Рост значения макроэкономических исследований в период реформ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 23:19, реферат

Описание работы

60 70 годы XIX века - время коренных преобразований в России, которые затронули практически все важнейшие стороны жизни как общества, так и государства.
Были проведены экономические (ликвидация крепостного права и др.), политические реформы (изменения в системе управления - судебная, земская, городская, военные реформы), реформы в области образования и культуры (школьная, университетская, цензурная).

Файлы: 1 файл

Реферат рост значения макроэкономических исследований в период реформ.docx

— 34.25 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ


ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Реферат

по дисциплине «Макроэкономика»

на  тему «Рост значения макроэкономических исследований в период реформ»

 

Студента Анохина Е.Н.            

специальность - менеджмент организаций  

форма обучения – дневная

группа - 0601«А»

2-й курс

 

Преподаватель

Вертель Н.Н.

 

Донецк -2012


 

Введение

60 70 годы XIX века - время коренных преобразований  в России, которые затронули практически все важнейшие стороны жизни как общества, так и государства.

Были  проведены экономические (ликвидация крепостного права и др.), политические реформы (изменения в системе  управления - судебная, земская, городская, военные реформы), реформы в области образования и культуры (школьная, университетская, цензурная).

Толчком к преобразованию послужила проигранная  Крымская кампания. Поражение России в войне показало полную несостоятельность  политической и экономической системы  НиколаяI. Военное и экономическое могущество России при ее столкновении с передовыми европейскими державами оказалось мнимым. Крымская война привела Россию к международной изоляции. Неудачи в войне и смерть Николая I в определенном смысле раскрепостили не только либерально настроенную часть общества, но и ряд правительственных чиновников. Составляются различные проекты и записки, в которых обосновывалась необходимость преобразований.

Александр II решился на преобразования исключительно  по воле обстоятельств, однако это не преуменьшает роль Александра II в реформировании страны. Главная его заслуга заключается в том, что он осознал необходимость преобразований и не стал сопротивляться реалиям времени. Таким образом, сохранить Россию, как великую державу, возможно было только посредством реорганизации николаевской системы. Большинство историков полагает, что Александр II не только не имел программы преобразования, но и не был готов к реформаторской деятельности. Тем не менее, первые годы его царствования были отмечены рядом важных перемен. Родившийся в 1818 году сын князя Николая Павловича Александр с самых первых дней своей жизни почитался как будущий монарх, потому что ни у императора Александра I, ни у цесаревича Константина не было сыновей, а в своем поколении он был старшим князем. Соответственно, его образование и воспитание были прекрасно поставлены и направлены на то, чтобы подготовить его к высокой миссии. Первым воспитателем Александра II был капитан Мердер, а в девять лет его обучением занялся В.А. Жуковский. Программа, по которой учился будущий император, была тщательно проработана и направлена на то, чтобы сделать его человеком образованным и всесторонне просвещенным, сохранив его от преждевременного увлечения мелочами военного дела. Программу Александр успешно освоил, но уберечься от военной "муштры" того времени не смог. В двадцать три года цесаревич женился на Марии Александровне, принцессе Гессен-Дармштадтской. С этого времени Александр начинает свою служебную деятельность. На протяжении десяти лет он являлся правой рукой своего отца. Судя по свидетельствам историков, Александр II находился под сильным влиянием отца, и перенимал некоторые его качества. Однако от железного характера Николая его отличали врожденная мягкость и великодушие. Именно поэтому личность Александра нельзя оценить однозначно -- в разные моменты жизни он производит разное впечатление.

