Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 11:32, курсовая работа
Целью работы является изучение промышленной революции как толчка к образованию научно-технической революции.
Для достижения поставленной цели, необходимо разграничить основные задачи, к которым относится:
Изучение предпосылок, хода и трудностей промышленной революции
Анализ итогов промышленной революции
Составление общей картины развития научно-технического прогресса
Проведение параллелей между промышленной революцией и НТП.
Введение
1. Начало промышленного переворота в России
1.1 Предпосылки промышленной революции
1.2 Ход промышленной революции в общих чертах
1.3 Возникшие трудности
2. Завершающий этап промышленной революции
(80-90-е годы XIX века)
2.1 Качественные сдвиги в структуре промышленного производства
2.2 Итоги промышленной революции в России
3. Современная научно-техническая революция
Заключение
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Пермский государственный технический университет
Контрольная работа
На тему:
«Промышленный переворот и современная научно-техническая революции
в России»
Пермь,2011
Содержание.
Введение
1. Начало промышленного переворота в России
1.1 Предпосылки промышленной
1.2 Ход промышленной революции в общих чертах
1.3 Возникшие трудности
2. Завершающий этап промышленной революции
(80-90-е годы XIX века)
2.1 Качественные сдвиги в
2.2 Итоги промышленной революции в России
3. Современная научно-
Заключение
Введение.
Мы живем во времена HI-tech технологий. В наше время почти вся система производства компьютеризирована, а жизнь и труд человека значительно облегчены. Но, почему – то, мы часто забываем о том, что начало всему этому положила промышленная революция, которая в дальнейшем переросла в научно-техническую революцию.
Целью работы является изучение промышленной революции как толчка к образованию научно-технической революции.
Для достижения поставленной цели, необходимо разграничить основные задачи, к которым относится:
Для выполнения вышеперечисленных задач понадобятся следующие материалы:
Начало промышленного переворота в России.
Предпосылки промышленной революции.
Промы́шленная револю́ция (промы́шленный переворо́т, Вели́кая индустриа́льная револю́ция) — это переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное.
Промышленная революция связана не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общества. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией, началом быстрого экономического роста (до этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в масштабах столетий), исторически быстрым увеличением жизненного уровня населения. Промышленная революция позволила на протяжении жизни всего лишь 3-5 поколений перейти от аграрного общества (где большинство населения вело натуральное хозяйство) к современной городской цивилизации.
Промышленная революция началась в буржуазной Англии в последней трети XVIII в. и приняла в первой половине XIX в. всеобъемлющий характер, захватив повсеместно капиталистические страны Европы и Америки. Стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии всемерно способствовал утверждению капитализма как господствующей мировой системы хозяйства.
В этот исторический период в недрах феодально-крепостнической России усиливается вызревание новых, капиталистических отношений, под давлением которых рушились старые, отживающие формы хозяйства.
Этот прогрессирующий процесс имел глубокие причины: рост общественного разделения труда и внутреннего рынка, широкое распространение крестьянских неземледельческих промыслов, усилившееся первоначальное накопление капитала, развитие капиталистической мануфактуры, рост торгово-промышленных городов и селений, укрепление международных торговых отношений.
В первой половине XIX в. процесс разложения феодализма и развития капиталистического уклада в России носил крайне острый и противоречивый характер, что было обусловлено многообразием социально-экономических условий огромной по территориальным масштабам страны и тормозящим влиянием господствующего класса помещиков-крепостников во главе с царским самодержавием.
Прогресс капитализма наиболее ярко проявлялся в области промышленности, где капиталистическая мануфактура становилась главной формой производства. В передовых отраслях промышленности созревали объективные условия для появления первых капиталистических фабрик, эксплуатирующих наемный труд.
Вторая четверть XIX в. вошла в историю России как период подготовки к внедрению машинного производства в ведущих отраслях промышленности и транспорта, завершающий этап складывания предпосылок промышленной революции.
1.2 Ход промышленной революции в общих чертах.
Массовое внедрение машинной техники
началось с ведущих отраслей текстильной
промышленности, где наблюдалось наибольшее
применение форм наемного труда с его
высокой производительностью в отличие
от крепостнических мануфактур.
