Развитие монополий в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 13:35, реферат

Описание работы

Однако эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей. Йозеф Шум Петер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

Содержание работы

1. Монополии (введение)………………………………………. …..2
2. Развитие монополий в России……………………………………5
 Монополизм в России………………………………………….9
 Экономическое положение в России в настоящее время…..23
 Антимонопольная политика………………………………….25

3. Заключение ……………………………………………………….28
4. Список литературы

Файлы: 1 файл

готовая курсовая работа по макро-ке.docx

— 87.40 Кб (Скачать файл)

Диаграмма 2

Насколько взаимодействие предприятий с банком

Способствовало  преодолению в корпорации дефицита

Финансовых ресурсов?


 

 

Опрос показал также, что  лишь малая часть (36%) огромных экспертов  считает, что отношения с банком, участником корпорации способствовали улучшению финансового положения. Из этого можно сделать вывод, что степень интеграции с банком пока недостаточна, а методы работы еще далеки от современных требований.

Главные причины, снижающие  эффективность взаимодействия с  банком, состоят в отсутствии у  него экономических стимулов, необоснованности долгосрочных программ сотрудничества, в нехватке банковского капитала, невозможности гарантировать возврат  средств, а также в слабой координирующей роли центральных компаний.

 

Долгосрочная  и среднесрочная перспективы.

Стратегия государства.

Для успешного развития страны нужна серьезная долгосрочная политика в экономике и промышленности. Среднесрочная перспектива –  приход на путь устойчивого развития эффективного хозяйственного порядка, создание базиса его экономики. Таким  базисом могут быть около 50 – 600 конкурентно способных российских корпораций, которые, которые будут производить до 60% ВВП. Остальные 40% придутся на предприятия малого и среднего бизнеса, которые не влияют на устойчивость и самостоятельность российской экономики, т.к. легко создаются и так же легко исчезают. Но сотни мощных корпораций – перспектива 2010 года. Их самостоятельность, без чрезмерной государственной опеки, может стать движущей силой, способной вывести нашу экономику из тупика, поможет формированию в России либеральной экономической системы + подобно развитым странам ОЭСР. Среднесрочная перспектива подразумевает начало работы по формированию и развитию эффективности российских корпораций. Ориентиром для этого может стать создание нескольких десятков корпораций – " национальных чемпионов ", отвечающих минимальным требованиям геоконкуренции. (таблица №4 на стр.18 и №1 на стр.20).

Это даст России шанс за 3 – 5 лет перейти с последних мест в пятой десятке стран на одно из мест в первой двадцатке, что было бы большим достижением. Наши товары и услуги стали бы более конкурентно способными и значительно расширился бы рынок сбыта. Это привело бы к росту производительности труда и общему подъему экономики. Очень важно решить при этом, какими должны быть эти крупные интегрированные структуры и как их создавать. У каждой корпорации есть свой внутренний потенциал, свое название развития и адаптации в рыночных условиях. Одни быстро и успешно смогли приспособиться и устойчиво работают, другие – медленно и тяжело. При условии общего экономического подъема в стране многие корпорации получают возможность на успешное развитие своих предприятий, эти шансы у всех разные. лучшие возможности получают олигополии (ведущие отрасли), либо экспортеры, зависящие от генеральной линии правительства, от его политического курса. Госпромкомом России еще в 1993 году была разработана концепция рыночной политики, в которой предлагалось создать несколько форм организации групп, в том числе и ФПГ. Но как это сделать ничего не говорилось, все эти предложения так и остались на бумаге. В 1995 году был принят закон " О ФПГ ", который не получив поддержки государства и не имея связи с экономической политикой и законодательством, повис в воздухе. Теперь его положения во многом устарели, они не отвечают требованиям времени. Итоги этого оказались плачевными, но все же ряд зарегистрированных ФПГ имеют некоторые шансы на успех. Все зависит от того, сумеют ли они использовать новые возможности, которые существуют в настоящее время. В том виде, как они создаются, ФПГ не могут выполнить роль " локомотивов " российской экономики, поскольку они не нацелены на конкурентную борьбу за товарные рынки ни в России, ни в СНГ, ни в мире. Они ориентированы на краткосрочные результаты, на выживание любой ценой. Главным же должно быть опережающий рост рыночной капитализации по сравнению с оборотом и прибылью. Увеличение рыночной стоимости корпораций становится стратегической целью бизнеса. Объединяя промышленные предприятия, торговые фирмы, банки, различные фонды (страховой, пенсионный и др.) ФПГ становится " каркасом " экономики в целом. В России насчитывается 75 финансово промышленных групп. Число входящих в них предприятий перевалило уже за 1500, банков - за 90, количество работающих приближается к 6 млн. человек. Они осуществляют производство примерно по 100 направлениям. Предполагается, что в ближайшее время ФПГ будут создаваться в авиастроении, судостроении, отраслях связи, оптической техники, биотехнологии и в других высокотехнологичных сферах российской экономики.

