Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 13:54, курсовая работа
Кооперативное движение в мире - это самое многочисленное социально-экономическое движение современности.
Кооперация - это широкое социальное явление, оно наглядно демонстрирует тягу человека к сотрудничеству, взаимопомощи и равноправию в основных сферах общественной жизни.
Введение
Глава 1.
Предпосылки возникновения и развития кооперативов;
Глава 2
. Первые кооперативные общества;
Глава 3
. Кооперативные концепции конца 19-начала 20 веков в
Западноевропейских странах;
Глава 4.
Развитие кооперации в разных странах Западной Европы;
Глава 5
. Основные школы Западно-Европейской кооперации.
Заключение.
Список литературы
.
Германия
После крушения корпоративной экономической системы в Германии была полностью реконструирована система потребительской кооперации
Это позволило уже к 1953 г. вдвое увеличить кооперативных товарооборот, число членов возросло до 2 млн. человек. Отличием германской потребительской кооперации от потребительской кооперации Великобритании явилось то, что законодатели Германии снизили максимальные выплаты бонуса кооператорам до 3%, отдав таким образом предпочтение развитию розничного товарооборота предпринимателей. Поэтому основой кооперативной торговли Германии стал оптовый товарооборот. Но результат развития этих потребительских коопераций похож: к 1965 г. германские кооператоры контролировали 8,5% рынка страны, 19,5% магазинов и 31% оптовых магазинов. Попытки организовать мощные национальные кооперативные объединения были ограничены слабой центральной властью союзов кооперативов и сопротивлением руководителей автономных кооперативов. В середине 70-х годов положение кооперации резко ухудшилось. Формально был создан единый кооперативный союз, но он не получил достаточной власти от низовых обществ и существенного влияния на улучшение обстановки в национальном кооперативном движении не оказал. Созданная им система региональных оптовых магазинов оказалась убыточной. Кооперативное движение Германии раскололось: реорганизованные кооперативы образовали свой союз, который стал второй по величине торговой группой в Германии. В связи с преобразованием кооперативов в фактически акционерные общества к 90-м годам в Германии осталось лишь 37 обычных потребительских обществ, объединяющих 650 тыс. человек.
Парадоксально, но объединения кооператоров, которые не перешли в руки предпринимателей и остались верны кооперативным принципам стали сильнее. Например, кооператив "Дортмунд" сегодня имеет 480 тыс. членов (каждая вторая семья) и контролирует свыше 14% торговли в своем регионе.
Франция
Исторически сложилось так, что во Франции преобладало региональное кооперативное движение со сравнительно слабыми организациями национального уровня. Сила национального кооперативного движения заключалась в промышленном Севере, в то время как на юге кооперативная деятельность находилась в упадке.
Существовало два основных направления развития розничной торговли: маленькие магазины, ориентированные на обслуживание пайщиков и супермаркеты, обслуживающие все население.
Основная проблема французской потребительской кооперации - слабое управление. Так же как и британские кооператоры, французы не доверяли людям с высшим образованием и руководство кооперативов выбиралось в основном из служащих низшего и среднего класса с хорошими знаниями в торговле, но плохими в бизнесе. Это привело к проигрышу в конкуренции с другими торговыми предприятиями. Например, в 60-х годах у кооператоров было лишь 23 магазина, а у конкурентов - свыше 1600, у кооператоров - 1 супермаркет, а у конкурентов - 76. Более того, руководство кооперативов стало элитой, причем элитой, не знающей бизнеса, но игнорирующей мнение своих пайщиков. Как результат: к 1983 г. кооператоры имели лишь 3% рынка, а поддерживало кооперативное движение всего 40 тыс. служащих. Формальное членство в кооперативах соблюдало 1,5 млн. семей-членов, но они не верили кооперативной элите и экономически игнорировали кооперативы.
Италия
После Второй Мировой войны в Италии были восстановлены два довоенных федеральных кооперативных союза - католиков и социалистов. Впоследствии появились кооперативы коммунистов и христиан-демократов.
В отличии от других стран, расцвет потребительской кооперации Италии пришелся на середину 80-х годов, то есть на период упадка коопераций других европейских стран.
Это вызвано сравнительно небольшим участием кооперативов в экономике страны послевоенного периода, а так же религиозной и политической раздробленностью кооперативного движения.
Во многих странах кооперативы считаются более надежными, чем традиционные корпорации. Они обеспечивают безопасность продуктов питания, выступают в защиту окружающей среды. Но самое большое достижение кооперативной модели - вклад в создание мирного общества, основанного на понимании и сотрудничестве между людьми разных культур и социального статуса.
Глава 5.
Основные школы Западно-Европейской кооперации.
Англия.
« В Англии семена кооперативной системы были посеяны Р. Оуэном» - так писал Маркс в Учредительном манифесте международного товариществе рабочих. Считается что в философии Оуэна возникла традиционная доктрина кооперации, имеющая сильный социально – реформаторский подход.
С начала 1817 года он начал свою коммунистическую пропаганду, безрезультатно обращаясь к английскому правительству с предложением устроить за государственный счет коммунистические сельскохозяйственные колонии.
