Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2015 в 20:32, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что, деньги являются важнейшим атрибутом экономики. От того, как функционирует денежная система, во многом зависит стабильность экономического развития страны. Изучение природы происхождения и видов денег, их основных функций, роли денег в экономике страны, необходимо для понимания особенностей функционирования всей финансовой системы.
Введение……………………………………………………………….……2
Развитие обмена и возникновение денег……………………………....4
Функции денег…………………………………………………………...9
Денежное обращение и денежные системы…………………….….12
Денежное обращение…………………………………..…12
Закон денежного обращения……………………………..15
Денежная система и её элементы………………………..18
Проблема совершенствования системы денежного обращения в современной российской экономике…………………………….….27
Заключение………………………………………………………………...35
Список используемой литературы………….……………………….…...36
Резервные фонды банкнот и монет создаются по распоряжению Банка России, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения. Объективная потребность в резервных фондах обусловлена:
необходимостью удовлетворить нужды экономики в наличных деньгах;
обновлением денежной массы в обращении в связи с пришедшими в негодность деньгами;
поддержанием обязательного покупюрного состава денежной массы в целом по стране и регионам;
сокращением расходов на перевозку и хранение денежных знаков.
Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения — документа, дающего право ЦБР подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.
4. ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
Проведен анализ современного состояния сферы денежного обращения, в рамках которого подробно исследованы нормативные, организационные и инфраструктурные аспекты указанного процесса.
В ходе развития экономических отношений постоянно происходило постепенное изменение форм и видов денег в сторону превращения первой формы денег - полноценных денег - во вторую - неполноценные деньги, это было обусловлено потребностями и особенностями развития мировой экономики. В свою очередь дальнейшая эволюция неполноценных денег, являющихся на современном этапе развития мировой экономики основной формой, имеет тенденцию к демонетизации и дематериализации денежного обращения. В данном случае под демонентизацией денежного обращения понимается вытеснение расчетов, проводимых с использованием денежных средств, вексельными и зачетными операциями, широкое распространение которых обусловлено развитием компьютерных и банковских технологий.
В свою очередь дематериализация денег означает преимущественное использование безналичных (невещных) денег, не имеющих материально осязаемой формы, в виде записей их остатков по счетам в банковских книгах, а в современных условиях — в памяти компьютеров. Следовательно, происходит постепенное замещение наличных денег их безналичным эквивалентом. Данный процесс обусловлен рядом преимуществ, которые предоставляет использование безналичного денежного обращения, к ним относятся: снижение издержек обращения, повышение скорости и эффективности проведения расчетов и, как следствие, повышение эффективности экономики государства в целом, повышение уровня государственного контроля над движением денежных потоков.
Формирование денежного обращения в любой стране происходит под влиянием ряда социально-экономических факторов, и является довольно ярким индикатором уровня экономического развития государства. Поскольку, на особенности организации функционирования денежного обращения оказывают влияние огромное количество факторов (экономических, социальных, политических и т.д.), то процесс формирования и развития этой сферы экономики невозможно рассматривать в отрыве от тех экономических реформ и преобразований, которые имели место в Российской Федерации.
На основе анализа показателей современного состояния сферы денежного обращения можно сделать вывод, что и в настоящее время отсутствуют устойчивые тенденции к снижению доли наличного денежного обращения, поскольку в течение длительного периода данный показатель составляет порядка 33 - 37% в структуре денежной массы (М2) (Рис.1.).
Рис. 1 Структура денежной массы в абсолютном выражении
(млрд. руб.)
