Рыночный механизм и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 10:14, реферат

Описание работы

Решая задачи со многими экономическими переменными, рынок беспристрастно и жестко осуществляет отбор ресурсов, товаров и способов производства. Для одних участников рынка требования этого отбора оказываются непомерными, и они выбывают из “игры” по причине убытков и банкротства. Экономический успех, прибыли других участников свидетельствуют об удачно выбранных производственных решениях, способах роста и направлениях деятельности. Этот своеобразный естественный отбор в экономике, независимо от того, одобряют или не одобряют его отдельные люди, позволяет сохранять саморегулируемость в движении потоков товаров, доходов и денег.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Рыночный механизм и его функции
1.1. Сущность рынка
1.2. Системы рынков
1.3. Формы торговли
1.4. Типы рынков
1.5. Рынок как социальный институт
1.6. Рыночная цена и законы ее динамики
Глава 2. Конкуренция и монополия в рыночном механизме.
2.1. Взаимодействие конкуренции и рыночного механизма
2.2. Взаимодействие монополии рыночного механизма
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 52.23 Кб (Скачать файл)

По характеру развития конкуренция подразделяется: на свободную  и  регулируемую.

По методам введения рыночное соперничество делится: на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются  посредством снижения цен) и  неценовое (победу одерживают путём повышения  качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т.п.).

Свободная конкуренция означает, во – первых, что на рынке имеется  множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать  и в каких количествах. Во –  вторых, никем и ничем не ограничен  доступ на рынок и такой же выход  из него всех желающих. Это предполагает возможности каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли  хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации  и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В –  третьих, предприятия никак не участвуют  в контроле за рыночными ценами.

Правила конкурентного поведения.

Рыночное соперничество  существенно различается по своим  результатам в зависимости от количества его участников. Так, индивидуальная конкуренция способна изменять цены только отдельных продавцов.

А. Индивидуальная конкуренция.

Особенностью свободной конкуренции является то, что продавцы и покупатели являются мелкими собственниками. Никто из них, естественно, не может в одиночку захватить рыночное пространство и установить для всех свою цену. Это решающее обстоятельство предопределяет правила конкурентной “игры”, ведущие к победе или поражению.

Первое правило. Товаровладельцы должны учитывать уровень равновесной цены (отражающей равенство спроса предложения) как норматив рационального, разумно обоснованного хозяйствования. Если, допустим, продавец установил очень высокую цену на свою продукцию, превышающую равновесный уровень, то он неизбежно столкнется с затовариванием продуктов, не нашедших сбыта.

Тогда через какое –  то время придётся снижать цену или  даже распродавать товары по ценам  приемлемым для покупателей. А это  сопряжено с непредвиденными  убытками.

Второе правило. Чтобы, как говорится, “обхитрить” равновесную цену, товаропроизводитель старается затратить на единицу продукции меньше ресурсов и создавать товары по более низкой цене. Однако он продаёт эти изделия по общей для всех равновесной цене. В итоге образуется дополнительный доход в виде разницы между равновесной и индивидуальной ценой.

Третье правило. При обострении борьбы соперники прибегают к методу ценовой конкуренции. Если позволяют средства, то иногда применяется демпинг – продажа продуктов по чрезвычайно низким ценам. Добившись разорения соперника, победитель, как правило, восстанавливает прежнюю цену и скупает имущество неудачника.

Б. Национальная конкуренция.

Широко распространено представление о том, что в рыночном соперничестве принимают участие только отдельные продавцы товаров. Но на самом деле на рыночной арене часто разыгрывается “война всех против всех”.

Такое всеобщее сражение ведётся  на трёх фронтах. Один фронт мы обнаруживаем среди продавцов. Все они стремятся  к выгоде от продажи товаров и  одновременно не упускают возможности  “отбить” покупателей у своих  соперников. Другой фронт развертывается среди покупателей, которые заинтересованы выгодно приобрести продукты и вместе с тем готовы “потеснить” других претендентов на нужный им товар.

Наконец, главный фронт  “сражения” проходит между армией продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Первая из них стремится продать свои изделия подороже, а вторая –  купить вещи по меньшей цене.

