Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:17, курсовая работа
Целью работы является: изучение методов влияния государства на рыночную экономику на примере Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
1.Выявить основные характеристики рыночной экономики.
2.Обосновать необходимость вмешательства государства в рыночную экономику.
3.Рассмотреть средства и методы вмешательства государства в рыночную экономику.
Введение……………………………………………….. …………………………4
Глава 1. Характеристика рыночной экономики
1.1 Рынок и его функции…………………………………………………..6
1.2Достоинства и недостатки рыночной системы………………..……... 8
Глава 2. Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику
2.1. Государственное регулирование экономики и его необходимость…………………………………………………………..…….…18 2.2Минимально необходимые и максимально допустимые границы вмешательства государства в рыночную экономику………………………...27
2.3 Налоги их функции ……………………………………………….…32
Глава 3. Основные средства и методы государственного регулирования рыночной экономики
3.1 Методы и инструменты государственного воздействия на рыночную экономику…………………………………………………………………….…43
3.2 Финансовая система и фискальная политика государства…….….46
Заключение……………………………………………………………….……..50
Список используемой литературы……………………………………….……52
Введение……………………………………………….. …
Глава 1. Характеристика рыночной экономики
1.1 Рынок и его функции…………………………………………………..6
Глава 2. Необходимость государственного вмешательства
в рыночную экономику
2.3 Налоги их функции ……………………………………………….…
Глава 3. Основные средства и методы государственного регулирования рыночной экономики
3.1 Методы и инструменты государственного
воздействия на рыночную экономику………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………….……52
Введение
В обеспечении
нормального функционирования
Государственное
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы грани-цы и направления государственного вмешательства, су-ществует широкий спектр мнений и подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономическо-го либерализма. Однако необходимость выполнения госу-дарством определённых функций в экономике не подвер-гается сомнению. Это ещё раз получило подтверждение в ходе «кейнсианской революции», которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.
Осуществляя регулирование экономики, государство использует разные направления и методы воздействия, такие как: денежно-кредитная политика, налоговая политика, политика государственных расходов и т. д., одновременно придерживаясь цели создания условий для свободного функционирования рынка. Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт первых лет реформирования экономики в нашей стране, порождает негативные последствия.
Все вышеперечисленное обуславливает актуальность данного вопроса.
Предметом исследования выступает: рынок, как объект воздействия государства.
Объектом исследования выступают: методы государственного регулирования рыночной экономики.
Целью работы является: изучение методов влияния государства на рыночную экономику на примере Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
1.Выявить основные характеристики рыночной экономики.
2.Обосновать необходимость вмешательства государства в рыночную экономику.
3.Рассмотреть средства и
В данной работе использовались работы экономистов: Борисова В.А, Лившиц А.Ю., Сажиной М.А; специалистов в области права: Марченко М.Н, Кошкина В.И.
Работа состоит из трех глав ,разделенных на пункты.
1. Характеристика рыночной экономики
1.1 Рынок и его функции.
Рынок – это очень объемное понятие. В кратком определении невозможно осветить все грани этой важнейшей экономического механизма. По научному определению, рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном и безличностном механизме ценовых сигналов. Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация.
По определению Кэмпбелла Р. Макконнелли и Стэнли Л. Брю рынок – это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.
Рыночная экономика основана на том, что производители свободны от власти "традиций" и не подчинены государственным органам. Каждый решает, что производить, как и в каком количестве, исходя при этом из одной цели — личного интереса, повышения собственного благосостояния. В условиях разделения труда и личной свободы, производитель изготавливает продукт не для своего потребления и не по приказу начальника, а для обмена. Продукт, произведенный специально для обмена, называется товаром. Только обменяв его, производитель может получить то, в чем нуждается для удовлетворения своих потребностей.1
Главная установка рыночной экономики — свобода выбора видов и форм деятельности. — декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности в любой допускаемой законом форме. Под видами экономической деятельности подразумевается производство разнообразных видов продукции, товаров, оказание платных услуг, а также торгово-посредническая, финансово-кредитная, научно-информационная, управленческая деятельность.2
При функционировании рыночной экономики действуют следующие принципы:
1) Свободы ценообразования. Цена никем не назначается, а формируется в результате торга, на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем. Именно такие цены принято называть рыночными.
2) Децентрализации управления является производным от других принципов и вытекает из свойств этой экономической системы. Децентрализация экономики рыночного типа проявляется в отсутствии устанавливаемого центром государственного плана, подлежащего обязательному выполнению. Он заменяется индикативным, рекомендательным, советующим планом-прогнозом (бизнес-планом).
3) Экономической ответственности.
4) Конкуренции между
предприятиями организациями,
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, выполняет целый ряд функций.
Информационная функция. Изменение относительных цен служит для производителя ориентиром, при определении необходимости изменения объемов производства, ассортимента производимой продукции. Изменение цен влияет на выбор технологии производства. Цены, в конечном итоге предопределяют и то, кем будет потреблен продукт.
Посредническая функция. Спрос и предложение. Спрос - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах, для удовлетворения собственных потребностей. Предложение - это количество товара, которое имеется в продаже при данной цене. Данная функция предоставляет возможность каждому участнику рыночных отношений, выбрать себе определенного поставщика, или покупателя (в зависимости от потребностей).
Ценообразующая функция. Каждый производитель одинаковой продукции, несмотря на разные условия производства, не может продавать свой товар за собственно устанавливаемую цену, исходя из индивидуальных затрат. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебание рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.
Регулирующая функция. Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия. Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т.е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену. С помощью конкуренции, решаются основные вопросы: ЧТО?, СКОЛЬКО? и КАК? производить.
Санирующая функция. Выживает сильнейший. При помощи конкуренции, рынок освобождает общественное производство от экономически неэффективных, слабых , нежизнеспособных производств, тем самым освобождая место для деятельности более эффективных производств, что укрепляет экономику в целом4.
1.2 Достоинства и недостатки рыночной системы.
Прежде чем раскрывать особенности, положительные либо отрицательные, свойственные рыночному типу организации экономических отношений общества необходимо рассмотреть основную проблему экономии, которую призвана решать любая экономическая система.
Два фундаментальных факта, образуют основную проблему экономики. Первый факт таков: материальные потребности общества безграничны. Второй факт: экономические ресурсы ограничены, или редки.
Попытаемся подробней
Рассмотрим теперь второй фундаментальный
факт: редкость экономических ресурсов.
Что подразумевается под
Все экономические ресурсы, или факторы производства, обладают одним общим коренным свойством: они редки или имеются в ограниченном количестве. Равно как пахотные земли, полезные ископаемые, вода, воздух, так и капитальное оборудование и рабочая сила - их наличие ограничено определенным пределом. Вследствие редкости производственных ресурсов и предела, который их редкость ставит перед производственной деятельностью, сам по себе объем производства по необходимости ограничен. Таким образом, общество не способно производить весь объем товаров и услуг, который оно хотело бы получить.
Становится очевидным, что экономика сталкивается с необходимостью выбора между альтернативами? При всей безграничности потребностей, объем имеющихся ресурсов, которые могут быть направлены на производство того или иного продукта, ограничен. Данное положение можно проиллюстрировать на кривой производственных возможностей классическим примером распределения ресурсов, направляемых на производство пушек и масла, при допущении полной занятости ресурсов.
Для дальнейшего анализа