Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 16:48, лекция
1.Рынок: понятие, структура, функции.
2. Спрос и предложение: рыночное равновесие.
2.1. Спрос. Закон спроса. Факторы спроса.
2.2. Предложение. Закон предложения. Факторы предложения.
2.3. Координация спроса и предложения. Равновесная цена и равновесное количество.
2.4. Государственное регулирование цен и его последствия.
3. Эластичность спроса и предложения. Факторы эластичности.
Тема 4. Рыночный механизм. Теория спроса и предложения.
1. Рынок: понятие, структура, функции.
Рынок – это сфера товарного обмена, в рамках которой осуществляется перемещение продуктов из рук производителя в руки потребителя.
Рынок – это институт, механизм, который соединяет вместе продавцов и покупателей определенного товара.
Рынок – это форма взаимоотношений между отдельными, самостоятельно принимающими решения хозяйственными субъектами, между покупателями и продавцами.
Основными условиями
появления рынка являются
Общественное разделение - это специализация хозяйствующих субъектов на производстве определенных товаров и услуг. Именно общественное разделение труда обуславливает необходимость обмена продуктами своего труда. Общественное разделение труда представляет собой необходимое, но недостаточное условие существования рынка. Таким условием является экономическая обособленность товаропроизводителей. По сути своей экономическая обособленность означает, что производитель полностью отвечает за результаты своего труда, что его благосостояние зависит от соотношения выгоды, полученной от реализации созданного блага, и затрат на его производство. Для существования такого хозяйственного порядка необходимо, чтобы собственность на средства производства и результаты труда находилась у самих производителей, то есть, чтобы она носила частный характер. Таким образом, право частной собственности является обязательным условием формирования, развития и совершенствования рынка.
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Очевидно, что единой рыночной структуры не существует. Структура рынка может быть классифицирована по следующим критериям: - по объектам рыночных отношений. В зависимости от того, какой именно товар или группа товаров имеют хождение на данном рынке, можно выделить рынок потребительских товаров и услуг, рынок промышленных товаров, рынок сырья, рынок ценных бумаг и т.д. - по субъектам рынка. Всех рыночных субъектов согласно их функциям можно разделить на две группы – покупатели и продавцы. В зависимости от того, кто из них обладает рыночной властью и может определять условия купли-продажи, выделяют рынок продавцов и рынок покупателей. Рынок продавцов возникает в условиях относительной ограниченности предлагаемых товаров. Напротив, избыток продукции на рынке создает условия для возникновения рынка покупателя. - по географическим границам рынка различают местный рынок, мировой рынок, национальный рынок, межстрановый рынок. -по степени ограничения конкуренции на рынке выделяют рынок совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции, а именно: чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. - по отраслевому признаку ( например, автомобильный или нефтяной рынок); - по характеру продаж ( оптовый, розничный); - по соответствию действующему законодательству ( легальный, нелегальный, « теневой» рынок) и т. д. Инфраструктура рынка представляет собой совокупность институтов, систем, служб, предприятий, опосредующих движение товаров и услуг, обслуживающих рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование. Инфраструктура рынка включает такие элементы, как: - биржи ( товарные, фондовые, валютные); - аукционы, ярмарки; - предприятия оптовой и розничной торговли; -банки, страховые компании, фонды, фондовые биржи; -биржи труда; -юридические конторы; -информационные центры; -рекламные агенства; -аудиторские и консалтинговые фирмы.
Функции рынка:
Преимущества рынка
Вместе с тем, рыночный механизм не является идеальным. Несостоятельность рыночного механизма проявляется в его неспособности обеспечить в необходимых объемах производство общественных благ и услуг (образование, здравоохранение, оборона и т. п.). Рынок не обеспечивает социальную защиту населения, не гарантирует право на труд и доход, не перераспределяет доход в пользу малообеспеченных, не обеспечивает стабильное экономическое развитие ( ему свойственны циклические подъемы и спады, инфляция, безработица) и т. п. Рынок не в состоянии создать механизм защиты окружающей среды. Все это предопределяет необходимость государственного вмешательства, которое дополняло бы рыночный механизм, но не вело к его деформации.
