Роль и функции Центрального Банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть сущность, функции, цели и задачи ЦБ РФ, изучить банковскую систему РФ, денежно-кредитную политику Центрального Банка, проанализировать государственное регулирование банковской системы РФ, изучить антикризисные меры.
Задачи данной работы - чтобы достичь цели необходимо рассмотреть:
• сущность Центральных банков;
• функции и задачи Центральных Банков;
• принципы организации и деятельности системы Банка РФ;
• цели, задачи и функции Центрального Банка РФ;
• денежно-кредитную политику Центрального банка;
• пути совершенствования законодательства о Банке России;
• государственное регулирование банковской деятельности;
• антикризисные меры.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретические аспекты функционирования Центральных банков ….....4
1.1 Цели и задачи организации Центральных банков …………………………....4
1.2 Особенности и формы организации Центральных банков …………………..4
1.3 Функции, цели и задачи Центральных банков………………………………...7
Глава 2. Центральный банк России ………………………………………………..8
2.1 Принципы организации и деятельности системы Банка РФ ………………....8
2.2 Функции Банка России ……………………………………………………… ..10
2.2.1 Обязательное резервирование ………………………………………………13
2.2.2 Операции на открытом рынке ………………………………………………13
2.2.3 Эмиссия банкнот ……………………………………………………………..14
2.2.4 Проведение денежно-кредитной политики ………………………………...15
2.2.5 Проведение валютной политики ……………………………………………18
2.2.6 Рефинансирование коммерческих банков ………………………………….18
2.2.7 Регулирование деятельности кредитных институтов ……………………..18
2.2.8 Функция финансового агента правительства ……………………………...20
2.3 Основы правового регулирования банковской системы в РФ ……………...21
2.4 Антикризисные меры ………………………………………………………….26
Глава 3. Сотрудничество Центральных банков на межгосударственном уровне ……………………………………………………………………………………….30
Выводы и предложения …………………………………………………………...32
Список использованной литературы ……………………………………………..33
Приложения ………………………………………………………………………...34

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 80.67 Кб (Скачать файл)

В теории процентная ставка Центробанка  представляет собой функцию от нескольких переменных – целевого ориентира  инфляции и отклонения от него текущей  инфляции, равновесной реальной процентной ставки, отклонения текущего ВВП от его потенциального значения. Нельзя сказать, что ставка Центробанка  зависит только от роста цен. В  самом общем виде она определяется фазой делового цикла, инфляционным давлением, состоянием платёжного баланса и ситуацией на денежном рынке.

Ставка Центробанка характеризует операции на две недели, на один или на три месяца. Кроме того, на величину ставки влияет значение других инструментов денежно-кредитной политики. В частности, при прочих условиях, чем выше норматив обязательных резервов, тем ниже ставка. Комбинация денежно-кредитных инструментов может принимать различные значения, но при этом оказывает одинаковый эффект на банковскую ликвидность.

Несмотря на некоторые оговорки, соотношение ставок и инфляции достаточно показательно. Значение ставки может  отражать как текущую, так и будущую  ожидаемую инфляцию. По оценкам, число  Центробанков, явно учитывающих прогноз  инфляции, невелико. Большая часть  из них стремиться управлять текущей  инфляцией.

Из-за множества факторов, которые  влияют на ставку Центробанка, было бы неверным сравнивать уровни или изменения  ставок в разных странах. Регуляторы в развитых странах, в частности, ФРС США, Европейский Центробанк, Банк Англии и другие, снижают ставки в связи с угрозами финансовой нестабильности и экономической  рецессии. Кроме того, инфляция в  этих странах на фоне падения международных  цен на сырьё резко пошла на убыль со второй половины 2008г. Показателен  пример еврозоны. Инфляция в Европе в годовом исчислении в июле 2008г. зашкалила за 4 %, а к зиме опустилась ниже 2 %. В результате Европейский  центральный банк смог понизить ставку по «marginal lending facility» с 5,25 до 3 %. Аналогическая ситуация наблюдается и в других странах большой 7, чего не скажешь о России, где инфляция высока. Таким образом, процентная политика Банка России адекватна текущей макроэкономической ситуации. Если принять во внимание, что ключевыми ставками Банка России, с точки зрения пополнения ликвидности банков, являются минимальная аукционная ставка прямого РЕПО «овернайт» (9%) и месячная ставка по кредитам без обеспечения (11,5%), то можно сделать вывод, что денежно-кредитная политика в России мягкая, стимулирующая. Расчёт по стандартным моделям, позволяющим оценивать политику Центробанка, свидетельствует о том, что ставка должна варьироваться от 15% (по правилу Болла) до 20 (по правилу Тэйлора).

