Производство: основные черты, факторы, результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:17, контрольная работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены понятия производства и потребности, классификация потребностей и производственных ресурсов, проблема ограниченности ресурсов, производственные возможности экономики и их границы, закон вмененных издержек и продукт как результат производства, также решена задача и тест по теме

Содержание работы

1. Производство и потребности. Классификация потребностей
2. Производственные ресурсы и их классификация
3. Проблема ограниченности ресурсов
4. Производственные возможности экономики и их границы
5. Закон вмененных издержек
6. Продукт как результат производства. Свойства продукта
7. Классификация благ. Индивидуальный и общественный продукт
8. Задача 5
9.Тест 5
10. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контр..docx

— 301.12 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина»

Юридический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по предмету: Экономическая теория

Вариант 5

Тема 5 Производство: основные черты, факторы, результаты

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы В

1 курса отделения Правоведение

(6-летний срок обучения)

Проверил: Каверина Е.И.          

                  

 

 

 

Брест 2011




 

 

Содержание

Тема 5 Производство: основные черты, факторы, результаты.

 

1. .Производство и потребности.  Классификация потребностей.              3-7

2.Производственные ресурсы  и их классификация                                    8-9

3.Проблема ограниченности  ресурсов.                                                        9-10

4. Производственные возможности  экономики и их границы                  10-13

5.Закон вмененных издержек                                                                        13-14

6.Продукт как результат  производства. Свойства продукта.                    14-15

7.Классификация благ. Индивидуальный  и общественный продукт.      15-18

8.Задача 5                                                                                                         19

9.Тест 5                                                                                                           19-20

10. Список использованной  литературы                                                     21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Производство  и потребности. Классификация  потребностей.

Для того чтобы жить, люди должны удовлетворять свои потребности. Это аксиома. С этой точки зрения потребность определяют как нужду в чем-либо. Однако в условиях товарно-денежных отношений потребности людей удовлетворяются с учетом доходов, которыми они располагают, и фактического наличия экономических благ. Поэтому через призму этих отношений потребность определяют как необходимость потребления экономических благ с учетом их запаса, полезности и доходов, которыми располагает потребитель для их приобретения.

  Наличие экономических  благ, необходимых для удовлетворения  потребностей обеспечивается двумя  путями:

  1. Естественным, т.е. природа дает человеку в готовом виде продукты, необходимые ему для жизнеобеспечения. В таких условиях человек не довлеет над природой, а гармонично взаимодействует с ней. Количество жизненных ресурсов, изымаемых у природы, определяется естественными потребностями людей. Недостаток или избыток таких ресурсов определяет численность населения того или иного региона.
  2. Экономическим, т.е. для удовлетворения все возрастающих потребностей человек организует производство экономических благ. Здесь продукты природы, не пригодные к использованию в готовом виде, подвергаются переработке и доводятся до состояния, готового к употреблению. Например, сахарный тростник превращают в сахар, нефть в бензин. С этой точки зрения под производством понимают не просто процесс создания экономических благ, а процесс взаимодействия человека с природой с целью создания экономических благ, необходимых для существования и развития общества.

 

  Стремление человека удовлетворять потребности в большем объеме и лучшего качества—процесс объективный. Он определяется законом возвышающихся потребностей. Однако следует заметить, что за гранью разумных потребностей лежат удовольствия. Человек хочет иметь не просто жилье, а жилье со всеми удобствами; не просто передвигаться, а передвигаться на автомобилях, летать на самолетах и т. д. Все это требует дополнительных ресурсов, в том числе и природных. Ресурсы, как известно, ограничены. Поэтому общество в стремлении удовлетворить все возрастающие потребности неизбежно наталкивается на их ограниченность. Перед ним встает проблема экономического выбора в условиях ограниченных ресурсов: что производить и от чего отказаться, сколько производить и кому они будут доступны и т.д. Поскольку все потребности людей не могут быть удовлетворены абсолютно, то нужен механизм, с помощью которого регулировались бы эти отношения. Общественная практика показала, что таким механизмом, который наилучшим образом решает эти задачи, является рынок, а инструментом его реализации—цена.

