Происхождение, сущность и функции денег, особенности современных денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является - рассмотрение денег с позиции их прошлого, настоящего и будущего, их необходимости и роли в экономике и жизни людей. Для достижения поставленной цели был поставлен ряд задач, а именно: дать понятие деньгам, рассмотреть их виды, определить сущность денег, проанализировать денежный рынок, изучить методы его государственного регулирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….3
1. Понятие денег, их история происхождения, сущность денег…………….4
1.1. История происхождения денег……………………………………………4
1.1.1. Рационалистическая теория происхождения денег……………………6
1.1.2. Эволюционная теория происхождения денег………………………….6
1.2. Сущность денег и виды денег……………………………………………..7
1.2.1. Бумажные деньги………………………………………………………...9
1.2.2. Железные деньги………………………………………………………..11
1.2.3. Кредитные деньги………………………………………………………14
1.3. Функции денег……………………………………………………………15
1.3.1. Деньги как средство обращения……………………………………….15
1.3.2. Деньги как средство платежа…………………………………………..16
1.3.3. Деньги как мера стоимости…………………………………………….16
1.3.4. Деньги как средство сбережения………………………………………17
2. Анализ денежного рынка и методы его регулирования со стороны государства…………………………………………………………………….18
2.1. Денежная система………………………………………………………...18
2.2. Денежный рынок………………………………………………………….21
2.2.1. Понятие денежного рынка и денежные агрегаты…………………….21
2.2.2. Спрос и предложение на деньги……………………………………….23
2.3. Методы государственного регулирования денежного рынка…………28
2.3. 1.Государственное регулирование денежного рынка в России……….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………35

Файлы: 1 файл

курсовая по экономтеории.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)
 

Рис.2.1. Частичный спрос на деньги 

    Как известно, спрос на деньги может  повышаться или понижаться в зависимости от уровня процентной ставки. Владелец денег решает дилемму: то ли владеть деньгами, то ли вложить их в те или иные активы и получать проценты.

    Данную  зависимость спроса на деньги от процентной ставки также можно выразить графически (рис. 2.2.). Как видно из графика и согласно логике рационального поведения владельца денег, спрос на деньги со стороны активов изменяется обратно пропорционально процентной ставке. Владелец наличных денег имеет определенные преимущества, так как они обладают наивысшей ликвидностью. Однако данное преимущество становится своей противоположностью — недостатком, ибо хранение денег в других формах активов приносит проценты, т.е. обеспечивает получение дополнительного дохода. Для разрешения этой дилеммы имеется критерий — альтернативная стоимость, или вмененные издержки. 

          Процентная  ставка 8  
             
          6  
             
          4  
             
          2  
                           
          100 200 300 400 500 600 700  
          Количество  денег, млрд руб.
 

Рис.2.2. Спрос на деньги со стороны активов

  Вмененные издержки представляют собой предельные издержки, равные проценту, который можно было бы получить при вложении каждой дополнительной денежной единицы в ценные бумаги, сберегательные вклады и им подобные активы. Кривая Са показывает предельные выгоды от добавления дополнительного рубля (денежной единицы) к имеющимся остаткам на каждый момент. Под выгодой в этом случае понимаются удобства и экономия при осуществлении необходимых расходов. Однако с нарастанием денежных остатков на величину каждого последующего дополнительного рубля размер выгоды будет становиться все меньше и меньше.

  Кривая  предельных издержек (Ипред) показывает предельные издержки от хранения каждой дополнительной денежной единицы в виде денег вместо вложения их в ценные бумаги или сберегательные вклады. Точка К соответствует оптимальному уровню денежных остатков, при котором выгоды от хранения на счетах каждой дополнительной денежной единицы равны издержкам.

  Повышение процентных ставок или вмененных  издержек (альтернативной стоимости) до уровня," соответствующего кривой И 'пред, делает невыгодным владение значительной ликвидностью (наличными деньгами, текущим счетом), что приведет к сокращению активов в форме денег. Они трансформируются в другие активы. В результате размер денежных оптимальных остатков сокращается.

