Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 13:03, статья
За последние годы страна значительно продвинулась по пути перехода к рыночным отношениям. Однако имеющиеся элементы рынка не представляют системы, так как нет еще надлежащей институционально-законодательной среды, позволяющей иметь социальную и устойчивую экономику. Поэтому экономике страны предстоит еще глубокая трансформация.
”РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ НА ПУТИ К СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ”
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ЕГО УРОКИ
За последние годы страна значительно
продвинулась по пути перехода к рыночным
отношениям. Однако имеющиеся элементы
рынка не представляют системы, так как
нет еще надлежащей институционально-
Первым уроком, который можно извлечь из функционирования западной социальной рыночной экономики для Беларуси, является опыт формирования отношений между государством и рынком. В стране за годы реформ еще не возникло эффективных механизмов взаимодействия и разграничения функций между рынком и государством.
Второй урок из опыта социальной рыночной системы для переходной экономики Беларуси состоит в необходимости развития конкуренции. Конкуренция делает потребителя хозяином на рынке товаров и услуг. Создание условий для конкурентной среды - одно из проявлений усиления роли государства в экономике. Это усиление не только не входит в противоречие с рыночными принципами, но и прямо вытекает из них.
Наконец, третий урок социального рыночного хозяйства - это механизм социального саморегулирования через институты социального партнерства. Хотя идея социального партнерства довольно необычна для воплощения в жизнь благодаря глубоко укоренившимся в социальной практике и сознании патерналистским стереотипам. Формально государственный патернализм на деле оборачивается сотрудничеством на уровне хозяйственных единиц между работниками и администрацией предприятий, то есть несет в себе зародыш партнерских отношений между работниками и работодателями.
Вместе с тем западноевропейский опыт развития социального рыночного хозяйства не должен стать предметом идеологического увлечения. Есть две крайности, от которых нужно уберечься в процессе формирования социально ориентированной рыночной экономики в Беларуси: во-первых, изобретения «своей» модели, полагая, что в мире нет ничего подобного, во-вторых, попыток слепого заимствования западных моделей экономики.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В БЕЛАРУСИ
В основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы и Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь определены концептуальные теоретические основы социальной рыночной экономики.
Социально ориентированная рыночная экономика - это высокоэффективная открытая экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников - в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества; достойное социальное обеспечение - нетрудоспособным (престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми); эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод - всем гражданам.
Такая экономика базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы и ответственности предпринимательства, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимосвязи благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально незащищенных слоев населения, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами нанимателей.
Основную роль субъекта, направляющего и регулирующего переход к новому экономическому строю в Республике Беларусь, берет на себя государство. Оно определяет правовое поле, политико-административные условия, экономическую политику, включая развитие государственной и частной собственности, создание конкурентных условий, а также инновационную, структурно-инвестиционную, бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, ценовую и кадровую политику.
В процессе перехода к социально ориентированной рыночной экономике должны произойти изменения не только в соотношении экономических и административных методов управления, но и в самом экономическом механизме, включая и усиление механизма межгосударственного регулирования.
Для эффективного развития страны недостаточно создать необходимые экономические и технико-технологические условия. Требуется активное участие государства в качестве партнера в реализации субъектами хозяйствования этих условий, так как общественное благосостояние не может быть достигнуто лишь с помощью механизмов рыночной системы с ее изъянами в области распределения ресурсов при решении социальных и экологических проблем и безопасного развития страны.
Стратегией трансформации государства на перспективу должно стать усиление его роли в поддержании экономического и социального благосостояния; сочетание и гармонизация различных механизмов рыночного, государственного и общественного регулирования для обеспечения стабильного развития на основе надежных гарантий в исполнении законов, партнерства, активного участия граждан в формировании государственной политики через различные общественные группы и государственные институты.
