Речные цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 08:40, реферат

Описание работы

Представляется логичным выделить вслед за Мечниковым в качестве цивилизаций древнейшего типа цивилизации речных долин.
Главным, природным фактором здесь была регулярность паводков, неважно, чем они вызывались — сезонным таянием снегов или муссонными ливнями.
Материк и океан равно сотрудничали в создании этих условий. А вот дальше развитие могло идти двояким образом.
Экспансия речных цивилизаций могла оказаться направленной либо к верховьям, т.е. в сторону континента, либо к устью, т.е. в сторону океана. Все зависело в конечном счете от того, находились ли подходящие условия для дочерних цивилизаций.

Файлы: 1 файл

Речные цивилизации.docx

— 61.60 Кб (Скачать файл)

Речные  цивилизации

Первые цивилизации вырастают  из тех земледельческих обществ, где была высокая производительность земледелия и высокие темпы социального  развития. Это происходит в 3-4 тыс. до н.э. в Месопотамии, где складываются Шумерская, Аккадская, Вавилонская и Ассирийская цивилизации, в Египте, в Индии и Китае все они принадлежат к типу речных цивилизаций.

Представляется логичным выделить вслед за Мечниковым в качестве цивилизаций древнейшего типа цивилизации  речных долин.

Главным, природным фактором здесь была регулярность паводков, неважно, чем они вызывались —  сезонным таянием снегов или муссонными ливнями.

Материк и океан равно  сотрудничали в создании этих условий. А вот дальше развитие могло идти двояким образом.

Экспансия речных цивилизаций  могла оказаться направленной либо к верховьям, т.е. в сторону континента, либо к устью, т.е. в сторону океана. Все зависело в конечном счете от того, находились ли подходящие условия для дочерних цивилизаций.

Сталкиваясь с экологическими вызовами, рано или поздно люди давали ответ, создавали все новые и  новые типы цивилизаций двух классов  — посейдонических и материковых. Выявленная Мечниковым экспансия посейдонических цивилизаций во все более масштабные и открытые пространства может быть обобщена в виде общей тенденции, значимой и для материковых цивилизаций. 

Функциональным эквивалентом моря здесь выступают степи и  пустыни, где караванные пути оказываются  не менее важными, чем морские  торговые трассы.

Один из основателей и  классиков геополитики Халфорд Маккиндер в этой связи отмечал цивилизаторскую роль "морских волков" и "степных волков". К первым можно отнести греческих мореходов, о пиратско-цивилизаторской роли которых ярко писал М.К. Петров, а также викингов, мореходов, купцов и флибустьеров эпохи Великих географических открытий. Ко вторым — племена ариев, разнесших по Старому Свету такие важные элементы цивилизации, как одомашненную лошадь, конскую упряжь и колесные повозки, важные приемы ковки железа. Степными волками также были караванщики Великого шелкового пути, создатели евразийской империи чингизидов, а также афразийской империи и цивилизации ислама.

При всей геополитической  рациональности противопоставления суши и моря эта оппозиция остается слишком общей и неопределенной. Ее некритическое использование  вызывает, естественно, дерационализацию. Возникают представления о некой извечной борьбе теллурократий и талассократий. Весьма типично в этом отношении упрощение маккиндеровской идеи о Мировом острове.  

sites.google.com

 

 

 

 

 

 

"Речные цивилизации"  Древнего Востока, общая характеристика.

Когда речь заходит о наиболее ранних цивилизациях, в качестве дополнительного (наряду с тремя основными) признака называют систему ирригации, искусственного орошения земледельческих угодий с  помощью каналов. Каналы отводили воды рек в нужном земледельцу направлении. Они обеспечивали постоянное питание  почвы, снижали риск во время засух  и паводков. Кроме того, в изрезанных речными рукавами долинах на северной границе тропиков строительство  каналов позволяло избежать ухода  воды мелких речек в землю, а значит, заболачивания местности.

Именно в таких областях и возникают самые первые локальные  цивилизации, получившие в связи  с этим название речных. На Ближнем  Востоке регионами складывания  цивилизации стали долина Нила (Египет) и междуречье Тигра и Евфрата (по-гречески Месопотамия) с прилегающими землями (территория нынешнего Ирака  и отчасти Юго-Западного Ирана).

В  IV-III тыс. до н.э. в поймах рек – Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхе и Янцзы возникают великие культуры древности – «речные цивилизации». Это были аграрные цивилизации с элементами урбанистической культуры. Для создания сложных ирригационных систем требовалось умение управлять массами людей, организовывать все население долины, держать в повиновении непокорных, а также иметь определенные знания в области математики, строительной и других наук, уметь письменно фиксировать результаты. 