  Общий спрос на деньги (Собш) складывается из суммы операционного спроса на деньги (Сопер) и спроса на деньги со стороны активов (Са). Чтобы выразить общий спрос на деньги графически (рис. 2.3), необходимо сместить по оси абсцисс спрос на деньги со стороны активов (С, на рис. 2.2) вправо на величину операционного спроса на деньги (Сопер на рис. 2.1). Причем изменение частичного спроса на деньги, или номинального ВНП вызывает смешение кривой общего спроса (Собщ) на деньги. Пересечение кривой общего спроса на деньги и кривой общего предложения денег позволяет определить равновесную процентную ставку, соответствующую точке М.

  В данном случае при определении необходимого количества денег мы исходим из несколько упрощенной предпосылки, согласно которой денежно-кредитная система снабжает народное хозяйство соответствующим количеством денег. Состояние равновесия на графике определяется величиной предложения денег, равной 380 млрд руб. при процентной ставке 6% годовых. Равновесная процентная ставка является той «ценой», которую платят за пользование деньгами.

   Следующим фактором, который оказывает влияние  на спрос на деньги, являются доходы. Уровень расходов, как мы уже знаем, «висит от величины реальных доходов. Повышение уровня доходов увеличивает реальные остатки. Графически зависимость изменения реальных денежных остатков от увеличения доходов представлена на рис. 2.4. 
 
 

          Процентная ставка

             
          10  
          8  
          6  
          4  
          2                
          100 200 300 400 500 600 700  

                                        Количество денег, млрд руб.

Рис.2.3. Общий спрос на деньги

  В нашем анализе, естественно, мы абстрагируемся от динамики процентных ставок и считаем их неизменными. Поэтому увеличение реальных доходов обусловливает рост расходов, что отразится на росте реальных денежных остатков. При этом новое равновесие сместится из точки Т в точку Т. Эластичность спроса на деньги по доходу выражается отношением изменения величины спроса на реальные денежные остатки к изменению реальных расходов на 1%.

  В заключение анализа влияния трех факторов (роста цен, процентной ставки, реальных доходов) на денежный спрос можно сделать следующие основные выводы. Во-первых, рост цен вызывает пропорциональное увеличение спроса на номинальные денежные остатки при неизменности реального спроса на деньги. Во-вторых, рост вмененных издержек, или альтернативной стоимости хранения денег, сокращает спрос на реальные денежные остатки. В-третьих, рост реальных доходов, а следовательно, и расходов увеличивает спрос на реальные денежные остатки. 
 

          Процентная ставка
             
          10  
          8  
          6  
          4  
          2              
          100 200 300 400 500 600 700  

                                    Количество денег, млрд руб.

Рис.2.4. Влияния изменения реальных доходов  на спрос на деньги

  Предложение денег сопряжено с проведением взвешенной долгосрочной антиинфляционной политики, которая требует установления жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы.

  Они соотносятся с долгосрочными  темпами прироста национального производства и прогнозируемыми темпами прироста цен. В связи с этим соотношение между темпами прироста денежной массы и реального национального продукта находит свое выражение в уравнении предложения денег:

где М' — среднегодовой темп прироста предложения денег за определенный период времени; Y'— среднегодовой темп прироста реального национального продукта (в постоянных ценах) за соответствующий период; Р'— предполагаемый темп прироста цен за данный период. 

2.3. Методы  государственного регулирования  денежного рынка 

     Государственное экономическое регулирование представляет собой систему социально – экономических и политических мер, практически осуществляемых органами государственной власти для реализации главной цели экономической политики. Государственное регулирование денежного рынка - одна из важнейших и самых сложных задач государства. Хорошо продуманная и правильно организованная политика в области финансов - важнейший фактор успешного развития экономики любой страны.

