Развитие теории рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 02:02, курс лекций

Описание работы

Первоначально рынок рассматривался как базар, место осуществления торговых операций. Такое понимание рынка сложилось давно, еще в период разложения первобытнообщинного строя, когда обмен продуктами труда производился в определенном месте и в определенное время. В дальнейшем, по мере развития ремесла и торговли, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. В этом значении термин "рынок" часто используется и сегодня.

Файлы: 1 файл

Развитие теории рынка и рыночных отношений в экономической науке.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

Стимулирующая функция: посредством цен рынок  стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение  качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Так как каждый субъект рыночных отношений непосредственно на себе ощущает результаты принимаемых решений, он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов.

Распределительная функция: получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.

Информационная  функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Посредническая  функция. Экономически обособленные производители  в условиях глубокого общественного  разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.

Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с  тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают запросы потребителей, терпят убытки и становятся банкротами, а общественно полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются. 

В экономической  литературе иногда выделяются и некоторые  другие функции рынка: активизация экономических интересов, повышение восприимчивости экономики к научно-техническому прогрессу, сведение производительных сил в единую систему, стимулирование эффективности экономической деятельности, сведение потребностей с производством, создание условий для эффективности кооперации труда. 

Реализация отмеченных функций позволяет говорить о  важной роли рынка в современной  экономике. В конечном счете, как  можно заключить из указанных  выше функций, роль рынка сводится, прежде всего, к нахождению оптимального решения проблем что, как и для кого производить; обеспечению равновесия спроса и предложения и сбалансированного развития экономики; дифференциации товаропроизводителей с точки зрения эффективности их деятельности.

Условия для  функционировая рынка 

Для успешного функционирования рынка и выполнения его функций необходимо соблюдение ряда условий:

свобода экономической, хозяйственной, предпринимательской  деятельности;

свободные рыночные цены, которые устанавливаются на основе взаимодействия спроса и предложения;

конкуренция, которая  является основой рынка;

гибкое государственное  регулирование рынка, не подавляющее  и не разрушающее рынок;

устойчивые денежная и финансовая системы;

стабильная политическая обстановка. 

В качестве условий  для нормального функционирования рынка некоторые экономисты также выделяют:

 многообразие  форм собственности;

 товаропроизводитель  должен быть хозяином средств  производства и свободно распоряжаться  результатами своего труда;

 свобода производственной  и коммерческой деятельности всех участников общественного производства;

 четко налаженная  система денежно-кредитных и финансовых  отношений;

 поддержание  здоровой конкуренции;

 развитая  инфраструктура. 

Функционирование  рыночной экономики осуществляется на основе определенных принципов. В их числе можно выделить:

Экономическая свобода деятельности субъектов  экономики.

Всеобщность рыночных отношений.

Равноправие рыночных субъектов.

Свободное ценообразование.

Саморегулирование хозяйственной деятельности.

Договорный характер отношений.

Экономическая ответственность субъектов.

Самофинансирование.

Конкуренция.

Государственное регулирование экономики.  

Подробнее см.: Мухаровский  Н.В. Общая экономическая теория: курс лекций (для студентов экономических  специальностей). – Омск, 2001. – С. 169-171.

Классификация рынков. Типы и виды рынков. Система, структура и инфраструктура рынка 

Рынок имеет  сложную структуру, охватывая своим  влиянием все сферы экономики.  

Структура рынка  – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов  рынка.  

Можно назвать  следующие признаки структуры рынка: тесные связи между ее элементами; определенная устойчивость этих связей; целостность, совокупность данных элементов. 

Рынок охватывает элементы, непосредственно связанные  с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Существенное влияние на рынок оказывает наличие различных форм собственности и хозяйствования, особенности сферы товарного обращения, уровень разгосударствления и приватизации и другие факторы. Он связан и с непроизводственной сферой и даже со сферой духовной (область платной реализации продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.). Все это обусловливает сложную структуру рынка, разнообразие его типов и видов. 