Дальше на восток одна из древнейших цивилизаций возникла в  долине Инда и распространилась на запад по другой реке – Гангу. На территории Китая «артерией» цивилизации  послужила река Хуанхэ, позднее к  ней добавилась лежащая южнее  Янцзы. Долины не столь крупных рек  Центральной Америки со временем также стали зоной сложения цивилизаций

Речные цивилизации возникали  на землях, которые сначала осваивались  человеком не без труда. Охотникам  и собирателям в этих краях  разливов и болот, вокруг которых  нередко простиралась песчаная пустыня (как в Египте и Месопотамии), делать было нечего. С другой стороны, почвы  были весьма плодородны и поддавались  обработке даже с помощью простейших деревянных орудий. С появлением земледелия люди всё решительнее осваивают  долины великих рек. Однако уже перед  первыми земледельцами встала задача обуздания своенравной природы. Век металла даровал победу человеку. С началом добывания меди и  изготовления медных орудий стало возможным  строительство каналов для отвода вод и орошения полей. В древних  преданиях от Египта до Китая покорение  рек и прекращение разрушительных паводков рисуются как начало истории  цивилизации – и государства.

Мощную и цельную ирригационную  систему нельзя было построить силами одной общины. Для этого требовались  согласованные усилия нескольких или  многих общин, даже нескольких племён. В качестве организующей силы выступает  зарождающаяся надобщинная и внеобщинная власть. Государство, разумеется, возникало и там, где не было нужды в ирригации, но орошение полей являлось совместным и важнейшим делом для обитателей речных долин. И именно у них молодое государство, организовывавшее полезное для всех и невиданное прежде дело, усилилось безмерно. Этому способствовал и рост достатка. Урожаи с орошаемых каналами земель возросли многократно. Археологи, изучающие Месопотамию, давно подметили, как с появлением ирригационных систем дворы общинников начали сосредоточиваться вокруг общего храма – резиденции царя-жреца. Глава раннего государства, располагавший постоянной вооружённой силой своей дружины, становится естественной защитой обогатившихся общинников от более отсталых и бедных соседей-варваров. Таким образом, возникновение ирригации ускорило концентрацию жителей в крупных посёлках, позднейших ранних городах.

Итак, появление системы  ирригации достаточно надёжное подтверждение  того, что в обществе складывается государство – надобщинная и «профессиональная» власть. Но и другой, более общий признак цивилизации – монументальное искусство также свидетельствует, как правило, о наличии государства. Возведение гигантских памятников искусства, храмов и дворцов совместными усилиями многих людей невозможно без организующей власти. Исходя из этого, некоторые историки рассматривают существование государства как одну из главных, даже обязательную предпосылку возникновения цивилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Речные цивилизации

Остальные типы древних цивилизаций основаны главным  образом на растениеводстве (симбиозе человека с растениями), таким же древним, как загонная охота. Один из самых древних типов растениеводства сложился в долинах великих рек Востока – Тигра и Евфрата, Хуанхэ, Нила, Аму-Дарьи и др., а также в Центральной и Южной Америке). Здесь режимы земледелия полностью зависели от гидрорежима. Поэтому главным условием производства сельскохозяйственных культур и, следовательно, самого существования людей, было искусственное регулирование режима рек при помощи каналов и дамб для обводнения (гидромелиорации) исключительно плодородной почвы. При жарком климате это обеспечивало в нормальные годы (без стихийных бедствий) довольно высокие урожаи овощей, фруктов, злаков.

Люди регулировали реки, но и вся их жизнь, в свою очередь регулировалась реками. Ирригационная  экономика без командно-распределительной  системы – без центрального управляющего и учетного органа не могла поддерживать гидромелиоративную сеть вдоль великих  рек. Так как ручные земляные работы были исключительно трудоемкими, а  материальные стимулы в условиях натурального хозяйства не действовали, управление этими работами должно было быть не только централизованным, но и  обожествленным (цари вполне официально считались живыми богами). Огромно  значение в управлении хозяйством жрецов и бюрократии, выполняющих функции  учета и контроля. Государство, как  распорядитель ирригационных работ  и распределитель воды, являлось верховным  собственником и всех орошаемых  земель, которыми распоряжалось через  царские (государственные) или храмовые хозяйства. Крестьянские общины имели  право наследственного пользования  за натуроплату, размер устанавливался не по амбарному, а по биологическому урожаю (определялся до начала жатвы  чиновниками).

