Регулирование рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 17:41, контрольная работа

Описание работы

Регулирование рынка труда (Labour market regulation) — это система мер по воздействию на спрос и предложение труда, где объектами этого регулирования выступают заработная плата, социальные гарантии, продолжительность рабочей смены и недели, порядок отпусков и т.д.
Согласно экономической теории, следует считать, что на рынке труда существуют внеконкурентные факторы, способствующие регулированию рынка труда.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3 1.Регулирование рынка труда…………………. …………………………….4
2 Виды капитала………..……..…………………………………………….....8
Заключение……………………………………………………………………..12 Список использованной литературы………………………………………….14

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 75.13 Кб (Скачать файл)

    минобрнауки  России

 

федеральное ГОСУДАРСТВЕННОЕ  бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ    

ФИЛИАЛ «БЕЛГОРОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.Г.ШУХОВА

в г. НОВОРОССИЙСКЕ»

(БГТУ  им. В.Г. Шухова в г. Новороссийске)

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

 

«Экономика»

 

11 вариант

 

    270800.62 «Строительство»

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка гр. ЗТВ-12-14У

Лаврентьева Л.Ю.

Руководитель.

 ст преподаватель:

Ляшова Т.Я.

 

 

 

 

 

 

Новороссийск

2014

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3                                                                                                                                                                                                                                                      1.Регулирование рынка труда…………………. …………………………….4

2  Виды капитала………..……..…………………………………………….....8                                                                                                

Заключение……………………………………………………………………..12                                                                                                                                                                                         Список использованной литературы………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рынок труда является одним из наиболее сложных рынков, которые существуют и функционируют. В отличие от других рынков специфика этого рынка состоит в том, что здесь объектом контрактов выступает сам человек, его способность к труду.

Сфера труда – важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное исследование в общественном производстве. На рынке труда получают оценку стоимость труда, определяются условия найма работников, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, также мобильность рабочей силы, безработицу. Поэтому формирование и регулирование рынка труда – одна из ключевых и наиболее острых проблем рыночной экономики.

Понятие „человеческий капитал“ приобретает в настоящее время большое значение не только для экономистов – теоретиков, но и для отдельных фирм. Резко возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, к путям их становления и развития. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и образование. Сегодня изучение проблем повышения эффективности использования производительных сил людей, реализующихся в современных условиях в форме человеческого капитала, является не просто актуальным, а выдвигается в разряд первоочередных задач в структуре социально – экономических исследований. Это предполагает проведение глубоких научных исследований данной проблемы.

 

1 Регулирование  рынка труда. 
Регулирование рынка труда (Labour market regulation) — это система мер по воздействию на спрос и предложение труда, где объектами этого регулирования выступают заработная плата, социальные гарантии, продолжительность рабочей смены и недели, порядок отпусков и т.д.

Согласно экономической теории, следует считать, что на рынке труда существуют внеконкурентные факторы, способствующие регулированию рынка труда. К ним можно отнести:

  • государство, которое выступает главным субъектом, регулирующим рынок труда через законодательство, устанавливая минимальный уровень заработной платы, проводя социальную политику, индексируя доходы населения;

  • профсоюзы, также значительно влияющие на размер заработной платы в сторону ее увеличения, путем ограничения предложения труда;

  • крупные компании и корпорации, влияющие на заработную плату, по известным причинам, в сторону ее стабильности, отказываясь от ее увеличения при изменении ситуации в соотношении спроса и предложения труда.

Регулирование рынка труда имеет свою специфику из-за выступающего на нем товара в виде наемного работника. На данном рынке процедура купли-продажи производится в форме найма, путем заключения трудового договора. При этом нанятый работник выпадает с рынка на время действия данного договора, а также в случае его продления. Следует отметить, что конкуренция на рынке труда вынуждает работников соглашаться на худшие условия при найме на работу. Поэтому в этом плане, фирмы тоже выступают в качестве регуляторов рынка труда.

Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда: во-первых, достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой – сохраняются эффективные стимулы к труду. Во-вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно – образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что создает предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления. 
Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного воздействия на количественные и качесвенные аспекты развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время появились новые противоречия, такие как противоречия между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества. 
Процесс регулирования рынка труда государством предполагает осознанные и планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты рыночного механизма. Это обусловлено тем, что в России в системе отношений между работодателями и работниками постоянно присутствует государство, которое, в свою очередь, также является крупным работодателем. В частности, в государственном секторе занята существенная часть трудоспособного населения, государство регулирует условия найма и увольнения работников в негосударственном секторе, кроме того, между государством и населением существуют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения, социального обеспечения. Воздействие на воспроизводство и использование трудовых ресурсов происходит через особые учреждения (министерства и ведомства), которые наделены исполнительной властью функциями регулирования и правом контроля и, кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и материальными ресурсами. 
Можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму – комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительное потребление. При этом следует подчеркнуть динамизм государственного регулирования на рынке труда, когда каждому этапу развития российского общества или экономического цикла соответствует специфическая экономическая политика. 
Государственное регулирование рынка труда должно развиваться как экстенсивно, так и интенсивно. Под экстенсивными методами подразумеваются занятость в государственном секторе экономики и влияние на занятость на негосударственных предприятиях путем предоставления государственного заказа. Интенсивное развинтите предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и производственную мобильность. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д. 
В общей системе государственного регулирования рынка труда можно выделить два основных типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном секторе, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование или , наоборот, сдерживание развития производства в тех или иных регионаз, регламентация продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ. 
Косвенно воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная политики, госзакупки, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное – на спрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ВИДЫ КАПИТАЛА

Капитал – это простым языком то, от чего можно получить прибыль. При совокупности товара, имущества и активов. Если точнее, то это источник дохода через средства производства (например, станок, с помощью которого можно получить продукт, а от него финансы), он же физический капитал. А денежный капитал, это, да правильно, это деньги, на которые покупаются эти самые средства производства, т.е. физический капитал. А направление физического или денежного капитала (материальных или денежных средств) называют капиталовложением или инвестированием. Только если вы тратите деньги на потребление, например для бытовых нужд, капиталом это не является.

Капитал - это сумма благ в виде материальных, интеллектуальных и финансовых средств, используемых в качестве ресурса в целях производства большего количества благ.

Распространены и более узкие определения. Согласно бухгалтерскому определению капиталом называются все активы фирмы. По экономическому определению капитал разделяется на два вида - реальный, т.е. в материальной и интеллектуальной форме, и финансовый, т.е. в форме денег и ценных бумаг. Все чаще выделяют и третий вид — человеческий капитал, образующийся в результате инвестиций в образование и здоровье трудовых ресурсов.

Реальный капитал (реальные активы, нефинансовые активы) делится на основной и оборотный капитал (рис. 17.1). К основному капиталу обычно относят имущество, служащее больше одного года. В России основной капитал называют основными фондами.

К реальному оборотному капиталу следует относить только материальные оборотные средства, т.е. производственные запасы, незавершенное производство, запасы готовой продукции и товары для перепродажи. Это экономическое определение оборотного капитала.

Рис. 17.1. Структура реального капитала

Если к материальным оборотным средствам добавить средства в расчетах с поставщиками и покупателями (дебиторская задолженность, т.е. кредиты и рассрочка платежей покупателям, и расходы будущих периодов, т.е. авансы поставщикам), денежные средства в кассе предприятия и расходы на заработную плату, то получим оборотный капитал (оборотные средства, или оборотные активы) по бухгалтерскому определению.

Реальный капитал приносит доход в форме прибыли. Она может быть в разных вариантах: прибыль фирмы, роялти владельца интеллектуального капитала (например, собственника патента) и др.

Финансовый капитал (финансовые активы, реже — капитальные активы) состоит из денег и ценных бумаг. Он порожден нуждами экономического кругооборота. Финансовый капитал приносит доход в форме прибыли (от акций) и процента (от облигаций, банковских счетов и депозитов, ссуд). Финансовый капитал, предоставляемый в ссуду, называют ссудным.