Меры и механизмы  для кредитования реального сектора  экономики. В целях повышения эффективности межбанковского кредитования нужен ряд мер по развитию денежного рынка. Они включают: создание организованного межбанковского рынка (региональные попытки уже предпринимаются, в частности в Санкт-Петербурге), сужение коридора процентных ставок по инструментам денежно-кредитной политики, формирование института первичных дилеров межбанковского рынка, введение процентных ориентиров денежно-кредитной политики и др. О каждой из этих мер уже много писалось и говорилось, однако регулятор предпочитает занимать пассивную позицию.

В отношении стимулов для кредитования нефинансового сектора требуются  иные меры. Основная проблема заключается  в отсутствии длинных финансовых ресурсов, которые банки могли бы использовать для кредитования предприятий. Депозиты населения продолжают оставаться вкладами до востребования. Средства, которые распределяет государства через депозиты Минфина или кредиты без обеспечения Банка России, имеют короткую срочность: как правило, один-три месяца. Как можно за счёт таких коротких пассивов кредитовать предприятия на год-другой? Раньше они брали длинные ресурсы за рубежом, но сейчас настало то время, когда необходимо создать собственную систему долгосрочного фондирования на внутреннем рынке. Банк России не может и не должен заниматься долгосрочным финансированием банков. Объясняется это конфликтом целей, которые стоят перед Центральным банком, его задача – обеспечение текущей ликвидности банковского сектора, что он с успехом и делает. Долгосрочные ресурсы должен предоставлять другой институт, будь то ВЭБ(Внешэкономбанк) или новое госагенство. Подобный институт должен снабжать банки рублями на много лет, чтобы те, не опасаясь процентных и валютных рисков, могли ссужать предприятиями на инвестиционные цели. А как это делать – через секьюритизацию, формирование вторичного рынка кредитов, субординированные кредиты – это уже дело второе. Главное, чтобы система долгосрочного фондирования возникла.

Снижение ставки рефинансирования. Банк России снизил ставку рефинансирования на 0,5 % пункта из-за улучшения ситуации с инфляцией и постепенного укрепления рубля. В конце апреля Банк России уже снижал ставку рефинансирования и другие ставки, а тенденции, которые складываются в последнее время, не только сохранились, но и укрепились, что позволило Банку России понизить ставку опять.

Для рынка это хорошо, поскольку  ужесточение денежно-кредитной политики вряд ли может способствовать устойчивому  преодолению нынешнего кризиса. ЦБ РФ начал сокращать ставки с 24 апреля, предприняв уже второе, и  надо надеется, не последнее снижение ставок. Можно так же предположить, что центральный банк мог бы сокращать  ставки более агрессивно".

Тенденция к снижению инфляции составила 0,7 %, а в начале мая оказалась  существенно ниже, чем в мае  прошлого года. Таким образом, уже  сейчас накопленная инфляция на 0,2 % пункта ниже, чем год назад. Ситуация на внутреннем валютном рынке также  улучшилась: Банк России приобрел в  апреле более 8 млрд. долларов и несколько  миллиардов долларов приобрел в мае. При этом наблюдается снижение валютных депозитов физических лиц, и постепенно происходит укрепление рубля.

