Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 10:43, реферат
Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Представления древних обществ об экономическом устройстве были составной частью различных религиозных или философских систем. Натурально-хозяйственная концепция была характерна для экономических взглядов Платона. В своём проекте о государственном устройстве он отвёл государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошёл к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к «соразмерности и единообразию» несоразмерных и разнообразных товаров. Аристотель большой вклад в развитие экономической науки внёс своим анализом природы и форм стоимости.
Введение…………………………………………………………………………………4
1. Экономия
1.1 Учение о справедливости: экономия и хрематистика………………………..5-7
1.2 Схоластика: первый опыт систематизации категорий……………………….8-10
2. Политическая экономия
2.1 Меркантилизм- теория и практика…………………………………………….11-12
2.2 Физиократизм…………………………………………………………………...13-17
2.3 Классическая политэкономия
2.3.1 Трудовая теория стоимости У.Петти…………………………………….18-19
2.3.2 Экономические взгляды А.Смита и Д.Рикардо………………………….20
2.4 Развитие классической политической экономии в трудах экономистов 19 века. Экономические взгляды Ж.Б.Сэя, Т.Мальтуса, С.Сисмонди, Дж.Милля……….21-22
2.5 Марксистская политическая экономия. Экономические взгляды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина…………………………………………………………….23-26
2.6 Маржинализм. Теория предельной полезности С.Джевонса, К.Менгера, Л.Вальраса…………………………………………………………………………....27-30
3. Экономикс
3.1 Неоклассическое направление………………………………………………….31-32
3.2 Кейнсианство и его эволюция…………………………………………………..33-34
3.3 Неолиберализм. Экономические взгляды Л.Мизеса, Ф.Хайека, В.Ойкена….35-37
3.4 Монетаризм………………………………………………………………………..38
3.5 Институционализм……………………………………………………………….39-40
3.6 Неоинституционализм…………………………………………………………...41-42
Заключение………………………………………………………………………………..43
Список изученной литературы……………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Экономия
1.1 Учение о справедливости: экономия и хрематистика………………………..5-7
1.2 Схоластика: первый опыт систематизации категорий……………………….8-10
2. Политическая экономия
2.1 Меркантилизм- теория и практика…………………………………………….11-
2.2 Физиократизм………………………………………………
2.3 Классическая политэкономия
2.3.1 Трудовая теория стоимости У.Петти…………………………………….18-19
2.3.2 Экономические взгляды А.Смита и Д.Рикардо………………………….20
2.4 Развитие классической политической экономии в трудах экономистов 19 века. Экономические взгляды Ж.Б.Сэя, Т.Мальтуса, С.Сисмонди, Дж.Милля……….21-22
2.5 Марксистская политическая экономия. Экономические взгляды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина……………………………………………………
2.6 Маржинализм. Теория предельной полезности С.Джевонса, К.Менгера, Л.Вальраса……………………………………………………
3. Экономикс
3.1 Неоклассическое направление…………………………………………………
3.2 Кейнсианство и его эволюция…………………………………………………..
3.3 Неолиберализм. Экономические взгляды Л.Мизеса, Ф.Хайека, В.Ойкена….35-37
3.4 Монетаризм……………………………………………………
3.5 Институционализм……………………………………
3.6 Неоинституционализм……………………………
Заключение……………………………………………………
Список изученной литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Представления древних обществ об экономическом устройстве были составной частью различных религиозных или философских систем. Натурально-хозяйственная концепция была характерна для экономических взглядов Платона. В своём проекте о государственном устройстве он отвёл государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошёл к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к «соразмерности и единообразию» несоразмерных и разнообразных товаров. Аристотель большой вклад в развитие экономической науки внёс своим анализом природы и форм стоимости. Интересны его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей людей. Экономическая мысль эпохи феодализма охватывает широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землёй, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений. Вместе с тем как наука экономика оформилась сравнительно поздно, на рубеже XVII- XVIII вв. Это произошло в период, когда в Европе возник и бурно развивался капитализм. Первоначально экономическая наука развивалась под названием «политическая экономия».Этот термин впервые ввёл в 1615г. француз Антуан де Монкретьен. Название «политическая экономия» произошло от греческих слов «политикос», что значит государственный, общественный, «ойкос»- домашнее хозяйство, дом, «номос»- правило, закон. В конце XIX - начале XXвв. это название всё больше заменяется термином «экономическая теория» (Economics). Впервые его ввёл в 1890г. известный английский учёный-экономист Альфред Маршалл.В течение четырёх столетий своего существования экономическая наука стремительно развивалась. За это время появилось множество школ и направлений экономической теории. В своей исследовательской работе я попыталась раскрыть суть каждого из этих направлений.