    Потребности выступают в качестве главных мотиваций поведения людей и, в первую очередь, в производственной сфере. Заключая контракт с работодателем, работник берет на себя обязательства вовремя приходить на работу и вовремя уходить с нее, обедать в отведенное для этого время, соблюдать другие требования, предъявляемые к нему. Отношения, которые складываются в производстве (производственные отношения), в свою очередь, накладывают определенный отпечаток на другие, не связанные с производством сферы человеческой жизни и выступают как главный фактор мотиваций поведения людей вообще.

    Потребности первичны  по отношению к производству. Они формируют потребительский  спрос и диктуют производству  что и сколько производить.  Однако следует заметить, что  иногда производство может выступать  первичным по отношению к потребностям. Это бывает тогда, когда выпускается  новый вид продукции и свойства  его пока неизвестны потребителю.  Здесь активную роль в формировании  потребности и потребительского  спроса играет реклама.

     Потребности  людей многогранны. Эта многогранность  определяется многими факторами,  главными из которых являются:

  1. Вкусы потребителей.

Этот фактор связан с индивидуальностью  человека и, зачастую, регулируется не на уровне сознания, а на уровне подсознания: цвет, форма, объем, запах и т.п. В  рыночной экономике он является самым  сложным для производителя-продавца при определении мотиваций поведения  покупателя.

  1. Возраст.

Молодые люди, как правило, предъявляют спрос на одни виды товаров, пожилые—на другие. Это значит, что  возрастная структура общества оказывает  значительное влияние на формирование структуры производства.

  1. Род занятий.

Этот фактор связан с профессиональной деятельностью людей. Художнику, например, для работы нужны краски, кисти  и т.р., в то время как хлебопекарю—вода, мука, дрожжи и др.

  1. Традиции.

Национальные, религиозные  и иные традиции часто влияют на потребительские вкусы. Так , например, мусульмане не едят свинины, белорусы много потребляют картошки, вьетнамцы—риса и т.д. Изменяется структура потребностей и в период религиозных постов.

  1. Среда обитания.

Этот фактор обусловлен, в первую очередь, природно-климатическими условиями жизни людей. Так, например, люди, проживающие в тропической зоне, не нуждаются в теплой одежде, обуви, соответствующем жилье, в то время как живущие на севере России имеют в этом потребность. В зависимости от природных условий может меняться структура питания и другие потребности.

  1. Другие факторы.

Потребности людей многообразны. Более того, они не могут быть раз и навсегда устоявшимися. Многообразие потребностей и их динамичность обуславливают  многопрофильность производства и  необходимость его постоянного  совершенствования. Вместе с тем, потребности  не только диктуют необходимость  производства, но и стимулируют его. Насыщение одних потребностей и переориентация потребителей на другие потребности вызывает необходимость изменения структуры производства в соответствии с меняющимися потребностями.

Как подчеркивалось выше, потребности  людей разнообразны и подвижны. Они  меняются по мере развития производительных сил общества и совершенствования  его производственных отношений. Поэтому  определить раз и навсегда устоявшуюся структуру потребностей и охарактеризовать все их виды невозможно. В данном вопросе мы рассмотрим лишь основные виды потребностей.

  Известно, что человек существо биосоциальное. Поэтому первоначально его потребности диктуются или желудком или сознанием. С этой точки зрения выделяют потребности:

   а) материальные

   б) духовные

   в) социальные

  Материальные потребности в экономической науке определяют как первичные ибо от их удовлетворения зависит само существование человека. Это потребности в еде, одежде, обуви, жилье и др.

   Духовные потребности относят к вторичным.Их отсутствие не подрывает саму основу жизни человека. Это потребности в образовании, искусстве, развлечениях и др.

