Регулирование мирового хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:33, доклад

Описание работы

Мировое хозяйство является сложной системой. Это исторически сложившаяся совокупность взаимосвязанных национальных хозяйств, в основе которой лежит международное разделение труда, экономические разнообразия, политические и иные отношения. Мировое хозяйство не может развиваться без определенных регулирующих начал, без принятия в рамках конкретного формата определенных компромиссных решений, удовлетворяющих интересам большинства субъектов мировой экономики. Эта система регулируется с разных сторон и на разном уровне.

Файлы: 1 файл

!!!Регулирование мирового хозяйства.docx

— 19.49 Кб (Скачать файл)

Регулирование мирового хозяйства

Мировое хозяйство является сложной системой. Это исторически сложившаяся совокупность взаимосвязанных национальных хозяйств, в основе которой лежит международное разделение труда, экономические разнообразия, политические и иные отношения. Мировое хозяйство не может развиваться без определенных регулирующих начал, без принятия в рамках конкретного формата определенных компромиссных решений, удовлетворяющих интересам большинства субъектов мировой экономики. Эта система регулируется с разных сторон и на разном уровне.

Государство занимает особое положение в регулировании мирового хозяйства. Оно выполнят специфические функции на национальном и внешнем уровнях. Государственное регулирование внешней сферы осуществляется с помощью широкого круга мер:

  1. Таможенные тарифы, которые по характеру своего воздействия относятся к регуляторам внешней торговли;
  2. нетарифные меры регулирования, куда входят многие меры торговой и экономической политики, включая лицензирование, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты и др.

Другой регулирующей силой  выступают межгосударственные и  международные организации. Такое регулирование мировых хозяйственных процессов имеет двух ступенчатую систему.

Первую ступень составляет региональное регулирование в рамках таможенных, торговых  и других объединений. На их уровне идёт разработка прогнозов и программ социального и экономического развития,  согласование экономической политики, разрабатываются мероприятия по структурной перестройке хозяйств и внешнеэкономических отношений между их участниками. Более эффективно этот процесс продвинулся в Западной Европе. В рамках Европейского Союза (ЕС) создан механизм согласования экономической политики. Он включает встречи глав правительств и государств (три раза в год), ежегодное проведение свыше 60 сессий Совета министров, постоянное функционирование Европейской Комиссию Инструментами достижения целей выступают согласование экономических политик, установление общих принципов регулирования рынков и т.п.

Вторая ступень – общемировая, представленная международными экономическими организациями. В основе разработки всей концепции лежали идеи Дж. Кейнса, которые и получили практическое воплощение в создании специализированных организаций ООН — Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития и Генерального соглашения о тарифах и торговле.

Организации мирового уровня. Вопросы стабилизации мировой экономической  системы во все большей степени  сосредоточивались в рамках МВФ  и Мирового банка, при этом ведущая  роль принадлежала Фонду. В последние  десятилетия Фонд концентрировал свое внимание на среднесрочных и долгосрочных подходах к проблемам экономической политики стран-членов, на вопросах разработки экономической стратегии в рамках мировой системы. Представители МВФ принимают участие в многосторонних встречах представителей ведущих стран Запада по вопросам развития экономических связей и проблем мирового хозяйства.

Регулирующая роль Фонда  осуществляется главным образом  через обязательства стран-заемщиков при предоставлении им займов. В своей деятельности Фонд придерживается жесткой кредитной политики. Страна, нуждающаяся в стабилизационных займах, должна брать на себя обязательства скоординировать свою политику на условиях Фонда. Комиссии фонда определяют степень их выполнения. Страна, не соблюдающая рекомендаций, лишается поддержки МВФ.

Важным институтом регулирования  мировых хозяйственных процессов  выступает Мировой банк. Основное направление его деятельности —  кредитование инвестиционных проектов частного сектора, а также финансирование структурных реформ в странах. Он также принимает участие в  подготовке проектов, их техническом  и финансово-экономическом обосновании. Страны, получившие кредит, обязаны предоставлять Банку информацию о своем финансово-экономическом положении, содержать миссии банка, которые обследуют эти проекты.

Общемировые проблемы функционирования отдельных сфер и отраслей мирового хозяйства являются объектом деятельности многих межправительственных организаций и учреждений (ФАО — продовольственная и сельскохозяйственная организация, ИКАО — Международная организация гражданской авиации, МОТ — Международная организация труда,         МАГАТЭ — Международное агентство по атомной энергии, ВТО — Всемирная торговая организация и др.).

Торговые проблемы являются основным объектом деятельности ВТО. Деятельность ВТО направлена на либерализацию торгового обмена и соблюдение правил ведения мировой торговли. Оно имеет целью не только понижать тарифы, но и соблюдать режим национального отношения, т.е. свободного от дискриминации отношения к импортным товарам. Для выполнения общих целей и принципов ВТО постоянно проводятся переговоры и консультации с целью противостояния на национальном и региональном уровнях протекционизму, содействия ликвидации тарифных и нетарифных ограничений в международной торговле. Членство в ВТО расширяет доступ компаний страны-члена на международные рынки и предоставляет стране возможности использовать механизм организации для защиты своих интересов.

Немаловажную роль в регулировании  хозяйственных процессов в мировом  хозяйстве и в отдельных его  подсистемах играют организации, занимающиеся проблемами хозяйственного развития подсистем (ОЭСР — Организация экономического сотрудничества и развития, ЮНИДО  — Организация ООН по промышленному  развитию и др.).

ОЭСР выступает одним  из центров мирового экономического регулирования. Она осуществляет координацию  экономической помощи развитых стран, которая составляет основную часть  общего объема помощи в мире. В Комитете содействия развитию, объединяющем 17 государств, согласовываются методы, условия  и размеры помощи развитию, согласовываются  действия отдельных стран и их представителей в других международных  организациях по вопросам этой проблематики.

Уникальное место в  системе регулирования мирового хозяйства занимает «большая восьмёрка». Основная цель которых — выработка рекомендаций по наиболее острым экономическим проблемам мирового хозяйства. В их обязанности входит ежегодно проводить анализ и сопоставление целей экономической политики и прогнозов экономического развития каждой страны, уделяя особое внимание их взаимной совместимости.

Отраслевые межправительственные организации способствуют регулированию  определенных сфер и отраслей в мировом  хозяйстве. Наиболее значимой из них  является Организация стран —  экспортеров нефти (ОПЕК), в которую  входят 12 нефтедобывающих стран. Она  выполняет функции картеля, устанавливает  и следит за соблюдением квот на производство нефти, что предопределяет суть механизма регулирования цен. Известны товарные соглашения по какао, кофе, джуту, сахару, натуральному каучуку.

Немаловажно, что к началу 21-го столетия в мире накоплен значительный опыт разрешения межгосударственных конфликтов во всех сферах жизнедеятельности, от экономической до политической.


Информация о работе Регулирование мирового хозяйства