Рынок капитала и особенности его в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - показать эволюцию представлений о "капитале", эволюцию и текущее состояние рынка реального капитала в России. Для этого необходимо поставить следующие задачи:
Основные теории капитала, как его понимали различные экономические школы и учения,
Современные представления о рынке капитала и его структуре,
Спрос и предложение на рынке услуг капитала, ссудного капитала, капитальных благ,
Эволюция рынка капитала в России, текущие тенденции и рекомендации по улучшению ситуации.

Содержание работы

Введение 3-4
1. Эволюция рынка капитала 5-8
2. Рынок капитала и его структура 9-14
2.1. Основной капитал (основные фонды) 14
2.2. Норма амортизации
2.3. Схемы амортизационных отчислений
2.4. Физический и моральный износ основного капитала
2.5. Оборотный капитал (оборотные фонды) 15
15
16
17-18
3.
4. Особенности развития рынка капитала в современной России
Урегулирование проблем на рынке капиталов в России 19-22
23-25
Заключение 26-28
Литература 29-30

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.docx

— 63.99 Кб (Скачать файл)

Целью государственного регулирования рынка является создание такой системы, которая должна способствовать притоку инвестиций в экономику, создавать равные возможности для реализации прав всем участникам рынка и не допускать ущемления интересов одних участников рынка за счет других.

Государственное регулирование фондового рынка осуществляется соответствующими государственными органами в соответствии с нормативно - правовыми актами. Нормативно - правовая база регулировании рынка ценных бумаг складывается из трёх уровней:

    1. Верхний уровень – это законодательные акты, принимаемые высшим законодательным органом страны.
    2. Второй уровень образуют нормативные акты, которые принимаются органами исполнительной власти.
    3. Третий уровень – это правила, инструкции, методики, которые разрабатываются саморегулируемыми организациями и организаторами торговли.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется по следующим основным направлениям:

  1. Установление правил выпуска и обращения ценных бумаг. На рынке ценных бумаг запрещаются публичное размещение, реклама неограниченному кругу лиц ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, публичное размещение которых запрещено или не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации. Эмиссия облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг некоммерческими организациями допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при наличии обеспечения, определенного указанными нормативными актами.
  2. Определение видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, установление обязательных требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников рынка и контроль за деятельностью профессиональных участников рынка.
  3. Разработка системы квалифицированных требований к руководителям и специалистам организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг и аттестация их для работы с ценными бумагами.
  4. Лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. В России лицензирование осуществляется Федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или другими уполномоченными органами.

Кредитная система - совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования. Современная кредитная система состоит из следующих звеньев:

  1. Центральный банк РФ, государственные и негосударственные банки;
  2. Банковский сектор.
  3. Инвестиционные, финансовые, страховые компании, благотворительные фонды.

Кредитная система функционирует через кредитный механизм, представляющий собой:

  • Систему связи по аккумуляции и мобилизации денежных капиталов между кредитными институтами и различными секторами экономики;
  • Отношения, связанные с перераспределением денежного капитала между кредитными институтами в рамках действующего рынка капитала;
  • Отношения между кредитными институтами и иностранными клиентами.

Кредитная политика включает в свой состав следующие этапы:

  1. Условия кредитования - формируют цену кредитов;
  2. Стандарты кредитоспособности - требования к финансовой устойчивости, которыми должны обладать заёмщики для получения кредита;
  3. Способы обеспечения выполнения кредитных обязательств: неустойка, залог, поручительство;
  4. Меры по обеспечению возврата кредита.