Свои теоретические взгляды Оуэн изложил в двух книгах, первая из которых появилась в 1812 году и носила название «Новый взгляд на общество», а другая вышла в 1820 году под названием «Книга о новом моральном мире». Теоретические взгляды Оуэна не отличались глубиной, и главная его мысль сводится к тому, что путем воспитания можно развить в человеке те добрые начала, которые к нем заложены. Коме того, для развития этих хороших качеств необходимо создать благоприятную экономическую среду.
Другая идея Оуэна, на которой он часто останавливался, оказалась плодотворной для кооперативного движения, - требование уничтожения капиталистической прибыли, разлагающей общество. В теоретическом отношении выше Оуэна стоят его ученики и В. Кинг. Кинг сыграл огромную роль в кооперативном движении путем издания в 1828-30 годах в Брайтоне журнала «Кооператор» и учреждения потребительского общества « Союзная лавка».
Роберт Оуэн – «основатель» ортодоксальной доктрины кооперации, на самом деле предстает перед нами старательным оппонентом предпринимательской системы, успешным бизнесменом и упрямым социальным фантастом, незаурядной и даже уникальной личностью.
Однако самые ранние начинания кооперации в Англии и других странах замечены задолго до того, как Оуэн начал свою работу. Кооперативы появились и развивались в условиях индивидуальной экономической системы, тогда как коммуна Оуэна противоречит альтернативе индивидуалистическому экономическому порядку. Поэтому нет ничего удивительного, что сам Оэун не только не хотел взять ответственность за кооперативное общество в Рочделе, но и на отрез отказывался считать кооперативы представителями его нового Морального Мира.
Чарльз Хорвард предложил новый способ
распределения прибылей не на одни только паи, а главным образом на закупки. Он
заметил, что без покупателей общество
вообще существовать не может, и что тот,
кто тратил больше всех денег в своей лавке,
имеет право на большую прибыль. Но следует
и вознаграждать капитал пропорционально
его величине.
Чтобы определить объем покупок члена
кооператива, каждому члену предлагалось
выдать по книжке для отметки или же выдавать
квитанции на сумму сделанных закупок,
и на эти квитанции выдавать потом дивиденды.
Учредители рочдельского потребительского общества на практике доказали не только честность, но и самостоятельность и преданность делу. Героические усилия, честность и преданность рочдельских пионеров создали первое образцовое потребительское общество, которое послужило примером всему миру.
Социально-реформаторская интерпретация кооперации была продолжена и дополнена Джоном Миллем. По глубокому убеждению Милля, наемный труд недолговечен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, более чем полуторавековой опыт кооперации стран Западной Европы и государств показал и доказал, что кооперация - важный и необходимый компонент рыночных отношений. Кооперация возникает тогда, когда в сферу рынка начинают втягиваться широкие слои населения, когда у значительной его части возникает потребность в объединении своих усилий для укрепления своей хозяйственной деятельности, как производителей, так и потребителей. Масштабы кооперирования расширяются вместе с ростом товарных отношений. Кооперативы как социальный механизм регулирования противоречий и издержек рыночной экономики у разных народов возникли в разное время и в разных социально-экономических условиях, но везде имели одинаковые результаты и порождали одинаковые надежды на лучшее будущее. Однако опыт истории доказал, что кооперация - не всеобщая организация населения, она способна удовлетворять лишь определенные хозяйственные потребности далеко не всех социальных слоев населения. Она законная часть рыночной системы, но заполняет только определенную, уготованную ей нишу в системе рыночных отношений.
Основные ценности кооперации - добровольность, независимость, демократичность, честность - остаются незыблемыми.
В современной истории нет общественно-экономической организации, сравнимой с кооперацией по темпу и широте распространения по планете, количеству участников, выживаемости в разных политических и социально - экономических условиях, оперативности и эффективности в удовлетворении самых разнообразных потребностей людей. Кооперативные формы хозяйствования и управления - не временное явление, вызванное необходимостью решения неких промежуточных и второстепенных задач социально- экономического развития, не следствие политики социального маневрирования.
Изучение движения кооперации от прошлого к настоящему в международном масштабе, дает возможность понять важность кооперативного движения, способствует воспитанию историко-экономической культуры, помогает формированию многовариантного, альтернативного, реалистического мышления современного специалиста-рыночника.
Знания об историческом опыте мирового кооперативного движения необходимы для выработки теоретических позиций и принятия правильных практических решений по кооперативным проблемам современности.
Список литературы:
1. Соболев А. В. «Основные школы европейской кооперации: обзор кооперативных идей (19 - первая половина 20 вв.)»: учебное пособие – М: Московский Университет потребительской кооперации, 2004 год.
2. Ващенко А. Н., Плетнева Т. С. «Основы
теории и истории
3. Теплова Л. Е. «основы потребительской кооперации» :учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений – М: Вита – Пресс, 2001.
4. А. П. Макаренко «теория и история кооперативного движения М: ИВЦ «маркетинг» 1999.
Информация о работе Развитие кооперации в разных странах Западной Европы