Роль конкуренции в развитии рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 19:50, реферат

Описание работы

Конкуренция - является движущей силой экономики и главным ценообразующимфактором. Во многом от конкуренции зависит производство товаров, влияние фирмна рынке товаров и услуг.
Конкуренция на внутренних рынках стран с рыночнойэкономикой поддерживается благодаря относительно свободному притокуиностранных товаров. Так что наряду с внутренними конкурентами приходитсяиметь дело и с внешними.

Содержание работы

Введение. 3
1.Роль конкуренции в развитии рыночной экономики. 4
2.Виды конкуренции. 6
3.Что порождает конкуренция? 8
3.1.Современный экономический шпионаж 10
Вывод 13
Литература 14

Файлы: 1 файл

реферат по теории организации..docx

— 44.73 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение. 3

1.Роль конкуренции  в развитии рыночной экономики. 4

2.Виды конкуренции. 6

3.Что порождает  конкуренция? 8

3.1.Современный  экономический шпионаж 10

Вывод 13

Литература 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Конкуренция - является движущей силой экономики и главным ценообразующим фактором. Во многом от конкуренции зависит производство товаров, влияние фирм на рынке товаров и услуг.

 Конкуренция на внутренних  рынках стран с рыночной экономикой поддерживается благодаря относительно свободному притоку иностранных товаров. Так что наряду с внутренними конкурентами приходится иметь дело и с внешними.

Конкуренция оживляет и стимулирует  бизнес, повышая его эффективность.   В современной экономической структуре преобладающие позиции принадлежат крупным производителям, корпорациям, состоящим из огромного количества звеньев и подразделений.

Поэтому во всех развитых странах стала распространенной практика конкурентной борьбы между предприятиями, входящими в одну корпорацию.

 Рынок с присущей  ему конкуренцией создает прочную основу товарного хозяйства, становится главным  элементом этого механизма.

Товары одних производителей сталкиваются на рынке с товарами других, вступая с ними в конкуренцию за деньки покупателя. В свою очередь покупатели тоже могут вступать в конкурентную борьбу между собой и  борясь за приобретение ценного товара или товаров находящихся в ограниченном количестве. Такая конкурентная борьба наблюдается на биржах, аукционах, при покупке акций той или иной фирмы.

            Общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей, и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики.

 

Рассмотрим, что же такое  конкуренция.

Термин «конкуренция» вошел  в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова, означающего «столкновение», «состязание». В экономике конкуренция определяется следующим образом.

Конкуренция - ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом.

Конкуренция - двигатель экономического прогресса.

В повседневной жизни мы все чаще встречаем слова: "конкуренция", "конкурентная борьба", "конкурентоспособность", "конкурентный рынок". Этим строкам  иногда предоставляются разные значения, но все они могут быть сведены  до двух понятий - "конкурентная борьба" и "конкурентный рынок". Первое это способов поведения отдельных фирм на рынке, второе - рыночных структур и охватывает все аспекты рынка любых товаров, которые влияют на поведение и деятельность фирм (количество фирм на рынке, технологию производства, типы товаров, которые продаются и т.д.).

Значения конкуренции, в современной экономической системе  очень велико.

Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений  - продавцов и покупателей. Равноправие создается и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность выбрать определенного продавца из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой ему продукции, такая же возможность имеется и у продавца  - добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своего товара. Возможность выбора - это возможность влияния на контрагента.

Во-вторых, конкуренция создает  одно из главных условий, необходимых  для эффективного выполнения ценой  координирующих функций. Свободное ценообразование  - это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система действенен только при наличии конкуренции.

В-третьих, конкуренция выступает  как контрольная система эффективности частного предпринимательства. Конкуренция проверяет бизнес на степень его соответствия общественным интересам. Не все предприятия эту проверку выдерживают, в результате конкуренции происходит непрерывная выбраковка неэффективных структур, т. е. определенная часть хозяйствующих субъектов вынуждена покинуть "поле экономической игры".

В-четвертых, конкуренция создает  заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производства. Например, денежные доходы многих людей связаны с предложением такого экономического ресурса, как трудовые способности. Привлечение того или иного работника, цена трудовых услуг -  заработная плата - в условиях конкуренции зависят от качества трудовых способностей. Как правило, более высокие конкурентные позиции работника приносят ему больший денежный доход. Значит, здравомыслящий человек не может не заботиться о качестве своего ресурса - труда.

Предприятия ведут ценовую и  неценовую конкуренцию. Чтобы побеждать, т. е. завоевывать большую сумму денежных голосов покупателей, нужно снижать издержки, совершенствовать качество выпускаемой продукции, думать над ее новыми моделями, технологическими изменениями, повышать уровень образования работников, активно взаимодействовать с наукой, изыскивать новейшие научно-технические разработки. 

Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные  корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В  результате этой борьбы были не только победители - счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды конкуренции.

 

             В условиях   рыночного   хозяйства  экономическая  реализация собственности -  это  процесс,   далеко   выходящий   за   пределы индивидуальной деятельности. Он предполагает сложное взаимодействие многих физических  и  юридических   лиц, наличие   многочисленных противоречий. Одним из  наиболее  существенных  средств  разрешения этих противоречий является конкуренция.

