Рынок: функции, механизмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 22:26, реферат

Описание работы

Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство , которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок.

Содержание работы

1.Введение 3
2. Понятие рынка 4
3. Основные законы рынка 4-7
4. Функции рынка 7-8
5. Механизм рынка 8-9
6. Заключение 10
7. Библиографический список 11

Файлы: 1 файл

Микро реферат.docx

— 28.36 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1.Введение 3

2. Понятие рынка 4

3. Основные законы рынка 4-7

4. Функции рынка 7-8

5. Механизм рынка 8-9

6. Заключение 10

7. Библиографический список 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной  и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась  не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

Длительное время в  стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью  была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное  хозяйство , которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться  рыночные отношения и сам рынок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие рынка

Можно дать несколько определений  рынка.

 Рынок – это обмен организованных по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

 Рынок – это взаимодействия  покупателей и продавцов, иными  словами отношение спроса и  предложения. Рынок – это сфера  обмена внутри страны и между  странами, связывающая между собой  производителей и потребителей  продукции.

Так, рынок рассматривают  как совокупность товарного обмена или представляют  как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения. В книге Ф. Котлера  рынок характеризуется как совокупность существующих и потенциальных покупателей  товара. В книге «Экономикс» указывается, что рынок представляет собой  механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов какого-либо продукта или услуги.

Рынок является фундаментом  для понимания ключевых путей  экономического развития и путей  повышения эффективности на микро- и макроуровне. Его сущность отражает совокупность отношений товарного  обмена всех хозяйственных субъектов, людей и общества в целом. Воздействие  рынка на экономические отношения  продавцов и покупателей обеспечивается через использование таких атрибутов, как цена, спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, то есть всего того, что включается в понятие «рыночный механизм».

Рынок существует в совершенно конкретных социально экономических  условиях и зависит от института  собственности. Он играет важную роль в системе общественного производства во всех его фазах: производстве, распределении, обмене и потреблении.

 

3. Основные законы рынка

       Экономические  законы, действующие на рынках:

  • закон стоимости;
  • закон спроса и предложения;
  • закон конкуренции.

Суть закона стоимости  заключается в том, что производство и обмен товаров должны осуществляться в соответствии с их общественной стоимостью, на основе общественно  необходимых затрат труда. Закон  стоимости вынуждает товаропроизводителей следить за тем, чтобы индивидуальные затраты труда на производство товаров  не превышали общественно необходимые.

Закону стоимости свойственны  следующие черты:

- в основе стоимости  лежит общественно необходимый  труд;

- величина стоимости товаров  прямо пропорциональна количеству  воплощенного в нем общественно  необходимого труда и обратно  пропорциональна его производительной  силе;

- обмен товаров совершается  в соответствии с количеством  воплощенных в них общественно  необходимого труда ;

- с возникновением денег  и цены закон стоимости выступает  в качестве регулятора цен,  определяя их уровень;

Через механизм рыночных цен  закон стоимости распространяет свою регулирующую роль на процессе производства, способствуя его сокращению или  расширению.

    Закон предложения – выражение прямой зависимости величины предложения отдельного товара (Qs) от уровня цены на него (P) – при прочих равных условиях. Эта зависимость графически выражается положительно наклоненной кривой предложения. Более высокая цена стимулирует производительность к увеличению объема предложения, но возрастание альтернативной стоимости устанавливает предел количеству, предлагаемому при любой цене. Изменение величины предложения вследствие роста или снижения цены на товар демонстрируется движением по самой линии устойчивого предложения. Неценовые изменения приводят к сдвигу кривой предложения в целом, такие ее смещения по графику вправо (увеличение) или влево (уменьшение) называется изменением «самого предложения».

    Закон спроса  – выражение обратной зависимости  величины спроса на определенный  товар (Qd)  от уровня цен на него (p) – при прочих равных условиях.

Обратное соотношение  между величиной спроса и ценой  обусловлено действием принципа убывающей предельной полезности, а также эффектами дохода и замещения.

Закон спроса может быть выражен в виде  «кривой спроса», имеющий отрицательный наклон. Изменения  величины спроса на товар приводят к  перемещению из одной точки  в другую по линии устойчивого  спроса вследствие роста или снижения цены на данный товар. Сдвиги кривой (т.е. изменения самого спроса) происходят под воздействием ценовых детерминант, рассматриваемых как «прочие  равные условия», то есть как постоянные величины.

