Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 16:39, курсовая работа
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.
Актуальность выбранной темы обусловлена переходом от административно- командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок.
Введение |4 |
|1. Понятие рынка, товара, стоимости. Закон стоимости |7 |
|1. 1. Понятие рынка |7 |
|1. 2. Товар. Стоимость. Закон стоимости |8 |
|1. 3. История возникновения обмена и рынка |11 |
|2. Сущность, функции и виды рынка. Понятие рыночной |14 |
|экономики | |
|2. 1. Сущность рынка |14 |
|2. 2. Функции рынка |15 |
|2. 3. Виды рынка |18 |
|2. 4. Понятие рыночной экономики |20 |
|3. Преимущества и недостатки рынка, институты рыночной |23 |
|экономики, рынок и государственное регулирование | |
|3. 1. Преимущества рынка |23 |
|3. 2. Недостатки рынка |25 |
|3. 3. Институты рыночной экономики |26 |
|3. 4. Государственное регулирование рынка |28 |
|Заключение |38 |
|Список использованной литературы |41 |
Рынок выполняет различные функции, которые определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три главных вопроса:
1. Что надо производить,
то есть какие товары и услуги
должны быть предложены
2. Как производить,
то есть какой из способов
изготовления следует
3. Для кого следует
эти товары и услуги
Для решения этих
вопросов рынок выполняет ряд
функций, через которые он решает
центральные проблемы экономики. Но
функции рынка ограничены.
Решением тех социально-экономических
проблем общества, в которых рынок бессилен,
занимается государство. Оно призвано
не только контролировать сферы общественной
жизни, которые лежат за пределами действия
рынка
(социальная сфера, государственное управление
и правопорядок, обороноспособность страны),
но и следить за работой самого рыночного
механизма. Государственное регулирование
распространяет свое влияние на самые
разные сферы экономики, экономической
жизни. В условиях рыночной экономики
даже при наличии многочисленных видов
и способов государственного регулирования
он носит довольно ограниченный характер.
У компаний, предпринимателей, граждан
сохраняются значительные возможности
самоуправления, сохраняются зоны управленческих
воздействий, не затрагиваемые государственным
регулированием.
Государство при чрезмерном вторжении в экономику может деформировать действие рыночного механизма и лишить производство стимулов к совершенствованию.
В экономической
теории различают различные виды
рынков, которые основываются на собственной
инфраструктуре, обслуживающей его
потребности.
Кроме того, рыночную экономику обслуживают
институты, связывающие все рынки в единое
целое. Каждый элемент рыночной системы
имеет самостоятельное значение, но нормальное
функционирование рыночной экономики
возможно только при слаженной работе
всех ее частей, в условиях мягкого государственного
регулирования и стимулирования ее развития.
Роль рынка в
общественном производстве играет большую
роль: он подает сигнал производству –
что, в каком объеме, и какой
структуре следует производить;
уравновешивает спрос и предложение,
обеспечивает сбалансированность экономики;
дифференцирует товаропроизводителей
в соответствии с эффективностью
их работы и нацеленностью на покрытие
рыночного спроса; «убирает»
«свертывает» устаревшее производство.
В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет. Тот, кто предложил покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе.
Как не упорядочен, как ни регулируем современный рынок, его природа остается в основном неизменной – это столкновение продавцов и покупателей, обладающих полной свободой хозяйственной деятельности и поэтому абсолютно самостоятельно решающих для себя главные вопросы экономики: что производить? Как изготовлять? Кому и по какой цене продавать? Как использовать полученные доходы?
Таким образом, можно сформулировать еще один рецепт экономического процветания: для процветания страны необходимо поддерживать развитие рыночных механизмов и следить за тем, чтобы они работали на благо, а не во вред национальной экономике.
Список использованной литературы:
1. Базылева М. Н. Экономическая теория. – Минск: БГЭУ, 1999, 385 стр.
2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций. – М.: 1997, 266 стр.
3. Булатов А. С. Экономика. М., 1999, 786 стр.
4. Дискин И. Е.
Социальная составляющая
// Общество и экономика. 1997. № 1-2, стр. 12
5. Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. – М.: 1997, 391 стр.
6. Котлер Ф. Основы маркетинга. М., Прогресс 1990, 613 стр.
7. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М., Республика. 1992. т. 1, 348 стр.
8. Мамедов О.
Ю. Современная экономика.
9. Микульский К.
И. Социально-ориентируемая
России. // Общество и экономика. 1997. № 1-2,
стр. 8
10. Николаева И. П. Экономическая теория. – М.: «Проспект», 1998, 511 стр.
11. Раицкий К.
А. Экономика предприятия:
12. Райзберг Б. А. Курс экономики. – М.: ИНФРА-М, 1999, 718 стр.
13. Самуэльсон П. Экономические науки. – М 1990, 282 стр.
14. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономикс. М., Республика. 1990, 687 стр.
15. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. – М.: 1998, 405 стр.
16. Смит А. Исследование
о природе и причинах
1962, 535 стр.
17. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993, 483 стр.
18. Экономическая
теория (политэкономия)/ под редакцией
Видяпина В. И.,
Журавлевой Г. П. – М.: 1997, 561 стр.
Приложение 1
-----------------------
[1] Котлер Ф. Основы маркетинга. М., Прогресс. 1990. с. 54
[2] Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М., Республика. 1992. т. 1. с. 77
[3] Смит А. Исследование
о природе и причинах
1962. с. 25
[4] Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономикс. М., Республика. 1990 с. 236
[5] Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М., Республика. 1992. т. 1. с. 91
[6] Приложение 1
[7] Базылева М. Н. Экономическая теория. – Минск: БГЭУ, 1999, стр. 112
[8] Мамедов О.
Ю. Современная экономика. –
Ростов-на-Дону: Феникс,
1997, стр. 67
[9] Райзберг Б. А. Курс экономики. – М.: ИНФРА-М, 1999, стр. 669
[10] Николаева И.
П. Экономическая теория. – М.:
«Проспект», 1998, стр.
206
[11] Самуэльсон П. Экономические науки. – М 1990, стр. 111