 

 

 

Экономическое положение в России в настоящее  время.

ВНП на душу населения составляет в стране около 20% уровня США, производительность в среднем по стране около 25% уровня США и продолжает снижаться. Безработными являются 15 – 18 млн. человек. Государство  фактически является банкротом, не имеющим  рычагов привлечения денежных средств  ни внутри страны, ни за ее пределами. Россия полностью зависит от западной финансовой помощи, так же как и от рынков сбыта. В настоящее время только продажа наших природных ресурсов (нефть, газ, уголь, лес), производимых промышленностью  металла и некоторых видов  вооружения позволяет обеспечивать жизнедеятельность государства. Эти  средства идут на выплату самых насущных потребностей –заработная плата, пенсии, пособия. На развитии экономики почти ничего не остается. Где же выход из такого положения.

Помочь государству могут  предприятия – монополисты, крупные  корпорации.

а) Компании, добывающие и обрабатывающие природные ресурсы, сейчас работают на грани рентабельности. (из – за падения мировых цен на энергоносители). Они вряд ли могут сыграть решающую роль в развитии экономики.

б) Предприятия, производящие потребительские товары и услуги, последние годы работали по рыночным законам, еле держатся на плаву, они  тоже не окажут влияние на нашу экономику.

в) Предприятия, производящие средства производства (группа " А "), они только разрушали стоимость, выпуская либо бесполезную, либо слишком  дорогую продукцию, не имеющую спроса.

В советской экономике  цены на сырье были искусственно занижены, а цены на продукцию группы " А " завышены, один сектор датировался  за счет другого. Когда этот механизм исчез, появился бартер – почти такое  же дотирование убыточных отраслей через систему не денежных потоков. Именно это и позволило существовать убыточным предприятиям, тормозя дальнейшее развитие производства, рост экономики. В этой связи еще сильнее возрастает роль корпораций, как единственного источника денежных поступлений, как гаранта жизнедеятельности социальных структур государства.