Для реализации этого стратегического направления следует уточнить круг выполняемых государством функций по:
- обеспечению устойчивого роста уровня жизни населения, особо важных экономических и социальных потребностей общества;
- обеспечению гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;
- созданию условий для устойчивого социально-экономического развития и роста эффективности реального сектора экономики на основе формирования устойчивой макроэкономической ситуации;
- поддержке инноваций и инвестиционных проектов, обеспечивающих повышение уровня конкурентоспособности экономики республики;
- проведению активной внешнеэкономической политики, направленной на развитие многовекторных интеграционных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;
- созданию необходимых условий для оздоровления населения, повышения уровня его образования и культуры на основе приоритетного развития здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма;
- поддержке социально незащищенных групп населения;
- охране окружающей среды и улучшению экологической ситуации;
- обеспечению национальной безопасности страны.
Таким образом, социально ориентированная рыночная экономика должна сочетать: условия для развития конкурентной экономики и элементы экономического регулирования рынка государством; сильную государственную политику, направленную на повышение эффективности экономики и обеспечение социальной справедливости в обществе; неприкосновенность и поддержку частной собственности, и обеспечение ее сосуществования с эффективным государственным сектором экономики. Основными средствами реализации приоритетов и задач социально-экономического развития Республики Беларусь до 2005 г. должны быть:
- развитие разных форм собственности и хозяйствования, обеспечение их экономической свободы и равноправности;
- финансовое оздоровление экономики, улучшение состояния платежного баланса и увеличение валютных резервов, преодоление инфляционных процессов на основе проведения гибкой бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, постепенного отхода от затратной модели ценообразования;
- активизация структурной перестройки экономики на основе ускоренного развития наукоемких, ресурсосберегающих отраслей и производств, а также развития сферы услуг;
- обеспечение производства конкурентоспособной и социально значимой продукции на основе ускорения структурных преобразований, реструктуризации предприятий, качественного обновления основных фондов и государственной поддержки инновационной и инвестиционной деятельности;
- внедрение эффективного механизма инвестирования в экономику, включая увеличение объемов прямых иностранных инвестиций и кредитов, новую амортизационную политику, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;
- ускоренное развитие институтов внебюджетного финансирования жилищного строительства (системы строй сбережений, строй накоплений, ипотечного кредитования);
- расширение государственной поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса, создание условий для привлечения частного капитала;
- превращение национального рынка в часть мирового хозяйства на основе дальнейшей интеграции Беларуси в систему международного разделения труда, формирования эффективных межгосударственных холдингов и других интеграционных образований.
В итоге вырисовываются следующие контуры формирования модели социально-экономического развития Республики Беларусь.
Во-первых, эта модель должна быть социально ориентированной смешанной рыночной экономикой, которая гармонично сочетает антитоталитарный механизм социального рыночного хозяйства и макроэкономическое регулирование.
Во-вторых, она должна предусматривать, с одной стороны, развитие частного сектора экономики, а с другой — существование государственного. При этом преобладание государственного сектора не должно означать каких-либо особых для него льгот, преимуществ или исключительных прав. Вместе с тем курс на скорейшее становление частного сектора не должен означать искусственный и форсированный раздел государственных предприятий, их немедленную передачу в частные руки. Главными критериями здесь должны быть экономическая и социальная эффективность.
В-третьих, в ближайшем будущем экономика Республики Беларусь не может быть ничем иным, кроме как экономикой, управление которой будет представлять единство государственного регулирования экономических процессов и рыночного саморегулирования. Причем ослабление и сужение сферы макро регулирования должно происходить только по мере становления и нарастания рыночного саморегулирования в его цивилизованных формах.
В-четвертых, усиление рыночной ориентации и рыночных тенденций в сфере экономики должно происходить в сочетании с аналогичным усилением роли государства в социальной сфере.
АНАЛИЗ И ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
После снижения валового внутреннего продукта за период с 1991 по 1995 г. на 35% наблюдается тенденция его роста, который за период с 1996 по 2001 г. составил 142,3%.[12] Достигнута положительная динамика производства промышленной продукции и потребительских товаров, а также денежных доходов населения, что способствовало расширению потребительского спроса, росту объемов платных услуг и розничного товарооборота. Наблюдалась тенденция увеличения экспорта, стабилизации положения на внутреннем рынке, улучшения системы социальной защиты населения (см. таблицу 3).