     Закон конкуренции  - социально-экономический закон  влияющий через отношения субъектов  собственности на взаимодействие  законов разделения и перемены  труда. Ареной действия закона  конкуренции выступает все общественное  производство, источником саморазвития  – постоянное возникновение и  разрешения социального противоречия  между необходимостью максимальной  самореализации человека во имя  выживания и сопротивлением общественной  среды этому естественному проявлению. В ходе развертывания научно-технического прогресса это противоречие разрешается, с тем чтобы возникнуть вновь и разрешиться на новой ступени общественного развития. Виды конкурентной борьбы все усложняются, становятся более разнообразными и вариативными, принимают все более опосредованный характер. Наряду с конкуренцией мелких и средних производителей конкурентная борьба ведется между монополиями в одной отрасли хозяйства, между монополиями смежных отраслей, внутри монополий, между монополизированными и немонополизированными предприятиями и т.д. Конкуренция на современном этапе входит во все сферы экономических отношений. Основные формы проявления закона конкуренции отражают различные типы взаимодействия законов разделения и перемены труда через отношения субъектов собственности. Они выражаются в четырех моделях: совершенной (чистой) конкуренцией, а также в виде ее несовершенных форм – монополистической конкуренции, олигополистической конкуренции и чистой монополии. Совершенная конкуренция порождает наиболее ограниченное взаимодействие законов разделения и перемены труда не сдерживаемое внешними ограничителями: отсутствует контроль над ценой, спрос очень эластичен, не практикуются неценовые методы, устранены препятствия для организации бизнеса.

 

4. Функции рынка

    Функции рынка  – это направление и формы  взаимодействия рынка на развитие  народного хозяйства. 

   Регулирующая функция – связана с воздействием рынка на сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена – сигнал к расширению производства, падает цена – сигнал к его сокращению.

   Информационная функция – цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам  хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены – об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.

  Ценообразующая функция – в результате взаимодействия потребителей и производителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. В процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.

   Санирующая функция  (оздоровительная) – через механизм конкуренции способствует выбыванию неэффективных, неконкурентноспособных фирм.

    Посредническая функция – рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить с наиболее устраивающим его покупателем.

 

5. Механизм рынка

   Рыночный механизм  включает:

- свободное ценообразование;

- спрос и предложение;

- конкуренцию.

    Изменение относительных цен служит ориентиром  для производителя при определении необходимости изменения объемов продаж.

    Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебание рыночных цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения, и равновесие производства и потребления.

     Конкуренция является важным механизмом экономических связей между производителями и потребителями. Конкуренция, хотя и связана с определенными издержками, вместе с тем обеспечивает немалый экономический эффект, стимулируя снижение цен, повышение качества и ассортимента повышаемой продукции, внедрение научно-технических достижений и др.

Виды конкуренции:

1) ценовая – осуществляется  путем маневрирования цены;

2) неценовая – цена  остается прежней, за счет улучшения  качества продукции и условий  продажи;

3) добросовестная – соблюдает  правовые и этические нормы  взаимоотношения с партнерами;

4) недобросовестная -  участники  рынка нарушают принятые нормы  и правила конкуренции.

Модели рыночной экономики:

1. Совершенная конкуренция:

1) наличие большего числа  независимо действующих продавцов(более 1000 фирм в отрасли);

2) выпускаются абсолютно  однородные одноименные товары;

3) рыночная цена не  устанавливается отдельными производителями,  он лишь приспосабливается к  ней;

4) свободное вступление  и выход из отрасли.

2. Несовершенная конкуренция:

1) единственный продавец;

2) обычно редкий товар  или услуга, у которой нет близких  заменителей;

3) фирма диктует цену;

4) заблокированное вступление  в отрасль.

3. Олигополия:

1) немногочисленность крупных  фирм (в отрасли 2-6);

2) выпускаются однородные  и дифференцированные товары;

3) всеобщая зависимость  при формировании цен;

4) достаточно  сложное  вступление в отрасль.

4. Монополистическая конкуренция:

1) относительно большее  число фирм (до 70);

2) дифференцированные товары;

3) неценовая конкуренция;

4) относительно легкое  вступление в отрасль.

 

 

 

6. Заключение

В самом общем виде рынок  – это система экономических  отношений, которые складываются в  процессе производства, обращения и  распределения товаров, а также  движение денежных средств. Рынок выполняет  различные функции, которые определяются стоящими перед ним задачами.

Рынок в общественном производстве играет большую роль: он падает сигнал производству – что, в каком объеме, и какой структуре следует  производить; уравновешивает спрос  и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленность на покрытие рыночного спроса; «убирает» неконкурентноспособных предприятий «свертывает» устаревшее производство.

В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько  успешно он может продать товар, которым владеет. Тот, кто предложил  покупателям наилучший товар  и на более выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Библиографический список

1. Добрынина А.И.  Экономическая теория.  Учебник для ВУЗов. /–СПб: Изд-во Питер, –1999.  
2. Задоя А.А. , Петруня Ю.Е. Основы экономической теории: учеб. Пособие./–М.: Изд-во Рыбари, –2000.  
3. Паскаль Сален. Конкуренция. / пер. под ред. Алпатова Г.Е. /–СПб: Издательский Дом «Нева», –2004.

4. Экономическая теория: Учебник / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб:Питер, 2007.

5. Экономическая теория: Учебник / под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А. И. Добрынина,  Г. П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича  – М.: ИНФРА-М, 2008.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Рынок: функции, механизмы