Расходы монополистической конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 00:59, реферат

Описание работы

Как показывает практика, в реальной жизни условия, прису¬щие совершенной конкуренции и чистой монополии, редко со¬блюдаются. Чистую монополию и совершенную конкуренцию можно рассматривать как идеальные рыночные структуры, нахо¬дящиеся на противоположных полюсах. Реальные же рыночные структуры занимают промежуточное положение, совмещая в себе отдельные черты и чистой монополии, и совершенной кон¬куренции.

Содержание работы

1. Введение
2. Понятие монополистической конкуренции
3. Расходы монополистической конкуренции
4. Выводы
5. Список литературы

Файлы: 1 файл

Фомкина В.МО-21-12.Реферат.docx

— 51.42 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Украины

Крымский Экономический  Институт

Киевский Национальный Экономический  Университет им. В. Гетмана

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: Экономическая  теория

На тему: «Расходы монополистической конкуренции»

 

 

 

 

Подготовила:

Студентка МО-21-12

Фомкина В.

Преподаватель:

Ст. преподаватель

Назаренко Г.П.

 

 

 

Симферополь,

2013

Содержание

  1. Введение
  2. Понятие монополистической конкуренции
  3. Расходы монополистической конкуренции
  4. Выводы
  5. Список литературы

 

    1. Введение

Как показывает практика, в  реальной жизни условия, присущие совершенной конкуренции и чистой монополии, редко соблюдаются. Чистую монополию и совершенную конкуренцию можно рассматривать как идеальные рыночные структуры, находящиеся на противоположных полюсах. Реальные же рыночные структуры занимают промежуточное положение, совмещая в себе отдельные черты и чистой монополии, и совершенной конкуренции. Одна из таких рыночных структур — монополистическая конкуренция, для описания которой полезно знать как представленную выше теоретическую модель рынка совершенной конкуренции, так и модель чистой монополии. Монополистическая конкуренция — рыночная структура, где превалируют черты совершенной конкуренции и имеются отдельные элементы, характерные для чистой монополии. 

Рынок монополистической  конкуренции состоит из множества  покупателей и продавцов, совершающих  сделки не по единой рыночной цене, а  в широком диапазоне цен. Наличие  диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям  разные варианты товаров. Реальные изделия  могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих  товарам услугах. Нередко предприятия-изготовители разрабатывают разные предложения  для различных сегментов потребительского рынка, а также широко используют практику введения марочных названий, различных методов личных продаж, рекламу. Нередко различия в товарах  и условиях продаж носят мнимый характер. Покупатели, видя различия в предложениях, готовы платить разные цены.

Наличие большого числа конкурентов  ограничивает контроль каждого из них  над ценой. Значительная дифференциация производимых товаров объясняет  отсутствие тесной взаимозависимости  между ценовой политикой предприятий  и ограничивает возможности соглашений о едином уровне цен.

В условиях монополистической  конкуренции предприятие формирует  цену на производимую продукцию, учитывая структуру потребительского спроса, цены, установленные конкурентами, а также собственные издержки производства.

 

    1. Понятие монополистической конкуренции

 

 Монополистическая конкуренция — рыночная структура, где превалируют черты совершенной конкуренции и имеются отдельные элементы, характерные для чистой монополии. Особенности монополистической конкуренции:

1. В отрасли функционирует  довольно значительное количество небольших фирм, но численно их меньше, чем при совершенной конкуренции. Фирмы создают похожую, но не одинаковую продукцию. Из этого следует, что:

• отдельной фирме принадлежит  лишь небольшая доля рынка данного товара;

• рыночная власть отдельной  фирмы ограничена, следовательно, контроль рыночной иены товара отдельной фирмой тоже ограничен;

• отсутствует возможность  сговора фирм и картелизации отрасли (создания отраслевого картеля), так как достаточно велико количество конкурирующих на рынке фирм;

• каждая фирма практически  независима в своих решениях и  не учитывает реакцию других конкурирующих  фирм при изменении цены своего товара.

