Расчет макроэкономических показателей и определение взаимосвязи между ними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 03:32, курсовая работа

Описание работы

Система национальных счетов (СНС) – это определённым способом упорядоченная информация об экономических операциях между хозяйственными субъектами в процессе общественного воспроизводства.
В системе национальных счетов одним из основных макроэкономических показателей является: валовой внутренний продукт (ВВП).

Файлы: 1 файл

целая.doc

— 401.50 Кб (Скачать файл)

Фискальная, или бюджетно-налоговая политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и расходов государственного бюджета.

Целями фискальной политики как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание  циклических  колебаний экономики, являются обеспечение:

1) стабильного экономического роста;

2) полной занятости  ресурсов (прежде всего решение  проблемы циклической безработицы);

3) стабильного уровня  цен (решение проблемы инфляции).

Инструментами фискальной политики выступают государственные  закупки, налоги, трансферты.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному.

Выделяют два  вида фискальной политики:

- стимулирующую применяется при спаде, имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса. Ее инструментами выступают:

а) увеличение государственных  закупок;

б) снижение налогов;

в) увеличение трансфертов.

- сдерживающую  используется при буме (при перегреве экономики), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение  инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса. Ее инструментами являются:

а) сокращение государственных  закупок;

б) увеличение налогов;

в) сокращение трансфертов.

Кроме того, различают:

1) дискреционную, представляет собой официальное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики

2) недискреционную, связана с действием встроенных стабилизаторов.             Встроенные стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся:

1) подоходный налог (налог на доходы домохозяйств, налог на прибыль корпораций);

2) косвенные налоги (налог  на добавленную стоимость);

3) пособия по безработице;

4) пособия по бедности.

Наряду с фискальной выделяют также денежно-кредитную (монетарную) политику.

   Государственный бюджет представляет собой роспись государственных доходов и расходов за определенный период, утвержденную в законодательном порядке. За период исчисления бюджета принимается финансовый год.

При выполнении своих  функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства могут быть разделены на расходы:

1) расходы на обеспечение  национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции,  судов;

2) расходы на содержание  аппарата управления государством.

3) расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики;

4) расходы на помощь  частному сектору экономики.

5) расходы на социальное  обеспечение (выплату пенсий, стипендий,  пособий);

6) расходы на образование,  здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.

Доходы государственного бюджета в основном формируются  за счет налогов и сборов.

   Государственный бюджет имеет 3 различных состояния (сальдо) – разница между доходами и расходами.

 

                                      Сальдо = Доходы – Расходы                            (2.9)

 

- Положительное сальдо, или профицит государственного  бюджета;

- Отрицательное сальдо, или дефицит государственного  бюджета;

- Нулевое сальдо, или  сбалансированный бюджет).

 

Практическое задание

 

Используя данные п.2.1 текущего раздела, определим:

Задание 1.  Как правительство должно изменить величину своих расходов для достижения потенциального уровня ВВП (Y*)? Обоснуйте правительственную политику и ответьте на вопросы:

  • Что произойдет с кривой планируемых расходов(покажите графически);
  • Какова величина мультипликатора государственных расходов;
  • Как изменится сальдо государственного бюджета.

    В данном случае фактический равновесный доход выше потенциального (Ye  >Y*), что означает возникновение инфляционного разрыва в экономике.

При снижении правительством государственных закупок на величину ∆G, кривая планируемых расходов (Ep) сдвигается вниз с Ep1 до Ep2. Равновесный доход также снизится.

∆G=∆Y/mg  ,

где mg =1/(1-MPC*(1-t)) – мультипликатор государственных закупок.

∆Y=Y*-Y=535,227-617,391=-82,164

mg=1/(1-0,6*(1-0.1)= 2,173913

∆G=∆Y/ mg=-82,164/2,173913=-37,795

Т.е. необходимо уменьшить G на 37,795 млрд.руб.

Смещение кривой планируемых  расходов произойдёт на величину ∆G.

Eр2 = Eр1 + = 284-37,795=246,205

Покажем ситуацию графически(См. приложение П.3).

 

До вмешательства  правительства:

Доходы = Тa+t*Ye=30+0.1*617,391=91,7391 млрд.руб.

Расходы = TR+G=80+20=100 млрд.руб.

Сальдо 0 = Доходы - Расходы=91,7391-100= -8,2609 млрд.руб. -  дефицит

После вмешательства правительства:

Доходы = Тa+t*Y*=30+0.1*535,227=83,5227 млрд.руб.