Итак, в ирригационных  системах непосредственным производителем материальных благ был крестьянин, юридически свободный, но обязанный  государству трудовой повинностью. Производственный труд рабов по экономическим  причинам не мог применяться: не было не только дефицита, но существовал  избыток трудовых ресурсов (среди  населения трудоспособного возраста). В период разливов рек, когда сельскохозяйственные работы прекращались, эти избыточные трудовые ресурсы было необходимо занять. Поэтому древневосточные государства  могли вести строительство грандиозных  сооружений силами трудообязанных крестьян египетских пирамид, вавилонской башни, великой китайской стены и пр. Такие сооружения причислять в древности к «чудесам света». Они и сейчас поражают воображение. Огромное число слуг в домах царей и знати, многонациональные гаремы – все это лишний раз подчеркивало престиж деспотии, ее безграничную власть. Поэтому положение рабов не очень отличалось от положения свободного населения: фактически все были рабами государства.

Кроме военного дела, выше среднего уровня была развита  и гидротехника, особенно подача на верхние поля. Древнеегипетским «журавлем» (гдадуф) в течение 1 ч можно было поднять на высоту 6 м почти 2 т воды (при отсутствии насосной техники эффект весьма значительный).

Однако технология строительства уникальных гигантских зданий была примитивной. Например, Египет знал колеса, но при строительстве  пирамид они не применялись. Даже такой простой подъемный механизм, как блок не использовался. Сооружение пирамиды Хеопса (самое высокое сооружение в мире до появления Эйфелевой  башни) продолжалось 20 лет. Высокий  уровень организации возмещал примитивную  технологию, гарантируя стабильное воспроизводство  жизни.

Завоевание  ирригационных систем приводило  к нарушению ритма хозяйственной  жизни. Ирригационные системы Месопотамии, Китая, Египта, передней Азии неоднократно подвергались иноземным завоеваниям, приходили в убыток, но каждый раз  возрождались, так как без орошения не могло быть жизни. Проще всего  древневосточная система сочеталась с колхозным строем, установленным советской властью, но колхозы непомерным орошением земли под хлопок истощали воды Амударьи, они не успевали дойти до Аральского моря, которое стало высыхать.

http://fictionbook.ru

Лузина И.А., Малых О.Е., Стебунова Е.С.. История экономики и экономических учений. Часть 1, 2000

 

 

2.3. ИРРИГАЦИОННЫЕ  СИСТЕМЫ (РЕЧНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ).

 

            

 Остальные типы докапиталистического  хозяйства основаны главным образом  на растениеводстве (симбиозе  человека с растениями), столь  же древнего, как загонная охота.  Один из самых древних типов  растениеводства сложился в долинах  великих рек Востока - Тигра  и Ефрата, Нила, Хуанхэ, Аму-Дарьи и др. (а также вдоколумбовой Центральной и Южной Америке). Режимы земледелия здесь полностью зависели от гидрорежима. Поэтому главным условием производства сельскохозяйственных культур и, следовательно, самого существования людей, было искусственное регулирование режима рек при помощи дамб и каналов для обводнения (гидромелиорации) исключительно плодородной почвы. При жарком климате это обеспечивало в нормальные (без стихийных бедствий) годы довольно высокие урожаи злаков, овощей и фруктов.           

 В отсутствие механизации  только коллективный труд больших  масс людей мог справиться  с исключительно трудоемким ирригационным  строительством. Люди регулировали  реки, но и вся их жизнь, в  свою очередь, регулировалась  реками. Ирригационная экономика  являла собой, по-видимому, самый  ранний пример командно-распределительной  системы - без центрального управляющего  и учетного органа невозможно  было поддерживать гидромелиоративную  сеть вдоль великих рек. Поскольку  ручные земляные работы были  исключительно трудоемкими (120 - 150 тыс. чел./час на 1 км канала ), а материальные стимулы в условиях натурального хозяйства не действовали, управление этими работами должно было быть не только централизованным, но и обожествленным (цари вполне официально считались живыми богами). Отсюда - огромное значение в управлении хозяйством мифологии и жрецов как ее интерпретаторов, а также бюрократии - для контроля и учета (чтобы выдать работнику вавилонского государственного хозяйства пару сандалий, требовалось выписать 9 глиняных табличек-накладных). Государство, как распорядитель ирригационных работ и , распределитель воды, являлось верховным собственником и всех орошаемых земель, которыми распоряжалось через царские (государственные) или храмовые хозяйства. Крестьянские общины имели право наследственного пользования за натуроплату, размер которой устанавливался не по амбарному, а по биологическому урожаю (определялся до жатвы чиновниками).            

Информация о работе Речные цивилизации