Россия и ВТО: современное состояние, проблемы, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 21:06, реферат

Описание работы

Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Краткая характеристика и история ВТО………………………………………..4
ВТО: функции, цели и принципы……………………………………………….6
Вступление России в ВТО……………………………………………………….7
Цели вступления России в ВТО………………………………………………..11
Последствия вступления в ВТО для отдельных отраслей экономики………13
Заключение…………………………………………………………………...…17
Списка использованной литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Россия и ВТО современное состояние, проблемы, перспективы.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Краткая характеристика и история ВТО………………………………………..4

ВТО: функции, цели и принципы……………………………………………….6

Вступление России в  ВТО……………………………………………………….7

Цели вступления России в ВТО………………………………………………..11

Последствия вступления в ВТО для отдельных отраслей экономики………13

Заключение…………………………………………………………………...…17

Списка использованной литературы…………………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Самая старая форма международных  отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткая характеристика и история ВТО

Всемирная торговая организация (ВТО) - это единственный международный орган, устанавливающий  правила торговли между странами. В основе его деятельности лежат соглашения ВТО, согласованные и подписанные большинством государств-участников международной торговли.

Главной задачей ВТО  является либерализация мировой  торговли путем ее регулирования  преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами.

Высшим органом ВТО  является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников организации. Сессии конференции собираются не реже одного раза в два года для обсуждения и принятия решений по принципиальным вопросам, связанным с соглашениями Уругвайского раунда. Первая конференция состоялась в декабре 1996 г.

В период между заседаниями конференции  ее функции выполняет Генеральный  совет ВТО. Он же выполняет и функции  органа по разрешению споров в случаях, когда рассматривает жалобы и  предпринимает необходимые шаги по урегулированию споров между странами-членами.

   Генеральный совет несет также ответственность за изучение торговой политики стран-членов, регулярные обзоры которой проводятся на базе соответствующих отчетов стран - членов ВТО и докладов Секретариата ВТО.

   В состав Генерального совета входят: Орган разрешения споров, включающий группу экспертов для рассмотрения споров и Апелляционный орган, а также Орган по проведению периодических обзоров торговой политики государств - членов ВТО. Оба органа действуют в соответствии с достигнутыми договоренностями.    

Цель  создания ВТО - обеспечение функционирования системы мировой торговли на основе единых правил таким образом, чтобы  рынки оставались открытыми и  чтобы доступ на них не мог быть нарушен введением внезапных  и произвольных ограничений на импорт. В то же время страны-члены ВТО имеют право на введение защитных антидемпинговых и компенсационных мер для ограничения доступа на свой рынок. Введение таких мер возможно в связи с наступлением кризисной ситуации в той или иной отрасли или в связи с нарушением торговыми партнерами принципов ВТО. Тем не менее деловые сообщества во многих странах до сих пор не до конца осведомлены о преимуществах торговой системы ВТО. Основная причина этого - огромная сложность системы, что до сих пор мешает деловым людям получить от нее выгоду и осмыслить ее положения и правила. В то же время малоизвестно, что эта правовая система не только коммерчески выгодна производителям и торговым предприятиям, но и предоставляет им большие права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВТО: функции, цели и принципы

Можно выделить основополагающие принципы и правила ВТО:

- взаимное предоставление  режима наибольшего благоприятствования  (РНБ) в торговле

- взаимное предоставление  национального режима (НР) товарам  и услугам иностранного происхождения;

- регулирование торговли  преимущественно тарифными методами;

- отказ от использования  количественных и иных ограничений; - транспарентность торговой политики;

-  разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.

К важнейшим  функциям ВТО можно отнести:

-  контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

-  проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;

-  разрешение торговых споров;

-  мониторинг национальной торговой политики стран-членов;

-  техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;

-  сотрудничество с международными специализированными организациями.

 

 

 

 

 

 

Вступление  России в ВТО

В феврале 1994 года Правительство России передало странам-участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг Правительства России открыл активную фазу переговоров об условиях присоединения России к ВТО.

В августе 1997 г. была образована Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, которая в июле 2004 года была преобразована в Правительственную комиссию по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с Организацией экономического сотрудничества и развития, которую возглавил Председатель Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадков. В состав этого органа входят представители ключевых министерств и ведомств. Основная функция Комиссии – координация процесса присоединения и выработка переговорной позиции российской стороны.

Основным элементом  работы на внутреннем уровне в контексте присоединения России к ВТО является приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами ВТО.

С 2000 года при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы работает Экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранным инвестициям (с 2004 г. - Экспертный совет по регулированию ВЭД). Одним из основных направлений его деятельности является выявление мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых кругов по вопросам, связанным с присоединением России к ВТО, а также координация законотворческой деятельности в этой сфере.