Имеются положительные изменения в денежно-кредитной сфере и на валютном рынке. Проводимая монетарная политика позволила уменьшить среднемесячный прирост рублевой денежной массы с 7,3% в 2000 до 5,4% в 2001 г. и способствовала почти двукратному снижению темпов роста инфляции (с 6,3% в среднем за месяц в 2000 до 3,2% в 2001 г.). Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) снизился с 207,5% в 2000 до 146,1 % в 2001 году.[13] Однако анализ социально-экономического развития страны выявил и ряд отрицательных тенденций, среди которых следует особо выделить преимущественно экстенсивный путь развития экономики при сохранении структурных диспропорций в нерыночном секторе экономики и неэффективных предприятий. Это привело к сдерживанию интенсификации производства, падению его эффективности и ухудшению качественных характеристик социально-экономического развития страны. В развитии экономики, начиная с 1991 г., можно выделить четыре этапа: 1991-1994 годы - снижение всех макроэкономических показателей (достаточно сказать, что индекс потребительских цен - ИПЦ - только за 1994 г. составил 2321%); 1995-1996 годы - приостановление обвального спада производства, снижение уровня инфляции и дефицита государственного бюджета, а к концу периода - проявление положительной динамики ВВП (в 1996 г. прирост ВВП составил 2,8%, ИПЦ - 152,7%); 1997-1998 годы - относительно высокие темпы прироста ВВП (соответственно 11,4 и 8,4%); с 1999 г. и по настоящее время - замедление темпов социально-экономического развития страны (прирост ВВП в 1999 г. составил 3,4%, в 2000 - 5,8%, в 2001 г. -4,1%).[14]
Таблица 3. Динамика основных показателей социально-экономического развития РБ в сопоставимых ценах (в % к 1990 году)[15]
Показатели |
1995г. |
1996г. |
2000г. |
2001г. |
Валовый внутренний продукт |
65.0 |
67.0 |
88.9 |
92.5 |
Продукция промышленности |
61.4 |
63.5 |
100.8 |
106.3 |
Продукция сельского хозяйства (хозяйства всех категорий), в том числе сельскохозяйственные предприятия |
73.6 54.6 |
75.4 55.2 |
71.4 53.9 |
72.7 |
Производство потребительских товаров |
59.9 |
65.3 |
108.4 |
114.6 |
Инвестиции в основной капитал, в том числе по объектам: производственного назначения непроизводственного назначения |
38.5 34.7 47.9 |
36.6 35.4 41.2 |
51.5 45.6 66.2 |
48.4 45.3 57.6 |
Объем подрядных работ |
33.1 |
32.4 |
38.8 |
39.1 |
Отправление грузов транспортом общего пользования (без внутреннего водного) |
23.9 |
19.3 |
17.2 |
17.7 |
Реальные денежные доходы населения |
62.0 |
73.0 |
106.0 |
132.5 |
Реальные начисления заработная плата |
55.7 |
59.0 |
94.9 |
123.6 |
Реальный размер назначений месячной пенсии |
60.0 |
60.0 |
98.0 |
146.4 |
Розничный товарооборот |
42.8 |
56.2 |
103.6 |
125.4 |
Платные услуги |
35.7 |
37.8 |
53.8 |
58.6 |
Удельный вес убыточных предприятий и организаций в общем их числе (текущем г.) |
17.9 |
18.4 |
22.3 |
34.2 |
Рентабельность реализованной продукции, работ и услуг (в текущем году) |
9.9 |
9.7 |
13.1 |
8.2 |
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю) |
344.0 |
139.3 |
207.5 |
146.1 |
Объем внешней торговли к 1995г., в том числе: экспорт импорт |
100.0 100.0 100.0 |
121.4 117.7 124.7 |
153.4 152.6 154.1 |
149.3 154.6 144.7 |
Сальдо внешней торговли (млн. долл. США в текущем году) |
-760 |
-1228 |
-1244 |
-621 |
Информация о работе Республика Беларусь на пути к социально ориентированной рыночной экономике