменены налоги на сверхприбыль.
С другой стороны, значительно повысилось
налогообложение населения. Такие изменения
позволяли предприятиям проводить ускоренное
накопление капиталов, расширять производство.
Правда, рост производства неизменно наталкивался на низкую покупательную способность населения, поскольку заработная плата японских рабочих в первые послевоенные годы была в пять-восемь раз ниже, чем западноевропейских и американских. В эти же годы оккупационные власти рекомендовали упорядочить структуру административного аппарата в целях сокращения традиционно огромного количества чиновников; в результате только в течение 1949 года было уволено более 500 тыс. человек.
В 1950 г. по рекомендации управляющего Детройтским
банком Доджа была осуществлена радикальная
бюджетная реформа. В соответствии
с нею вводились принципы строгого
балансирования статей бюджета и его бездефицитности.
Реформа предусматривала прекращение
выплат компенсации военным заводам за
конверсию. Убыточным предприятиям больше
не предоставлялись субсидии. Денежная
эмиссия ставилась под контроль. В Японии
был принят единый фиксированный валютный
курс (без обратимости иены). Японским
предприятиям и банкам разрешалось вести
операции на внешнем рынке. Проведение
этой реформы остановило инфляцию, что
позволило снять контроль над ценами.
Это означало, что в японской экономике
полностью утвердились рыночные отношения.
!!!
Преобразования включали в качестве составной
части структурную перестройку экономики.
Предусматривалось форсировать темпы
роста, без чего невозможно было преодолеть
техническое отставание от Запада. Поскольку
Япония, не имеющая минерального сырья,
но располагающая большим трудовым потенциалом,
оказалась изолированной от мировой экономики,
то ей пришлось создать многоотраслевой
комплекс всех современных перерабатывающих
отраслей с учетом обеспечения экспорта,
замещения импорта. Развитие отраслей
должно было учитывать создание рабочих
мест, обеспечение доходов, постепенное
увеличение емкости внутреннего рынка..
В рамках реформы Доджа действовал такой
важнейший инструмент структурной политики,
как полный государственный контроль
над всей системой внешнеэкономических
связей. Сюда входили: распределение по
лимиту средств на оплату импорта в соответствии
с отраслевыми приоритетами; ограничения
притока иностранных капиталовложений
и поощрение импорта технологий. Поддерживая
техническое обновление, контроль государства
охранял промышленность от внешней конкуренции,
ограждал страну от разрушительных валютных
дефицитов и расстройства денежной системы.
Такой контроль над внешнеэкономическими
связями действовал 22 года, его «либерализация»
длилась 10 лет. Она включала поэтапную
отмену ограничений на импорт продукции
конкурентоспособных отраслей. Только
в 1971 была введена полная обратимость
иены.
Процесс восстановления японской экономики
завершился в основном к 1953 году, когда
был достигнут уровень промышленного
производства 1938 года (для сравнения отметим,
что в Германии это произошло в 1951 году,
а в Италии - в 1948-м). Япония вновь стала
среднеразвитой индустриально-аграрной
страной. Весь мир заговорил о "японском
чуде". Действительно, достигнутые показатели
производили огромное впечатление, поэтому
следует более подробно остановиться
на основных факторах стремительного
роста японской экономики.
Небывалые успехи в ее развитии прежде
всего можно объяснить
В условиях, когда Япония оказалась среди "догоняющих" стран, в качестве одного из методов решения экономических проблем был выбран протекционизм. Японское государство создало систему максимального благоприятствования для отечественных производителей. В нее входили политика льготных кредитов ("низкого процента"), дотации на НИОКР, высокие таможенные тарифы на ввоз готовых изделий, льготные условия импорта иностранных технологий и ограничения на внешние капиталовложения, демпинг на внешних рынках и др. Одним из факторов, обусловивших "японское экономическое чудо", была хорошо разработанная система стимулирования трудовой активности, т.е. высокая степень использования "человеческого капитала". Это проявлялось прежде всего в научно обоснованных принципах оплаты труда, где не было места уравнительной оценке его результатов, а добросовестные и трудолюбивые работники всегда поощрялись. Широкие массы японских трудящихся были вовлечены в процесс рационализации труда и производства, в систему контроля за качеством продукции. Так, на предприятиях с целью повышения конкурентоспособности продукции и престижа фирмы стали создаваться кружки контроля качества, куда помимо рабочих входили представители руководства и профсоюзов.
Нельзя не отметить и особенности
японского национального
В 1952 году были сняты почти все ограничения на деятельность крупных корпораций, установленные сразу после войны. Вновь в экономические лидеры вышли финансово-промышленные группы "Мицубиси", "Сумитомо", "Мицуи", "Фудзи" и др. Но они мало напоминали прежние дзайбацу, поскольку это были уже совершенно новые объединения, созданные по мировым образцам. В 1955 году Япония вступила в ГАТТ. Можно сказать, что именно послевоенные реформы открыли новый этап в экономической и политической истории Японии, в результате чего она превратилась в высокоразвитую индустриальную державу.
Информация о работе Программа обратного курса Доджа-Шоупа в Японии