Мощным тормозом развития экономики России является отсутствие или недостаток конкуренции. Государство  само сдерживает ее и способствует монополизму. Монополисты получают сверх прибыли, а потребители  вынуждены слишком дорого платить  за их товары и услуги. Монополисты  диктуют свои условия, государство  вынуждено идти на уступки. Так, недавно прошло повышение цен на услуги железнодорожном транспорте, кроме грузоперевозок, " Газпром " заявил о повышении цен с 1 ноября 1999 года на природный газ на 15,4% для промышленных потребителей и для населения на 5%, а для отдельных федеральных электростанций – на 30%. Цены на газ не изменялись с 1996 года и повышение приведет их в соответствие с затратами. Цены же на электроэнергию и другие бытовые услуги хотя и медленно, но неуклонно растут, это повышение идет в основном на региональном уровне, это почти незаметно на фоне общего снижения уровня жизни и ростом цен. До июня текущего года наблюдалось сдерживание цен и тарифов естественных монополий. Наряду с импорт замещением и улучшением финансового положения предприятия – это заслуга газовой отрасли и транспорта, т.к. газ доминирует в топливном балансе, поэтому и электростанции могут сдерживать тарифы на электроэнергию. Это, в свою очередь, позволило сырьевым предприятиям, ориентированным на экспорт, повысить рентабельность производства и экспорта. Это, в основном, предприятия химической промышленности и цветной металлургии. " Из – за сдерживания тарифов естественных монополий произошло изменение ценовых пропорций, сдвиг цен от первичных товаров в пользу конечных производств и сельского хозяйства. Сейчас потенциал сдерживания цен уже исчерпан и пойдет обратный процесс, при котором цены на первичные ресурсы – газ, уголь будут постепенно расти по сравнению с ценами конечных производств ". Все это скажется негативно, может возрасти инфляция, начнется рост цен. С августа прошлого года, после известного кризиса, рост оптовых цен составил около 65%. Если в ближайшем году повышение цен на газ, электроэнергию, транспорт останется без изменения, то рост цен не превысит 40 – 50%, т.е. рост их будет на уровне 2 – 3% в месяц. С будущего года нефтяные компании обязались оплачивать налоги в бюджет " живыми " деньгами, а не взаимозачетами, это позволит быстрее развиваться другим отраслям промышленности, своевременно и в полном объеме финансировать социальную сферу, снять напряжение в обществе. " Газпрому " в этом вопросе дана отсрочка.

 

Антимонопольная политика

Монополия означает определенную степень власти над ценой. И эта власть может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства (концентрация и централизация производства и капитала), тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Цены на все вокруг нас – от ракет до хлеба, света и тепла в домах – зависят от цен на топливо, энергию и транспорт. Энергетические и транспортные монополии взвинтили их, как только могли. И чтобы поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации, было разработано антимонопольное законодательство. Антитрестовская политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти. Применение такого экономического регулирования необходимо для:

  • обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты привлекательные для кредиторов и новых инвесторов);
  • определения структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;
  • стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций;
  • создания условий для развития конкуренции (например: обеспечения открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям).

Наиболее разработанным  принято считать антимонопольное  законодательство США, имеющее к  тому же и наиболее давнюю историю. Оно базируется на " трех китах ", трех основных законодательных актах:

Закон Шермана (1890 год). Этим законом запрещалась тайная монополизация торговли, захват единоличного контроля в той или иной отрасли, сговор о ценах.

Закон Клейтона (1914 год) запрещал ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию (не во всех случаях, а только тогда, когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), определенные виды слияний, переплетающиеся директораты и др.

Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 год) – запрет на ограничительную деловую практику в области торговли: " ножницы цен ", ценовая дискриминация и др.

В августе 1995 года был принят закон " О естественных монополиях ", также в России существует закон  от 22.03.1991 года " О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках ". Но в отличие от американских, они  содержат много конкретных формулировок и нормативов; и все понимают, что они имеют искусственный  характер, и поэтому каждый пункт  имеет множество исключений, практически  дающих антимонопольному комитету решать по своему усмотрению, кто является монополистом и подлежит применению санкций, то есть проблема решена формально-административным образом.

Нашу экономическую политику все время кидает из административного  произвола по управлению производством  к стихии самостоятельности хозяйственных  ячеек. Но в первом случае обнаруживается ущемление местных интересов, а  во втором – несогласованность работы. Идеальное решение не в том  кому предоставлять право решать, а в обеспечении должной направленности этой деятельности, достигаемом путем  более тщательной экономической  и правовой регулировки. Необходимы соответствующие законодательные, прежде всего антимонопольные, меры, адекватные производственной базе и  хозяйственным отношениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Негативные  стороны монополизма.

Круг тех, кто может  вести бизнес, неуклонно сужается и делает монополистичной всю экономику.

  1. Новым компаниям тяжело или практически невозможно выйти на рынок, что разрушает саму структуру предпринимательства.
  2. Недостаточный приток на рынок новых компаний не дает развиваться здоровой конкуренции, результате чего у компаний нет стимула к повышению эффективности труда.
  3. При монополизме расцветает паразитизм, в экономике, мнение о том, что деньги можно заработать только при " особом " отношении с властью.
  4. Монополизм в экономике способствует коррупции.