Первые  годы своего царствования император  пытался ликвидировать последствия  Восточной войны и порядков николаевского времени. В отношении внешней политики Александр явился продолжателем "начал Священного Союза", руководивших политикой и Александра I, и Николая I. Кроме того, на первом приеме дипломатического корпуса государь заявил, что готов продолжать войну, если не достигнет почетного мира. Таким образом, он продемонстрировал Европе, что, в этом плане, является продолжателем политики отца. Также и во внутренней политике у людей сложилось впечатление, что новый император не отступит от заявленных его предшественником позиций. Однако на практике это оказалось не так: "повеяло мягкостью и терпимостью, характерными для темперамента нового монарха. Сняты были мелочные стеснения с печати; университеты вздохнули свободнее", говорили, что "государь хочет правды, просвещения, честности и свободного голоса". В действительности, так оно и было, так как наученный горьким опытом бессилия в Крымской войне Александр потребовал "откровенного изложения всех недостатков". Некоторые историки полагают, что на первых порах программы вообще не было, поскольку трудности военного времени не давали ему сосредоточится на внутреннем благоустройстве страны. Только после окончания войны в манифесте от 19 марта 1856 г. Александр II сказал свою знаменитую фразу, которая стала лозунгом для России на долгие годы: "Да утверждается и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности..."

 

 

Реформа городского самоуправления  Александр II

Реформа городского самоуправления 1870 года — одна из реформ императора Александра II, имевшая собой цель привлечь к управлению городами крупную финансовую и торговую буржуазию. Подготовка реформы началась еще в 1862 году, но царь выпустил «Городовое положение 16 июня 1870» только спустя 8 лет.

Реформа 1870 года послужила  толчком к торгово-промышленному  развитию городов, она закрепила  систему органов городского общественного  управления. Одним из результатов реформ Александра II являлось приобщение общества к гражданской жизни. Была положена основа для новой русской политической культуры.

Но после реформы городского самоуправления у провинципальных  городов возникла новая проблема — по закону часть доходов направлялась на содержание правительственных учреждений, полиции и других гос.структур. Из-за этого они испытывали некоторые проблемы в решении городских проблем.

Крестьянская реформа

Реформа 1861г. получила название «великой», Александр II— почетное звание «царя-освободителя». Значение реформы чрезвычайно велико. Освобождение миллионов крепостных, втягивание крестьянского и помещичьего хозяйства в рыночные отношение, расслоение крестьянства, формирование рынка вольнонаемного труда, ускоренное развитие промышленности — все это прямые следствия реформы. Но, ликвидируя крепостное право, власть более всего думала об интересах дворянства (в нем она видела основу стабильности и порядка). Сохранив помещичье землевладение, переложив на крестьян расходы по его содержанию, увековечив общину, реформа создала полукрепостническую, неэффективную, трагически отсталую аграрную экономику.

Военная реформа

Армия традиционно играла важную роль в  общественно-политической жизни России. Необходимость и неотложность военной реформы определялась следующими причинами. Во-первых, поражение в Крымской войне обнажило многие слабые стороны русской армии, ее техническую и тактическую отсталость. Во-вторых, европейские державы быстро увеличили свой военный потенциал, что представляло угрозу безопасности России. В-третьих, порядок укомплектования и управления войсками, взаимоотношения в армии не соответствовали преобразованиям, происходившим в обществе.

В 1861-1874 гг. была проведена серия военных  реформ. В 1874 г. был издан устав  о всеобщей воинской повинности, который в корне изменил порядок пополнения войск. При Петре Великом все сословия привлекались к военной службе. По законам XVIII века дворянство постепенно было освобождено от воинской повинности, и рекрутчина стала участью не просто низших слоев населения, но беднейших из них, так как те, кто богаче, могли откупиться, наняв за себя рекрута. Такая форма воинской повинности легла тяжким бременем на плечи бедных слоев населения, потому что срок службы в то время был 25 лет, то есть кормильцы, уходя из дома, покидали его практически на всю жизнь, крестьянские хозяйства разорялись со всеми вытекающими отсюда последствиями.

