Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 09:09, курсовая работа
Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок - это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Наконец, рынок - это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.
1) включает в себя все
отрасли, производящие
2) включает в себя все
отрасли, производящие
По стоимости валовой национальный продукт делится на две части:
1) фонд возмещения (стоимость израсходованных средств производства);
2) национальный доход
(вновь созданная стоимость, в
которой воплощена стоимость
необходимого и стоимость
Существуют два различных подхода к измерению валового национального продукта. Первый означает взгляд на валовой национальный продукт как на сумму всех расходов, необходимых для того, чтобы выкупить на рынке весь объем производства. Это — подход к определению ВНП по производству или по расходам. Другой подход предполагает взгляд на ВНП с точки зрения дохода, полученного или созданного в процессе производства ВНП. Это — подход к определению ВНП по поступлениям, или, иначе, по распределению, или по доходам. Более глубокий анализ этих двух подходов позволяет раскрыть суть, к которой они оба сводятся: ВНП может быть определен либо путем суммирования всех расходов на покупку всего объема произведенной в данном году продукции, либо посредством сложения всех доходов, полученных от производства всего объема продукции данного года.
Показатель валового национального продукта, который отражает текущие цены, то есть такой показатель, который не скорректирован с учетом уровня цен, иначе называется нескорректированный, выраженный в долларах по текущему курсу денежный, или номинальный ВНП. Аналогичным образом показатель ВНП, скорректированный с учетом инфляции (то есть повышения цен) или дефляции (то есть понижения цен), представляет собой скорректированный, выраженный в долларах по неизменному курсу, или реальный ВНП.
Из валового национального продукта можно получить другие важные показатели национального дохода:
1) чистый национальный продукт (ЧИП). Он представляет собой ВНП за вычетом отчислений на потребление капитала.
2) национальный доход (NI) - есть совокупный доход, заработанный поставщиками ресурсов. Он рассчитывается путем вычета из чистого национального продукта косвенных налогов на бизнес.
3) личный доход (PI) - представляет собой совокупный доход, выплачиваемый индивидам и семьям до выплаты налогов с граждан.
4) доход после уплаты налогов (DI) - есть личный доход за вычетом налогов с граждан. С помощью дохода после уплаты налогов измеряется величина доходов семей и индивидов, имеющихся в их распоряжении для потребления и сбережений.
ВНП на душу населения представляет собой весьма точный и очень полезный показатель функционирования национальной экономики.10
В итоге первой главы можно сделать вывод, что рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Характеристика общественного воспроизводства связана с непрерывностью возобновления производства материальных благ и услуг, обеспечивающих личное и производственное потребление, причем в увеличивающихся размерах и растущем многообразии.
ГЛАВА 2 СПРОС
И ПРЕДЛОЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ
2.1 Роль спроса и предложения в системе общественного воспроиз
водства
Спpoc и предложение — важнейшие экономические категории товарного производства и его адекватного выражения — рынка. Их взаимодействие, подвижность, способность реагировать на малейшие изменения рыночной конъюнктуры, моды, социальных приоритетов составляют наиболее активные элементы механизма функционирования товарной экономики.
Спрос – это представленная на рынке потребность в товарах, обеспеченная денежным эквивалентом, то есть платежеспособная потребность. Реальность спроса зависит от наличия денег у покупателей товаров и услуг.
Предложение представляет собой продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на него.11
Эти две экономические категории составляют единство противоположностей, в котором заключено противоречие между стоимостью и потребительной стоимостью товара. В руках потребителя, предъявляющего спрос на товар, находится стоимость в ее денежной форме, на стороне производителя — потребительная стоимость. Взаимосвязь спроса и предложения отражает единство и противоположность двух сторон обмена — купли и продажи.
Спрос и предложение играют роль общественных движущих сил развития экономики. Соотношение их показывает пропорциональность распределения в обществе труда между отраслями производства и правильность его развития. Отклонения в выпуске товаров и услуг от общественных потребностей сказываются на соотношении спроса и предложения, а значит, и на ходе реализации и воспроизводства общественного продукта в целом.12
Спрос и предложение не только пассивно отражают диспропорции в развитии экономики, но и стремятся к равновесию, активно способствуя тем самым установлению в народном хозяйстве оптимальных соотношений, между отраслями, наращиванию (или сокращению) выпуска товаров и услуг. Они воздействуют на производство через механизм рыночных цен: регулируют рыночные цены, а точнее, отклонения рыночных цен от стоимости.
В ценообразовании роль рынка, где действует закон спроса и предложения, безусловно, велика. Но решающая роль принадлежит все же не рынку, а производству, где формируется стоимость. Как бы не колебались цены под влиянием спроса и предложения, цена, скажем, на утюг вряд ли когда-либо будет выше, чем на холодильник или телевизор. К свободным ценам хорошо переходить на такие группы товаров и услуг, по которым достигнуто насыщение рынка или хотя бы относительное равновесие спроса и предложения.
Причинно-следственная связь между спросом и предложением, обусловленная ценой, выступает в качестве экономического закона товарного производства и выражает единство этих категорий, их объективное стремление к соответствию.
