Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:10, курсовая работа
Ценные бумаги - неизбежный атрибут всякого нормального товарного оборота. Будучи товаром, они сами вместе с тем способны служить как средством кредита, так и средством платежа, эффективно заменяя в этом качестве наличные деньги.
С политэкономических позиций, категория «ожидание» представляет собой разновидность экономического прогнозирования, отражающего в идеальной форме наметившиеся экономические тенденции, учет которых позволяет определить изменения котировок ценных бумаг в будущем. Ожидание – специфическое экономическое явление фондового рынка. Наиболее концентрированно ожидания воплощаются в тенденциях развития фондового рынка, в динамике спроса и предложения ценных бумаг.
Экономическое прогнозирование – это не только результат интуиции участников торговли ценными бумагами, но и следствие высокого профессионального уровня, позволяющего учитывать совокупность факторов, определяющих результаты ожидания. Это и учет действия прошлых рыночных ситуаций, учет оценок конкурентов и компаний, чьи акции обращаются на фондовом рынке, учет влияния возможных политических изменений и т.п.
Что касается категории «предпочтение»,
играющей существенную роль при принятии
решений инвесторами, то она может
быть охарактеризована как субъективно-
Предпочтения и ожидания хозяйствующих субъектов входят в систему экономических отношений в качестве массовых духовных процессов, охватывающих субъектов фондового рынка. Хотя эти отношения приобретают субъективно- психологическую форму, они сохраняют объективный характер причинно-следственных связей экономических явлений и отношений. Без учета такого рода процессов и явлений трудно раскрыть сущностные связи фондового рынка.
Не менее важной характеристикой экономической сущности рынка ценных бумаг является соотношение риска и доходности.
При вложении своих средств в бескризисные ценные бумаги инвестор может рассчитывать лишь на минимальный доход. При нулевом риске, инвестор получает наименьший доход. Если инвестор хочет получить более высокий доход, то он должен покупать акции, связанные с рискованными операциями.
В этом случае инвестор получает определённую премию за риск в виде повышенного уровня доходности. Следовательно, при покупке ценной бумаги необходимо учитывать соотношение между ожидаемым доходом и наличием риска, выбрав для себя агрессивную или осторожную политику.
Инвестор, стремящийся не только сохранить, но и увеличить свой капитал, вынужден приобретать акции с повышенной доходностью, несмотря на связанные в нём риски и возможные потери.12
3.
Регулирование рынка ценных
Любая человеческая
Для начала следует выделить систему регулирования рынка ценных бумаг - так называемую регулятивную инфраструктуру рынка, на данный момент эта система включает в себя:
- государственные органы
- саморегулирующиеся
- законодательные нормы рынка ценных бумаг;
- этику, традиции и обычаи рынка.
Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:
- разработка программы и
- установление требований к
участникам рыночного процесса,
установка различных
- контролирование финансовой
- обеспечение информированности
всех без исключения
- формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;
- контроль и предупреждение
чрезмерного вложения
На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг, первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой - роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.
Важнейшим документом, регулирующим российский фондовый рынок, стал Федеральный закон № 39 - ФЗ от 22.04.96 г. “О рынке ценных бумаг”. Закон устанавливает, что эмитентами ценных бумаг, помимо юридических лиц, выступают органы исполнительной власти и местного самоуправления Федеральный закон “О рынке ценных бумаг” №39-ФЗ, статья 2 и 3 Федеральный закон “О рынке ценных бумаг” статья 42
Данным Законом систематизируется терминология фондового рынка, классифицируются виды ценных бумаг, виды профессиональной деятельности участников рынка, регламентируются вопросы организации фондовой биржи и т.д.
Большое значение имеет раздел Закона, посвященный регулированию рынка ценных бумаг, в том числе организации деятельности Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
В функции Федеральной комиссии входит:
- разработка основных
- утверждение стандартов
- установление обязательных
- установление норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности;
- обеспечение общедоступной
В целом государство воздействует на функционирование рынка ценных бумаг по следующим направлениям:
1. Выступает в качестве административного органа, издающего законы, которые регулируют:
- порядок и образование
- порядок эмиссии и виды
- ставки налога на прибыль, получаемую при операциях с ценными бумагами;
- деятельность биржи, разрешают или запрещают отдельные виды сделок с ценными бумагами.
2. Выступает на рынке в качестве
субъекта экономических
3. Воздействует на состояние рынка через кредитно-денежную политику Центрального банка.
Другими словами, состояние фондового рынка тесно связано с задачей
регулирования денежной массы в обращении и поощрения или сдерживания кредита, для того, чтобы сковать или освободить денежные резервы банков. Центральный банк в соответствии с этим продает или покупает на открытом рынке государственные облигации. Для краткосрочного регулирования денежной массы он продает или покупает казначейские векселя, т.е. краткосрочные бумаги. В основном покупателями этих ценных бумаг, помимо банков, выступают страховые компании, пенсионные фонды, крупные фирмы. Приобретая облигации, они большей частью платят чеками на свои банки. Далее Центральный банк представляет чеки к платежу этим банкам, и их резервы сокращаются на соответствующие суммы.
