Рыночный механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 20:44, реферат

Описание работы

Целью написания данного реферата является получение истинных и объективных знаний по заявленной теме и их систематизация. В ходе написания реферата я поставила себе следующие задачи: изучить понятие рыночного механизма; выявить основные функции рынка; выявить структуру рынка; выделить ключевые достоинства и недостатки рыночного механизма.

Содержание работы

Введение
Рыночный механизм
Функции рынка
Структура рынка
Достоинства и недостатки рыночной экономики
Заключение
Список использованных источников
3
4
7
10
13
16

Файлы: 1 файл

ref (3).docx

— 49.79 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение

Рыночный механизм

Функции рынка

Структура рынка

Достоинства и недостатки рыночной экономики

Заключение

Список использованных источников

3

4

7

10

13

16

17




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Введение

 

Еще в Древнем Риме рынок существовал в качестве системы отношений покупателя и продавца. Однако, до возникновения рыночной системы хозяйства в XVII-XVIII вв. в Голландии и Англии рынок был, прежде всего, способом обмена излишков продуктов натурального хозяйства и местом купли-продажи товаров.

С возникновением современной рыночной системы хозяйства обмен экономических благ стал общей формой хозяйственных связей, а рынок – определяющим регулятором хозяйственной деятельности. Это качество рынка появилось потому, что он превратился в механизм функционирования и развития всей хозяйственной системы, всех ее сфер: производства, распределения, обмена и потребления. Значение рынка для современной экономики сложно преуменьшить, и именно этим подтверждается актуальность реферата.

Целью написания данного реферата является получение истинных и объективных знаний по заявленной теме и их систематизация. В ходе написания реферата я поставила себе следующие задачи: изучить понятие рыночного механизма; выявить основные функции рынка; выявить структуру рынка; выделить ключевые достоинства и недостатки рыночного механизма.

 

2 Рыночный механизм

 

Одной из базовых категорий экономической теории является рынок.

Рынок – это многофункциональное понятие. Рынок тесно связан с такими категориями экономической теории как производство, распределение, обмен и потребление.

Зачастую понятие «рынок» применяется как всем известное и не требующее каких-либо пояснений. В действительности оно имеет множество различных толкований.

Рыночный механизм – это совокупность взаимосвязанных объективных и субъективных элементов, которые, влияя друг на друга, и в то же время действуют как одно целое, регулируют поведение экономических единиц, ход хозяйственной жизни.        

Рынок является обязательным компонентом товарного производства. Без товарного производства нет рынка, и наоборот. Товарное производство означает, что продукт создается не для самого производителя, а для обмена. Под товарным производством следует понимать такую организацию общественного хозяйства, когда продукты производятся отдельными, обособленными производителями, причем каждый из них специализируется на выработке одного какого-либо продукта, так что для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке.

К объективным элементам рыночного механизма относятся цена, спроси и предложение, конкуренция, издержки и прибыль. К субъективным элементам механизма рынка можно отнести субъективную общую и предельную полезность, субъективную ценность экономических благ, вкусы и предпочтения потребителей, ожидания продавцов и покупателей, связанные с возможным изменением цен, ставки, ссудного процента, таможенных пошлин и правил, валютного курса национальной денежной единицы.

Влияние на действие рыночного механизма оказывают правовые нормы хозяйственной деятельности, направляющие сделки субъектов рынка в правовое русло. Взаимосвязь элементов рыночного механизма и их влияние на поведение экономических единиц хорошо прослеживается при рассмотрении таких экономических понятий, как цена, спрос, полезность, предложение, издержки и прибыль.

Цена – это денежная оценка товара каждым субъектом рынка и результат сопоставления этих субъективных оценок с учетом других факторов, влияющих на формирование цены в ходе конкуренции.

 Спрос – это количество товаров и услуг, которое желают и имеют возможность приобрести покупатели. Рассмотрим вначале связь цены и спроса. Предположим, что потребители покупают экономические блага на рынке совершенной конкуренции, суть которой будет пояснена ниже. На таком рынке субъекты экономических отношений – продавцы и покупатели – не влияют на цену товаров и услуг. Рыночная цена в этом случае устанавливается в ходе конкуренции, т.е. задается рынком.

Цена влияет на спрос. Экономисты установили, и это подтверждается эмпирическими фактами, что между ценой и спросом существует обратно пропорциональная зависимость. Повышение цены товара ведет к снижению его покупаемого количества, уменьшение уровня цены вызывает увеличение объема спроса. Эта функциональная зависимость величины спроса от цены товара носит устойчивый характер. Соотношение цены и спроса можно изобразить графически (рис. 1).

 

 
Рисунок 1-Соотношение цены и спроса.

На рис. 1 использованы следующие обозначения: P – цена товара, Q – величина спроса, D – кривая спроса. При снижении цены товара величина спроса перемещается по кривой спроса из точки aв точку b. Цена является ценовым фактором, влияющим на величину спроса. При этом предполагается, что другие, неценовые, факторы, воздействующие на количество покупаемого товара, остаются неизменными.

 

3 Функции рынка

 

Рынок – неотъемлемый элемент широкой товарно-денежной рыночной системы и системы товарно-рыночного хозяйства. Условно  в последней можно выделить два следующих аспекта: аспект товарного производства и аспект рынка.

Рассматривая эти аспекты в качестве подсистем, неразрывно связанных с помощью обратных и прямых связей, можно наглядно представить, как товарное производство воздействует на рынок:

- товарное производство  основывается на принципе общественного  разделения труда, в результате  которого создается постоянная необходимость обмена продуктами;

- в сфере производства постоянно создаются полезные продукты, которые столь же регулярно становятся объектами рыночных сделок.

