Российская бедность и неравенства в экономическом аспекте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 09:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение российской бедности и неравенства в экономическом аспекте, их особенностей и способов преодоления. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
· исследовать особенности и характерные черты бедности и неравенства в России;
· рассмотреть последствия бедности и экономического неравенства для российской экономики;
· выявить возможные способы выхода из сложившейся ситуации и рассмотреть политику социальной защиты населения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический аспект анализа трудовых доходов и
бедность ……………………………………………………………………….5
1.1. Понятие, причины и критерии бедности ……………………………..5
1.2. Понятие «Трудовые доходы» и их роль в обеспечении……. .............8
Глава 2. Экономическое неравенство и бедность как проблемы
российской экономики …………………………………………………….11
2.1. Особенности, тенденции, динамика и результаты неравенства в
России…………………………………………………………………………11
2.2. Социальная защита населения в России………………………………13
Заключение …………………………………………………………………..18
Список источников ………………………………………………………….20
Приложение 1- Средний размер назначенных пенсий по видам
пенсионного обеспечения и категориям пенсионеров ……………………21
Приложение 2- Общий объем социальных выплат…………………… ….22

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_ASTKhs.docx

— 53.17 Кб (Скачать файл)

Значительная социально-экономическая  дифференциация по доходам в рыночной экономике неизбежна в силу целого ряда причин: объективных различий в оплате труда, социальных приоритетов  поддержки тех или иных видов  деятельности, более высоких доходов  в предпринимательской среде  и т.д. Однако процессы, происходившие  в экономике России на первом этапе, характеризовались наиболее острой формой неравенства - поляризацией доходов.

Это нашло выражение в разрыве между доходами самых бедных и самых богатых слоёв населения. Социальное неравенство в получении доходов нашло своё выражение в дифференциации расходов.

Таким образом, сформировались существенно различающиеся, фактически полярные группы по уровню доходов, уровню и характеру потребления благ. России оказалась перед сложной  задачей - внести существенные изменения  в характер распределения доходов  в обществе при одновременном  увеличении объёмов денежных доходов  на душу населения.

О сложности данной задачи говорит тот факт, что хотя за 2004 - 20011 гг. номинальные среднедушевые денежные доходы увеличились значительно - с 3337,2 руб. в декабре 2004 г. до 15 880 руб. в декабре 2011 г., этот рост не сопровождался серьёзными изменениями структуры доходов населения в сторону более справедливого распределения благ. Об этом свидетельствует дальнейший, хотя и более медленный, рост коэффициента Джинни, который достиг в 2008 г. 0,406, продолжающийся рост коэффициента фондов. Конечно, позитивным является то, что рост данных показателей замедлился, однако прежние тенденции поляризации доходов далеко еще не преодолены.

Предпринятые меры по легализации  скрытых доходов через введение единой ставки налога на доходы физических лиц несколько снизило долю данных доходов. По данным Минэкономразвития и торговли РФ, основную часть денежных расходов населения составляют потребительские расходы - их доля уменьшилась с 77,7% в 2006 г. до 68,5% в 2011 г. При этом доля покупки товаров также устойчиво сокращалась (соответственно с 62 до 54,4%), а доля оплаты услуг, напротив, возрастала - с 14,9 до 18,8%. Однако, следует отметить, что в 2012 г. тенденция сокращения потребительских расходов в денежных расходах населения существенно изменилась. Указанная доля в 2012 г. по сравнению с 2011 г. возросла с 68,5 до 69,3%. Потребительская активность населения в 2012 была столь велика, что привела к росту доли потребительских расходов в доходах населения, которая до этого непрерывно снижалась, начиная с 2005 г. В целом подобная динамика достаточно прогрессивна с учётом роста общего уровня доходов и формирования более сбалансированной структуры расходов населения. Позитивным аспектом прогрессивного изменения структуры расходов населения является также тенденция к росту сбережений населения.. [2,с.105-111]

 

2.2  Социальная защита населения в

России

В современных условиях система  социальной защиты населения имеет  большое значение для экономического и социального развития России. Её качественные и количественные параметры  определяют порядок в стране, степень  согласия в обществе, устойчивость экономической динамики, что особенно актуально в период экономического кризиса. При формировании дальнейшей политики социально-экономического развития регионов России особое внимание необходимо уделить факторам, которые обеспечивают рост экономических показателей. Одним  из таких факторов является обеспечение  социальной защиты населения. Социальная защита - это совокупность институтов и комплекс экономических, социальных и правовых мер экономической  политики, направленных на предупреждение или смягчение негативных последствий  для отдельного человека или группы людей действия социальных рисков и  угроз и обеспечивающих всем гражданам  равные возможности для сохранения определённого уровня жизни. [10]