     В этих условиях государственное регулирование  в области цен обычно преследует следующие цели:

  1. затормозить инфляционный рост цен в результате обесценения денег в военный период, устранить диспропорции цен на отдельные виды изделий и услуг;
  2. достигнуть необходимые соотношения в развитии производства;
  3. затруднить рост заработной платы пропорционально росту цен;
  4. субсидировать производство, находящееся под контролем государства, защитить отсталые отрасли экономики от иностранной конкуренции; содействовать внешнеэкономической деятельности;
  5. мобилизовать бюджетные средства, необходимые для обеспечения социально-экономических мероприятий.

     Если  цель экономической политики – достижение роста благосостояния страны, то государственное  экономическое регулирование ставит своей целью создание условий  для достижения эффективного экономического роста и повышения на этой основе уровня социально – экономического развития страны. Для реализации этой цели государство разрабатывает меры и механизм их реализации по поддержанию сбалансированного производства, стимулированию экономического роста, обеспечению возможной полной занятости, стабилизации денежного обращения и т.д.

     По  характеру воздействия на экономику  страны методы государственного регулирования  делятся на косвенные и прямые.

     Прямые  методы государственного регулирования денежного рынка призваны оказывать воздействие на отдельные отрасли производства, корпорации. Сюда относятся государственные субсидии корпорациям, государственные инвестиции прямого назначения, льготы, дотации и др.

     Наиболее  оптимальным является гибкое сочетание государством прямых и косвенных методов регулирования цен.

     Как правило, государство прямо регулирует цены на те виды продукции и услуг, которые образуют каркас системы  цен. Это цены на энергоносители, услуги транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги и др., которые оказывают существенное влияние на всю экономику страны. Устанавливая и регулируя цены на эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен.

      Косвенные методы государственного регулирования денежного  рынка одинаково воздействуют на всех хозяйствующих субъектов рыночной экономики, не создавая никому каких - либо преимуществ в конкурентной борьбе. К ним относиться регулирование через кредитно – денежную бюджетную системы (изменения учетной ставки процента уровней налогообложения, размеров эмиссии, преодоление бюджетного дефицита).

      Практически косвенные методы преобладают над  прямыми. Косвенные методы воспринимаются товаропроизводителями как неизбежные; прямые же вызывают определенную настороженность. 

      2.3.1.Государственное регулирование денежного рынка в России 

      На  современном этапе ЦБ РФ выбирает в качестве главной цели снижение темпов инфляции для создания благоприятных  условий долгосрочного экономического развития России при стабильной национальной валюте. Однако в условиях несбалансированности, нестабильности экономки возникает проблема прогнозирования динамики инфляционных процессов. Вот почему реальные показатели инфляции в посткризисный период не соответствуют целевому диапазону, установленному правительством (за исключением 2003 год). Например, в 2004 году инфляция достигла 11,7%, тогда как при пессимистическом прогнозе она должна составлять 10%.

      В решении инфляционных вопросов должно участвовать правительство, так  как инфляция – это многофакторное явление, порождаемое не только монетарными, но и структурными внешнеэкономическими причинами. Впервые с 2003 года была разработана и включена в денежно – кредитную политику денежная программа, в задачу которой входила увязка денежного предложения со спросом на уровне, соответствующем плановой цифре темпов инфляции и расчетным темпом темпам роста реального ВВП. Денежная программа включает промежуточные цели денежно – кредитной политики, через которые Банк России осуществляет достижение конечных целей. Если конечную цель ЦБ РФ не может контролировать, то промежуточные и операционные цели, зафиксированные в денежной программе, находятся в поле управления ЦБ. К ним относятся: денежная база, денежная масса, валютный курс, система процентных ставок. Через достижение промежуточных целей денежной программы ЦБ РФ непосредственно участвует в организации процессов функционирования денежного рынка. В качестве промежуточного ориентира Банк России в последние годы используют денежный агрегат М2, а не процентную ставку. Это связано с тем, что теория денежного – кредитного регулирования доказывает невозможность одновременного выполнения двух целей: денежная масса и процентная ставка.

Информация о работе Происхождение, сущность и функции денег, особенности современных денег