Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:37, доклад
Русская экономическая мысль: её происхождение и развитие Первым русским экономистом называют Ивана Тихоновича Посошкова (1652-1726), в творчестве которого нашла отражение реформаторская деятельность Петра 1. Посошкова в первую очередь интересовали не вопросы обеспечения активного торгового баланса, а вопросы развития национального хозяйства. Название его основного труда "Исследование о скудости и богатстве" (1724 г.) очень напоминает название работы А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов". И это сходство не только внешнее.
1. Русская экономическая мысль: её происхождение и развитие
Первым русским экономистом называют Ивана Тихоновича Посошкова (1652-1726), в
творчестве которого нашла отражение реформаторская деятельность Петра 1.
Посошкова в первую очередь интересовали не вопросы обеспечения активного
торгового баланса, а вопросы развития национального хозяйства. Название его
основного труда "Исследование о скудости и богатстве" (1724 г.) очень
напоминает название работы А.Смита "Исследование о природе и причинах
богатства народов". И это сходство не только внешнее. Обе работы
рассматривают главные проблемы политической экономии: сущность и формы
богатства нации, механизмы его роста. Как и А.Смит, И.Т.Посошков источник
национального богатства видел в труде, при этом у него и сельскохозяйственный
и промышленный труд одинаково важен. Ему было чуждо пренебрежение к сельскому
хозяйству, характерное для меркантилистов Запада. Общественное же значение
труда Посошков видел в том, чтобы давать "прибыток", который фактически
представляет у него разницу между ценой и издержками производства.
В отличие от западноевропейских меркантилистов, у Посошкова богатство не
отождествлялось с деньгами. Более того, в целом он осуждал денежное богатство
как символ корыстолюбия и противоречащее нравственным устоям общества и в
этом заключается еще одна особенность русского меркантилизма. Как и А.Смит,
богатство народов Посошков видел не в деньгах, а в вещественном богатстве,
приобретаемом исключительно трудом и потому считал более полезным увеличение
материальных благ, чем денег. Трактуя деньги, Посошков развивал
номиналистическую концепцию (что опять-таки в традициях классической
политической экономии), полагая, что их курс определяется лишь царским
штампом. Он рассматривает деньги как ценность, созданную законом, средство
для создания определенного правопорядка. Правда, это касается только
внутреннего обращения, в сфере же внешней торговли безусловно деньги должны
быть полноценными [6, с. 4-5].
Заметный след в истории экономической мысли конца 18-первой четвери 19 вв.
оставили экономисты Вольного экономического общества, созданного в 1765г.
Президент Вольного экономического общества (1823-1840) Николай Семенович
Мордвинов (175401845) предлагал способствовать росту населения России,
опровергая теорию Мальтуса о народонаселении. Источником богатства он считал
труд, повышение производительности труда в результате его разделения.
Показывал необходимость развивать
все отрасли народного
специализацию на производстве и экспорте какого-либо одного вида изделий.
Часть экономистов считала возможным дальнейшее успешное развитие России в
условиях сохранения крепостного права, неприкосновенности прав дворян на
землю и крепостных крестьян. Михаил Михайлович Щербаков (1733-1790) предлагал
расширить дворянское землевладение за счет продажи им государственных земель
вместе с крестьянами. Надо только ограничить власть царя, создав совет
вельмож из особо важных дворян [6, с. 7].
В первой четвери 19 в., как и в конце 18в., новые явления в экономике
вынуждали передовую общественность дать ответ на вопросы о судьбе
крепостничества и путях дальнейшего развития России. Некоторые общественные
деятели доказывали незыблемость крепостничества , предлагали программы роста
экономики и благосостояния, не отвергая феодальные производственные
отношения. Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) представил в 1810 «План
финансов», где предусматривались экономия государственных средств, изменения
налоговой политики, прекращение выпуска ассигнаций и замена их металлической
валютой, а также разменными билетами. Но этот план не был принят. Также он
вносил предложения о
продажу крестьян без земли, регламентировать повинности, облегчить отпуск
крестьян на волю, упростить перевод в дворовые [6, с. 8-9].