Социальная защита, её институты  и меры призваны обеспечить социальную устойчивость положения граждан  независимо от их статуса и положения  в обществе. Она тем самым выполняет  важнейшую функцию обеспечения  нормальной жизнедеятельности всех членов общества, включённых в трудовые отношения, так и по тем или  иным причинам не являющихся субъектами последних. Отсюда - многообразие форм социальной защиты, их постоянное развитие и изменение. Благодаря этой роли социальной защиты в поддержании социальной устойчивости она одновременно позволяет сглаживать противоречия и минимизировать неблагоприятные последствия социально-трудовых отношений, недостатки распределения доходов, обеспечить гарантии доступа к благам лиц, которые по тем или иным причинам не включены или не были включены в трудовую деятельность. [3,с.54-69]

Следовательно, социальная защита в системе социальной устойчивости общества выполняет следующие функции. Во-первых, она обеспечивает определённые минимальные гарантии для всех граждан  страны по доступу к базовым (основным) социальным благам, обеспечивающим жизнедеятельность  любого человека. Во-вторых, она обеспечивает страхование граждан страны от рисков, возникающих в процессе их жизненного цикла. В-третьих, она обеспечивает помощь и поддержку гражданам  страны, которые в силу тех или  иных причин поставлены в трудное, а  иногда особо сложное положение  в обществе.

Исходя из роли и основных функций социальной защиты, можно  выделить следующие основные её направления:

  • социальное страхование;
  • социальная помощь;
  • обеспечение минимальных социальных гарантий.

Социальное страхование - направление социальной защиты населения, предназначенное для обеспечения  населения в случае наступления  социальных рисков различного рода. Социальные риски - наступление временной нетрудоспособности, несчастные случаи на производстве, утрата работы и кормильца в семье  и т.д. - сопровождают жизнь каждого  человека. Они носят характер массового  социального явления и касаются всех членов общества. Вследствие этого  создание надёжной, устойчивой системы  социального страхования - важнейшее  направление социальной защиты в  любом развитом государстве.

В России эффективное управление финансовыми средствами на социальное страхование призваны обеспечивать государственные внебюджетные социальные фонды (ВСФ): пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ); Фонд социального  страхования (ФСС); Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФМС).

Внебюджетные социальные фонды являются финансовыми учреждениями при Правительстве РФ и формируются  в основном за счёт средств работодателей, а также бюджета и в незначительной части индивидуальных платежей.

Обязательное социальное страхование – одна из основных форм социального обеспечения, осуществляемая в соответствии с федеральным  законом от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального  страхования". Оно представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию. [3]

Пенсионеры – лица, постоянно  проживающие в Российской Федерации  и реализовавшие право на получение  пенсии в соответствии с законодательством  Российской Федерации и межгосударственными  соглашениями. В общую численность пенсионеров включаются лица, состоящие на учете и получающие пенсию в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, Министерстве обороны Российской Федерации, Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний Минюста России и Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, а так же судьи, пребывающие в отставке, состоящие на учете в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и получающие ежемесячное пожизненное содержание. [3]

Средний размер назначенных  пенсий определяется делением общей  суммы назначенных пенсий на численность  пенсионеров, состоящих на учете  в системе Пенсионного фонда  Российской Федерации таблица 2.3. (см. Приложение 1).

 Социальная помощь - оказание  поддержки гражданам, нуждающимся  в материальном содействии в  связи с ухудшением их положения  и недостаточным уровнем личного  дохода, семейным положением, возрастом,  состоянием здоровья и другими  причинами. Социальная помощь  предоставляется в виде льгот  и выплат, которые могут осуществляться  в различной форме - денежной  и натуральной, в виде услуг  и товаров. В отличие от социального  страхования, которое ориентировано  на всех граждан, социальная  помощь носит конкретный - адресный  или категориальный характер. Этим  она принципиально отличается  от системы страхования.

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

  1. Поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума;
  2. Создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
  3. Снижения уровня социального неравенства;
  4. Повышения доходов населения.