При выкупе облигаций Центральным банком резервы банков возрастут. Продажа или скупка государственных бумаг обуславливается конкретной экономической ситуацией. Например, если в стране занятость находится на низком уровне, то Центральный банк купит на открытом рынке государственные бумаги и тем самым увеличит резервы банков. Это, в свою очередь, сделает деньги более доступными, удешевит кредит и увеличит доходы. В результате повысится деловая активность и будут созданы новые рабочие места.
Фондовый рынок реагирует также на учетную политику Центрального банка. Центральный банк может предоставлять ссуды другим банкам. Это называется “учетом векселей”. Понижая учетную ставку, т.е. плату за ссуду, банк поощряет учет векселей, повышает ее - он ослабляет стремление. В день, когда учетная ставка повышается, другими словами, растет ссудный процент, курс акций и облигаций обычно падает, и наоборот, при понижении учетной ставки курс акций и облигаций повышается.
Фондовый рынок реагирует также на изменение обязательных резервных средств, которые должны хранить банки в Центральном банке. Центральный банк может прибегнуть к этому средству, чтобы быстро сократить кредит, увеличив норму, или расширить его, понизив норму. Расширение кредита приводит к увеличению доступности денег и снижению уровня ссудного процента. Следствием таких действий будет повышение курса акций и облигаций, выпущенных под более высокий процент. Если резервная норма повышается, то уменьшается доступность денег, возрастает ссудный процент и падает курс акций и облигаций, выпущенных под более низкий процент. Однако в данном случае следует помнить, что регулирование обязательных банковских резервов в Центральном банке является очень мощным рычагом финансовой политики, и поэтому, в отличие от учета векселей и продажи краткосрочных облигаций, к таким действиям прибегают довольно редко - раз в несколько лет.
Рынок ценных бумаг испытывает воздействие государственного регулирования и в случае возникновения большого дефицита государственного бюджета. Для того чтобы изыскать средства для его компенсации, государство выпустит облигации. В связи с этим оно будет заинтересовано в понижении нормы ссудного процента, чтобы разместить заем под меньший процент. Действия Центрального банка по понижению нормы процента, связанные с увеличением денежной массы в обращении, будут способствовать повышению курса акций и облигаций, выпущенных под более высокий процент. Это первая возможная ситуация.
В случае, если в руках банков, корпораций и населения находится большое количество облигаций с колеблющимся процентом, государство проводит политику облегчения кредита, чтобы удержать процент по долгу на низком уровне. Соответственно такие действия, как и в первом случае, могут вызвать повышение курса акций и облигаций, выпущенных под более высокий процент.
Кроме государства на рынке ценных бумаг процесс регулирования осуществляется и самостоятельно так называемыми саморегулирующими организациями, которые в соответствии с законом “О рынке ценных бумаг” представляют собой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующие в соответствии с законом и функционирующие на принципах некоммерческой организации. Важной особенностью такой организации является ее некоммерческая направленность, то есть ее участники и учредители не используют вырученные средства на собственное потребление, а только на реализацию представленных им функций.
Функциями саморегулируемых организаций являются:
- разработка обязательных
- осуществление подготовки
- контроль за соблюдением участниками правил и нормативов;
- обеспечение правдивой
- обеспечение защиты участников
в государственных органах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог проделанной работе, можно выделить ряд ключевых моментов, связанных с проблемой обращения ценных бумаг в РФ.
Во-первых, рынок ценных бумаг с его основными элементами (внебиржевым и биржевым оборотами) есть механизм, который функционально входит в рынок ссудных капиталов. Рынок ценных бумаг развивается и движется по своим законам, определяемым спецификой фиктивного капитала, однако тесно увязан с рынком капитала.
Во-вторых, сегодня можно выделить
множество видов и
В-третьих, рынок ценных бумаг выполняет
ряд функций, среди которых важнейшими
являются функция перераспределения
капиталов и функция
В-четвертых, биржа не просто технический механизм торговли ценными бумагами. Традиционно это учреждение, которое определяет и создает остов индустрии рынка ценных бумаг, создает правила, определяет политику на рынке капиталов.
В-пятых, рынок ценных бумаг подвержен регулированию как со стороны государства, так и со стороны самостоятельных организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.
В-шестых, формирование рынка ценных бумаг в России в значительной степени связано с темпами приватизации в стране и созданием класса собственников.
В-седьмых, особенностью отечественной практики является то, что первичный рынок ценных бумаг пока преобладает.
В-восьмых, до последнего времени в России преобладающим сегментом рынка ценных бумаг являлся сектор государственных ценных бумаг, в основном краткосрочных. В настоящее время он переживает кризис, выход из которого затянется еще на несколько лет.
Наиболее болезненной и слабой стороной рынка ценных бумаг является его острая подверженность не только экономическим, но и политическим потрясениям, заставляющим его работать на более быстрых оборотах по сравнению с рынком капиталов и прочими рыночными механизмами.
Но несмотря на многие проблемы, с которыми столкнулся в настоящее время российский фондовый рынок, следует отметить, что это молодой, динамичный и перспективный рынок, который развивается на основе позитивных процессов, происходящих в нашей экономике: массового выпуска ценных бумаг в связи с приватизацией государственных предприятий, быстрого создания новых коммерческих образований и холдинговых структур, привлекающих средства на акционерной основе и т.п.
Информация о работе Рынок ценных бумаг и его особенности в России