1. ЭКОНОМИЯ
1.1 Учение о справедливости: экономия и хрематистика
Истоки экономической мысли уходят своими корнями в глубокую древность. Уже первобытные люди владели зачатками экономических знаний, имели определенные представления об отношениях, складывающихся между членами первобытной общины по поводу производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. Однако эти представления еще не выделились в самостоятельную область знаний и существовали в рамках нерасчлененного, синкретического общественного сознания, ведущей стороной которого была религия. С возникновением первых классовых обществ на древнем Востоке в центре экономической мысли оказались проблемы организации и управления государственным (царско-храмовым) хозяйством, в результате чего появились специальные произведения («Артхашастра», «Гуаньцзы»), а также теории (учение Конфуция и др.), направленные на поддержание стабильности в государстве и обществе. Однако взгляды древневосточных мыслителей оказали лишь косвенное влияние на становление экономической науки, которая родилась в лоне европейской цивилизации.
Экономическая теория первоначально возникла в античном обществе как экономия — наука о домоводстве, домашнем хозяйстве. Ее целью было воспитание достойных граждан. Термин «экономия» впервые предложен Ксенофонтом. Встречается он и у Аристотеля (384—322 гг. до н. э.) в рамках учения о справедливости (Аристотель. «Политика».) Аристотель различал два вида хозяйственной деятельности: экономию — хозяйство ради самообеспечения и хрематистику — хозяйство с целью обогащения. Он считал справедливой экономию, основанную на натуральном хозяйстве, поскольку именно она составляла основу античного общества. К экономии Аристотель, правда, относил и розничную торговлю, поскольку в ней, по его мнению, решающую роль играло удовлетворение потребностей. Аристотель критически относился к хрематистике, считая, что искусство делать деньги, функционирование торгового и ростовщического капитала имеют источником богатства обращение, поэтому хрематистика, с точки зрения Аристотеля, противоестественна. Аристотель говорит, что меновая торговля по своей природе не принадлежит к хрематистике, потому что в первой обмен распространяется лишь на предметы, необходимые для продавцов и покупателей. Поэтому первоначальной формой товарной прибыли была меновая торговля, но с её расширением необходимо возникают деньги. С изобретением денег меновая торговля неизбежно должна развиваться в товарную торговлю, а последняя превратилась в хрематистику, то есть искусство делать деньги. Проводя такие рассуждение, Аристотель приходит к выводу, хрематистика построена на деньгах, так как деньги – это начало и конец всякого обмена.
Аристотель пытался выяснить природу этих двух явлений (экономики и хрематистики), определить их историческое место. На этом пути он первый смог установить различие между деньгами как простым средством обогащения, и деньгами, ставшими капиталом. Он понимал, что экономика незаметно, но необходимо переходит в хрематистику.
Аристотель считал, что истинное богатство состоит из предметов первой необходимости в хозяйстве со средним достатком, что оно по природе не может быть бесконечным, а должно ограничиваться определенными рамками, достаточными для обеспечения «благой жизни». Хотя торговля возникла в силу необходимости и государство не может обойтись без неё, в то же время недопустимо, чтобы она господствовала. Деньги представляют одну из форм, но не абсолютную форму богатства, так как иногда они обесцениваются и не имеют тогда никакой пользы в житейском обиходе.
Таким образом, Аристотель довольно подробно изложил в своих трудах главные экономические проблемы. Он пытался понять законы обмена, дал довольно полную характеристику денег.
Определенные успехи в решении проблем организации и управления рабовладельческой виллой (типичным средних размеров хозяйством зажиточных граждан) были достигнуты римлянами. Наивысшее развитие эти вопросы получили в трудах римских агрономов Катона («О земледелии»), Варрона («Сельское хозяйство»). Проблемы частной собственности глубоко анализировались римскими юристами («Институции» Гая, Кодекс Юстиниана). Важной проблемой, которую разрабатывала экономическая мысль античности, было рабство. В его трактовке античное общество прошло длинный путь от полного оправдания рабства как «удела варваров», когда раба считают «одушевленным орудием труда», «имуществом, приносящим доход» (в трудах Аристотеля), до признания принципиального равенства между всеми людьми (в произведениях раннего христианства). С идеей равенства тесно связано утверждение всеобщей обязанности труда: труд является основой жизни людей, поэтому и распределение должно осуществляться по труду. Моральному осуждению в раннехристианской литературе подвергаются социальное неравенство и ростовщичество.