 

По формам: 
- собственный капитал - это совокупная стоимость средств организации, принадлежащих ей на правах собственности; 
- уставный капитал - это основной источник финансового формирования организации, его величиной организация отвечает по своим финансовым обязательствам; 
- добавочный капитал - это капитал, включающий в себя сумму дооценки основных средств, объектов капитального строительства и других материальных объектов организации со сроком их полезного использования (более года); 
- резервный капитал - это капитал, который формируется за счет отчисления прибыли в определенном размере (ежегодно 5% от прибыли), большое значение имеет размер нераспределенной прибыли организации, за счет которой осуществляются инвестиции на расширение деятельности организации; 
- прочие резервы организации, формирующиеся из равномерного включения предстоящих расходов организации в издержки производства или обращений отчетного периода, для определения целей, которые необходимы для стабилизации текущей деятельности организации; 
- заемный капитал - это денежные средства или прочие имущественные ценности организации, привлекаемые на возвратной основе непосредственно для финансирования деятельности в будущем периоде.

  • По объекту: 
    - основной капитал - это часть капитала, которая используется организацией в процессе инвестирования всех внеоборотных активов; 
    - оборотный капитал - это часть капитала организации, инвестирующая все оборотные средства организации.

  • По целям использования: 
    - производительный капитал - это финансовые средства организации, которые инвестируют операционные активы для осуществления хозяйственной деятельности; 
    - ссудный капитал - это финансовые средства организации, которые участвуют в процессе осуществления инвестиционной деятельности; 
    - спекулятивный капитал - это капитал, который используется непосредственно в ходе спекулятивных финансовых операций.

  • По форме нахождения в процессе кругооборота: 
    - фонды предприятия; 
    - фонды для погашения кредитов банков; 
    - фонды для финансирования научно исследовательских работ; 
    - фонды для отчислений в вышестоящие организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
Современный рынок труда в России,  обладает рядом специфических черт, которые обусловлены сложившимися социально-политическими и экономическими условиями. Он все еще дифференцирован, поскольку функционирует под воздействием экономического спада и структурной перестройки хронического бюджетного дефицита, в условиях только зарождающейся многоукладной экономики, господства монополизма, неразвитости рынков инвестиции, информации, которую сдерживает перелив капитала и труда между отраслями и регионами страны, усиливая разбалансированность спроса и предложения рабочей силы. 
Государственный сектор экономики в настоящее время не только сокращает свои масштабы, но и утрачивает однородность. Вновь образующиеся организационные структуры не поглощают полностью избыток рабочей силы, высвобождаемой с государственных предприятий. Это приводит к сокращению общего числа рабочих мест, а, следовательно: снижению спроса на рабочую силу. 
Широкое распространение получила неполная занятость, вынужденные отпуска. В связи с банкротством предприятий происходит массовое высвобождение работников.  
Повышаются требования работодателей к уровню квалификации работающих и вновь принимаемых на работу. Сокращается возможность трудоустройства молодежи; женщин; пенсионеров; инвалидов; лиц, освободившихся из мест лишения свободы; выпускников учебных заведений. 
В результате спада производства, порождаемого разрывом экономических связей, ухудшается экономическая конъюнктура, происходит накопление потенциала безработицы. 
Выделяются целые "очаговые" территории, многократно превышающие средние показатели уровней безработицы по стране и по региону. 
Необходимость регулирования рынка труда на современном этапе тесно связана и особенно актуализируется в связи с негативными тенденциями на этом рынке, в частности с возрастающими динамикой и издержками безработицы. 
В этой связи особую роль играет составление региональных программ занятости, на основе которых возможно прогнозирование ситуации и выработка системы мероприятий, смягчающих негативные последствия ее неблагоприятного развития. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ - соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости. 
Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены, прежде всего, на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.

Информация о работе Регулирование рынка труда