стремиться к повышению своей рентабельности.
Это еще раз доказывает,
что государственное вмешательство
нужно только
там, где оно жизненно необходимо. Во
всех остальных случаях рынок
более
эффективно решит поставленные экономические
задачи.
Государственное регулирование
в сельском хозяйстве.
В современной западной
экономике сельское хозяйство - одна
из важнейших
сфер активного вмешательства. В этой
области производства главный
принцип
свободного рынка, а именно
игра спроса и предложения,
оказывается
практически неприменим. Правда, и государственное
вмешательство - далеко не
панацея. Например, в Западной
Европе правительства традиционно
уделяют
большое внимание проблемам аграрного
рынка, однако ни производители,
ни
потребители не удовлетворены положением
дел в аграрном секторе.
Источник проблем в
том, что в развитых странах
благодаря высокой
производительности труда производство
аграрной продукции значительно
превышает потребности населения.
Цели государственного
регулирования в сфере сельского
хозяйства
включают:
а) повышение производительности
путем внедрения технического
прогресса
и рационализации производства, максимально
эффективному использованию всех
производственных факторов, особенно
рабочей силы;
б) обеспечение занятости
в аграрном секторе и соответствующего
уровня
жизни сельского населения;
в) стабилизация рынков
сельскохозяйственной продукции;
г) гарантированное снабжение
внутреннего рынка;
д) забота о поставках
аграрной продукции потребителям
по "разумным
ценам". (В. Варга "Роль государства
в рыночном хозяйстве"-МЭиМО,1992г.,
N
11, стр.139. )
Государством устанавливаются
и ежегодно пересматриваются
минимальные
цены на важнейшие сельскохозяйственные
продукты. Тем самым производители
защищаются от резкого падения
цен. В то же время внутренний
рынок
ограждается от дешевого импорта
и чрезмерных колебаний цен
с помощью
системы дополнительных ввозных
пошлин. Поэтому в странах
ЕС цены на
продукты питания заметно выше
цен мирового рынка. Затраты
в связи с
проведением аграрной политики несет
государственный бюджет.
Функционирование этого
механизма можно проиллюстрировать
на примере
рынка зерна. Исходным пунктом является
ориентировочноя цена, рекомендуемая
государством. Она несколько превышает
рыночную цену, чем гарантируются
не
только доходы сельских хозяев,
но и создаются стимулы к
расширению
производства. В результате предложение
превышает спрос. Когда рыночная цена
снижается до определенного уровня, предлагаемое
сельскими хозяевами зерно
скупается государством по
так называемой "интервенционной
цене" в
неограниченных количествах.
Таким образом, хотя каждый
производитель должен сам нести
риск сбыта,
на деле это правило не действует в отношении
производителей многих аграрных
продуктов.
Существуют и механизмы
защиты от дешевого импорта
и поощрения экспорта.
Это означает, что при ввозе устанавливается
ввозная пошлина, приравнивающая
цену продукта к внутренней цене.
При вывозе же государство
выплачивает
экспортерам разницу между внутренней
ценой и ценой мирового рынка.
Надо заметить, что данная
политика спровоцировала много
проблем. С
одной стороны, накоплены огромные
запасы продовольствия, с другой
-
недовольства крестьян, считающих, что
не обеспечен их прожиточный минимум.
В данной ситуации крупные агропромышленные
предприятия получают приличные
доходы, в то время как мелкие производители
едва сводят концы с концами.
Таким образом,
сельское хозяйство остается
слабым местом
государственного регулирования.
Однако, по-видимому, положение
дел в
сельском хозяйстве останется неизменным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Изучение данной темы
дает обильную пищу для размышлений.
Очень часто
государство является первопричиной
изменений экономического
поведения
предпринимателей. От решений, принимаемых
правительством, зависят решения,
принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне.
Правительственная политика
достигает цели только тогда,
когда она поощряет, а не
указывает в
директивном порядке. При создании благоприятных
условий предпринимателям их
частный интерес совпадет с
интересом государства, то есть
общества.
Следовательно, государство должно
просто сделать более доступной
для
предпринимателей ту сферу экономики,
которая является для него
наиболее
приоритетной.
Следует отметить, что
государство не должно вмешиваться
в те сферы
экономики, где его вмешательство не
является необходимым. Это не
только
ненужно, но и вредно для экономики.
В целом трудно переоценить
роль государства в экономике.
Оно создает
условия для экономической деятельности,
защищает предпринимателей от угрозы
со стороны монополий, обеспечивает
потребности общества в общественных
товарах, обеспечивает социальную защиту
малообеспеченных слоев населения,
решает вопросы национальной обороны.
С другой стороны, государственное
вмешательство может в некоторых случаях
заметно ослабить рыночный механизм
и принести заметный вред экономике страны,
как это было во Франции в конце
70-х - начале 80-х годов.