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе разнообразных критериев, образует систему рынков. 

В экономической  литературе выделяется более десятка  критериев для характеристики структуры  и системы рынка, его классификации. Рассмотрим некоторые из них.

По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

Рынок товаров  и услуг (потребительский рынок);

Рынок ценных бумаг;

Рынок труда (рынок  рабочей силы);

Рынок и валюты;

Рынок информации;

Рынок научно-технических  разработок (патентов, лицензий ноу-хау) и др.

По товарным группам:

Рынки товаров  производственного назначения;

Рынки потребительских  товаров (например, продовольствия);

Рынки сырья  и материалов и т.д.

По географическому  положению:

Местные (локальные) рынки;

Региональные  рынки;

Национальный  рынок;

Мировой рынок.

По субъектам  или их группам:

Рынок покупателей;

Рынок продавцов;

Рынок государственных  учреждений;

Рынок промежуточных  продавцов – посредников и  др.

По степени  ограничения конкуренции:

Монопольный рынок;

Олигопольный рынок;

Рынок монополистической  конкуренции;

Рынок совершенной  конкуренции.

По уровню насыщения:

Равновесный рынок;

Дефицитный рынок;

Избыточный рынок.

По степени  зрелости:

Неразвитый рынок;

Развитый рынок;

Формирующийся рынок.

По соответствию законодательству:

Легальный (официальный) рынок;

Нелегальный, или  теневой, рынок ("черный" и "серый").

По характеру  продаж:

Оптовый рынок;

Розничный рынок.

По характеру  ассортимента товаров:

Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;

Насыщенный рынок, на котором представлено множество  сходных товаров многих производителей;

Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд  видов товара, связанных между  собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных  между собой потребностей;

Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные  товары, не связанные между собой.

По отраслевому  признаку:

Рынок автомобилей;

Рынок нефти;

Рынок компьютерной техники и т.д. 

В рыночной структуре  особо выделяют также следующие  виды рынков:

Рынки товаров  и услуг, куда включают рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения.

Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья  и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.

Финансовые рынки, т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.

Рынки интеллектуального  продукта, где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.

Рынки рабочей  силы, представляющие собой экономическая  форма движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).  

В реальной практике основные виды рынков подразделяют на различные субрынки, или рыночные сегменты. Сегментация рынка – это разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегментация рынка может быть проведена разными путями с использованием различных факторов.  

Во-первых, с  учетом географических факторов можно выделить группы потребителей по регионам, административному делению, плотности населения, климатическим условиям.  

Во-вторых, если исходить из демографических факторов, то можно сгруппировать потребителей по возрасту, полу, размеру семьи, уровню доходов, профессиональному составу, уровню образования, религиозной принадлежности, национальному составу.  

В-третьих, с  учетом поведения различных групп  потребителей можно выделить следующие  сегменты рынка: а) приобретение товаров носит случайный характер; б) поиск выгод при покупке товаров; в) статус постоянного клиента; г) эмоциональное (положительное, негативное, безразличное) отношение к товару.  

В-четвертых, потребителей также можно разделить на группы по социальному составу (с различной степенью достатка), стилю жизни (элитарный, молодежный, спортивный и т.д.), личным качествам (амбициозные, авторитарные, импульсивные). 

Типы и виды рынков не изолированы, а неразрывно связаны и существуют как единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношениях друг с другом. Роль этих соотношений, пропорций исключительно велика.  

Цивилизованный  рынок предполагает наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей его  эффективное функционирование. 

Впервые термин "инфраструктура" был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил (начало ХХ века). В 1940-е гг. на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства. 

Для нормального  функционирования рынка необходима четко налаженная работа различных  специализированных учреждений, предприятий, организаций и служб. Система  таких учреждений, предприятий, организаций и служб, обеспечивающих движение товаров и услуг, представляет собой рыночную инфраструктуру. 

Рыночную инфраструктуру определяют по-разному:

Информация о работе Развитие теории рынка