Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 23:28, реферат
Чрезвычайно актуальной представляется цель работы – исследование понятия рыночной системы хозяйствования и особенностей формирования рыночной экономики в мире и Республике Беларусь на современном этапе на основе анализа теоретического и практического опыта.
Введение……………………………..………………………………………… 4
1 Теоретические основы рыночной системы……………………………... 5
1.1 Рыночная системы: понятие, основные элементы, функции, структура………………………………….………………………………….… 5
1.2 Эволюция рыночной системы……….……………….………………… 14
2 Сравнительные характеристики основных моделей рыночной экономики………………………………………………………………………..17
2.1 Зарубежные модели развития экономики………………………..……17
2.2 Белорусская модель экономического развития…………………..…...21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников……………………………………….......25
В США развита кредитная система. Ее основным государственным компонентом является Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции центрального банка США. ФРС осуществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения.
В США целый ряд отраслей именовался «регулируемыми», потому что в отношении их действовал особый правовой режим. Так, в начале 80-х гг. федеральные органы контролировали параметры ценообразования, производства продукции в отраслях на которые приходилось около 24% ВНП (гражданская авиация, железные дороги, автомобильный грузовой транспорт, телефонная связь были национализированы). Но регулирование отраслей все больше оказывалось направленным в пользу производителей, а не потребителей. Поэтому к 2009 г. все больше в США стало осуществляться «дерегулирование», т.е. снятие ограничений на предпринимательскую деятельность.
2. Японская модель
Особенность общегосударственного
регулирования в Японии заключается
в использовании системы
Планы-прогнозы, во-первых,
дают представление о наиболее вероятных
путях развития национальной экономики,
во-вторых, показывает проблемы, с которыми
могут столкнуться
Цель таких планов-прогнозов
заключается в том, чтобы дать
правительству и
Министерство финансов контролирует выполнение государственного бюджета и всю систему финансов.
Детальные планы для всех отраслей промышленности разрабатывает Министерство внешней торговли и промышленности. Для разработки этих планов изучается статистика, конкурентоспособность продукции, спрос и предложение. На основании данных делается детальный научный анализ и прогноз по каждой отрасли и экономики страны в целом.
Правительство концентрирует свои ресурсы в основном на получении принципиально новых знаний, т.е. на фундаментальных исследованиях, и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов.
Вторая особенность общегосударственного регулирования состоит в том, что основным средством достижения социально-экономических целей является технологическое развитие, ориентированное на отраслевую структуру промышленности в зависимости от конкурентоспособности продукции на мировом рынке. В последние годы, когда японская промышленность вышла на открытую борьбу с фирмами США и ЕС за рынок высококвалифицированных рабочих и продукции, правительство и частный сектор были вынуждены резко увеличить затраты на науку и технологии (в 2008 г. они достигли почти 3% от ВНП - больше, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой), притом средства стали направляться прежде всего в базовые исследования.
Правительство стимулирует исследования и разработки посредством налоговых льгот и ускоренной амортизации. Так, управление по науке и технологии разработало ежегодно обновляемый перечень тематики исследований, номенклатуры новых изделий и услуг, в отношении которых представляются льготы при кредитовании и налогообложении. В частности по предприятиям, выпускающим новую продукцию, налоговые льготы могут достичь 25 или 50%, а в отношении особо важных изделий разрешается производить в первый год амортизационное отчисление до 25% объема продаж. Дополнительно могут применяться и специальные налоговые льготы. Для малых и средних фирм в налоговом кодексе сделана специальная оговорка, которая позволяет им применять 20%-ное снижение дохода, подлежащего налогообложению. Существуют и другие виды налоговых льгот. Ускоренная амортизация введена для компаний, применяющих энергосберегающее, ресурсосберегающее оборудование и не наносящих вред окружающей среде. Нормы ускоренной амортизации колеблются в пределах от 10 до 50%, однако, наиболее распространенная ставка составляет в среднем 15-18%.
Основной источник финансовых ресурсов для технологического обновления - льготное кредитование. Одним из направлений поддержки рискованных инновационных проектов являются долгосрочные кредиты. Гарантии иногда распространяются на 80% общей суммы займа новой фирмы, но не могут превышать 40 тысяч долларов. В случае успешной реализации поддержанного таким образом проекта фирма выплачивает государству определенное вознаграждение.
