Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 03:32, курсовая работа
Система национальных счетов (СНС) – это определённым способом упорядоченная информация об экономических операциях между хозяйственными субъектами в процессе общественного воспроизводства.
В системе национальных счетов одним из основных макроэкономических показателей является: валовой внутренний продукт (ВВП).
Фискальная, или бюджетно-налоговая политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и расходов государственного бюджета.
Целями фискальной политики как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:
1) стабильного экономического роста;
2) полной занятости
ресурсов (прежде всего решение
проблемы циклической
3) стабильного уровня
цен (решение проблемы
Инструментами фискальной политики выступают государственные закупки, налоги, трансферты.
В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному.
Выделяют два вида фискальной политики:
- стимулирующую применяется при спаде, имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса. Ее инструментами выступают:
а) увеличение государственных закупок;
б) снижение налогов;
в) увеличение трансфертов.
- сдерживающую используется при буме (при перегреве экономики), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса. Ее инструментами являются:
а) сокращение государственных закупок;
б) увеличение налогов;
в) сокращение трансфертов.
Кроме того, различают:
1) дискреционную, представляет собой официальное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики
2) недискреционную, связана с действием встроенных стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся:
1) подоходный налог (налог на доходы домохозяйств, налог на прибыль корпораций);
2) косвенные налоги (налог на добавленную стоимость);
3) пособия по безработице;
4) пособия по бедности.
Наряду с фискальной выделяют также денежно-кредитную (монетарную) политику.
Государственный бюджет представляет собой роспись государственных доходов и расходов за определенный период, утвержденную в законодательном порядке. За период исчисления бюджета принимается финансовый год.
При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства могут быть разделены на расходы:
1) расходы на обеспечение
национальной обороны и
2) расходы на содержание
аппарата управления
3) расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики;
4) расходы на помощь частному сектору экономики.
5) расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий);
6) расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.
Доходы государственного бюджета в основном формируются за счет налогов и сборов.
Государственный бюджет имеет 3 различных состояния (сальдо) – разница между доходами и расходами.
Сальдо = Доходы – Расходы (2.9)
- Положительное сальдо, или профицит государственного бюджета;
- Отрицательное сальдо, или дефицит государственного бюджета;
- Нулевое сальдо, или сбалансированный бюджет).
Практическое задание
Используя данные п.2.1 текущего раздела, определим:
Задание 1. Как правительство должно изменить величину своих расходов для достижения потенциального уровня ВВП (Y*)? Обоснуйте правительственную политику и ответьте на вопросы:
В данном случае фактический равновесный доход выше потенциального (Ye >Y*), что означает возникновение инфляционного разрыва в экономике.
При снижении правительством государственных закупок на величину ∆G, кривая планируемых расходов (Ep) сдвигается вниз с Ep1 до Ep2. Равновесный доход также снизится.
∆G=∆Y/mg ,
где mg =1/(1-MPC*(1-t)) – мультипликатор государственных закупок.
∆Y=Y*-Y=535,227-617,391=-82,
mg=1/(1-0,6*(1-0.1)= 2,173913
∆G=∆Y/ mg=-82,164/2,173913=-37,795
Т.е. необходимо уменьшить G на 37,795 млрд.руб.
Смещение кривой планируемых расходов произойдёт на величину ∆G.
Eр2 = Eр1 + = 284-37,795=246,205
Покажем ситуацию графически(См. приложение П.3).
До вмешательства правительства:
Доходы = Тa+t*Ye=30+0.1*617,391=91,7391 млрд.руб.
Расходы = TR+G=80+20=100 млрд.руб.
Сальдо 0 = Доходы - Расходы=91,7391-100= -8,2609 млрд.руб. - дефицит
После вмешательства правительства:
Доходы = Тa+t*Y*=30+0.1*535,227=83,5227 млрд.руб.
Расходы = TR+G+∆G =20+80-37,795=62,205 млрд.руб.
Сальдо 1 = Доходы - Расходы=83,5227 – 62,205=21,3177 млрд.руб. - профицит
∆ Сальдо = Сальдо1 – Сальдо 0 =21,3177 +8,2609 =29,5786 млрд.руб.
Задание 2. Как должны измениться налоговые поступления для достижения потенциального уровня ВВП (Y*)? Обоснуйте политику правительства и ответьте на вопросы:
Для достижения
потенциального уровня ВВП (Y*)
правительство должно
∆Т=∆Y/mt, где
mt = - МРС/(1- МРС*(1-t)) – мультипликатор налогов.
mt = -0,6/(1-0,6*(1-0,1))=-1,3034
Тогда величина, на которую
изменятся налоговые
∆Т =∆Y/ mt = -82,164/-1,3034=62,995
Eр1=284
Eр2 = Eр1-∆Т∙МРС=284+37,797=321,797
Покажем ситуацию графически(См. приложение П.4).
Доходы = Т+∆Т +t*Y*=30+62,995+0.1*535,227=
Расходы = TR+G=80+20=100 млрд.руб.
Сальдо 2= Доходы- Расходы=146,5177 – 100 = 46,5177 млрд.руб. - профицит
∆ Сальдо = Сальдо2 – Сальдо 0=46,5177 + 8,2609 =54,7786 млрд.руб.
Задание 3. Как должны измениться трансферты для достижения потенциального уровня ВВП (Y*)? Обоснуйте политику правительства и ответьте на вопросы:
Для достижения потенциального уровня ВВП необходимо уменьшать трансфертные платежи. В результате уменьшения трансфертов планируемые расходы снизятся на величину ∆Т*MPC, что приведёт к сдвигу кривой планируемых расходов вверх с Ep1 до Ep2.
Изменение дохода составит: ∆Y = mTR * ∆TR
где - мультипликатор трансфертов c учетом ставки налогообложения.
mTR=0,8/1-0,8*(1-0,15)=2,5
∆ТR=∆Y/ mTR=-82,164/1,3034=-62,995
Eр2 = Eр1 + ∆TR*MPC=284-37,797=246,203
Покажем ситуацию графически(См. приложение П.5).
Доходы = Т +t*Y*=60+0,15*581,225=147,18 млрд.руб.
Расходы = TR+G+∆ТR =10+50-67,51=-7,51 млрд.руб.
Сальдо 2= Доходы- Расходы= 147,18+7,51=154,69 млрд.руб. - профицит
∆ Сальдо = Сальдо2 – Сальдо1=154,69-112,5=42,19 млрд.руб.
После произведенных вычислений можно сделать вывод, что в данном случае правительством применяется дискреционная фискальная политика, которая представляет собой целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объёма производства и темпов инфляции.
ВЫВОДЫ:
По данным раздела 2 определили равновесный уровень дохода, он равен 617,391 млрд.руб. Т.к. найденный уровень дохода, больше потенциального, в нашем случае имеет место инфляционный разрыв, величина которого составляет 82,164 млрд.руб. Равновесные уровни сбережений и потребления соответственно равны 447,391 и 170 млрд.руб. Мультипликатор автономных расходов равен 2,173913.
После вмешательства
государства равновесный
В первом случае до вмешательства государства существовал дефицит, а во всех остальных случаях как до вмешательства правительства имел место профицит, так и после вмешательства – остался профицит госбюджета.
Информация о работе Расчет макроэкономических показателей и определение взаимосвязи между ними