1.2 Схоластика: первый опыт систематизации категорий
В произведениях средневековых ученых схоластов (преподавателей университетов) экономические проблемы также рассматривались в рамках учения о справедливости. Различие заключалось лишь в том, что экономические вопросы в эпоху феодализма трактовали с позиций Священного писания в рамках канонического права. Христианское вероучение стало важным средством для преодоления характерного для античности презрительного отношения к труду. В средневековую эпоху, когда индивид поглощается корпорацией, а личность заслоняется обществом, школа приобретает огромное значение. Само слово «схоластика» обязано своим происхождением школе. Принадлежность к школе определяет темы исследований, их идейную направленность и метод доказательства. Это касается и канонического права, с помощью которого пытались регулировать экономические процессы. Дело в том, что экономическая доктрина канонистов была скорее сводом правил поведения индивидов в соответствии с принципами всеобщей справедливости, чем обобщением реальных фактов экономической жизни. Экономические проблемы рассматривались с позиций морали, моральной справедливости, с позиций общего блага как конечного критерия деятельности людей. Таким образом, в экономии нормативный аспект господствовал над позитивным, иррациональный (мифотворческий) — над рациональным (научным), должное — над сущим, дедуктивный метод — над индуктивным. Вопросы управления вотчинным хозяйством получили определенное развитие в произведениях монахов. Монастыри выступали как организаторы крупного, нередко хорошо налаженного сельскохозяйственного и ремесленного производства, что нашло отражение, например, в Сен-Жерменском полиптике, Фульдском полиптике, других произведениях этой эпохи. В X—XIII вв. складывается особый социальный слой феодального общества — горожане. Экономические представления средневековых бюргеров отражены в цеховых уставах и городском праве. Цеховые уставы осуществляли мелочную регламентацию производства каждого из членов корпорации. Ее целью было ограничение конкуренции как внутри самого цеха, так и со стороны деревенского и другого нецехового ремесла. Это способствовало стабилизации рынка, однако в то же время ограничивало капиталистические потенции цехового строя. Поэтому в дальнейшем цеховые уставы стали препятствовать экономическому развитию. Укрепление городского строя, с одной стороны, и постепенный переход крестьян с барщины на натуральный, а позднее и денежный оброк, с другой, обострили противоречия между городом и деревней. Соотношение цен между городскими ремесленными и деревенскими сельскохозяйственными товарами отражало столкновение классовых интересов. Поэтому стала актуальной разработка учения о «справедливой цене», т. е. такой цене, которая, по мнению средневековых ученых-схоластов (Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скотт, Уильям Оккам и др.), не только возмещала бы издержки производства и обращения, но и обеспечивала бы соответствующее каждому сословию существование. «Справедливая цена» поэтому рассматривается, например, Фомой Аквинским (1225/1226—1274) с точки зрения христианских норм морали. Интереснейшие идеи выдвигал Фома Аквинский, итальянский епископ. В своих трудах он прежде всего опирался на идеи Аристотеля.
В то время шли споры о том, какая цена может считаться справедливой. Фома Аквинский утверждал, что справедливой может считаться только такая цена, которая отвечает 2-м требованиям:
1) обеспечивает эквивалентность обмена сообразно затратам труда и расходам ( т.е. издержкам);
2) обеспечивает участникам обмена «пропитание» в соответствии с их социальным статусом, т.е. она должна обеспечить различный уровень благосостояния крестьянину, католическому церковнослужителю и феодалу.
Кроме того, в цене должны учитываться и затраты на хранение, доставку товара, а также страховку на случай возможных утрат товара.
Как и Аристотель, Фома Аквинский осуждал ростовщичество: взимание процента он сравнивал с продажей того, чего не существует в природе. Однако денежные займы на содержание наёмной армии и другие государственные нужды допустимы. В этом случае взимание процента рассматривается как компенсация за риск потери денежной суммы.
Может возникнуть закономерный вопрос: почему Фома Аквинский, как, впрочем, и многие другие философы Средневековья осуждал взимание процента? Дело в том, что в то время денежные или материальные ссуды брались от безысходности: горожанин должен был брать в долг, чтобы не умереть с голоду, рыцарь- чтобы отправиться в крестовый поход, община- на явно богоугодное деяние: чтобы построить храм. И считалось несправедливым, если кто-то делал прибыль на бедствии или благочестии других.