3. Шведская модель
Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире. В шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего, сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.
Шведская модель организации
экономической и политической жизни
позволяет выделить те принципы, которые
обеспечили этой стране развитие на протяжении
длительного времени без
1) Высокий уровень
развития политической
2) В экономической сфере это высокая конкурентоспособность в промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии государственных институтов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании крупных предприятий с малыми и средними в единые крупные научно-производственные системы, функционирующие как будто самостоятельно, интеграции различных сфер деятельности, начиная от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и крупномасштабного тиражирования освоенных образцов изделий (инновационный климат);
3) В социальной области это возрастание среди традиционных факторов производства (труд - капитал - технологии - природные ресурсы) значения человеческого фактора - высококвалифицированного и инновационного, творческого по характеру труда, которое получило выражение в концепции «человеческого капитала» и социальной направленности и экономической стабильности общества и вызывающей к жизни могучие созидательные силы социума шведского типа (социальная ориентация.
Основанный на этих принципах
шведский тип организации жизни
общества обеспечивает высокий уровень
экономической эффективности и
высокие жизненные и
Государство превратилось в Швеции в крупнейшего нанимателя рабочей силы, обеспечивая рабочие места примерно для трети экономически активного населения. Около 65% населения Швеции получают почти все свои доходы из общественных фондов: либо как наемные работники правительственных или муниципальных учреждений, либо как получатели социальных пособий или пенсий из государственных пенсионных фондов, и только 35% трудятся в рыночном секторе экономики.
Страна продолжает сохраняться
в основных своих чертах, несмотря
на смены правительств и изменения
внешнеэкономической
Высокая экономическая эффективность промышленности Швеции и высокий уровень благосостояния ее населения основываются на развитом инновационном секторе ее экономики и специализации на производстве наукоемкой продукции. В стране существует около 1 500 тыс. малых предприятий, на которых работает почти треть всех занятых в шведской промышленности. Ежегодно возникает примерно 30 тыс. предприятий. Именно малые предприятия делают наибольший вклад в научно-технические разработки и внедрение, создают новые виды товаров, услуг и технологий.
Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды. В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как автомобилестроение, электротехника, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, самолетостроение, фармацевтика, производство специальных сталей.
Изучение этих моделей имеет практическое значение для разработки модели развития Республики Беларусь. При этом речь идет не о копировании чужого опыта, а о творческом его использовании с учетом конкретных условий, сложившихся в нашей стране.
Таким образом, в зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можно выделить несколько моделей рыночных систем в развитых странах: либеральная (американская), для которой характерна приоритетная роль частной собственности; шведская модель, которая характеризуется высоким уровнем социальных гарантий и японская модель, которая представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма.
2.2
Белорусская модель
Белорусская модель экономики формируется как социально- ориентированная рыночная экономика. Она строится с учетом принципов рыночной экономики, ресурсного потенциала страны, структуры, состояния и тенденций развития национальной экономики, а также геополитических, географических, социальных, демографических, экологических и других особенностей нашей страны. Концептуальные основы белорусской модели — это равноправие всех форм собственности; значительная роль государства в регулировании экономических процессов, доходов населения, занятости, в формировании условий, обеспечивающих удовлетворение социально значимых потребностей всего населения. Характерными чертами белорусской модели экономического развития являются:
1. Равноправное функционирование государственного и частного секторов экономики.
2. Приватизация рассматривается
не как самоцель, а как средство
поиска инвесторов, заинтересованных
в долгосрочном развитии
3. Развитие интеграционных процессов с Россией и другими странами СНГ.
4. Повышение
5. Сильная и эффективная
государственная власть, обеспечивающая
стабильное функционирование
6. Социальная политика, направленная на повышение общественного благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения, рациональное использование трудового потенциала. На современном этапе главной целью социальной политики белорусского государства является создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении социальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения. Социальная ориентация нашей экономики состоит также в поддержке здоровья человека, его профессионального, культурного развития. Стратегическая долгосрочная цель социально-экономического развития Республики Беларусь — это постепенное движение к обществу постиндустриального типа, повышение уровня и качества жизни населения, улучшение среды обитания на основе формирования новых технологических способов производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее реформировании.
Информация о работе Рыночная экономия и ее эволюция. Модели рыночной экономики