Одерживает верх та армия, которая больше сплочена и способна навязать противнику свою цену. Кроме  того, важно следующее обстоятельство. Для эффективного воздействия конкурирующих  сил на рыночную цену требуется достаточно большая – так называемая критическая  масса продавцов и покупателей. В странах с многочисленным населением такая масса насчитывает несколько  миллионов человек. В таком случае национальная конкуренция выступает  в качестве мощной силы, которая  направляет деятельность всех агентов  рынка по каналам, о которых, они, пожалуй, и не подозревают. Конкуренция  как рыночный регулятор закономерно  воздействует на три явления. Во –  первых, она воздействует цены, предлагаемые продавцами и покупателями. Во –  вторых, конкуренция устраняет нестабильное и неравное соотношение спроса и  предложения в масштабе национального  рынка. В – третьих, она приводит общую рыночную цену к точке равновесия.

Существует три основных уровня рыночной цены. Они характеризуют  свойственное свободному рынку стихийное  колебание спроса, предложения и  цен.

Первый уровень: нормальная цена. Это равновесная цена, которая  устанавливается, когда спрос и  предложение уравновешиваются в  точке Р.

Второй уровень: выше величины равновесной цены. В этом случае предложение благ превышает спрос  на них. В итоге в рыночном пространстве образуется зона избытка товаров.

Третий уровень: ниже величины равновесной цены. Это означает, что спрос превышает предложение. Следствием того возникает дефицит  товаров.

Тогда, несомненно, усиливается  конкуренция среди покупателей.

Конкуренция выполняет троякую  роль. Во – первых, благодаря соперничеству  утверждаются нормальные условия производства и обращения. Во – вторых, рыночная состязательность прокладывает дорогу всему новому, передовому. В –  третьих, разрушаются и устраняются  с рыночной арены все неэффективные  и отсталые хозяйства.

Вследствие всего этого  в обществе происходит расслоение. Выделяются те, кто преуспевает, опираясь на технические, организационные и  экономические достижения. Имеются  и опустившиеся ниже общественно  нормального уровня, разорившиеся и  потерпевшие крах.

 

2.2 Взаимодействие  монополии и рыночного механизма.

 

Монополия – крупный собственник, который захватывает подавляющую  часть рыночного пространства в  целях своего обогащения. В экономической  литературе даётся следующая классификация  видов монополий.

1. С учётом степени  охвата экономики выделяются  такие виды монополистических  организаций. В масштабе определённой  отрасли – чистая монополия.  В этом случае действует один  продавец, доступ рынок для возможных  конкурентов закрыт, продавец имеет  полный контроль над количеством  товаров, предназначенных, для  продажи, и их ценой. В масштабе  национального хозяйства образуется  абсолютная монополия. Она находится  в руках государства или его  хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т.п.). Монопсония (чистая и абсолютная) – один покупатель ресурсов, товаров.

2. В зависимости от  характера и причин возникновения  различают следующие виды монополий.  Естественная монополия. Ею обладают  собственники и хозяйственные  организации, имеющие в своем  распоряжении редкие и свободно  не производимые элементы производства (например, редкие металлы, особые  земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особенно важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

Легальные монополии образуются на законном основании. К ним можно  причислить такие формы монополистических  организацией:

  • Патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом торговлей.
  • Авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течении всей жизни или в какой – то период.
  • Торговые знаки – специальные рисунки, названия, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).

Искусственные монополии. Под  этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения  предприятий, создаваемые ради получения  монополистических выгод. Эти монополии  преднамеренно меняют структуру  рынка: создают барьеры для вхождения  на отраслевой рынок новых фирм; ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистические  объединения) доступ к источникам сырья  и энергоносителям; создают очень  высокий уровень технологии; применяют  более крупный капитал; “забивают” новые фирмы хорошо поставленной рекламой. Искусственные монополии  образуют ряд конкретных форм –  картель, синдикат, трест и концерн.

Сущность и особенности  всех видов монополистических объединений  ярко проявляются в целях и  характере их поведения.

Правила поведения фирм монополистов.