Это подтверждают и расчеты темпов прироста наличных денег и безналичных денежных средств, проведенные на основе статистических данных Центрального Банка по денежно-кредитной сфере (Рис. 2. ).1
Рис.2. Темпы прироста наличных денег и безналичных денежных средств в структуре денежной массы (М2)
(к соответствующей дате предыдущего года %)
Это обусловлено особенностями ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации, неразвитостью инфраструктуры и низким уровнем нормативно-правового регулирования сферы безналичного денежного обращения, а также потребностями теневого сектора экономики в денежных ресурсах. Негативное влияние на состояние денежно кредитной сферы оказывает планомерное снижение скорости обращения денег по денежному агрегату М2 (см. рис 3.) темпы снижения составляют порядка 11%2 ежегодно, что говорит не только о замедлении экономической активности в процессах производства и реализации товаров работ и услуг, но и о чрезмерном насыщении денежного оборота, обслуживающего производство и распределение продукции, наличными деньгами, которые в силу своей природы не могут обеспечивать высокой скорости обращения.
В свете задачи, поставленной Президентом Российской Федерации об удвоении ВВП государства в 2010 г. и сокращении темпов инфляции, замедление скорости денежного обращения (более 25% за 2 года с 2005 г. по 2007 г.) вносит явное противоречие между поставленной задачей экономического развития и полученной расчетной скоростью обращения денег.
Рис. 3 Скорость обращения денег, рассчитанная
по денежному агрегату М2 (в среднегодовом выражении)
Поскольку увеличение ВВП должно автоматически увеличивать и скорость обращения денег (как минимум скорость обращения должна быть постоянной, возможны лишь небольшие колебания 2-3,5%), так как существующая денежная масса должна обслуживать больший оборот товаров и услуг.
Снижение скорости денежного обращения обусловлено, помимо рассмотренных выше негативных экономических, правовых и социально-экономических факторов, повлиявших на формирование структуры денежного обращения, также и потребностями теневого сектора экономики в денежных средствах. Поскольку деньги, задействованные в теневых процессах, по методологии Центрального Банка учитываются как средства граждан в накоплениях и сбережениях (отчасти это соответствует действительности) скорость их обращения равна нулю, однако указанные денежные средства, тем не менее, осуществляют свое движение в теневом (ненаблюдаемом) секторе экономики. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно говорить о скорости обращения денежных средств обращающихся в наблюдаемом секторе экономики и о скорости денежных средств обращающихся в теневом секторе экономики, однако учет и определение последнего значительно затруднены в силу объективных причин.
На основе обобщения зарубежного опыта построения систем денежного обращения можно сделать вывод о том, что в Российской Федерации отсутствует институциональная структура, позволяющая осуществлять регулирование и контроль за денежным обращением внутри государства. Данный вывод подтверждает тот факт, что во всех развитых странах (США, странах ЕС, Великобритании) существуют системы государственных учреждений, осуществляющих регулирование деятельности банковской системы страны и национального денежного обращения. Каждый из элементов такой системы обладает определенным набором сдержек и противовесов, позволяющих наряду с другими государственными органами осуществлять регулирование движения денежной массы в стране. Основной тенденцией в организации денежного обращения в развитых странах является планомерное развитие безналичных форм денежного обращения в целях повышения эффективности и наблюдаемости их национальных экономик. Результатом проведения такой денежно-кредитной политики является снижение доли наличного денежного обращения до 7-10% (в США до 3%) и его практически полное вытеснение из сферы производства и распределения товаров, работ и услуг, таким образом, наличные деньги функционируют на стадии конечного потребления товаров населением.
Выявленные в работе недостатки в организации и структуре денежного обращения требуют принятия специальных мер по их преодолению. На мой взгляд, следует безотлагательно разработать специальную долгосрочную федеральную программу развития системы безналичных расчетов в секторе национальной экономики. Главной задачей такой общефедеральной программы, должно стать ускоренное и сбалансированное развитие в Российской Федерации различных форм и видов безналичных расчетов населения при одновременном снижении доли расчетов наличными деньгами, пользующихся сейчас наибольшим распространением. Без принятия на федеральном уровне указанной программы проблематично ликвидировать серьезное отставание России от цивилизованных стран в области развития системы денежного обращения. В свою очередь, данная федеральная программа должна быть подкреплена необходимыми экономическими, правовыми и организационно-техническими мероприятиями. Для этого необходимо подвести под розничные безналичные расчеты более прочную правовую базу, разработать и принять законы:
Такие законы, регулирующие безналичные расчеты физических лиц, давно действуют в развитых странах. Пока в России в этом направлении сделаны лишь первые шаги. В настоящее время приняты только Федеральный закон «О цифровой подписи» №1-ФЗ от 10 января 2002 года, но ввиду сложности технической реализации можно сказать, что и он ориентирован преимущественно на юридических лиц, а также Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях", однако указанный закон подробно не раскрывает легальных работающих механизмов накопления и обмена информацией между кредитными бюро. В законе не прописано, как именно бюро кредитных историй должны сотрудничать и обмениваться информацией между собой. Поэтому единое информационное пространство, которое и является залогом эффективности функционирования созданной системы, не сложилось.