Погашение (возврат) размещенных банком денежных средств и уплата процентов по ним производятся в следующем порядке:

  • Путем списания денежных средств с банковского счета клиента - заемщика по его платежному поручению;
  • Путем списания денежных средств в порядке очередности, установленной законодательством, с банковского счета клиента - заемщика на основании платежного требования банка - кредитора при условии, если договором предусмотрена возможность списания денежных средств без распоряжения клиента - владельца счета.
  • Путем списания денежных средств с банковского счета клиента - заемщика (юридического лица), обслуживающегося в банке - кредиторе, на основании платежного требования банка - кредитора, если условиями договора предусмотрено проведение указанной операции;
  • Путем перечисления средств со счетов клиентов - заемщиков - физических лиц на основании их письменных распоряжений, перевода денежных средств клиентов - заемщиков - физических лиц через органы связи или другие кредитные организации, взноса последними наличных денег в кассу банка - кредитора на основании приходного кассового ордера, а также удержания из сумм, причитающихся на оплату труда клиентам - заемщикам, являющимся работниками банка - кредитора.

Погашение (возврат) денежных средств в иностранной валюте осуществляется только в безналичном порядке.

Кредитный рынок Российской Федерации регулируется действующим законодательством. Все отношения между кредитором и заёмщиком фиксируются кредитным договором. Нарушение пунктов кредитного договора или нормативно - правовых актов, регулирующих кредитный рынок влечет за собой наказание (от штрафа до уголовной ответственности).

 

4 Урегулирование проблем на рынке капиталов в России

 

Рынки капиталов по-настоящему глобальны. Несколько лет назад Россия относилась к "пограничным" рынкам с высокими уровнями риска. Сегодня Россия - оплот развивающихся рынков так называемых стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Сейчас регионы, которые осваиваются инвесторами, расширились до рынков, на которых фондовые биржи практически не развиты. Инвестиционный климат явно изменился, и появилась ощутимая потребность в поддержке инфраструктурой этой глобализации рынков. Несмотря на то, что российская экономика становится мировой силой, ее инфраструктура недостаточно развита для поддержки локального рынка.

Экономика России в 2014 году продолжит замедляться. Ни о каких 3% роста ВВП речи не идет. Базовые прогнозы экспертов находятся в интервале 0-1,7%. А в случае ухудшения внешней коньюктуры ВВП может снизиться на 3%.

Темпы развития экономики России в 2013 году серьезно замедлились. Рост ВВП по итогам 2013 года на уровне 1,4-1,5%, инфляция составила 6,4-6,5%. При этом рост промышленности и инвестиций находился на нулевом уровне.

В России сейчас на 2013 год:

  1. Износ производственных фондов
  2. Сильная зависимость от коньюктуры мирового рынка
  3. С 90-х годов в связи с приватизацией и акционированием получил развитие фондовый рынок. Сейчас значительно увеличился объем торгов, растут котировки акций
  4. Нестабильна экономика, нормативно-правовая база. Следовательно, инвестиции рискованны.

По уровню риска инфраструктуры по сравнению с остальными странами БРИК и некоторыми экономически развитыми странами Азии Россия отстает от своих конкурентов. По существу, Россию сдерживают фрагментарный характер инфраструктуры и неоптимальная внутренняя конкуренция. Необходимо сосредоточить внимание на конкуренции на глобальном уровне, а не на локальном рынке.

Рассмотрим действия, которые следует предпринять России, чтобы построить такой рынок капитала, которого достойна ее экономика. Препятствием в России служат причины не практического, а политического характера. После того как Россия определится, она вполне сможет построить фондовый рынок мирового уровня, как это делают в Китае или Индии. В России же развитие происходит таким образом, что наблюдающийся конфликт интересов усложняет совместную работу на благо России со стороны как государства, так и частного сектора.

Российской экономике необходима такая модель фондового рынка, которая сможет поддержать локальный рынок IPO. В то время как конкурирующие интересы в России борются за долю рынка, реальный бизнес уходит за рубеж. Крупнейшие российские эмитенты делают выбор в пользу листинга в Лондоне, а не в Москве, сдерживая ликвидность локального рынка, и это может вызвать дисбаланс в долгосрочной перспективе. Необходимо, чтобы фондовый рынок мог направить ликвидность российской экономики на поддержку локальных эмитентов. Также важно, чтобы цена на российские товары (энергоносители и металлы) формировалась здесь, а не в другом месте. Акцент должен быть сделан на создании фондового рынка, поддерживающего экономику. Приоритетным направлением должно быть создание рынка производных инструментов на сырье.