Как и в других странах Запада, главной
сферой распространения фабрики стала
молодая хлопчатобумажная промышленность,
которая по темпам роста шла впереди всех
других отраслей. На хлопчатобумажных
предприятиях почти не применялся крепостной
труд, что было одним из важнейших факторов
высоких темпов развития. Благодаря внедрению
машинной техники, концентрации производств
и применению вольнонаемного труда хлопчатобумажная
промышленность стала обладать важными
преимуществами над другими отраслями,
сдавленными оковами феодально-крепостной
монополии. Для быстрой механизации хлопчатобумажных
предприятий большое значение имело использование
российскими предпринимателями передового
технического прогресса машинной индустрии
Англии, где с 1842 г. был снят запрет на вывоз
машин за границу.
Массовое внедрение машинной техники
началось с ведущих отраслей текстильной
промышленности, где наблюдалось наибольшее
применение форм наемного труда с его
высокой производительностью в отличие
от крепостнических мануфактур.
Позднее происходит внедрение техники
и в другие отрасли промышленности - в
рудной, металлургической, нефтяной. На
металлообрабатывающих предприятиях
машинами производилось во всех отраслях
86,3% всей продукции, в свеклосахарной промышленности
— 85,1%. В 1882 в горнозаводской промышленности
пудлинговые печи, сменившие кричные горны
давали около 90% всего металла, а 63% энергетических
мощностей чёрной металлургии приходилось
на паровые установки. Начинает применяться
паровой двигатель, он применяется и на
железной дороге и на водном транспорте.
В 60—70-х гг. 19 в. построено более 20 тыс. км железных дорог, т. е. создана основа
ж.-д. сети.
Но в ряде отраслей промышленности ещё господствовал ручной труд (мебельная, кожевенная и др.). Техническое перевооружение транспорта также в основном закончилось в пореформенный период.
Промышленный переворот в России в первые десятилетия после реформы развивался крайне неравномерно. Наивысшие темпы становления крупной машинной индустрии наблюдались в ведущих промышленных городских центрах, в то время как в развитие промышленного производства проходило в условиях длительного сохранения сильнейших пережитков крепостничества «с большой постепенностью, среди массы переплетающихся, переходных форм». Широкое распространение получила домашнекапиталистическая система фабрики, что было связано с баснословной дешевизной труда закабаленных сельских рабочих, тормозившей технический прогресс большой постепенностью, среди массы переплетающихся, переходных форм».
После падения крепостного права перестройка экономики России в новых, капиталистических условиях хозяйства в первое пореформенное десятилетие носила сложный и затяжной характер. Падение производства в начале 60-х годов распространилось почти на все ведущие отрасли тяжелой и легкой промышленности.
1.3 Возникшие трудности.
В первые пореформенные десятилетия
наиболее сложно и противоречиво шла технико-экономическая
перестройка предприятий тяжелой индустрии,
являвшихся основой военно-промышленного
потенциала страны. Длительный застой и отсталость производства были
характерны для базисной отрасли - черной
металлургии России.
К концу 60-х годов восемь обширных горнозаводских
округов Урала оказались полностью несостоятельными
и были переданы в казенное управление
либо в казенную опеку. Только к 1870 г. уральские
частные заводы достигли уровня 1860 г. по
выпуску чугуна, а железа лишь к 1872 г. Резкий
подъем горнозаводской промышленности,
возможно, было осуществить только на
основе современной технической реорганизации
производства. Но уральские заводовладельцы,
основывая свое господство не на капитале
и конкуренции, а на монополии и на своём
владельческом праве, впервые пореформенные
десятилетия почти ничего не сделали в
деле технической реконструкции заводов.
Техническому прогрессу в Российской
металлургии резко препятствовали феодально-крепостнические
пережитки, особенно живучие в горнозаводской
промышленности в первые пореформенные
десятилетия.
Начиная со второй половины 70-х годов царское
правительство прилагало большие усилия,
чтобы наладить внутреннее производство
продукции тяжелой промышленности для
нужд железнодорожного транспорта и военного
ведомства. Золотой «дождь» в виде разного
рода премий и субсидий из государственной
казны способствовал организации в начале
70-х годов 8 передельных рельсопрокатных,
5 паровозостроительных и 12 вагоностроительных
заводов.
