Региональная экономика и региональная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в том, что региональная экономика изучает природно-ресурсный потенциал России и ее регионов, население, трудовые ресурсы и современные демографические проблемы, анализирует стартовый уровень экономики России и ее регионов в период становления и развития рыночных отношений, определяет основные факторы размещения производительных сил в переходный период к рынку, изучает структуру хозяйства и определяет пути ее рационализации, направления структурной перестройки экономики России и ее регионов, место России в мировой хозяйственной системе. Цель исследования состоит в изучении региональной экономики и политики в части повышения эффективности функционирования социальной инфраструктуры региона.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….….……...............3

1. Предмет, методы и задачи региональной экономики…………………….….5

1. 1 Предмет региональной экономики…………….……………………........5

1.2 Методы, используемые в исследованиях региональной
экономики…………………………………………………………………............6

1.3 Задачи региональной экономики………………….……………………10

2. Региональная политика и экономика в РФ….……………………………….11

2.1Значение и содержание региональной политики……………………11

2.2Региональная политика как фактор экономического роста…..…17

Заключение…………………………………………………………………..……….26

Библиографический список……………………………………………………....28

Файлы: 1 файл

региональная экономика.docx

— 56.95 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………….….……...............3 
 
1. Предмет, методы и задачи региональной экономики…………………….….5 
 
      1. 1 Предмет региональной экономики…………….……………………........5 
 
        1.2  Методы,  используемые в исследованиях региональной 
        экономики…………………………………………………………………............6 
 
        1.3   Задачи региональной экономики………………….……………………10 
 
2. Региональная политика и экономика в РФ….……………………………….11 
 
        2.1Значение и  содержание региональной политики……………………11 
 
        2.2Региональная политика как фактор экономического роста…..…17 
 
Заключение…………………………………………………………………..……….26 
 
Библиографический список……………………………………………………....28 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Введение

 
Региональная экономика - одна из важнейших  отраслей экономических знаний. Региональная экономика как научная область  знаний занимается исследованием, анализом и прогнозированием, а также обоснованием направлений размещения производительных сил с учетом общей стратегии  социально-экономического развития и  экологических требований; изучением  экономики республик и регионов и межрегиональных экономических  связей, исследованием территориальной  организации хозяйства. Но в то же время региональная экономика изучает  развитие и размещение производительных сил Российской Федерации в целом, ибо экономика каждого региона  рассматривается, прежде всего, как  часть единого хозяйственного комплекса  России. 
 
Актуальность темы исследования заключается в том, что региональная экономика изучает природно-ресурсный потенциал России и ее регионов, население, трудовые ресурсы и современные демографические проблемы, анализирует стартовый уровень экономики России и ее регионов в период становления и развития рыночных отношений, определяет основные факторы размещения производительных сил в переходный период к рынку, изучает структуру хозяйства и определяет пути ее рационализации, направления структурной перестройки экономики России и ее регионов, место России в мировой хозяйственной системе. 
 
 Цель  исследования состоит в изучении региональной экономики и  политики в части повышения эффективности функционирования социальной инфраструктуры региона.  
 
   Для достижения намеченной цели в работе были поставлены следующие задачи:       
·                   изучить содержание и определить направления совершенствования                     региональной социально-экономической политики, формы, методы, принципы и критерии;    
 
·                   осуществить оценку экономической, социальной и бюджетной эффективности мероприятий; 
 
·                   уточнить методический инструментарий оценки эффективности социально-экономической политики;  
 
·                   определить параметры и направления совершенствования региональной социально-экономической политики.  
 
Объектомисследования является  региональная экономика.  
 
Предметом исследования - развитие и размещение производительных сил Российской Федерации. 
Информационно базой исследования являются материалы монографических исследований отечественных и зарубежных ученых, научных публикаций и статей, размещенных в периодической печати, а также на веб-страницах ведущих научно-исследовательских центров России, изучающих вопросы социально-экономического развития регионов. 
 