2. Реализуемый в отрасли  продукт носит дифференцируемый  характер. При монополистической  конкуренции фирмы на рынке имеют возможность выпускать товар, несхожий с производимым конкурентами. Дифференциация продукции принимает следующие формы:

• разное качество продукции, т. е. товары могут различаться по множеству параметров;

• различные услуги и  условия, связанные с продажей продукта (качество обслуживания);

• различия в размещении и доступности товаров (например, небольшой магазин в жилом  микрорайоне может конкурировать с супермаркетом, несмотря на более узкий ассортимент предлагаемых товаров);

• мероприятия по стимулированию сбыта (реклама, торговые марки и  знаки) и упаковка создают зачастую мнимые различия, которые навязываются потребителям.

Косметика, парфюмерия, фармацевтическая продукция, бытовая техника, услуги и т. п. — примеры дифференцированной продукции. Фирмы, производя дифференцированный продукт, имеют возможность в определенных пределах менять цену продаваемого товара, и кривая спроса отдельной фирмы имеет, как в случае с монополией, «падающий» характер. Каждая фирма-монополистичекий конкурент контролирует небольшую долю отраслевого рынка. Однако дифференциация продукции приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, относительно самостоятельные части (сегменты рынка). И на таком сегменте доля отдельной, возможно даже маленькой, фирмы может быть очень большой. С другой стороны, товары, продаваемые конкурентами, являются близкими заменителями данного, значит спрос на продукцию отдельной фирмы достаточно эластичен и не понижается так резко, как в случае монополии.

3. Свобода входа в отрасль  (на рынок) и выхода из нее.  Поскольку в условиях монополистической конкуренции фирмы обычно небольшие по размеру, то чаще всего нет финансовых проблем при вступлении на рынок. С другой стороны, при монополистической конкуренции могут возникнуть дополнительные расходы, cвязанные с необходимостью выделить свой товар (например, расходы на рекламу), что может стать препятствием для входа новых фирм. Существование свободного входа фирм в отрасль приводит к тому, что в результате конкурентной борьбы становится типичной ситуация, когда предприятия в долгосрочном периоде не получают экономических прибылей, функционируя в точке безубыточности.

4. Существование неценовой  конкуренции. Ситуация отсутствия экономической прибыли, функционирование в точке безубыточности в долгосрочном периоде не может долго удовлетворять предпринимателя. Стремясь получить экономическую прибыль, он будет пытаться найти резервы увеличения выручки. Возможности ценовой конкуренции в условиях монополистической конкуренции ограничены, и основной резерв здесь — неценовая конкуренция. Неценовая конкуренция построена на использовании преимуществ отдельных фирм в техническом уровне, дизайне, надежности эксплуатации производимых ими изделий. Решающую роль играют такие параметры производимой продукции, как экологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические качества, безопасность в эксплуатации. В рамках реализации неценовой конкуренции существует несколько методов:

• дифференциация продукции, связанная с появлением в данный момент времени значительного количества типов, видов, стилей одного и того же товара;

• улучшение качества товара с течением времени, что необходимо из-за существования конкуренции в отрасли;

• реклама. Особенность данной формы неценовой конкуренции состоит в том, что идет приспособление потребительских вкусов к уже существующим видам продукции. Цель рекламы — увеличение доли фирмы на рынке этого товара. Каждая фирма-монополистический конкурент для успешной деятельности должна учитывать не только цену товара и возможности ее изменения, изменения самого продукта, но и возможности рекламно-пропагандистской компании.

Монополистическая конкуренция — достаточно часто встречающийся тип реальных рыночных структур. Такая структура рынка характерна для пищевой промышленности, производства обуви и одежды, мебельной промышленности, розничной торговли, книгоиздания, многих видов услуг и ряда других отраслей. В России состояние рынка в этих сферах однозначно можно характеризовать как монополистическую конкуренцию, особенно учитывая тот факт, что дифференциация продукции в этих отраслях очень велика.

 

    1. Расходы в монополистической конкуренции

Все расходы в экономической  теории принято называть издержками. 

Издержки производства — это расходы, денежные траты, которые необходимо осуществить для создания товара. Для предприятия (фирмы) они выступают как оплата приобретенных факторов производства. Такого рода расходы покрывают оплату материалов (сырья, топлива, электроэнергии), заработную плату работников, амортизацию, расходы, связанные с управлением производством. При продаже товара предприниматель получает денежную выручку. Одна часть ее компенсирует издержки производства (т.е. затраты денег, связанные с производством товара), другая дает прибыль, то, ради чего организуется производство. Это значит, что издержки производства меньше стоимости товара на величину прибыли. Таким образом, издержки производства — это затраты на производство данной готовой продукции, в отличие от единовременных затрат, связанных с авансированием капитала, который нужен для первоначальной организации производственного процесса.