 Конкуренция -  это  соперничество  между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции. Можно сказать: нет конкуренции - нет рынка, нет его управляемости. 

 Являясь непременным  условием существования рынка  и реализации его функций, конкуренция   приобретает  различные  формы, каждая  из которых является действенным рычагом регулирования экономики.    

 Внутриотраслевая   конкуренция  -  это   соперничество  между предпринимателями, занятыми производством и реализацией  одинаковой или взаимозаменяемой  продукции. Этот  вид конкуренции направлен на то, чтобы завоевать и  удержать  "место  под  солнцем",т.е.склонить покупателя к  приобретению продукта именно данной фирмы.  Для этого нужно продавать товары по более низким ценам. А чтобы снижение  цен не наносило  ущерба  прибыли, надо  снижать издержки производства и реализации продукции.  Важнейшим  средством  достижения   является совершенствование  техники    и    технологии    производства, его организации, квалификации работников. Следовательно, внутриотраслевая конкуренция с неизбежностью втягивает предпринимателей в борьбу за технический прогресс, незамедлительное      использование      всех достижений науки    и   техники, совершенствование   всех   условий производства.    

 Действует и  стимул  к  экономии  на  материальных  оборотных средствах. Оказывается   экономически   необходимым    искать   и использовать более  дешевое сырье и материалы, применять материальные и энергосберегающие технологии.    

 Другой вид  конкуренции  -  межотраслевая   конкуренция, т.е. соперничество между  предпринимателями, вложившими  свои средства в отрасли, выпускающие различные виды  продукции. И здесь  есть  свой положительный эффект. Каждый  предприниматель скрупулезно оценивает результаты своей деятельности. Самый главный критерий такой  оценки - это   норма   прибыли, позволяющая  сопоставлять   результаты  с затратами. У тех, кто  оказался  менее  удачливым, возникает  естественное желание не отставать от более преуспевающих  в  других  отраслях.

 

 

     Положительный эффект  конкуренции  во  многом  зависит от тех условий, в которых она действует, от  количества  соперников, степени открытости  экономики  и  экономической  свободы. В  связи  с этим различают конкуренцию совершенную и несовершенную.    

 Совершенная или «чистая» конкуренция  возникает  при следующих условиях:    

- существует  множество  мелких фирм, предлагающих  на  рынке однородную продукцию, при  этом  потребителю  безразлично, у какой  конкретно фирмы он приобретает эту продукцию;    

- доля каждой фирмы  в  общем  объеме  рыночного  предложения данной продукции настолько мала,  что любое  ее  решение  о повышении или понижении цены не отразится на цене рыночного равновесия;     

- вступление новых фирм  в  отрасль  не  встречает  каких-либо препятствий  или  ограничений;  вход  и  выход  из  отрасли абсолютно свободен;    

- нет ограничений на  доступ той или иной фирмы  к информации о состоянии рынка,  ценах на товары и ресурсы,  затратах, качестве товаров, технике  производства и т.д.    

 Конкуренция, которая  в той или иной степени связана  с заметным ограничением      свободного     предпринимательства ,  называется - несовершенной. Для    этого    вида     конкуренции     характерно незначительное количество  фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-то  группы  предпринимателей  (или даже одного  предпринимателя)  произвольно  влиять  на конъюнктуру рынка . При несовершенной конкуренции  существуют  жесткие  барьеры для проникновения  на  конкретные  рынки  новых  предпринимателей, отсутствуют     близкие    заменители      продукции,  выпускаемой привилегированными производителями.     

 Между совершенной  и несовершенной конкуренцией  лежит тот  вид конкуренции, который весьма  часто  встречается  и  является как бы смесью  этих  двух  видов  конкуренции,  -  это,  монополистическая конкуренция. Данный  вид конкуренции представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагает разнородную  продукцию. Вход  на  рынок, как и  уход  с него, обычно не связан с какими-либо трудностями; развита неценовая конкуренция. Существуют различия  в  качестве, внешнем виде и других характеристиках  товаров, производимых  разными   фирмами, которые делают эти  товары  в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми.

 

  1. Что порождает конкуренция?

 

Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и, как было уже отмечено выше, означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция выполняет, роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных  процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному  использованию ресурсов, предотвращает  диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

Конкуренция порождает различные способы борьбы, она может быть добросовестная и недобросовестная.

Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является манипулирование ценами, т.е. "война цен". Она осуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большего объема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита и др. В основном ценовая конкуренция используется для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок.

Более эффективной и более современной  формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок  продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости  затрудняет ответные меры со стороны  конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и  научно-технической информации.

В настоящее время получили очень  большое развитие различного рода маркетинговые исследования.  Цель которых - является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам, т.е. знание производителем подобного рода информации, позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке, в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.

Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, необходимо постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок. Послепродажное обслуживание- создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.д.

Информация о работе Роль конкуренции в развитии рыночной экономики