Методологической основой послужили работы отечественных исследователей, таких как Т.Г.Морозова, А.Г. Гранберг, В.П. Ореши, И.М Бусыгина.  В исследовании использован информационно-семиотический и социологический подход; теоретические методы анализа, синтеза и сравнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
1.  ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 
 
          1.1 Предмет региональной экономики 

 
  Предметом региональной экономики  является изучение социально-экономического  регионального размещения производительных  сил России и развития отраслей  ее экономики, важнейших природно-экономических,  демографических и экологических  особенностей регионов, а также  межрегиональных, межгосударственных  экономических связей. Иными словами,  важной составляющей предмета  исследований региональной экономики  является изучение пространственного  аспекта общественного воспроизводства. 
 
     «Региональная экономика как научная область знаний занимается исследованием закономерностей, принципов всех элементов производительных сил и социальной инфраструктуры в территориальном аспекте, анализом и прогнозированием, а также обоснованием направлений размещения производительных сил с учетом общей стратегии социально-экономического развития и экологических требований; изучением экономики республик и регионов и межрегиональных экономических связей, исследованием территориальной организации хозяйства». 
 
   Но в то же время региональная экономика изучает развитие и размещение производительных сил Российской Федерации в целом, ибо экономика каждого региона рассматривается, прежде всего, как часть единого хозяйственного комплекса России. 
 
   В современных условиях возрастает роль территориальных аспектов развития экономики России. Это вызвано диспропорциями в региональном развитии, которые особенно остро проявляются сейчас во время перехода к рыночной экономике. Спад производства, рост безработицы,  серьезные экологические проблемы требуют грамотного, научно обоснованного подхода к решению проблем регионального развития. Исследования экономических и социальных аспектов регионального развития проводились в России и за рубежом еще в начале 19 в. В настоящее время региональную экономику можно считать сформировавшейся отраслью науки. Вместе с тем следует отметить, что отказ от административно-командной системы управления привел к тому, что государство вынуждено было делегировать часть своих функций управления и регулирования хозяйственной деятельности территориям. Одним из множества последствий этого было появление в России новой учебной дисциплины – «региональная экономика и  управление».  
 
    Предметом изучения региональной экономики и управления являются все аспекты социально-экономического развития пространственных образований, рассматриваемых как сложные системы с множеством внутренних и внешних взаимосвязей, определение путей и механизмов разрешения возникающих проблем, а также оценки последствий реализации предлагаемых решений. 
 
      Региональная экономика и управление тесно связана с экономической теорией, макроэкономическим прогнозированием, отраслевыми экономиками (экономикой промышленности, экономикой сельского хозяйства, транспорта и других), статистикой, теорией управления и другими социально-экономическими науками. Она широко использует результаты  исследований демографии, социологии, географии, этнографии, управления. 
 
  В рамках региональной экономики исследуются следующие проблемы: 
 
·                   экономика отдельного региона; 
 
·                   экономические связи между регионами; 
 
·                   региональные системы (национальная экономика как система    взаимодействующих регионов); 
 
·                   размещение производительных сил; 
 
·                   моделирование системы управления регионом 
 
·                   совершенствование механизмов и методов управления и регулирования хозяйственной деятельности в регионе. 
 
 
 
1.2 Методы, используемые в исследованиях региональной экономикой

 
   В региональной  экономике используются следующие  методы исследований: 
 
  Системный анализ. Этот метод опирается на принцип поэтапности (постановка цели, определение задач, формулировка научной гипотезы, комплексное изучение особенностей оптимального варианта размещения отраслей). Это метод научного познания, позволяющий изучать  структуры отраслей хозяйства, их внутренние связи и взаимодействие. 
 
Метод систематизации. Он связан с разделением изучаемых явлений (исходя из целей исследования) и избранных критериев на совокупности, характеризуемые определенной общностью и отличительными признаками. Речь идет о таких приемах, как классификация, типология, концентрация и другие. 
 
  Балансовый метод заключается в составлении региональных балансов. Он позволяет выбрать правильные соотношения между отраслями специализации рыночной региона и отраслями, дополняющими территориальный комплекс, инфраструктуру (материальную и социальную). Составление отраслевых и региональных балансов способствует определению рационального уровня комплексного развития регионов, наличия в их развитии диспропорций. Балансы также необходимы для разработки рациональных межрайонных  связей.  
 
   Метод экономико-географического исследования. Этот метод подразделяется на три составные части: региональный метод (исследование путей формирования и развития территорий, изучение  развития и размещения, общественного производства в региональном развитии), отраслевой метод (исследование путей формирования и функционирования отраслей экономики в географическом аспекте, изучение и размещение общественного производства в отраслевом разрезе) и местный метод (исследования путей формирования и развития производства отдельного города, селения; изучение развития и размещения  производства по его первичным ячейкам). 
 
