Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 18:30, контрольная работа
Закон рыночного равновесия утверждает, что цена любого товара изменяется, чтобы привести спрос и предложение товара в состояние равновесия. Стабильное равновесие- состояние, отклонение от которого приводит к возвращению в это же состояние. Конкурентная цена- цена равновесия, образованная на конкурентном рынке. Таким образом на конкурентном рынке, при условии зависимости спроса на товар от его цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, то есть она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка. Равновесный объём - объём предложения и объём спроса в условиях, когда цена уравновешивает спрос и предложение.
Понятие рыночного равновесия.
Товарный дефицит и его следствия.
Товарный избыток и его следствия.
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«…»
Кафедра «Экономическая теория и маркетинг»
по дисциплине: «Экономическая теория»
Выполнил: ….
СОДЕРЖАНИЕ
Список использованной литературы |
3 5 8 10 |
1.Понятие рыночного равновесия.
Рынки передают информацию в форме цен людям, которые покупают и продают товары и услуги. Продавцы и покупатели планируют свою деятельность на основе этой информации и своих знаний.
На каждом рынке существует множество продавцов и покупателей, каждый из которых планирует свои действия независимо от других. Когда они встречаются для торговли, то оказывается, что многие не в состояние выполнить намеченные планы. Возможно, что общее количество товаров, которое потребители планируют купить, больше, чем количество товаров, которое производители желают продать по существующей цене. В этом случае некоторым покупателям придется менять планы. Возможно также, что планируемый сбыт превысит планируемое потребление по данной цене. Тогда изменятся планы продавцов.
Иногда происходит так, что суммарное количество товара, предложенное производителями, в точности совпадает с количеством товара, которое потребители планируют купить. Если планы продавцов и покупателей совпадают, то никому не приходится эти планы менять. В этом случае мы говорим, что рынок находится в состоянии равновесия. Словарь определяет слово "равновесие" как ситуацию, в которой уравновешиваются разнонаправленные силы. Данное определение описывает и рыночное равновесие.
Смысл равновесия: в точке пересечения (в точке равновесия) совпадает количество, которое потребитель желает купить, а производитель продать. И только при такой цене, когда эти планы продажи и покупок совпадают, цена не имеет тенденции к изменению.
Закон рыночного равновесия утверждает, что цена любого товара изменяется, чтобы привести спрос и предложение товара в состояние равновесия. Стабильное равновесие- состояние, отклонение от которого приводит к возвращению в это же состояние. Конкурентная цена- цена равновесия, образованная на конкурентном рынке. Таким образом на конкурентном рынке, при условии зависимости спроса на товар от его цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, то есть она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка. Равновесный объём - объём предложения и объём спроса в условиях, когда цена уравновешивает спрос и предложение.
Кривые спроса и предложения, отражающие планы покупателей и продавцов, могут быть использованы для графической демонстрации рыночного равновесия.
2. Товарный дефицит и его следствия.
Когда величина спроса превосходит величину предложения товара, то разница называется величиной избыточного спроса, или, проще, дефицитом.
На большинстве рынков первым признаком дефицита является резкое уменьшение товарных запасов, т. е. тех фондов товаров, которые уже произведены и готовы к продаже или использованию. Продавцы обычно держат часть товаров в запасе, чтобы оперативно реагировать на незначительные изменения спроса. Когда количество запасов уменьшается и падает ниже запланированного уровня, то продавцы меняют свои планы. Они могут попытаться восполнить запасы, наращивая выпуск или, если они сами не производят товар, они могут увеличить заказ производителю. Некоторые продавцы будут извлекать выгоду из возросшего спроса, увеличивая цену, т.к. они знают, что покупатели готовы заплатить больше. Но каковы бы ни были детали, в результате произойдёт движение вверх по кривой предложения, так как цена и количество товара возрастут.
Так как дефицит оказывает давление на цену снизу, то покупатели тоже будут вынуждены менять свои планы. Двигаясь влево и вверх по кривой спроса, они будут урезать свое потребление. В результате изменения планов покупателей и продавцов рынок приходит к равновесию.