Расходы = TR+G+∆G =20+80-37,795=62,205 млрд.руб.

Сальдо 1 = Доходы - Расходы=83,5227 – 62,205=21,3177 млрд.руб. -  профицит

∆ Сальдо = Сальдо1 – Сальдо 0 =21,3177 +8,2609 =29,5786 млрд.руб.

Задание 2. Как должны измениться налоговые поступления для достижения потенциального уровня ВВП (Y*)? Обоснуйте политику правительства и ответьте на вопросы:

  • Что произойдет с кривой планируемых расходов(покажите графически);
  • Какова величина мультипликатора налогов;
  • Как изменится сальдо государственного бюджета.

 Для достижения  потенциального уровня ВВП (Y*) правительство должно увеличить  налоговые поступления.

 ∆Т=∆Y/mt, где

mt = - МРС/(1- МРС*(1-t))  – мультипликатор налогов.

mt = -0,6/(1-0,6*(1-0,1))=-1,3034

Тогда величина, на которую  изменятся налоговые поступления  будет равна: 

∆Т =∆Y/ mt = -82,164/-1,3034=62,995

Eр1=284                                                   

Eр2 = Eр1-∆Т∙МРС=284+37,797=321,797

Покажем ситуацию графически(См. приложение П.4).

 

Доходы = Т+∆Т +t*Y*=30+62,995+0.1*535,227=146,5177 млрд.руб.

Расходы = TR+G=80+20=100 млрд.руб.

Сальдо 2= Доходы- Расходы=146,5177 – 100 = 46,5177 млрд.руб. -  профицит

∆ Сальдо = Сальдо2 – Сальдо 0=46,5177 + 8,2609 =54,7786 млрд.руб.

Задание 3. Как должны измениться трансферты для достижения потенциального уровня ВВП (Y*)? Обоснуйте политику правительства и ответьте на вопросы:

  • Что произойдет с кривой планируемых расходов(покажите графически);
  • Какова величина мультипликатора трансфертов;
  • Как изменится сальдо государственного бюджета.

Для достижения потенциального уровня ВВП необходимо уменьшать трансфертные платежи. В результате уменьшения трансфертов планируемые расходы снизятся на величину ∆Т*MPC, что приведёт к сдвигу кривой планируемых расходов вверх с Ep1 до Ep2.

Изменение дохода составит: ∆Y = mTR * ∆TR

где  - мультипликатор трансфертов c учетом ставки налогообложения.

mTR=0,8/1-0,8*(1-0,15)=2,5

∆ТR=∆Y/ mTR=-82,164/1,3034=-62,995

Eр2 = Eр1 + ∆TR*MPC=284-37,797=246,203

Покажем ситуацию графически(См. приложение П.5).

 

Доходы = Т +t*Y*=60+0,15*581,225=147,18 млрд.руб.

Расходы = TR+G+∆ТR =10+50-67,51=-7,51 млрд.руб.

Сальдо 2= Доходы- Расходы= 147,18+7,51=154,69 млрд.руб. - профицит

∆ Сальдо = Сальдо2 – Сальдо1=154,69-112,5=42,19 млрд.руб.

После произведенных  вычислений можно сделать вывод, что в данном случае правительством применяется дискреционная фискальная политика, которая представляет собой целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объёма производства и темпов инфляции.

 

ВЫВОДЫ:

 

По данным раздела 2 определили равновесный уровень дохода, он равен 617,391 млрд.руб. Т.к. найденный уровень дохода, больше потенциального, в нашем случае имеет место инфляционный разрыв, величина которого составляет 82,164 млрд.руб. Равновесные уровни сбережений и потребления соответственно равны 447,391 и 170 млрд.руб. Мультипликатор автономных расходов равен 2,173913.

После вмешательства  государства равновесный уровень  дохода составил 562,826 млрд. дол. Так как разница между потенциальным и равновесным уровнями дохода равна 82,164 млрд.руб. (равновесный уровень ВВП больше), то, с целью снижения темпов инфляции и соответственно достижения потенциального уровня ВВП, правительство должно уменьшить государственные расходы на 37,795 млрд.руб., увеличить налоги на 62,995 млрд.руб. и снизить трансферты на 62,995 млрд.руб. Причём мультипликатор государственных расходов равен 2,173913, налогов составляет 1,3034, трансфертов 1,3034.

В первом случае до вмешательства  государства существовал  дефицит, а во всех остальных случаях как до вмешательства правительства имел место профицит, так и после вмешательства – остался профицит госбюджета.

 


Информация о работе Расчет макроэкономических показателей и определение взаимосвязи между ними