 Картографический метод. Этот метод позволяет наглядно представлять особенности размещения. 
 
 Метод экономико-математического моделирования  (моделирование территориальных пропорций развития экономики региона; моделирование по отраслям хозяйства региона; моделирование формирования хозяйственных комплексов региона). С использованием современных электронных средств данный метод позволяет с минимальными затратами труда и времени обрабатывать огромный и разнообразный статистический материал, различные исходные данные, характеризующие уровень, структуру, особенности социально-экономического комплекса региона. Кроме того он дает возможность выбирать оптимальные решения, оптимальные варианты, модели в соответствии с теми целями, которые поставлены перед региональным исследованием.  
 
  С этим методом (равно как и с методом систематизации) тесно увязаны методы многомерного статистического анализа. Одним из распространенных методов анализа многомерной информации является факторный анализ, или кластер-анализ. Он состоит в переходе к малому числу латентных (скрытых) переменных (факторов) и в классификации объектов по этим факторам. 
 
 Одним из первых видов статистических моделей, используемых в региональных исследованиях, была модель так называемой экономической базы. Эти модели достаточно просты как по теоретическому обоснованию, так и по разработке. Для их построения необходимы только показатели  экономической активности ( в основном показатели занятости) за два периода времени. Анализ экономической  базы является ускоренным методом прогнозирования регионального экономического роста, при этом используется упрощенная теория  роста, а потребности в информации минимальны.  Полученные результаты сводятся лишь к прогнозированию развития базисного и обслуживающего секторов. 
 
  Научное направление в региональной экономике, занимающееся применением математических методов, т.е региональным моделированием, называется регионометрикой. Среди математических методов можно выделить следующие. 
 
 Метод таксонирования  - процесс членения территории на сопоставимые или иерархические соподчиненные таксоны (от лат  taxare – оценивать; группа дискретных объектов, связанных той или иной степенью общности свойств и признаков и благодаря этому дающих основание для присвоения им определенной таксономической категории). Таксоны – равнозначные или иерархические соподчиненные ячейки, к примеру, административные районы, муниципальные образования. Фактически процесс районирования на любом уровне является таксонированием. Поскольку объектом таксонирования выступают регионы, в данном случае можно употребить понятие  регионализация. Вариантный метод размещения производительных сил региона. Он чаще всего используется при разработке схем размещения производства по территории региона на первых этапах планирования и прогнозирования. Он предусматривает  рассмотрение вариантов различных уровней развития хозяйства тех или иных регионов, вариантов территориальных экономических пропорций по регионам. 
 
  Методы социологических исследований.  Они включают стандартизированные  интервью, индивидуальные собеседования с представителями разных отраслей и сфер социально-экономического комплекса региона; контент-анализ интервью и публичных выступлений руководящей элиты регионов, ученых и специалистов и т.д.  
 
  Важное место в региональных исследованиях занимают методы сопоставления  региональных уровней жизни населения и прогнозирования  развития региональной социальной инфраструктуры. Для анализа уровня жизни населения регионов центральными экономическими органами разработана методика сопоставления  на основе системы синтетических и частных показателей. В конечном счете, основная цель исследований территориального уровня жизни населения  заключается в выявлении фактически сложившихся  различий в уровне жизни и достижении относительно равной степени удовлетворения  потребностей населения  всех регионов  РФ, а уровень жизни населения непосредственно связан с развитием региональной социальной инфраструктуры.   
 
 Как практически можно использовать все эти методы?  
 
     В качестве  «модельных» регионов этого периода могут рассматриваться: 
 
·                   регионы столичного типа с диверсифицированной экономикой  и растущим финансовым сектором; 
 
·                   экспортоориентированные; сырьевые, металлургические и (или) «транспортные» («завязанные» на обслуживание внешнеэкономических связей) регионы; 
 
·                   взявшие курс на форсирование экономических реформ, как правило, финансово сильные регионы с крупной промышленностью; 
 
·                   богатые природными ресурсами республики, добившиеся экономической самостоятельности от федерального центра; 
 
·                   проводящие политику «мягкого» вхождения в рынок; 
 
·                   кризисные (депрессивные) регионы со специализацией на легкой промышленности и на машиностроении, в том числе  оборонном; 
 
·                   экономически слаборазвитые аграрные и (или) периферийные  регионы, зависящие от федерального бюджета; 
 
·                   отдаленные северные и восточные регионы. 
 