На большинстве рынков продавцы обладают товарными запасами. Однако существуют и исключения. Запасы невозможны на рынках услуг –
в
парикмахерских, прачечных и тому
подобных предприятиях. Также многие
товары, такие как здания, строящиеся
по заказу, машинное оборудование
для специальных целей, не
На рынках, где не существует товарных запасов, признаком дефицита является очередь покупателей. Очередь может принимать как форму толпы людей, ожидающих, чтобы их обслужили, так и форму списка имен в книге заказов. Очередь - это признак того, что при существующей преобладающей цене покупатели желают потреблять товар быстрее, чем производители планируют его предлагать на рынок. Однако покупательские запросы не всегда могут быть удовлетворены сразу. Покупатели обслуживаются в порядке очереди.
Особенностью административно-
Наряду с дефицитом
Приспособление участников хозяйственного процесса к норме, к возобновлению равновесности происходило посредством использования заменителей, путем упрощения технологии, снижения качеств изделий, переключения производства на выпуск более дорогих и выгодных товаров. Хронический дефицит толкал к постоянному наращиванию капиталовложений, невзирая на реальные размеры инвестиционных ресурсов. Обстановка дефицита использовалась для укрепления монополии поставщика, навязывающего свои условия покупателям.
К условиям дефицита приспосабливались и покупатели. Они приобретали зачастую не то, что нужно, а замену, скажем, не двухкамерный, а однокамерный холодильник, не комплект мебели, а ее разрозненные компоненты.
Покупатели интенсивно вели поиск товаров, включались в ожидание желаемой покупки (очереди), накапливали излишние запасы (бездействующий дефицит).
3. Товарный избыток и его следствия.
В случае когда предложение превышает
спрос (образуется излишек), покупатель
находится в более
Излишек для производителей равняется суммарной величине превышения цены над предельными издержками производства. Он измеряется площадью фигуры, заключенной между кривой предложения и горизонтальной линией, соответствующей значению рыночной цены.
Рассмотрев ситуацию, когда продавцы и покупатели ожидают цены, более низкой, чем равновесная, мы переходим к анализу противоположного случая. Предположим, что по какой-то причине покупатели и продавцы ожидают, что цена будет выше равновесной и соответственно этим ожиданиям планируют свою деятельность. В результате действия рыночного механизма все продавцы продают товар по единой рыночной цене. Однако некоторые производители были бы согласны продавать свой товар и по более низким ценам. Это объясняется тем, что у одних производителей затраты на производство продукции могут быть ниже, чем у других. Поэтому часть производителей получает выгоду от продажи своего товара по рыночной цене.
Когда существует избыток продукта, то продавцы не могут продать все, что они надеялись продать по данной цене. В результате их товарные запасы увеличиваются и вскоре превышают тот уровень, который был запланирован на случай нормальных изменений спроса.
Продавцы ответят на рост запасов изменением своих планов. Одни из них сократят выпуск товара. Другие понизят цены, чтобы поощрить покупателя потреблять больше, и таким образом уменьшат свои чрезмерные запасы. Третьи сделают и то, и другое. В результаты этих изменений произойдет перемещение влево и вниз по кривой предложения.
Так как чрезмерные товарные запасы «давят» на цену сверху, то покупатели также меняют свои планы. Убедившись, что товар стоит дешевле, чем они ожидали, что он двигается вниз и вправо по кривой спроса. Когда это происходит, рынок возвращается в состояние равновесия.
На рынках, где не существует товарных запасов, избыток приводит к формированию очередей продавцов, ищущих покупателя. Хороший пример — очереди такси перед аэропортами. Иногда плата за проезд из аэропорта в город достаточно велика, чтобы привлечь избыточное количество таксистов. В некоторых городах таксисты, находящиеся далеко в конце очереди, пытаются привлечь пассажиров, предлагая свои услуги за пониженную плату. Однако часто существуют правила, запрещающие брать плату меньше тарифа. В этом случае очередь растет до наступления следующего часа пик (т. е. да резкого возрастания спроса).
Список использованной литературы.
Информация о работе Рыночное равновесие. Товарный дефицит и товарный излишек