2. Спрос и предложение: рыночное равновесие. 2.1 Спрос. Закон спроса. Факторы спроса.
Спрос – это потребность, но не абсолютная, а обеспеченная деньгами. Спрос можно определить так же, как планы, намерения покупателя.
Различают индивидуальный
и рыночный спрос. Если индивидуальный
спрос на товар отражает
Взаимодополняемые товары– это товары, спрос на которые предъявляется одновременно. Например, магнитофон и кассеты, машина и бензин ит.п. Если цена на один из взаимодополняемых товаров вырастет (машина), то спрос на другой (бензин ) сократится. Таким образом, если товары взаимодополняемые, то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. - Инфляционные ожидания потребителей. Так, ожидания роста цен могут вызвать увеличение спроса на товар уже в настоящий период времени и сместить кривую спроса вправо. Ожидания сокращения денежных доходов могут привести к сокращению спроса и сместить кривую спроса влево. - число потребителей данного товара на рынке . Чем больше потребителей данного товара на рынке, тем больше спрос на этот товар, и, наоборот. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса.
2.2 Предложение. Закон предложения. Факторы предложения.
Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке и могут быть проданы производителями по существующим ценам.
Различают индивидуальное и рыночное предложение. Рыночный объем предложения является агрегированной величиной и может быть получен путем суммирования объемов предложения отдельных производителей при всех возможных ценах.
Величина предложения – это количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах. При этом, чем выше цена, тем продадут данного товара больше и, наоборот, чем ниже цена, тем продадут данного товара меньше. Как видим, между ценой и объемом предложения существует прямая связь
Само же предложение изменяется под влиянием неценовых факторов. Среди них:
2.3 Равновесие спроса и предложения.
Продавцы и покупатели, приходя на рынок, преследуют разные интересы. Продавцы желают продать подороже, а покупатели - купить подешевле. Взаимодействие рыночного спроса и рыночного предложения в условиях конкуренции продавцов и покупателей корректируют цену до того момента, когда объем спроса и объем предложения совпадают. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, называется равновесной ценой. Количество спрашиваемой и приобретаемой по этой цене товара называется равновесным количеством.
Равновесный рынок – это рынок, при котором объем спроса равен объему предложения. Ситуация равновесия означает, что ни у кого из экономических субъектов не возникает желания к изменению условий купли – продажи.
Основными функциями равновесной цены являются:
1) информационная – равновесная
цена служит ориентиром для
всех субъектов рыночной
2)стимулирующая – равновесная
цена вынуждает производителя
расширять или сокращать
2.4 Государственное
регулирование цен и его
Цена, как мы выяснили, в условиях рыночной экономики формируется механизмом спроса и предложения. Однако, в отдельные периоды государство вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая либо пределы роста цен, либо пределы падения цен, иначе, устанавливая либо «потолок цены», либо нижний уровень цены или «пол цены». « Потолок цены» - это законодательно установленная максимальная цена, которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар.
Устанавливается данная цена, как правило, ниже равновесной цены в целях защиты интересов потребителей данного товара
Нижний уровень цены или « пол цены» - это законодательно установленная минимальная цена. Устанавливается она, как правило, выше равновесной цены в целях защиты интересов производителей данного товара
3. Эластичность спроса и предложения. Факторы эластичности.
Эластичность спроса – это степень реакции спроса на изменение определяющих его факторов. Исходя из этого, различают:
Ценовая эластичность спроса – это степень реакции спроса на изменение цены.
Если небольшие изменения
в цене приводят к
Дуговая эластичность – это показатель средней реакции спроса на изменение цены товара на некотором отрезке кривой спроса.
Основными факторами, влияющими на ценовую эластичность спроса, являются:
Эластичность предложения – это степень реакции производителя на изменение цены. Для определения реакции продавцов на изменения цен используется показатель эластичности предложения.
Информация о работе Рыночный механизм. Теория спроса и предложения