Закон спроса – это закон зависимости величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и чем выше цена товара, тем меньшее его количество будет куплено.
Закон предложения – возрастание цены товара на рынке, в конечном счете, вызывает увеличение его производства и ведет к увеличению предложения.
Закон спроса и предложения выражает два ряда связей:
1) влияние спроса и предложения на цену;
2) влияние цены на спрос и предложение.
Если увеличивается спрос, то цена возрастает; если увеличивается предложение, то цена падает. Соответственно, при уменьшении спроса цена падает, при сокращении предложения — возрастает. Одни факторы оказывают влияние на изменение спроса, другие — предложения. Не только спрос и предложение воздействуют на цену, но и сама цена как денежное выражение стоимости определяет спрос и предложение. Спрос повышается, когда цены падают, и уменьшается, когда цены возрастают. Предложение, наоборот, возрастает с повышением цен и уменьшается — с понижением. На спрос активно воздействует предложение. Высокий его уровень может «спровоцировать» рост спроса даже тогда, когда потребности удовлетворяются в полной мере. Особенно это касается сферы товаров народного потребления. Достижение равновесия между спросом и предложением возможно лишь тогда, когда величина и структура совокупного общественного продукта по стоимости и натурально-вещественной форме соответствуют потребностям общества.13
2.2 Содержание законов в рыночном хозяйстве
Закон спроса выражает следующую функциональную (математическую) зависимость объема спроса от цены:
Q = f(P)
где Q – объем спроса;
f - показатель количественной зависимости;
Р – цена товара.
Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей.
Рассмотрим эту зависимость на простом примере. Предположим, что на каком-либо местном рынке приобретут разное количество яблок, если их цена будет снижаться так, как показано в шкале спроса.
Таблица 1
Шкала спроса
Цена кртофеля, руб/кг |
Продано, т |
70 |
2 |
56 |
4 |
50 |
7 |
43 |
11 |
35 |
17 |
Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период. Анализ этой шкалы позволяет легче выявить взаимозависимость цены и спроса.
Действует и обратная зависимость: чем ниже цена, тем больше спрос.
Такая количественная зависимость представлена в виде графика.
Рисунок 1 - Кривая спроса (по цене)
При повышении цены платежеспособная потребность людей сокращается и, наоборот, когда цена снижается, спрос на продукты увеличивается.
Степень количественного изменения спроса в ответ на динамику цен характеризует эластичность (или неэластичность) спроса. Под эластичностью спроса подразумевается степень изменения спроса (“чувствительность” его объема) в зависимости от цены. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса:
Е = ∆Q / ∆P
где Kg - коэффициент эластичности спроса;
∆D – изменение величины спроса, (%);
∆P – изменеие цены, (%).
Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена.
Цена Р
∆Р
Рисунок 2 - Эластичный спрос
Неэластичный спрос
Цена Р
∆Р
D
Рисунок 3 – Неэластичный спрос
Когда процентное изменение цены и последующее изменение количества спрашиваемой продукции равны по величине, то такой случай называют единичной эластичностью.
Цена Р
∆Р
Рисунок 4 – Спрос с единичной эластичностью
Если изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такоцй спрос является совершенно неэластичным.
Цена Р
Рисунок 5 – Совершенно неэластичный спрос
Если самое малое снижение
цены побуждает покупателей
Цена Р
Рисунок 6 – Совершенно эластичный спрос
В итоге проведенного анализа можно сделать вывод, что спрос и предложение играют роль общественных движущих сил развития экономики. Соотношение их показывает пропорциональность распределения в обществе труда между отраслями производства и правильность его развития. Отклонения в выпуске товаров и услуг от общественных потребностей сказываются на соотношении спроса и предложения, а значит, и на ходе реализации и воспроизводства общественного продукта в целом.
1 Ивашковский С. Н. Микроэкономика. – М., 1998. – с. 43.
2 Кушлин. В. И. Экономический словарь / Чичканов В. П.– М., 2004. - с. 428.
3 Кушлин. В. И. Экономический словарь / В. П. Чичканов – М., 2004. – с. 428.
4 Андреев Б. Ф. Систематический курс экономической теории: Микроэкономика, Макроэкономика. – М., 2000. – с. 223 -225.
5 Кушлин. В. И. Экономический словарь / В. П. Чичканов – М., 2004. – с. 428.
6 Кушлин. В. И. Экономический словарь / В. П. Чичканов – М., 2004. – с. 428.
7 Башкоев В. З. Общая экономическая теория. – М., 2000. – с. 326.
8 Башкоев В. З. Общая экономическая теория. – М., 2000. – с. 327.
9 Андреев Б. Ф. Систематический курс экономической теории: Микроэкономика, Макроэкономика. – М., 2000. – с. 224
10 Губанов С. Конкурентоспособность экономики - функция системы воспроизводства. – М: Экономист., 2004. – с. 9 – 20.
Информация о работе Роль спроса и предложения в системе общественного воспроиз водства