Снижение ставки рефинансирования не будет разовой акцией. Возможно не стоит говорить ни о каких временных  прогнозах по дальнейшему снижению, но если ситуация будет и дальше улучшаться, Банк России будет принимать  действия по снижению ставки рефинансирования и других ключевых ставок, поскольку  снижение наших ставок позволяет  снижать кредитную нагрузку на конечных заемщиков".

Ставка рефинансирования Банка  России с 24 апреля будет понижена на 0,5 процентного пункта – с 13 до 12,5% годовых.

Замедление инфляции позволяет  Центральному банку РФ снизить ставку рефинансирования.

Повышение ставки рефинансирования используется Центробанком как инструмент для  регулирования инфляции. Таким образом, если ставка увеличивается, это означает, что правительство намерено препятствовать росту цен в ущерб росту  экономики страны, поскольку делает банковский кредит дороже.

Сегодня Центробанк снизил ставку рефинансирования до 8%.

США. Законопроект о новых чрезвычайных мерах, направленных на выведение экономики США из кризиса.

Новый пакет антикризисных мер  в объеме 787 млрд. долларов, выработанный администрацией, был принят Конгрессом США.

Закон предусматривает, в частности, выделение около 500 млрд. долларов на развитие национальной инфраструктуры, производство энергии из возобновляемых источников, на поддержку образовательных  и социальных программ, а также  охрану окружающей среды.

Одновременно гражданам и бизнесу  будут предоставлены налоговые  послабления на сумму около 287 млрд. долларов.

Одна из целей данной меры - восстановление покупательной способности американцев, чтобы они вновь смогли приобретать  автомобили, недвижимость и другие товары, улучшая, таким образом, ситуацию в соответствующих отраслях промышленности.

Новый закон также призван остановить в стране рост безработицы, достигшей  в последнее время в США  рекордного за последние 16 лет уровня в 7,6%.

Ранее неоднократно отмечалось, что  план позволит "создать или сохранить  в течение двух лет более 3,5 млн. рабочих мест".

Новым законодательным актом также  предусмотрена помощь малоимущим и  потерявшим работу американцам посредством  распределения среди них пособий  по безработице, продовольственных  талонов и предоставления им медицинских  страховок.

В целом, Америка с воодушевлением воспринимает новые антикризисные  инициативы, но у них есть и противники.

По их мнению, в законе недостаточен размер налоговых послаблений, а  инвестиции не приведут в скором времени  к созданию многочисленных рабочих  мест.

Другой минус законопроекта  заключается в том, что реализация данного закона, по общему мнению многих экономистов, приведет к увеличению дефицита федерального бюджета до приблизительно 1,5 трлн. долларов.

 

 

3 СОТРУДНИЧЕСТВО ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ НА МЕЖГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ

 

 Впервые  сотрудничество центральных банков  на межгосударственном уровне  проявилось при создании международного  банка центральных банков - Банка  международных расчетов (БМР) в  Базеле в 1930 г. Его организаторами  были центральные банки Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии,  Японии и группа американских  банков во главе с банкирским  домом Моргана. Все эти банки  подписали конвенцию со Швейцарией, на территории которой функционирует  банк.

 В настоящее  время членами БМР являются  центральные банки 33 стран: всех  стран Западной Европы, шести  стран Восточной Европы, которые  вступили в него в довоенные  годы и остались его акционерами,  а также США, Японии, Австралии,  ЮАР и др.

 Одной  из задач БМР было облегчение  расчетов по репарационным платежам  Германии и военным долгам, а  также содействие сотрудничеству  центральных банков и расчетов  между ними. Главная же задача  Банка - координация деятельности  центральных банков ведущих промышленно  развитых стран.

 В соответствии  с Уставом БМР выполняет две  главные функции: оказывает содействие  сотрудничеству между центральными  банками и обеспечивает благоприятные  условия для международных финансовых  операций; в качестве доверенного  лица или агента проводит международные  расчеты со своими членами.