Большая информационная работа по обсуждению российской позиции  на переговорах по присоединению ВТО проводится с представителями российских деловых кругов. Начиная с 2000 года, представители Минэкономразвития России провели около 600 встреч по этой тематике с различными союзами экспортеров, импортеров и объединениями товаропроизводителей. Регулярно проводятся также консультативные встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП), представителями научных и общественных организаций.

С 2002 года проведено свыше 170 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта, доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах и в 50 субъектах Федерации. Мероприятия были организованы Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004 -2005 года Министерство провело обучение госслужащих в 24 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО. По данным независимых опросов общественного мнения, к середине 2005 года более половины россиян высказывались за присоединение России к ВТО (в 2001 году – менее 20 процентов).

В результате интенсификации переговорного процесса в 2003-2005 годах  российская делегация вышла на завершающую стадию присоединения, в ходе которой предстоит решить наиболее сложные и проблемные вопросы. Обсуждение условий присоединения с основными торговыми партнерами проходит практически в непрерывном режиме. Следует подчеркнуть, что Россия не может присоединиться к ВТО на любых условиях. Потенциальные обязательства по всем параметрам (тарифы, обязательства в области сельского хозяйства, доступ на рынок услуг, системные вопросы) будут приниматься на основе реального состояния российской экономики и перспектив ее развития с тем, чтобы обеспечить необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.

Завершение двусторонних переговоров с США с учетом влияния этой страны в ВТО и  ее значения как торгового партнера для России имело первостепенное значение для скорейшего окончания переговорного процесса по присоединению России к ВТО.

В июле 2006 г. стороны вплотную приблизились к завершению двусторонних переговоров по доступу на российские рынки товаров и услуг, однако финальных договоренностей достичь не удалось. Спустя четыре месяца благодаря сближению позиций по вопросу доступа на рынок финансовых услуг, согласованию совместных шагов для достижения договоренностей по ветеринарным мерам и режиму импорта мясной продукции, а также принимаемым в РФ мерам по защите прав владельцев интеллектуальной собственности 19 ноября 2006 г. был подписан Протокол о завершении двусторонних переговоров с США о присоединении России к ВТО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели вступления России в ВТО

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

1. Получение лучших в сравнении  с существующими и недискриминационных  условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

2. Доступ к международному механизму  разрешения торговых споров;

3. Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

4. Расширение возможностей  для российских инвесторов в  странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

5. Создание условий  для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

6. Участие в выработке  правил международной торговли  с учетом своих национальных  интересов;

7. Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Вступление в ВТО - сегодня предмет яростных споров в правительстве и серьезный  повод для размышлений.

Главный довод тех, кто "за", - огромные возможности продвижения  российских товаров на международных рынках. В этом случае у нас появляется шанс "соскочить с нефтяной иглы", начать открытую конкуренцию с ведущими странами в различных отраслях промышленности.

Те, кто "против", предупреждают  об абсолютной неконкурентоспособности отечественных товаров. Пугают "девятым валом" заморской еды и прочего, который неминуемо "накроет" россиян.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последствия вступления в ВТО для отдельных отраслей экономики

При данном макроэкономическом эффекте вступление в ВТО в  целом не приведет к сколько-нибудь масштабным изменениям производства и в большинстве отраслей отечественной промышленности. В то же время оно может серьезно сказаться в ряде отдельных отраслей, в том числе на тех, в которых преобладают градообразующие предприятия

С одной стороны, расчеты  показывают, что в случае сохранения в ходе переговоров первоначальных ставок, возможен импортозамещающий  рост производства, например, обуви (1,3%), одежды (1,6%), телевизоров (1,7%) ликероводочной продукции (11,6%), мяса птицы (12,4%), виноградных вин (25%) и т.д. Кроме того, защита отечественного производителя должна строиться с учетом интересов российского потребителя, заинтересованного в появлении на рынке более дешевых и разнообразных товаров. С другой - со вступлением в ВТО возможно появление серьезных проблем в пищевой, вкусовой, мебельной, фармацевтической, металлургической, химической, автомобильной, авиационной и ряде других отраслей хозяйства.  
 Присоединение к ВТО обещает быть противоречивым для высокотехнологичных отраслей промышленности. Замедление темпов технического развития в стране снизило долю их продукции в российском экспорте до 1%, а в мировом - до ничтожной величины, что делает их весьма слабыми конкурентами в рамках ВТО. В то же время подобное участие в этой организации позволило выйти на такие рынки многим странам, в том числе развивающимся, которые ранее вообще не имели научного потенциала. Учитывая специфические условия России, эффект вступления в ВТО будет вариантным в зависимости от того, в какой степени в экономике страны будет востребована еще сохранившаяся отечественная наука и как Россия сможет воспользоваться механизмами государственного стимулирования инноваций, разрешенными ВТО.

Информация о работе Россия и ВТО: современное состояние, проблемы, перспективы