 Каждая из этих моделей развития имеет свои  наиболее характерные  «эталонные» регионы, однако большинство регионов пока занимает промежуточное положение  между двумя-тремя типами. Если за точку отсчета взять уровень жизни населения, то к концу 90-х годов сформировалось три типа регионов, сочетающие различные аспекты уровня жизни населения. 
 
  Во-первых, это имеющие мощный финансовый сектор «столичные» регионы, экспортоориентированные  северные и восточные регионы. Здесь сложился высокий уровень доходов, превосходящий в относительном выражении повышенный уровень потребительских цен. Покупательная способность  и степень расслоения  по уровню доходов населения  для регионов этого типа выше среднего по России уровня. 
 
  Во-вторых, это ряд областей и добившихся экономического «суверенитета» республик с относительно невысоким  (средним) уровнем доходов и низкими ценами. Покупательная способность здесь достаточно высока, а степень имущественного расслоения, как правило,  не превышает среднего по России показателя.  
 
  В-третьих, это экономически слаборазвитые регионы с низкой покупательной способностью, которая может сочетаться  как с высокой, так и с низкой степенью имущественного расслоения. Уровень цен здесь не превышает средне-российского, однако, доходы на душу населения  минимальны из-за пониженной экономической активности и высокой демографической нагрузки на трудоспособное население.         

1.3 Задачи  региональной экономики

 
Одной из важнейших задач регионального  развития является преодоление различий в уровне жизни населения отдельных  регионов. Для выполнения этой задачи огромное значение имеют государственные  программы хозяйственного развития отдаленных регионов с учетом их экономического уровня и особенностей. Формирование территориально-производственных комплексов на базе уникальных природных богатств. Общие региональные задачи для всех регионов - это реформирование структуры  экономики, преобладание депрессивного  состояния отдельных регионов, создание социальной инфраструктуры, стабилизация экономики, освоение заброшенных земель, развитие межрегиональных транспортных систем, создание экологически безопасной обстановки. К числу новых задач  региональной политики следует отнести  всемерное развитие экспортных и  импорт заменяющих производств, осуществление  экономических реформ, создание рыночной инфраструктуры, приватизацию, развитие предпринимательства. «В последнее  время многие регионы России проявляют  повышенный интерес к проблеме создания свободных экономических зон. Эти  зоны являются мощным фактором экономического прогресса и вовлечения России в  мировые хозяйственные связи. Экономическую  эффективность свободных экономических  зон предопределяет специальный  экономический режим, устанавливаемый на территории зоны». 
 
В зонах основное место отводится предприятиям с участием иностранного капитала, продукция их ориентируется на экспорт, иностранным вкладчикам предоставляются различного ряда льготы в уплате подоходного налога. Государство предоставляет свободным экономическим зонам самостоятельность в ведении внешнеторговой деятельности и контроля над нею. 
 
Региональная политика России в отношении развития свободных экономических зон учитывает возможность создания на территории страны новых технополисов. Особенно важно создание свободных экономических зон в таких регионах, где необходимо сначала поднять жизненный уровень, а затем приблизить его к европейскому стандарту. 
 
                     
 
 
 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА В РФ 
 
          2.1.Значение и содержание региональной политики 
 
Региональная политика - важная составная часть экономической политики государства. Она охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование размещения производительных сил. 
 
Региональная политика государства - это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой.  
 
Результаты проведения экономических реформ и становление рыночных отношений в России зависят в первую очередь от нормализации политической обстановки в регионах. 
 
В настоящий период, когда политическая обстановка отличается нестабильностью, обостряются межнациональные конфликты, региональная политика ставит своей главной целью сохранить целостность государства, не допустить проявления сепаратизма (стремление к отделению, к созданию отдельного государства, обособленного правового поля) , развала Федерации. 
 