По  новому закону призывались все молодые  люди, достигшие 14 - 21 года, но правительство каждый год определяло необходимое число новобранцев, и по жребию из призывников выбиралось только это количество (обычно на службу призывалось не более 20 - 25% призывников). Призыву не подлежали следующие категории граждан: единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также тот, у кого старший брат отбывал или отбыл службу. Взятые на службу числились в ней в течение установленных сроков: в сухопутных войсках -- 15 лет (6 лет в строю и 9 лет в запасе); во флоте -- 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для всех, получивших начальное образование, срок действительной службы сокращался до 4-х лет, окончивших городскую школу -- до 3-х лет, гимназию -- до полутора лет, имевших высшее образование -- до полугода.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что новая система предполагала не только военное обучение солдат, но в то же время проводился ряд  мероприятий с целью их.

Военные расходы, вызванные Восточной войной, а также выкупная операция, затеянная в это время, заставили правительство выйти из рамок бюджета. Оно брало кредиты за границей, прибегало к внутренним займам, выпускало кредитные билеты. Все это привело к тому, что возникла реальная проблема упорядочивания государственного хозяйства.

Другие реформы

Значительные  изменения были внесены в систему  образования. Университетский устав 1863 г. расширял автономию университетов: предоставлял большую хозяйственную  и административную самостоятельность, преподаватели и студенты непосредственно участвовали в решении вопросов внутренней жизни. В Соответствии с уставом средней школы (1864) гимназии подразделялись на классические и реальные. Первые готовили главным образом к поступлению в университет, вторые - в высшие технические учебные заведения. В 1865 г. была проведена цензурная реформа. Отменялась предварительная цензура для большей части книг и литературных журналов. Для них вводилась карательная цензура - применение различных санкций уже после публикаций, вплоть до закрытия издания. Конфискация продукции проводилась исключительно по решению суда. Массовая периодика, однако, подлежала обязательной цензуре.

Финансовые  реформы Александра II можно разделить  на две группы. Одни направлены на преодоление  сословности в народном хозяйстве; другие являются, скорее, просто мерами по более разумной организации государственного хозяйства. Такая умеренность финансовых реформ вызывалась, с одной стороны, непосредственным материальным интересом дворянства (например, в том, чтобы крестьяне продолжали нести основную тяжесть государственных расходов), а с другой - тем, что в этой отрасли предстояло не столько ломать и переделывать, сколько создавать с нуля, что можно проиллюстрировать созданием банковской системы. 

Одним из главных средств поднятия экономической  мощи страны считалась постройка  сети железных дорог. В связи с  ней иностранный отпуск вырос  в 10 раз, и почти так же увеличился ввоз товаров в Россию. Число торговых и промышленных предприятий заметно возросло, а также умножилось число фабрик и заводов. Были упразднены винные откупа. Со времен Екатерине II частные лица "откупали" право продажи вина в определенном округе за некоторую сумму. По новому порядку вино могло продавать любое лицо, но все вино, поступавшее в продажу, облагалось "акцизом" (налогом в пользу государства). Таким же акцизом были обложены соль, сахар, табак. Были увеличены некоторые таможенные пошлины. Главный итог преобразований финансовой системы заключался в установлении гласности бюджета, финансового контроля и прогрессивных изменениях в налоговой системе.

 

Заключение

Реформы 60-70-х годов - крупное  явление в истории России. Новые, современные органы самоуправления и суда способствовали росту производительных сил страны, развитию гражданского самосознания населения, распространению просвещения, улучшению качества жизни. Россия подключалась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности населения и его волеизъявлении. Но это были только первые шаги. В местном управлении были сильны пережитки крепостничества, оставались нетронутыми многие дворянские привилегии. Реформы 60-70-х годов не коснулись верхних этажей власти. Сохранялись самодержавие и полицейский строй, унаследованные от прошлых эпох. С отменой крепостного права "воскресла" торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые. Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни. В годы его правления Россия прочно укрепила свои взаимоотношения с европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты с соседствующими странами.

 

 

Список литературы

1. Вернадский  Г.В. Русская история. М., 1997

2. Двориченко  А.Ю., Ильин Е.В. Русская история  с древнейших времен до наших  дней. / 4-е изд. СПб., 2000

3. Платонов  С.Ф. Учебник русской истории.  М., 1993г.

4. Интернет

 


Информация о работе Рост значения макроэкономических исследований в период реформ