 Сотрудничество  центральных банков на межгосударственном  уровне было продолжено после  Второй мировой войны в рамках  создания Европейского платежного  союза (1950-1958 гг.), который позволил  европейским странам возобновить  товарообмен, несмотря на сохранившуюся  неконвертируемость национальных  валют. Европейский платежный  союз (ЕПС) был создан для решения  специфических задач и после  их решения был распущен, т.е.  представлял собой временный  компромисс в сложившихся после  войны условиях в Западной  Европе.

 Соглашение  о Европейском платежном союзе  подписали 17 стран.

 Деятельность  ЕПС состояла в том, что ежемесячно  проводился зачет всех платежей  стран-участниц, выводилось сальдо  каждой страны, которое передавалось  Банку международных расчетов, и  страны вступали уже в отношения  с БМР, который выполнял роль  агента или посредника в этом  многостороннем клиринге. Затем  БМР осуществлял регулирование  пассивных и активных сальдо  по клиринговым счетам стран-участниц  в соответствии с их квотами  в ЕПС.

 Механизм  Европейского платежного союза  привел к перекачиванию золота  и долларов из стран-должников  в страны-кредиторы, в первую  очередь в ФРГ.

 Таким  образом, межгосударственное сотрудничество  центральных банков осуществлялось  в рамках ЕПС, что привело  к значительной либерализации  внешней торговли в западноевропейских  странах и введению обратимости  валют. С декабря 1958 г. ЕПС  был заменен Европейским валютным  соглашением. После прекращения деятельности ЕПС все страны-члены ЕПС смогли избежать дальнейшего роста дефицита платежных балансов и выплатить свои долги.

 И, наконец,  сотрудничество центральных банков  на межгосударственном уровне  продолжается в рамках Европейского  союза (ЕС), что представляет собой  долгосрочную стратегию, ведущую  страны-участницы от элементарного  таможенного союза к сотрудничеству  на более высоком уровне в  рамках общей валютной политики.

 

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

В данной работе были рассмотрены  функции и задачи Центрального Банка  РФ, денежно – кредитная политика Центрального Банка Российской Федерации, государственное регулирование  банковской системы и антикризисные  меры. Опираясь на представленный материал, можно сделать определённые выводы.

  • Согласно Федеральному закону РФ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 №86-ФЗ уставный капитал ЦБ РФ является федеральной собственностью и его размер равняется 3 млрд. руб. Свои расходы ЦБ финансирует за счёт своих доходов, и он независим от Правительства.
  • Банк России подотчётен Государственной Думе.
  • Главной целью деятельности Центрального Банка Российской Федерации является сдерживание инфляции и обеспечение стабильности национальной валюты. В связи с этим ежегодно Банк России разрабатывает единую государственную денежно-кредитную политику, реализация которой осуществляется посредством использования специальных инструментов, таких как операции на открытом рынке, изменение нормативов обязательных резервов, рефинансирование кредитных организаций, эмиссия облигаций, валютные интервенции и др.
  • Свои функции Банк России реализует посредством своих операций, которые, как правило, делятся на пассивные и активные. К пассивам Банка России относятся: эмиссия банкнот и монет; депозиты; обязательства по полученным кредитам; выпуск собственных облигаций; капитал и резервы. К активам относятся: драгоценные металлы, иностранная валюта, ссуды, вложения в ценные бумаги, основные средства.

Роль Центрального банка в нынешних условиях развития и стабилизации экономики  возрастает день ото дня. Следует  и дальше продолжать осуществление  мероприятий, направленных на повышение  устойчивости и конкурентоспособности  банковского сектора Российской Федерации. Кроме того, необходимо совершенствование  системы банковского надзора.

Думается, что постепенное сокращение участия Банка России на внутреннем валютном рынке будет способствовать переходу к режиму свободно плавающего валютного курса, тем самым Центральный  Банк сможет сосредоточить свои усилия на максимально точном достижении целей  по уровню инфляции. При этом следует  не забывать, что поддержка денежно-кредитной  политики Банка России действиями Правительства  Российской Федерации в области  бюджетной, налоговой, тарифной, структурной  и социальной политики, является важной частью антиинфляционной политики в  России.

Информация о работе Роль и функции Центрального Банка