Из-за слишком активного
государственного
вмешательства из страны начался отток
капиталов, темпы экономического роста
заметно упали. В таком случае необходима
приватизация и дерегулирование,
что и было сделано в 1986 году.
Как мне кажется, основная
задача государства состоит
в том, чтобы
удерживать "золотую середину" в
сфере влияния на рыночную экономику.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. В. Папава "Роль государства
в современной экономической
системе",
Вопросы экономики, N 11, 1993.
2. Лившиц "Государство
в рыночной экономике", Российский
экономический
журнал, N 11-12, 1992, N1, 1993.
3. С. Холланд "Планирование
и смешанная экономика", Вопросы
экономики,
N 1, 1993.
4. В. Варга "Роль государства
в рыночном хозяйстве", МЭиМО,
N 10-11,
1992.
5. Заставенко, Райзберг "Государственные
программы и рынок", Экономист,
N 3, 1991.
6. И. П. Мерзляков "О становлении
рыночной экономики", Финансы,
N 1,
1994.
7. Е. Чувилин, В. Дмитриева "Государственное
регулирование и контроль
цен в капиталистических странах",
Москва, "Финансы и статистика", 1991.
8. К. Макконнелл, С. Брю "Экономикс",
Таллинн, 1993.
9. В. Максимова, А.
Шишов "Рыночная экономика.
Учебник", Москва,
СОМИНТЕК, 1992.
Государство является
основным институтом экономической и
политической системы общества, оно направляет
и контролирует совместную деятельность
людей и их отношения между собой. По отношению
к иным субъектам государство обладает
определенным статусом, который и позволяет
ему занимать особое место среди хозяйственных
агентов. В данном случае имеются в виду
следующие отличительные признаки:
во-первых, это суверенитет, то
есть верховенство государственной власти
внутри страны и независимость вовне.
Говоря точнее, государство обладает высшей
и неограниченной властью на своей территории,
поэтому оно выступает единственным субъектом
рыночной экономики, требования которого
обязательны для всех иных агентов
во-вторых, это — монопольное
право на издание законов и правовых актов,
обязательных для всего населения. В данном
случае речь идет о разработке норм, обеспечивающих
стабильное функционирование рыночных
структур
в-третьих, это — монопольное
право на взимание налогов и сборов с населения
и предпринимательского сектора. Этот
признак позволяет сделать вывод о “нерыночном”происхождении государственного
дохода. Как известно, доход будет являться
рыночным, если он создается и приумножается
за счет участия субъекта в производстве,
ведения хозяйства, дохода от средств,
вложенных в банки и иные кредитно-финансовые
учреждения, акции, другие ценные бумаги
и т.п. Если же исключить ограниченную
сферу государственного предпринимательства,
то доход государства возникает как результат
неэкономических действий — как перераспределение
части доходов домохозяйств и фирм в пользу
государства
в-четвертых, государство является
регулирующим субъектом
Роль государства в рыночной экономике — основная проблема
экономической теории, которая порождена
постоянными изменениями в экономике,
требующими соответствующих модификаций
масштабов и инструментов государственного
регулирования. Задача здесь состоит в
том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее
эффективные формы вмешательства в экономическую
систему.
Место и роль государства
во многом определяются его функциями.
Последние отражают основные направления
деятельности. Можно выделить следующие
функции:
воспроизводственно-технологическая
Правовая
функция представляет собой
своеобразный институт общественной жизни,
призванный регулировать наиболее важные
отношения между субъектами хозяйствования,
которые требуют государственной охраны.
Речь идет об оформлении статуса экономического
агента, установлении норм и правил хозяйствования,
формировании организационной структуры
управления, регламентации отношений
собственности, конкретизации правил
создания и ликвидации предприятий и т.п.
Воспроизводственно-технологическая
функция обусловливает нормальный
ход воспроизводственного процесса. Она
сводится к созданию условий для обеспечения
производства необходимыми ресурсами,
удовлетворению людей материальными и
духовными благами, а также условиями
для образования, обучения и жизни. В качестве
самостоятельных здесь заслуживают рассмотрения
две подфункции: перераспределения доходов
и ресурсов. Особая значимость этих вопросов
обусловливается тем, что сам по себе рыночный
механизм не в состоянии их разрешить
и в виду этого возникает потребность
в их государственном регулировании.