В значительной степени продолжателями российской традиции - рассматривать
экономические явления в широком социальном контексте явились "народники",
которые большое внимание уделяли таким вопросам, как развитие русского
капитализма, пути перехода к социализму и организация экономических отношений
при социализме. Надо сказать, что народничество в лице таких ярких
представителей как Петр Лаврович Лавров (1823-1900), Михаил Александрович
Бакунин (1814-1876), (1844-1885) явилось одним из ведущих направлений
русской общественно-политической мысли в 70-е годы девятнадцатого века,
оказавшего очень сильное влияние на последующее развитие отечественной
экономической мысли. Лейтмотивом "народничества" явилось убеждение -
капитализм в. Россию не следовало пускать, а коль скоро он просочился -
максимально его ограничить.
По их мнению, капитализм в Росси не имеет оснований для развития, поскольку
он не может разрешить проблему реализации (они разделяли взгляды С.Сисмонди
на причину кризисов перепроизводства как результата недопотребления). Народ
слишком беден, чтобы покупать те массы товаров, которые способна производить
крупная капиталистическая
реализации товара, как внешние рынки, которые уже давно захвачены [2, с. 89-
90].
Плеханов положительно охарактеризовал его методологию и высоко оценил его
теорию стоимости. Г.В. Плеханов утверждал, что стоимость определяется не
естественными свойствами вещи, а трудом, затраченным на производство.
Прибавочную стоимость он понимал как разность между вновь созданной
стоимостью и заработной платой рабочего. Плеханов разрабатывал проблему
рынка, утверждая, что капитализм сам создает себе рынок. Его также
интересовала проблема экономических кризисов перепроизводства [2, с. 93-94].
Ведущим направлением конца девятнадцатого века были представители
марксистского направления, получившего название "легального марксизма"
(П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев). Своими
работами они способствовали развитию марксизма, начиная от теории ценности и
кончая теорией экономических конъюнктур. А Н.А.Бердяев (1874-1948) и
С.Н.Булгаков (1871-1944) положили начало современным концепциям этического
социализма, акцентируя внимание на проблеме духовных ценностей: человеческую
личность они рассматривали как абсолютную ценность бытия.
[7, с. 115-116].
Известный русский экономист Михаил Иванович Туган-Барановский (1865- 1919)
также большое внимание уделяет проблемам экономического и социально-
политического развития России. Он считал, что в основе социализма как учения
о справедливом обществе должна лежать этическая идея, сформулированная
И.Кантом - идея о равноценности человеческой личности, о человеческой
личности как цели в себе. Туган-Барановский пишет, "...что люди равны по
своим правам на жизнь и счастье, равны по тому уважению, к каким мы должны
относиться к интересам их всех, они равны по бесконечной ценности, которой
обладает личность каждого из них".
Логика рассуждений Туган-
полезность последних единиц каждого рода продуктов - изменяется в зависимости
от размеров производства. Мы можем понижать или повышать предельную
полезность путем расширения или сокращения производства. Напротив, трудовая
стоимость единицы продукта есть нечто объективно данное, не зависящее от
нашей воли. Отсюда следует, что при сопоставлении хозяйственного плана
определяющим моментом должна быть трудовая стоимость, а определяемым -
предельная полезность [2, с. 95].
Если трудовая стоимость продуктов различна, но польза, получаемая в последнюю
единицу времени одинакова, то следует вывод, что полезность последних единиц
свободно воспроизводимых
должна быть обратно пропорциональна относительному количеству этих продуктов
в единицу рабочего времени. Иначе говоря, должна быть прямо пропорциональна
трудовой стоимости тех же продуктов". И значит, по мнению Туган-Барановского,
обе теории находятся в полной гармонии. Теория предельной полезности выясняет
субъективные, трудовая теория стоимости
- объективные факторы
ценности. Именно Туган-Барановский обосновал положение, что предельная
полезность свободно воспроизводимых хозяйственных благ пропорциональна их
трудовым стоимостям. Данное положение называют в экономической литературе
теоремой Туган-Барановского.
Информация о работе Русская экономическая мысль: её происхождение и развитие