Общий объём социальных выплат показан в таблице 2.4 (см. Приложение 2).

Обеспечение минимальных  социальных гарантий - важное направление  социальной защиты - оно качественно  отличается от других тем, что оно  призвано обеспечить независимо от материального  положения и социальных рисков равный доступ граждан страны к базовым  социальным благам и государственную гарантию удовлетворения минимальных потребностей населения.

Система минимальных гарантий охватывает все основные направления  и формы социально-трудовых отношений - от установления минимальной оплаты труда до определения минимальных  размеров конкретных выплат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Бедность значительной части  населения на протяжении ряда лет  продолжает оставаться одной из главных  социальных угроз успешного развития общества. Экономические реформы, происходящие в нашей стране в течение последних  лет, серьезно изменили социальную структуру  общества. Произошло стремительное  социальное расслоение, появились слои очень богатых и крайне бедных граждан. Подавляющее большинство  людей лишились социальной защиты государства, и оказались перед необходимостью приспосабливаться к жизни в  условиях рыночной нестабильности. В  этих условиях появление большого количества бедных людей оказалось неизбежным. Неудовлетворение минимальных потребностей человека (семьи) считается бедностью. Неудовлетворение потребности может  вести либо к изменению нормальной жизнедеятельности человека, либо к  его гибели.

Бедность ведёт к самым  негативным последствиям как для общества, так и для экономики. Поэтому борьба с ней является первоочередной задачей. Можно прийти к выводу, что бедность нельзя искоренить полностью. Однако это не означает, что с бедностью не надо бороться. Соответствующие усилия предпринимались и предпринимаются. Для решения проблемы бедности государству и общественным организациям недостаточно просто проводить социальные программы по поддержке малоимущих, а нужно еще и стимулировать увеличение числа представителей среднего класса.

Нельзя забывать о гражданах  из уязвимых групп, таких как инвалиды, престарелые, многодетные семьи  и т.д. Учитывая то, что данные группы населения не могут обеспечить себя самостоятельно в виду различных  причин, то для преодоления бедности им необходима мощная поддержка государства, выраженная в различных пособиях, льготах и другой материальной поддержке. Так же помощью для данных категорий  населения могло бы оказаться создание рабочих мест, где они бы могли реализовать себя в меру своих ограниченных возможностей.

В ходе выполненной работы были сделаны следующие выводы:

1. Бедность – это острейшая социальная проблема. Изменить ситуацию к лучшему могут только совместные усилия государства и общества.

2. Процессы, происходящие в экономике России характеризуются наиболее острой формой неравенства.

3. Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения.

Таким образом, все поставленные во введении задачи были решены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бобков В.С. Российская бедность: измерение и пути преодоления/ В.С. Бобков// Общество и экономика.- 2007.- № 3.- с.19-37.
  2. Богомолова Т.Ю. Миграция бедности: масштабы, воспроизводство, социальный спектр/ Т.Ю. Богомолова// Экономист.- 2009.- № 6.- с.105-111.
  3. Денисов, Н.А. Проблема бедности в России в контексте макроэкономической политики/ Н.А. Денисов// Уровень жизни населения регионов России.- 2010.- № 1-2.- с.54-69.
  4. Журавлев В.В. Государственный бюджет : Конспект лекций / В. В. Журавлев, Н. Т. Савруков. – СПб. : Изд–во Политехника, 2008. – с.13-14.
  5. Кислицына О.Ф. Неравенство в распределении доходов и здоровья в современной России / О.Ф. Кислицына. – М. -  2006. – 47с. Курс экономической теории: учебное пособие / Под ред. А.В. Сидоровича. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2007. - 1040 с.- ISBN 978-5-8018-0335-7.
  6. Римашевская Н. М. Богатство и бедность  //Народонаселение 2011 №2/ с.42-43].
  7. Римашевская Н. О проблеме преодоления бедности и неравенства. // Экономическая наука современной России, 2005, №3.-с.254-271
  8. Словарь гендерных  терминов, Интернет-версия под ред. В.И. Калабихиной 
  9. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства (политическая экономия): Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. - М.: «Банки и биржи», «ЮНИТИ», 1998. - 326 с.- ISBN 5-238-00031-6.
  10. Федеральная служба государственной статистики, Об уровне жизни [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики - режим доступа:

Информация о работе Российская бедность и неравенства в экономическом аспекте