Наряду с вышеизложенным, целесообразно включить в действующий Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" юридическую норму, предусматривающую наделение Банка России правом устанавливать предельный размер одного платежа наличными деньгами, осуществляемого отдельными российскими гражданами и предпринимателями без образования юридического лица при денежных расчетах с третьими лицами за приобретаемые товары, выполненные работы и услуги производственно-технического и потребительского характера. Согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в настоящее время Банк России определяет размер одного такого платежа лишь в отношении взаимных расчетов между юридическими лицами, проводимых ими с использованием наличных денег.
Целесообразно также закрепить в законе в качестве одной из задач Центрального банка снижение доли наличного обращения и стимулирование развития системы безналичных расчетов.
В качестве начальной меры по стимулированию развития безналичного обращения целесообразно шире использовать практику безналичных расчетов населения с применением специальных расчетных чеков, которые во многом схожи с расчетными и кроссированными чеками, получившими очень широкое распространение за рубежом. В нашей стране безналичные расчеты физических лиц, основанные на применении упомянутых выше расчетных чеков, вплоть до начала рыночных реформ 90-х годов довольно успешно развивались сначала сберегательными кассами, а затем и созданными на их основе учреждениями Сбербанка СССР.
Для успешной реализации такого проекта необходимо обеспечить экономическую привлекательность данных чеков как платежного инструмента на рынке. Для обеспечения привлекательности, в частности, может быть использовано частичное или полное освобождение от налога на добавленную стоимость, если покупки осуществляются при помощи указанного вида чеков.
Введение в оборот банковских расчетных чеков позволит сократить как количество бумажных рублей и металлической монеты в наличном обращении, так и расходы по инкассации и затраты Центрального банка на обслуживание денежного обращения. Использование расчетных чеков в обороте торговой сети позволит сократить потребность в наличности и создаст условия для ослабления влияния криминальных структур в сфере налично-денежного обращения.
Клиентская кредитовая чековая система подразумевает вовлечение Центрального Банка в качестве главного элемента инвестиционного процесса. Центральный банк служит ключевым звеном функционирования системы чековых расчетов. При зачислении чеков на счет, коммерческий банк автоматически кредитуется Центробанком на сумму полученного чека на срок обработки, сортировки и предъявления этого чека к оплате в банк, выдавший чек (в банк плательщик по данному чеку). После оплаты чека ЦБ возвращает себе выданную сумму кредита из банка, оплатившего чек.
Данный кредитный механизм запускает процесс безналичной денежно-кредитной мультипликации. В результате чего количество денег в экономике увеличивается не за счет их эмиссии центральным банком в наличной форме.
Таким образом, введение и стимулирование чекового обращения может стать важным шагом на пути формирования системы безналичных расчетов. Необходимость этого обусловлена потребностями сокращения теневого сектора экономики и источников финансирования международного терроризма и наркобизнеса, что в целом позволит более эффективно обеспечивать экономическую безопасность государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог данной работы, необходимо отметить всю важность и актуальность денег в не только экономике страны, но и в жизни каждого человека.
В своей работе я постаралась раскрыть природу происхождения и видов денег, их основных функций, роль денег в экономике страны.
С момента, когда люди почувствовали
потребность обмениваться