Монополистические объединения  сами и по своему усмотрению устанавливают  рыночную цену на продаваемую ими  продукцию. В условиях свободной  конкуренции при определении  равновесной цены учитывается взаимодействие спроса и предложения. Однако монополистические  объединения совершенно не принимают  во внимание объективно необходимый  объем производства благ. Эти организации  воздействуют на объем спроса в своих  интересах, устанавливая выгодную цену.

Когда на рынке действует  монопсония, скупающая продукцию  у производителей, то монопольная  цена имеет своим ориентиром кривую предложения. Но при господстве и  монополии, и монопсонии имеется  только одна кривая, а поэтому не образуется равновесная цена. Правила  поведения фирм – монополистов зависят  от того, как они ведут свое “ценопроизводство”.

Первое правило. Фирмы устанавливают монопольно высокие цены на свою продукцию, превышающую общественную стоимость или возможную равновесную цену. Это достигается тем, что монополисты преднамеренно создают зону дефицита, сокращая объемы производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос.

Второе правило. Монопсония устанавливает монопольно низкие цены на товары, закупаемые у аутсайдеров. Понижение цены по сравнению с общественной стоимостью или возможной равновесной ценой достигается посредством искусственного создания зоны избытка продукции. В этом случае монопсония преднамеренно уменьшает закупки товаров, из – за чего их предложение превышает монополистический спрос.

Третье правило. Фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсонией, удваивает собираемую “дань” посредством так называемых “ножниц цен”. Речь идёт о монопольно высоких и монопольно низких ценах, уровни которых удаляются друг от друга подобно расходящимся лезвиям ножниц. Такое движение цен основывается на расширении зон избытка и дефицита товаров.

Чтобы удерживать выгодное положение на рынке, монополистические  объединения экономическими и другими  методами расправляются с конкурентами.

1.Хозяйственный бойкот – частичный или полный отказ от экономических связей с аутсайдерами. Монополии предлагают зависимым от них покупателям не приобретать товары других фирм, так как они якобы худшего качества.

2.Демпинг – преднамеренная продажа товаров по “бросовым” ценам с целью разорения конкурента.

3.Ограничение продажи товаров самостоятельным фирмам.

4.Маневрирование ценами: монополия повышает цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно применяет тайные скидки и уступки в этом отношении для крупных покупателей.

5. Использование финансовых  средств борьбы с конкурентами (например, спекуляция ценными бумагами  на фондовой бирже) .

6. Разорение конкурентов  с помощью дозволенных законом  и недозволенных средств с  целью их “поглощения” и “присоединения”  к монополии. 

Последние применяют широкий  арсенал жестоких приёмов: подделывают  продукцию конкурентов, нарушают патенты, копируют товарные и фирменные знаки. Против своих рыночных противников  многие фирмы применяют “промышленный шпионаж”. Некоторые монополии не брезгуют уголовно наказуемыми методами, вплоть до поджогов помещений, тер актов и заказных убийств.

 

 

 

Заключение.

 

Рыночная система – это взаимодействие и сочетание различных экономических структур, хозяйственной практики и правового обеспечения, экономической политики и многого другого. Отсутствие любого элемента немедленно вызовет сбои, приведёт к неэффективному развитию экономической системы. Именно поэтому усиливаются роль и значение государства как гаранта цивилизованного развития рынка. Изданием различных законодательных актов, проведением соответствующей экономической политики оно создаёт “правила игры”, которыми следуют участники рынка.

Государство не должно управлять  хозяйственной деятельностью предприятий  путем дачи указаний типа, что и  сколько производить. Его – цель создать условия, выполнения которых  бы обеспечило бы полную хозяйственную  независимость предприятий как  в области производства, так и  реализации, свободу заключения договоров  с хозяйственными субъектами, выход  на внешний рынок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Лившиц А. Я. Введение в рыночную экономику. М., 1991. Лекции 3,4,5.
  2. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992. Гл. 2,3,4.
  3. Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика. М., 1997. Части II, III.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. М., 1996.
  5. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. М., Юрайт, 2000
  6. Миль Дж. С. Основы политической экономии. М.. 1980. Т. 3.

Информация о работе Рыночный механизм и его функции