Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 14:13, курсовая работа
Цель данной работы:
рассмотреть теневую экономику в современной России.
Задачами работы являются:
- дать определение теневой экономики и рассмотреть формы ее проявления;
- охарактеризовать механизм функционирования теневой экономики
- привести статистические данные по теневой экономике в современной России;
Введение. 2
1.Определение теневой экономики и формы её проявления. 4
1.1. Понятие теневой экономики и её составляющие. 4
1.2. Причины развития теневой экономики в России. 6
1.3. Формирование теневой экономики в финансовой и банковской сфере. 7
2.Механизм функционирования теневой экономики в России. 8
2.1. Теневая экономика и коррупция в России. 14
2.2. Теневая экономика и налоговая преступность. 16
3. Пути ограничения роста «теневой» деятельности на экономику России. 19
3.1.Трудности борьбы с теневой экономикой в России. 20
3.2. Комплекс мер по борьбе с теневой экономикой. 23
Заключение. 25
Список литературы. 29
3.2. Комплекс мер по борьбе с теневой экономикой.
Основными в этой системе мер, должны стать следующие решения и мероприятия:
Заключение
В настоящее время теневая экономика - предмет значительного числа научных работ и публикаций. Однако единого, общепринятого универсального понятия теневой экономики не сформулировано. Для более полного учета объемов производства ВВП используется статистический подход на основе принятой Госкомстатом России методологии Системы национальных счетов ООН. При этом теневая экономика определяется как неучтенная официальной статистикой экономическая деятельность, которая включает три вида деятельности: скрытую, неформальную, нелегальную.
Природа теневой экономики определяется деятельностью экономических агентов, стремящихся максимизировать доходы путем минимизации совокупных издержек, в состав которых включаются и налоги. Прирост прибыльности хозяйственной деятельности в рамках теневой экономики определяется величиной ставки налогообложения доходов экономических агентов, вероятностью выявления контролирующими государственными органами факта уклонения от уплаты налогов и размером соответствующих санкций.
Несмотря на наличие в экономике страны и деятельности правоохранительных органов устойчивых позитивных тенденций, обстановка в экономической и налоговой сферах продолжает оставаться сложной и характеризуется ростом экономической преступности, тесно связанной с теневой экономкой.
Теневая экономика играла заметную роль и в хозяйственной жизни СССР, компенсируя недостатки работы официальной советской экономики и обеспечивая социальную нишу для предприимчивых людей, которые не могли реализовать себя в официальных структурах. Характер рыночных преобразований в России привел к существенному росту масштабов теневой экономики.
Роль теневой экономии в трансформирующихся социально-экономических системах неоднозначна. С одной стороны, уход от налогообложения повышает конкурентные преимущества предприятий, практикующих теневые действия, позволяет получать дополнительные доходы работникам этих предприятий, снижает уровень реальной безработицы. С другой стороны, теневая экономика наносит ущерб государственному бюджету, снижает эффективность макроэкономической политики, деформирует структуру экономики, ухудшает инвестиционный климат, конкурентную среду для законопослушных налогоплательщиков и наносит ущерб национальным интересам государства, его экономической безопасности.
Масштабы теневой экономики и экономической преступности в значительной степени связаны с качеством действующей законодательной и нормативно-правовой базы. Проблема правового регулирования борьбы с криминализацией экономики имеет давнюю историю, неразрывно связанную историей становления и развития российской государственности.
К настоящему времени в России сложилась система правового обеспепечения деятельности по предотвращению, выявлению и пресечению экономических преступлений. Конституция 1993 г., Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ законодательно закрепили принципы новых экономических отношений рыночного типа. Кодекс РФ об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ определили ответственность за правонарушения и преступления в сфере экономики.
Один из основных недостаток действующего российского законодательства - отсутствие комплекса специализированных уголовно-правовых, процессуальных, финансово-фискальных мер, направленных непосредственно на борьбу с организованной преступностью, защиту свидетелей.
Для устранения имеющихся недостатков законодательства, а также в целях прогнозирования появления новых способов совершения экономических преступлений необходимо на государственном уровне создать систему криминологической экспертизы разрабатываемых и принимаемых законов и нормативных актов, регулирующих сферу экономических отношений. [9]
Прежде всего, важно привести в устойчивое состояние всю экономическую систему России: именно экономическое равновесие предопределяет стабильность общества. Следует обратить внимание на создание рыночной инфраструктуры - нормально функционирующие рынки факторов производства предопределяет развитие нормальной конкуренции в реальном секторе экономики. Определенной корректировки требует экономическая политика государства. Дальнейшая либерализация нужна именно там, где она необходима, - нельзя мешать развитию бизнеса неразумными налогами, пошлинами, лицензиями и т. п. В то же время следует жестче контролировать жизненно важные для страны сферы экономики. При этом решающим фактором является установление четких и понятных «правил игры» между государственными структурами и частными хозяйствующими субъектами. И, естественно, требует продолжения уже начатая в России борьба с коррупцией. » По самым оптимистичной оценки у нас регистрируется не более 1% реального взяточничества. По данным Фонда ИНДЕМ, сумма взяток, получаемых чиновниками от предпринимателей (деловая коррупция), оценивается в 33,5 млрд. долларов, а от граждан (бытовая коррупция)-почти в 3 млрд. долларов. По рейтингу коррумпированности на первом месте - политические партии, на третьем - Государственная дума, на четвертом - правоохранительные органы и т. д., то есть те, кто должен бороться с коррупцией .
Первопричиной, создающей возможности для противоправных действий, являются пробелы в законодательстве. Недостаточное отражение экономической сущности многих негативных явлений приводит к тому, что не отработаны не только процедуры их определения, но и доказательства противоправных действий.
Необходимо уточнение понятийного аппарата: «налоговая преступность», «организованная преступность», «криминальная деятельность», «теневой сектор экономики», с тем чтобы не только дать правильную юридическую квалификацию этим явлениям и определить, к компетенции какого ведомства они относятся, но и раскрыть экономическую сущность экономической преступности и теневой активности.
И, конечно же, необходимы научные подразделения, которые осуществляли бы мониторинг деформаций, возникающих в экономике, могли бы прогнозировать изменения теневого рынка, а так же оперативно разрабатывать предложения по совершенствованию методов расследования преступлений, связанных с криминальной экономической деятельностью.
Безусловно,
теневую экономику ликвидировать как
экономическое явление, даже самыми эффективными
методами, невозможно. Во-первых, потому
что это неотъемлемая составляющая
любой рыночной экономической системы
во всех странах мира. Во- вторых, в России
теневая экономика укоренилась, институционализировалась
и стала привычным для большинства населения
явлением. В- третьих, а стоит ли вообще
искоренять теневой сектор? Ведь в кризисные
периоды именно теневой сектор сыграл
роль некоего стабилизатора. Тогда может
быть целесообразней, будет просто поддерживать
динамическое равновесие между легальной
экономикой и экономикой вне закона? А
задача правоохранительных органов будет
сводиться к сдерживанию теневой экономики
в тех рамках, в которых она не разрушает
экономическую систему. Так или иначе,
но проблема теневой экономики в нашей
стране будет еще долгое время оставаться
актуальной. «Трудно ожидать, что в ближайшие
годы теневые механизмы преобразуются
в легальные правила экономического поведения.
Скорее всего, Россию ожидает постепенная
эволюция теневых отношений, смягчение
и легализация некоторых из них и медленное
изживание нецивилизованных норм » [3,с.
207].
Список литературы:
Информация о работе Пути ограничения роста «теневой» деятельности на экономику России