Исходя из этого можно выделить следующие функции рынка:

         1.Функция образования цен – цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно значимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Здесь формируется отражение общественной стоимости. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях конъюнктуры.

2. Информационная функция – рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве.

Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых всем его субъектам. Вся эта разнообразная информация воплощена прежде всего в ценах. Оперативная, обширная и в тоже время компактная информация, содержащаяся в ценах, позволяет определить наполненность или дефицитность рынков каждого вида товаров, уровень издержек на их производство, технологии и направления их совершенствования.

3. Регулирующая функция – рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.

Данная функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики, прежде всего на производство. Рынок дает ответы на вопросы, столь остро поставленные Самуэльсоном: «что производить?», «для кого производить?», «как производить?». 

Рынок довольно оперативно реагирует на изменения, происходящие в экономике, тем самым рынок способен к саморегулированию товарного производства. Если спрос на товар растет, производители станут больше производить, увеличивая цену. Насыщение рынка товарами снижает спрос и цену. Так рынок способствует согласованию производства и общественных потребностей, поддержанию сбалансированности спроса и предложения.  Из закона стоимости следует, что рынок оказывает стимулирующее воздействие на эффективность производства, побуждая товаропроизводителей создавать товары с наименьшими затратами. Если цена снижается, то производители вынуждены не только сокращать производство, но и искать пути снижения издержек (внедрение новой техники, технологий, совершенствование организации труда). Если цена повышается, то потребители должны искать дополнительные доходы, что повышает их трудовую активность. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или  менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая «невидимая рука» Адама Смита: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им». В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.

4. Посредническая функция  – рынок выступает посредником между производителем и потребителем. Экономически обособленные производители в условиях глубокого разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между  конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

5. Координирующая функция – рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.

 

 

4 Структура рынка

 

Большой экономический словарь (Институт новой экономики. А.Н. Азрилиян. 1997) дает следующие определение структуры рынка: структура товарного или иного рынка, количественно описываемая числом и размером фирм, поставляющих рассматриваемый товар на рынок, наличием товаров-аналогов, классификацией покупателей на рынке, условиями входа в рынок, доступностью информации о состоянии рынка и прочими данными о реализации товара.[8]

В основе понятия «структура рынка» лежит степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену. Известны четыре основных типа рыночных структур. Рассмотрим характеристики этих типов рыночных структур.

1. Рынок чистой конкуренции:

  • имеется множество продавцов и покупателей одного и того же товара, при этом каждый из них продает (покупает) очень малую долю общего рыночного объема;
  • товар с точки зрения покупателей является совершенно однородным, покупателю безразлично, у какого продавца покупать товар;
  • все покупатели с точки зрения всех продавцов одинаковы;
  • отсутствуют препятствия для вступления в отрасль новых производителей и выхода из нее;
  • все участники рыночных сделок осведомлены о технологии, ценах, отсутствует сговор продавцов или покупателей;
  • ни один покупатель и продавец не может оказать существенного влияния на уровень текущей рыночной цены (продавец не может завысить цену своего товара по сравнению с текущей рыночной ценой, так как покупатели имеют возможность купить товар у других продавцов по рыночной цене; продавец не будет и снижать цену своего товара, так как он может продать весь товар по текущей рыночной цене).

2. Рынок чистой монополии:

  • наличие только одного продавца некоторого товара (отрасль состоит из одной фирмы);
  • товар не имеет близких заменителей и покупатель должен покупать товар у монополиста или отказаться от него;
  • отсутствие как потенциальной, так и скрытой конкуренции;
  • наличие барьеров для входа в отрасль, среди которых можно назвать: наличие исключительного юридического права заниматься данным видом деятельности, контроль единственной фирмы над специфическим ресурсом, используемым при производстве товара, экономические преимущества крупного производства, защита производства товара патентом;
  • покупателей товара может быть либо один, либо несколько, либо множество;
  • фирма полностью контролирует объем предложения товара и очень сильно влияет на цену, но, изменяя объемы производства и цены, монополист должен учитывать реакцию потребителей.

3. Монополистическая конкуренция:

  •  наличие множества фирм, как правило, мелких, при этом крупные фирмы, если они есть на рынке, не имеют преимуществ перед мелкими фирмами; 
  • выпускаемые фирмами однородные товары широко дифференцированы по качеству, сервису, рекламе, что делает каждую отдельную фирму мини-монополистом, контролирующим небольшую долю всего рынка соответствующего товара (отметим, что под разными товарами подразумеваются продукты: с разными потребительскими свойствами; кажущиеся почему-либо разными потребителю; продаваемые в различных условиях, а также по-разному рекламируемые);
  • вход на рынок и уход с него свободны, за исключением препятствий, связанных с дифференциацией продукта, которая создает для фирмы преимущества, защищает ее от конкурентов, приносит ей дополнительную прибыль, а для рынка страны — многообразие товаров, однако изоляция сегмента рынка одного и того же товара не абсолютна (фирме приходится считаться с конкуренцией товаров, похожих на собственные, спрос на дифференцируемые товары высокоэластичен — повышение цены на один из них сразу приведет к переключению покупателей на другой);
  • фирмы сосредоточивают свои усилия в основном на производстве товара, пользующегося ограниченным спросом, и свойства которого соответствуют специальным запросам потребителей.

4. Олигополистический рынок:

  • на рынке действует небольшое число крупных фирм (формально считается: четыре крупные фирмы, производящие более половины всей выпускаемой продукции), но могут присутствовать и мелкие фирмы;
  • продукты могут быть стандартизированными (цемент, газ и т, п.) и дифференцированными (автомобилестроение);
  • фирмы-олигополисты обладают высокой степенью контроля над рынком (над объемами производства, ценами).

Информация о работе Рыночный механизм