В правительственных инстанциях была
разработана новая система стимулирования
роста внутреннего сталелитейного производства,
основанная на долгосрочных казенных
заказах по повышенным ценам и денежных
премиях.
В первые пореформенные десятилетия в
противоречивой форме шло развитие российского
машиностроения. Перестройка промышленности
на рельсы фабрично-машинного производства,
железнодорожное строительство в этот
период требовали огромного количества
машинного оборудования. Под давлением
фабрикантов царское правительство разрешило
беспошлинный ввоз паровых, текстильных
и прочих машин. В то же время в целях стимулирования
развития отечественного машиностроения
в 1861 г. были утверждены «Правила для поощрения
машиностроительного дела в России», в
которых указывалось, что владельцы машиностроительных
заведений, действующих паровыми и гидравлическими
двигателями, могут получать дозволение
на беспошлинный пропуск им из-за границы
чугуна и железа в количестве необходимом
для выделывания на их заведениях машин
и фабричных принадлежностей.
За 1860-1879 г. наблюдался усиленный рост
машиностроительных и механических заводов
в России. Число машиностроительных заводов
возросло почти в 2, а суммарная ценность
производства в 6,5 раза.
Слабость капиталистически организованной
топливно-металлургической и машиностроительной
базы России в 70-х годах привела к тому,
что большинство военных, механических
и специализированных железнодорожных
мастерских оборудовались и снабжались
сырьем и материалами за счет всевозрастающего
импорта.
Покровительственная система финансового
стимулирования, казенных заказов и таможенных
льгот для «насаждения» отечественного
машиностроения в результате оказалась
малорезультативной и неперспективной
для промышленного прогресса страны.
К концу 70-х годов низкая техническая оснащенность
машиностроительной промышленности России
выражалась в слабой паровой энергетике,
на долю которой приходилось около 7% общей
мощности паровых двигателей фабрично-заводского
производства страны. Отсталость ее базы
отражалась на низком обеспечении промышленности
паровыми двигателями отечественного
производства.
В переходный период становления российского
капитализма еще не сложилась его материально-техническая
база. В стране не хватало фабрично-заводских
предприятий тяжелой индустрии, создающих
средства производства для средств производства.
В условиях бурного роста тяжелой индустрии
мирового капитализма, олицетворяющей
мощь капиталистической экономики, низкие
темпы развития российской топливо металлургической
и машиностроительной промышленности
вели к обострению противоречий и создавали
напряженность в экономическом развитии
страны.
Промышленный капитализм требовал первоначального накопления капитала.
Основными источниками первоначального накопления капитала стали:
1. Расхищение общинных
и казенных земель в виде
всякого рода пожалований. С 18 века
расхищение казенных земель
2. Колониальная политика. Политика, которая сопровождается грабежом, захватом, неэквивалентной меновой торговлей, когда бусы, зеркальце менялись на меха. Эта политика проводилась в отношении Средней Азии и Закавказья в 19 веке.
3. Война и казенные поставки. В 18 веке Россия ввела много войн, которые сопровождались грабежом населения. На этом сделал капитал Шереметьев, Апраксин в Швеции. Громадное состояние на казенных поставках составили наши купцы - Яковлевы, Фалеевы.
4. Фаворитизм. Распространенный источник. Когда фавориту давалась земля, с проживающими на ней крестьянами, сумма денег. На этом сделали состояние Воронцовы, Потемкин, Чернышевы, братья Орловы, Румянцевы, Дмитриевы, Мамонтовы.
5. Внешняя торговля. Может
быть лишь косвенным
6. Внутренняя торговля. Основным
источником накопления в
7. Система государственного
кредита. Большую роль в накоплении
капитала имели
К этой категории можно отнести банковские частные операции, начавшие развиваться в конце 18 века. Русский банкир в 18 веке Соловьев.
8. Откупа и монополии.
К крупнейшим внутренним
9. Выкупные операции. Выкупные платежи, которые получал помещик за освобождение крестьян. Составляли в 1863 - 1872 гг. составили 662,2 млн. руб., в 1873 - 1882 гг. - 165 млн. руб., в 1883 - 1892 гг. - 100,3 млн. руб., в 1893 - 1902 гг. - 9,3 млн. руб.
Информация о работе Промышленный переворот и современная научно-техническая революции в России