В региональной политике и стратегии главной задачей является недопущение социальных конфликтов в аграрных регионах с перенаселением и экономической депрессивностью. Такими отсталыми регионами являются в первую очередь национальные образования - республики Калмыкия, Дагестан, Тува, Бурятия, Ингушская республика, а также районы Крайнего Севера, особенно автономные округа, отличающиеся экстремальными природными условиями. Поэтому особенно важно создать систему экономических стимуляторов для поддержки этих регионов, предоставления им ряда льгот и особых прав по квотированию экспорта, уплате пошлин, а также сохранению части валютной выручки в этих регионах. 
 
Для успешного проведения экономических реформ необходимо сохранение единого экономического пространства и общих принципов функционирования рынка на всей территории России. При этом особенно важной стороной региональной политики является разграничение компетенции федеральных и региональных органов управления. 
 
 Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально-экономического развития и предусматривает следующие основные направления: 
 
·                   определение соотношения движущих сил регионального развития и обеспечение их взаимодействия (государственный и частный секторы экономики, внутренние и внешние факторы развития региона и средства); 
 
·                   определение соотношения общегосударственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой; 
 
·                   подъем экономики отсталых районов и освоение новых районов и ресурсов; 
 
·                   решение национально-экономических вопросов (в условиях многонационального государства); 
 
·                   решение проблем урбанизации. 
 
К направлениям региональной политики следует отнести также региональные аспекты демографической, аграрной политики и другие мероприятия государственной власти. Отношение государства к каждому из этих направлений и конкретные мероприятия, осуществляемые по ним, составляют содержание региональной политики государства, которое во всех развитых странах (проводящих активную региональную политику) практически одинаково: 
 
·                   освоение слаборазвитых территорий, реконструкция экономики депрессивных промышленных районов; 
 
·                   децентрализация агломераций и районов концентрации промышленного производства; 
 
·                   образование новых промышленных узлов за пределами городских поселений, не связанных с существующими центрами промышленности. 
 
Без осуществления такой политики диспропорции, как в регионах, так и в масштабе всей страны будут возрастать. 
 
    Напряженная социально-экономическая ситуация в регионах, чрезмерные региональные контрасты в социальных условиях -  угроза существованию самого государства, ведущая к его распаду. Региональная политика, таким образом, призвана ослабить внутренние социальные напряжения, сохранить целостность и единство страны. Изменившаяся ситуация в стране вызывает необходимость изменения содержания региональной политики. 
 
В период плановой экономики региональную политику кратко можно охарактеризовать следующим образом: 
 
·                   соотношение центрального и регионального уровней управления. В вопросах управления экономическим и социальным развитием приоритет отдавался централизованному управлению, роль регионов была незначительной; 
 
·                   решение вопросов подъема экономики отсталых районов и национально-этнических вопросов. Реализовался принцип выравнивания уровня экономического развития и уровня жизни населения национальных республик часто в ущерб регионам Центра России; 
 
·                   освоение новых районов и ресурсов, стимулирование заселение Севера и Востока страны, строительство здесь новых городов, формирование территориально-производственных комплексов. Это имело важное значение для экономического развития страны.  
 
Вместе с тем при освоении новых районов недостаточное внимание уделялось комплексному развитию территории, созданию инфраструктуры, решению социальных и экономических проблем. Не были учтены экстремальные природные условия, которые делают исключительно дорогим обеспечение условий для проживания большого количества населения в этих районах. Не были развиты другие отрасли, помимо добывающих. Все это породило ряд острых проблем в этих регионах, решение проблем урбанизации. В этой области проводилась противоречивая и недостаточно эффективная политика. 
 
«Декларированный принцип стирания различий между городом и деревней не был реализован, что вызывало массовую миграцию сельского населения в города. Ограничение чрезмерного роста крупных городов осуществлялось административно-запретительными методами - путем ограничения прописки. В то же время в городах развивались производства, не обеспеченные рабочей силой, что заставляло привлекать рабочих «по лимиту». Одновременно проводилась ликвидация мелких сельских поселений - неперспективных деревень.»[10,.c127].  
 
Задачей региональной политики в отношении процесса урбанизации должно быть широкое развитие городского образа жизни, городских удобств во всех типах поселений и сдерживание негативных процессов. 
 
Задачи региональной политики, как правило, имеют инерционный, долговременный характер. Многие из них переходят из прошлого, но трансформируются с учетом новых условий, меняют свои приоритеты, требуют новых методов их решения. Качественно новые задачи региональной политики обусловлены следующими обстоятельствами: 
 
Россия стала самостоятельным государством, что принципиально изменило геополитическое положение многих российских регионов, условия и задачи их экономического и социального развития, связи с другими регионами. 
 