Со временем (к XVI веку) отношение к проценту постепенно изменилось: он признавался в силу двух причин:
возмещение расходов на организацию и содержание кредитных учреждений;
возмещение ущерба, возникающего вследствие невозможности распоряжения отданными взаймы деньгами. Но этот ущерб ещё надо было доказать.
Библейские тексты широко использовались также для осуждения ростовщичества как противоестественного средства обогащения, как стяжательства, губящего человеческую душу. Начав с запрещения ростовщичества, католическая церковь постепенно сдавала одну позицию за другой и закончила тем, что к концу средневековья фактически легализовала его. Достаточно было представить процент как результат «труда», «расходов», «риска» или облечь в форму «товарищества», чтобы избежать осуждения церкви.
В условиях, когда христианство освящало существовавший феодальный строй, движение вперед было невозможно без реформы католической церкви. В борьбе с католицизмом теоретики Реформации (Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Жан Кальвин) использовали антисословную направленность первоначального христианства. Важную роль при этом сыграли работы М. Лютера, разграничившего позднефеодальное стяжательство (накопление первоначального капитала любыми, в том числе и грязными, методами) и раннекапиталистическое предпринимательство (основанное на действии законов рынка, а не на методах феодального ограбления). Ж. Кальвин идет дальше, развивая учение о божественном предопределении. Если ты правильно понял свое назначение, деятельности будет сопутствовать успех, который находит свое конечное выражение в росте денежного богатства. Идея равенства и справедливости в отношениях между людьми трансформировалась в идею эквивалентности обмена товаров, идея честного труда — в обоснование буржуазного предпринимательства и т. д. Мечты об устройстве будущего справедливого общества отразились в социальных утопиях позднего средневековья (Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.).
2. Политическая экономия
2.1 Меркантилизм- теория и практика
Как наука экономическая теория возникла в XVI – XVIII веках. Это – период становления капитализма, зарождения мануфактуры, развития общественного разделения труда, формирования внутренних рынков и мировой торговли, интенсификации денежного обращения. В это время создается первая значительная школа в мировой экономической науке – меркантилизм. Сущность их учения – в специфическом определении источника происхождения богатства. Этот источник меркантилисты выводили из сферы обращения, отождествляя богатство с деньгами, первоначально – только с золотом. Решение многих экономических проблем они видели в запрещении вывоза благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности, связанной с притоком в страну денег, поддерживали идею активного торгового баланса.
Утверждение о том, что деньги – это абсолютная форма богатства возникло из-за того, что меркантилисты, являясь представителями купеческого сословия, отождествляли свои интересы с интересами государства.
В рамках эпохи меркантилизма различают ранний и поздний меркантилизм. Различие этих двух эпох состоит в том, какими методами страна обогащалась благородными металлами. Представители раннего меркантилизма делают ставку на административные методы по удержанию благородных металлов в стране. Например, иностранным купцам под страхом суровых наказаний запрещалось вывозить из страны золото и серебро. Деньги же, вырученные от продажи товаров предписывалось тратить на территории данной страны. Конечно, это препятствовало развитию внешнеторговых отношений, что обусловило переход к политике позднего меркантилизма, которая предполагала увеличение количества в стране золота и серебра с помощью не административных, а экономических методов, т.е. всех методов, которые способствуют достижению активного торгового баланса, т.е. превышению экспорта товаров над их импортом, ибо положительная разница в виде драгоценных металлов останется внутри страны.
Таким образом, составляющая позднего меркантилизма – политика протекционизма, направленная на защиту национальной экономики от зарубежных конкурентов. Например, Томас Ман (1571 – 1641 гг.), один из наиболее известных поздних меркантилистов, говорил, что нет иных способов получить деньги, кроме торговли, когда стоимость вывозимых товаров будет превышать стоимость ввозимых. Для этого он, помимо прочего, предлагал обрабатывать земли под такие культуры, которые помогли бы отказаться от ввоза некоторых товаров (например, конопли, табака), а также рекомендовал отказаться от чрезмерного потребления иностранных товаров путём введения соответствующих законов. Также Ман говорит, что не следует облагать чрезмерными пошлинами отечественные товары, чтобы препятствовать их удорожанию и не сделать их недоступными для иностранцев, тем самым препятствуя продаже.