Функция защиты конкуренции. В Законе Республики
Беларусь “О противодействии
монополистической деятельности и развитии
конкуренции” она определяется как
соревнование хозяйствующих субъектов,
когда их самостоятельные действия ограничивают
возможность каждого влиять на общие условия
реализации товаров на рынке и стимулируют
производство необходимых потребителю
товаров. Полной противоположностью является
монополия, под которой понимается ситуация,
когда число продавцов становится бесконечно
малым и это позволяет им оказать влияние
на объем производства, а следовательно,
— и на цену. В соответствии с кривой спроса
на свою продукцию монополист может манипулировать
объемом производства и ценой, что чаще
всего приводит к понижению первого и
росту второй. В результате ресурсы распределяются
таким образом, что это отвечает интересам
монополистов-производителей, а не целям
общества, что вызывает нерациональное
распределение ресурсов. Для предотвращения
последствий монополизации государство
вмешивается в экономику. Для этого предпринимаются
следующие шаги. Прежде всего необходимо
тщательное изучение рынков, расчет для
них коэффициентов концентрации, и на
этой основе выявление конкурентных и
монополизированных отраслей. Необходимо
отметить, что государство должно придерживаться
дифференцированного подхода по отношению
к монополиям. Дело в том, что в данном
случае преследуется цель сохранения
в экономике зоны естественной монополии,
по отношению же к другим фирмам должна
проводиться жесткая антимонопольная
политика.
Стабилизационная функция представляет собой
деятельность правительства, направленную
на обеспечение экономического роста,
полной занятости и стабильности цен.
Основная проблема здесь заключается
в том, что для увеличения объема производства
необходим рост совокупных расходов, обеспечить
который рыночная экономика не в состоянии.
В результате возможны две неблагоприятные
ситуации: безработица и инфляция. Для
достижения полной занятости государству
следует увеличить совокупные расходы.
Это возможно путем роста собственных
совокупных расходов и расходов частного
сектора. Для их стимулирования необходимо
снижение ставок налогообложения. В случае
же инфляционной экономики у правительства
возникает диаметрально противоположная
цель — уменьшение расходов. Достигается
это путем сокращения государственных
закупок и увеличения налогов на частный
сектор.
Прогностическая функция. Она определяет приоритетные
ориентиры экономического развития, которые
вырабатываются на основе прогнозирования
развития экономики; выявления тенденций
и направлений движения, формирования
механизма рыночного хозяйствования,
обеспечения занятости населения и регулирования
безработицы. В ходе реализации указанной
функции государство выполняет координирующую
роль, что предполагает налаживание гибкой
системы взаимодействия Центра с экономическими
и административно-хозяйственными структурами
общества.
Регулирующая функция представляет самую
обширную и разностороннюю деятельность
государства. При этом правительство преследует
такие цели:
минимизацию негативных
последствий функционирования рыночной
экономики
создание правовых,
финансовых, социальных основ функционирования
рынка
обеспечение социальной
защиты населения
Для достижения указанных
целей правительство использует прямые
и косвенные методы, способствует формированию
инфраструктуры, поддерживает сбалансированность
экономики, для чего использует кредитно-денежные,
ценовые, налоговые инструменты.
Цель данной статьи.
Я веду экономику в школе, начиная
с 1992 года. Именно тогда в школьный курс
был включен новый предмет «основы рыночной
экономики». Можно представить себе, какие
трудности были с литературой по данному
предмету! Основным учебником в те годы
для многих учителей стал учебник Райзберга,
который впоследствии был подвергнут
острой критике.
В настоящее время учебников
по экономике и экономической теории великое
множество - выбирай любой. Все учебники
прошли экспертизу, многие получили гриф
«рекомендовано» и «допущено». Большинство
тем данных учебников раскрыты подробно
и полностью и даже в последовательность
изложения материала мало чем отличается.
Например, спрос и предложение, факторы
производства и кривая производственных
возможностей, основные экономические
вопросы и типы экономических систем,
деньги и банки и т. д. и т. п. Но существует
одна тема (для меня лично), которая создает
трудности при выборе учебника. Это тема
– роль государства в рыночной экономике.
Авторы каждый по-своему трактуют данную
тему и при подготовке к урокам по этой
тематике, я использую не один, а несколько
разных учебников. Может быть, кто-то воспользуется
моим опытом преподавания данной темы.
Буду очень рада, если кому-то это пригодится.
Каждому соревнованию
нужен судья. Экономике тоже.
Зачастую одно меткое выражение
способно отразить целую экономическую
эпоху. Так было в XIX –м веке, когда говорили:
« Пусть все движется, мир сам себя отрегулирует
».
Это предложение характеризует
роль государства в экономике. Хотя государство
и выпустило законы, регулировавшие, например,
право на собственность, договорное право
и право предпринимательской деятельности,
но в дальнейшее развитие экономики государство
не вмешивалось, и все шло своим чередом.
На первых порах этот так называемый
экономический либерализм привел к небывалому
подъему в Германии, Англии, Франции и
США. Индустриализация дала многим людям
работу, привела к небывалому подъему
мировой торговли, она подняла покупательную
способность населения.