Изменилось соотношение центрального и регионального уровней управления. 
 
Федеративный договор изменил принципы взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами, расширил хозяйственную компетенцию субъектов Федерации; вместе с тем актуальной задачей стало сохранение целостности России как объекта государственной, в том числе региональной, политики. 
 
Произошел переход от административной системы управления к системе преимущественно рыночного регулирования.

 

 
Стратегическими задачами регионального  развития в настоящее время являются: 
 
·                   реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экономической обстановки; 
 
·                   преодоление депрессивного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока; возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земельных угодий; 
 
·                   стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией; создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, горных районах); 
 
·                   продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах преимущественно за счет нецентрализованных инвестиций и приоритетного развития производств с комплексным использованием добываемого сырья, соблюдения строгих экологических стандартов; 
 
·                   стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств в районах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений науки, ускорения экономического и социального прогресса; 
 
·                   развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики), обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики; 
 
·                   преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей. 
 
Таким образом, в региональной политике акценты переместились с освоения новых районов на стабилизацию в них и преодоление депрессивного состояния старых регионов, с ограничения роста крупных городов - на возрождение малых городов и сельских поселений; изменилось соотношение центрального и регионального уровней управления, возникли новые проблемы: безработица, достигающая в некоторых регионах критического уровня; появление беженцев и вынужденных переселенцев; резкое ухудшение социально-экономической ситуации во многих регионах. В качестве особо важных следует выделить следующие задачи: 
 
·                   нормализация экологической ситуации; 
 
·                   адаптация беженцев и вынужденных переселенцев; создание новых рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры в регионах; 
 
·                   нормализация ситуации в регионах, где отмечается критическое положение на рынке труда; 
 
·                   решение проблемы гиперурбанизации - устранение пере-груженности крупных городов производственными объектами, населением, устранение чрезмерной экологической нагрузки, перегруженности социальной инфраструктуры крупных городов. 
 
Изменение содержания региональной политики ставит перед региональной экономикой новые теоретические задачи. В частности, необходимо выработать четкие критерии отнесения регионов к числу проблемных, или территорий приоритетного развития. 
 
Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые государством экономические функции. Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика и др. 
 
Не менее важной по значимости является денежная политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, объем национального производства, инфляцию и темпы экономического роста. Денежная политика,  может служить средством стабилизации, но может и отрицательно воздействовать на экономику. Без отлаженной денежной политики борьба с инфляцией невозможна. 
 
Любое государство проводит определенную социальную политику. Функцию перераспределения доходов государство выполняет через государственную налоговую систему, а также через различные социальные программы по государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости, образования, культуры, медицины, и т.д. 
 
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, также является одним из важнейших инструментов государственного регулирования. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя таможенными пошлинами, государство может оказывать косвенную поддержку национальному производству, регулируя валютные курсы - оказывать влияние на экспорт и импорт и т.д. 
 
    Особо следует отметить роль региональной финансовой политики в решении острых социальных проблем, требующих участия федеральных бюджетных средств. Основным элементом социальной политики является финансовое обеспечение минимальных государственных гарантий - минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен.  
 
Главные цели региональной политики в области доходов предусматривают: обеспечение условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов граждан РФ и стабилизацию уровня жизни населения, создание основы для его повышения во всех регионах РФ.  
 
Для минимизации отрицательных последствий расслоения общества региональная финансовая политика должна быть ориентирована на:  
 
·                   совершенствование налоговой системы путем постепенной отмены налогов на средства, направляемые организациями на потребление, при одновременном усилении налоговой нагрузки на индивидуальные, особенно сверхвысокие, доходы и имущество физических лиц;  
 
·                   введение на региональном уровне системы страхования заработной платы на случай неспособности работодателей выполнять обязательства по оплате труда. В регионах с высоким уровнем социальной напряженности необходимо контролировать процесс банкротств убыточных организаций, используя в случае необходимости механизм их целевой поддержки путем выдачи льготных кредитов на развитие производства, дотации на выплату минимальной заработной платы.     

Информация о работе Региональная экономика и региональная политика