Спрос на продукцию фирм, действующих в условиях монополистической  конкуренции, не является абсолютно  эластичным, однако его эластичность высока. Например, к монополистической  конкуренции можно отнести рынок  спортивной одежды. Приверженцы кроссовок  фирмы «Рибок» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за кроссовки других фирм, цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, лекарств и т.д.

Конкурентность таких рынков также очень высокая, что во многом объясняется легкостью доступа на рынок новых фирм. Сравним для примера рынок стальных труб и рынок стиральных порошков. Первый является примером олигополии, второй - монополистической конкуренции.

Выход на рынок стальных труб затруднителен из-за большого эффекта масштаба и крупных первоначальных капиталовложений, в то время как  для производства новых сортов стиральных порошков не требуется создавать  крупное предприятие. Поэтому если фирмы, производящие порошки, будут  получать большие экономические  прибыли, это приведет к притоку  новых фирм в отрасль. Новые фирмы будут предлагать потребителям стиральные порошки новых марок, иногда мало чем отличающиеся от уже производившихся (в новой упаковке, другого цвета или предназначенные для стирки разных видов тканей).

Цена и объем производства в условиях монополистической конкуренции

Как определяется цена и  объем производства фирмы в условиях монополистической конкуренции? В  краткосрочном периоде фирмы  будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки, исходя из уже известного нам принципа равенства предельного дохода и предельных издержек.

На рис. 12.6 изображены кривые цены (спроса), предельного дохода, предельных и средних переменных и валовых  издержек двух фирм, одна из которых  максимизирует прибыль (рис. 12.6,а), другая - минимизирует убытки (рис. 12.6,б).

Рис. 12.6. Цена и  объем производства фирмы в условиях монополистический конкуренции, максимизирующие прибыль (а) и минимизирующие убытки (б):D - спрос: MR- предельный доход; МС - предельные издержки: AVC - средние переменные издержки; АТС - средние валовые издержки

Ситуация во многом сходна с совершенной конкуренцией. Разница  состоит в том, что спрос на продукцию фирм не является абсолютно  эластичным, и поэтому график предельного  дохода проходит ниже графика спроса. Наибольшую прибыль фирма получит  при цене Р0 и объеме производства Q0, а минимальные убытки - при цене Р1 и выпуске Q1.

Однако на рынках монополистической  конкуренции экономическая прибыль  и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли  станут стимулом вступления в нее  новых фирм. Новые фирмы, производя  близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос  на товары фирмы, получавшей экономическую  прибыль, снизится (график спроса сместится  влево).

Сокращение спроса снизит экономическую прибыль фирмы  до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность. Ситуация долгосрочного  равновесия показана на рис. 12.7.

Рис. 12.7. Долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической  конкуренции: D - спрос; MR- предельный доход; МС - предельные издержки; АТС - средние  валовые издержки 

 

Отсутствие экономической  прибыли лишает новые фирмы стимула  для вступления в отрасль, а старые - для выхода из нее. Однако в условиях монополистической конкуренции  стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни  фирмы могут получать экономическую  прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией  продукции. Некоторые виды продукции, выпускаемые фирмами, трудно воспроизвести. В то же время барьеры для входа  в отрасль хоть и не высоки, но все же существуют. Например, чтобы  открыть парикмахерскую или заняться частной медицинской практикой, надо иметь соответствующее образование, подтвержденное дипломом.

    1. Вывод

Основные черты, характеризующие  монополистическую конкуренцию:

  • на рынке присутствует относительно большое число мелких фирм;
  • эти фирмы производят разнообразную продукцию, и, хотя продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;
  • вступление новых фирм в отрасль не является сложным. Чтобы открыть новую овощную лавку, ателье, ремонтную мастерскую, не требуется значительных первоначальных капиталов Эффект масштаба также не требует развития крупного производства.

Информация о работе Расходы монополистической конкуренции