   Социальные потребности обусловлены коллективным образом жизни человека и необходимостью его самореализации: карьера, членство в партийных, профсоюзных и иных организациях и др.

   По степени удовлетворяемости потребности подразделяют на:

    • абсолютно удовлетворяемые или абсолютные;
    • действительно удовлетворяемые или действительные;
    • удовлетворяемые в перспективе или перспективные.

 

  Абсолютные потребности—это потребности со100% степенью удовлетворяемости всеми членами общества при сложившемся уровне их доходов. Например, потребность в электроэнергии, общественном транспорте и др.

  Действительные—это те потребности, которые могут быть фактически удовлетворены при сложившемся уровне техники и технологии. Степень удовлетворяемости таких потребностей ниже 100% и доступность экономических благ, необходимых для их удовлетворения, определяется уровнем доходов людей. Например, потребность в легковых автомобилях, компьютерах и т.д.

  Перспективные потребности обусловлены тем, что в данный момент при существующем уровне развития производства они не могут быть удовлетворены и поэтому откладываются на будущее. Например, потребность в космическом туризме.

По субъектам ( носителям) потребностей их делят  на :

     а) общественные;

     б) групповые;

     в) коллективные;

     г) индивидуальные.

    Общественные потребности—это потребности, затрагивающие интересы всего общества. Например, потребность в обороне, охране природы, исторических памятников и др. Среди общественных выделяют потребности: государственные, национальные, территориальных образований ( республик, краев, областей и др.), религиозные.

   Групповые—   это потребности групп людей, объединенных какими-либо общими интересами: политических партий, обществ по охране природе, спортивных организаций и др.

  Коллективные потребности — это потребности людей, объединенных в коллективы по производственному признаку: предприятий, организаций, кооперативов и др. Следует заметить, что если групповые потребности затрагивают, как правило, духовную сторону жизни людей, то коллективные—материальную.

 Индивидуальные—     это потребности конкретного человека в пище, одежде, обуви, жилье, музыке, театре и т.д. Все виды потребностей, перечисленные выше, в той или иной степени преломляются через призму индивидуальных потребностей.

    По  отношению к  воспроизводственному  процессу выделяют потребности:

а) экономические

б) неэкономические

  Экономические— это те потребности, для удовлетворения которых необходимо производство экономических благ. Например, прежде чем удовлетворить потребность в одежде, надо ее произвести.

   Среди экономических   потребностей особо выделяют производственные потребности, подчеркивая тем самым их специфичность. Специфичность этих потребностей состоит в том, что они связаны с удовлетворением потребностей человека не напрямую, а косвенно: сначала потребляются средства производства и рабочая сила, результатом чего является производство экономических благ, а затем лишь удовлетворяются насущные потребности людей.

     Неэкономические потребности— это потребности, которые могут быть удовлетворены естественным путем, без наличия производства. Например, потребность в солнечном загаре, купании и др.

   Следует отметить, что в отличие от неэкономических,  экономические потребности динамичны,  они постоянно изменяются вместе  с изменениями, происходящими  в обществе. Такую постоянную, устойчивую  зависимость в экономической  науке называют законом возвышающихся потребностей.

 

2.Производственные ресурсы и их классификация

Производство предполагает использование ресурсов. Ресурсы,

вовлечённые в производство, выполняют роль факторов производства. Ресурсы выступают в роли факторов производства, если они задействованы в

производстве, если есть определённый результат.

Ресурсы подразделяются на:

- экономические (функционирующие);

- потенциальные (не вовлечённые в хозяйственный оборот);

Экономические ресурсы включают:

- природные ресурсы;

- трудовые (население в трудоспособном возрасте);

- материальные (все созданные человеком средства производства,

являющиеся результатом  производства);

- финансовые (денежные средства, которые общество в состоянии выделить

Информация о работе Производство: основные черты, факторы, результаты