Вопрос в недостаточной мотивации на самом рынке, на котором не существует механизма для примирения конфликтующих интересов и проведения наилучших для России инициатив. В нормальной рыночной экономике участники финансируют крупнейшие проекты, устанавливая строгие требования и сроки окончания проекта.

Рекомендуется на локальном рынке создать единую биржу, единый центральный контрагент и единый центральный депозитарий. Если бы не существовало внешних факторов, то больше ничего бы и не понадобилось. Однако Россия не может избежать глобализации, и, чтобы быть частью этого процесса, рекомендуется объединить усилия с другими глобальными игроками.

Если данная структура будет принята, очевидно, что она явится вертикальной моделью для локального рынка - биржа владеет центральным контрагентом и центральным депозитарием. Дискуссия о собственности и управлении отпадает, как только станет ясно, что России необходимо создать сильное локальное ядро, вокруг которого можно вырастить свой глобальный бизнес. Реальные споры будут идти о праве собственности и управлении глобальной частью, и не должно возникнуть вопросов по локальной части. Вертикальная структура объединяет все интересы, позволяет отдать мандат тому, кто сможет повести весь рынок вперед (не надо будет иметь дело с конкурирующей инфраструктурой). У правительства нет времени на участие в данном проекте, а остальной мир не будет ждать, пока Россия решит свои локальные проблемы. Государству необходимо проведение расчетов в единой валюте, нужно срочно предоставить систему проведения платежей в режиме реального времени для финансового рынка и поддержать проект, который принесет огромную пользу всей России. Правительство РФ заинтересовано, чтобы это произошло, поэтому ему необходимо немедленно инициировать создание комитета для определения спонсора и скорейшего начала проекта.

 

Заключение

 

Сущность проведенных исследований

Цель моей курсовой работы на тему "изучить содержание понятия "капитал", теории капитала, категории капитала, износ и амортизацию капитала, эволюцию и текущее состояние рынка капитала в России.

Решенные и нерешенные задачи

  1. Освещены основные теории капитала, внесшие вклад в современное представление понятия "капитал".
  2. Представлено современное представление капитала, рынка капитала и его структуры. Отражены вопросы спроса и предложения на рынке услуг капитала, ссудного капитала и капитальных благ.
  3. Показана эволюция рынка капитала в России и текущее состояние рынка. Отражены рекомендации по улучшению текущего состояния рынка капитала. Выявлено, что рынок капитала неразрывно связан с государственной политикой (благодаря как инструментам воздействия на рынок, так и тому, что государство либо является совладельцем большинства крупных производств страны, либо создает госкорпорации). В свою очередь, рынок России неразрывно связан с мировым рынком (кредитование на западе, иностранные инвестиции в экономику России)
  4. Кризис прошлых лет вывел развитие рынка капитала в России за рамки регулярного, стратегического и последовательного развития, потребовав оперативных мер в ответ на еженедельно меняющуюся экономическую обстановку в стране с целью прежде всего минимизации ущерба.

Трансформация российской экономики от административно-командной к рыночной обусловила необходимость создания в России рынка ссудных капиталов для обслуживания потребностей хозяйства. Однако подлинное развитие рынка ссудных капиталов в стране возможно при соответствующем развитии других рынков, таких, как:

  • Рынка средств производства;
  • Рынка предметов потребления;
  • Рынка рабочей силы;
  • Рынка земли;
  • Рынка недвижимости.

Все эти рынки нуждаются в денежных средствах, которые им и предоставляет рынок ссудных капиталов.

Необходимо отметить, что отдельные элементы рынка ссудных капиталов в России существовали давно:

  • Кредитная система (в достаточно усеченной форме);
  • Государственные страховые организации;
  • Рынок ценных бумаг в виде ограниченного выпуска выигрышных (либо невыигрышных) государственных займов.

Информация о работе Рынок капитала и особенности его в России