Все это не способствует развитию экономики в целом, тормозит возникновению и развитию новых конкурентоспособных предприятий. Отсутствие эффективной налоговой и юридической систем тоже не способствует развитию бизнеса. В итоге многие компании работают в расчете на краткосрочные перспективы, уводят деньги за границу, неохотно инвестируют их в производство. Все это негативно оказывается на экономике страны. Сказывается также и " кадровый монополизм ", когда все ключевые посты в бизнесе и государстве занимают люди, мыслящие категориями советской системы, не имеющие навыков работы в рыночных условиях и не желающие эти условия создавать. Все это усугубляет проблемы, с которыми столкнулась Россия на пороге 21 века. В таких условиях способны выжить лишь те предприятия, которые имеют уникальный бизнес или западные компании с очень долгим стратегическим прицелом на российский рынок.

Что же касается малого или  среднего бизнеса, то несмотря на множество мер и полумер по его становлению и развитию, выжить в современных условиях они практически не могут. А именно на таком бизнесе строится экономический рост страны, а значит, и рост благосостояния населения, социальная стабильность в обществе. Выбор у России невелик: либо острожное движение в расчете на появление среднего класса, либо жесткие меры по снятию " кандалов " с экономически активных субъектов, создающие реальные предпосылки для быстрого роста нашей экономики ".

В такой ситуации еще более  возрастает роль корпораций, которые  решают успех начатых реформ по перестройке  экономики, которые в состоянии  привести российскую экономику на траекторию устойчивого роста.

 

 

Перспективы развитий монополий.

В России будет создаваться  государственная нефтяная компания –национальная нефтяная компания – ННТ. Такие компании есть в Бразилии, Мексике, Индонезии. Компания будет заниматься реализацией совместных проектов, как на своей, так и на чужой территории, привлечением инвестиций, сбором налогов в бюджет и т.д.

Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти  и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные под отрасли  связи, а на региональном уровне –  коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной  собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние  годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились  как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих  рынков.

В России нет хороших моделей  крупных корпораций, нет и механизмов их формирования. Имеющиеся разработки являются слабо измененными прототипами  из прошлого. Они неспособны, выжить в условиях резкого изменения  экономического климата. В российском законодательстве закреплено отрицательное  отношение к объединению предприятий  и противодействие консолидации корпорации. Это ослабляет конкурентоспособность  компаний и вытесняет в среду  теневой экономики. Нет серьезной  научной базы, нет теории крупных  корпораций. Имеющиеся же крупные  компании сложились в большей  степени стихийно в ходе наступления  капитала на соцсобственность.

России нужны собственные  модели современных корпораций –  стратегических объединений предприятий  как эффективных структур управления. Они нужны в качестве ориентиров промышленной политики, как основа практической работы, они нужны для серьезной реструктуризации промышленности. В России работают разного рода корпорации:

  1. Крупные акционерные компании, созданные с участием стратегических предприятий и крупных банков, находящихся под имущественным государственным контролем. ( РАО " ЕЭС России ", РАО " Газпром "). В их числе также вертикально интегрированных нефтяных компаний, акции которых переданы в уставные капиталы центральных компаний. ( " ЛУКойл ", устойчиво работающую на внутреннем и мировом рынке).
  2. ФПГ, образованные по законодательному акту. На 1998 год в госреестре было зарегистрировано 76 таких групп. Некоторые из них успешно работают.
  3. Промышленные и торгово-промышленные компании, созданные по законодательству об акционерных обществах. Среди них есть крупные конкурентоспособные на внутреннем и внешнем рынках. Они сотрудничают с ведущими российскими банками.
  4. Банковские холдинги, контролирующие промышленные объекты. Они имеют крупные пакеты акций промышленных предприятий. Правовая база создания и работы крупных корпораций в России до сих пор находится в фазе становления.

Информация о работе Развитие монополий в России