Рынок, понятие рынка, структура и функции рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок—это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.
Если говорить более обобщенно, то рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………3

Понятие рынка……………………………………………….4

Функции рынка……………………………………………...7

Структура рынка…………………………………………….11

Заключение……………………………………………………..21

Список литературы…………………………………………….20

Расчетная часть………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

 

 

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

Кафедра экономической теории и правовых отношений

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

 

На тему : «Рынок, понятие рынка, структура и

 функции рынка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                Выполнил: студент 1 курса

Молева А.А.

Специальность

«Бухгалтерский учет анализ и аудит»

                                                                                                              Вариант 5

      Проверил: Масленникова  С.М.

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2011г.

 

Содержание

 

 

 

Введение…………………………………………………………3

 

  1. Понятие рынка……………………………………………….4

 

  1. Функции рынка……………………………………………...7

 

  1. Структура рынка…………………………………………….11

 

Заключение……………………………………………………..21

 

Список литературы…………………………………………….20

 

 Расчетная часть………………………………………………..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Рынок — это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественноисторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается. Тот факт, что рыночные отношения и сегодня далеки от совершенства, возможно, объясняется тем, что в природе совершенство вообще недостижимо.

Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок—это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

Если говорить более обобщенно, то рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

 

 

 

 

Понятие рынка

Рынок — это место, где продают и покупают.

Это самое простое, но одновременно и самое поверхностное понимание рынка. В настоящее время существует множество определений, прежде всего рынок — это обязательный компонент товарного производства, товарного обмена. Обмен товарами происходит на основе эквивалентности, т. е. равноценности. Развитое товарное производство предполагает использование денег как посредников при обмене товаров:

 

Т-Д

 

Т — товар; Д — деньги;  Т — Д — продажа; Д — Т— покупка.

 

Итак, основой рынка является товарное производство. Появился рынок очень давно. Возникнув в период разложения родовой общины, рынок эволюционировал в течение нескольких тысяч лет Рынок — это общемировая ценность, результат развития человеческой цивилизации.

 

Нормальный рынок — царство потребителя. Он выбирает, что покупать. Его благосклонного внимания добиваются многие производители одного и того же товара, старающиеся привлечь покупателя или высоким качеством, или низкой ценой, или особенно удобным обслуживанием и т. д.

 

Рынок — это определенный способ согласования деятельности участников общественного производства; механизм, соединяющий производителя и потребителя на основе спроса и предложения; это саморегулирующаяся и самонастраивающаяся на спрос система.

 

Рынок - совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.

Чтобы разобраться в природе рынка, представим себе примитивное экономическое сообщество из четырех человек: рыбака , охотника, гончара и фермера. На рис.3 представлены три разных способа удовлетворения этими людьми своих нужд. Первый способ - самообеспечение, когда каждый из них может самостоятельно добыть для себя все необходимое. Так, рыбак, проводя большую часть времени за ловлей рыбы, в остальное время и охотится, и гончарит, и занимается сельским хозяйством, чтобы обеспечить себя всем, что ему нужно. При этом эффективность его занятий рыбной ловлей снижается так же, как и эффективность занятий своим основным делом у других.

Второй способ - децентрализованный обмен, когда каждый рассматривает трех других в качестве своих потенциальных «покупателей», составляющих его рынок. Рыбак может посещать охотника, гончара и фермера (каждого в отдельности), чтобы обменять свою рыбу на их товары. Третий способ - централизованный обмен, при котором на сцене появляется новое лицо, именуемое купцом и находящееся где-то в центре между ними, в месте под условным названием «рыночная площадь». Каждый из них везет свои конкретные товары купцу и там обменивает их на все, что ему необходимо. Таким образом, для приобретения товаров, предлагаемых другими, рыбак имеет дело с одним «рынком», а не с тремя отдельными лицами. Появление купца резко снижает общее число сделок, необходимых для осуществления обмена в каких-то заданных объемах. Другими словами, купец и центральный рынок повышают торгово-операционную эффективность экономики.

По мере увеличения числа лиц и сделок растет и число купцов и рынков. В развитом обществе - рынок это не обязательно какое-то физическое место, где встречаются и осуществляют сделки покупатели и продавцы. При наличии современных средств связи и транспорта купец может вечером дать рекламу товара по телевидению, собрать сотни заказов по телефону и уже следующий день разослать товар почтой, не вступая в физический контакт с покупателями.

Может сформироваться рынок на какой-то товар, услугу или иной объект, имеющий ценностную значимость. Например, рынок труда состоит из людей, желающих предложить рабочую силу в обмен на заработную плату или товары. Для облегчения функционирования рынка труда вокруг него возникают и множатся различные учреждения типа контор и консультационных фирм по трудоустройству. Денежный рынок - еще один важный рынок, удовлетворяющий людские нужды, который дает возможность занимать, ссужать, копить деньги и гарантировать их сохранность. Формируется и рынок пожертвователей, призванный удовлетворять финансовые нужды некоммерческих организаций, дабы они могли продолжать свою деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции рынка.

   Мировой и национальный опыт показывает, что  рынок  оказывает  громадное

влияние на все стороны жизни общества, выполняя ряд экономических функций.

   1. Информационная функция. Ее суть в том, что через  систему целого  ряда

      показателей  (цены,  проценты, количество,  качество  и  ассортимент

      товаров и услуг  и т.п.) рынок, как  гигантский  компьютер,  собирает,

      перерабатывает  и  выдает  обобщенную   информацию   в   рамках   той

      экономической территории,  которую  он  охватывает,  информирует  все

      общество о состоянии  экономики.

   2. Посредническая функция. Рынок соединяет в единую систему  экономически

      обособленных  товаропроизводителей  и  потребителей.   В   результате

      продавцы и покупатели  находят друг друга, у каждого их них появляется

      возможность выбрать  подходящего покупателя и нужного  продавца.

   3. Регулирующая функция. Рынок  дает ответы на вопросы: Что  производить?

      Как производить? Для кого  производить?  На  основе  межотраслевой  и

      межрегиональной конкуренции  идет  бесконечный  перелив  капиталов  и

      ресурсов, что в  конечном счете формирует такую  структуру  экономики,

      которая отвечает  требованиям рынка, требованиям  потребителей.

   4. Ценообразующая функция. Известно, что у  каждого  товаропроизводителя

      складываются   свои   индивидуальные   затраты   и,    следовательно,

      индивидуальные стоимости  и  цены.  Между  тем,  рынок  признает  лишь

      общественно  необходимые  затраты  и   соответственно   общественные,

      рыночные цены, которые одновременно отражают потребности покупателя и

      уровень предложения  товарной массы.

   5. Стимулирующая функция.  Ориентировка  рыночных  цен  на  общественный

      уровень  затрат,  на  учет  спроса  потребителей  побуждает   каждого

      товаропроизводителя   экономить   свои   индивидуальные   затраты   и

      представлять рынку  те  товары,  которые  нужны  покупателю.  В  свою

      очередь  рынок  побуждает  покупателя  заботиться  об   экономичности

      потребления, об экономии затрат на  приобретение  товаров,  побуждает

      соизмерять уровень  спроса с уровнем доходов.

   6. Созидательно-разрушительная  функция.  Рынок  обеспечивает  динамичное

      изменение всех  хозяйственных пропорций между  отраслями  и  регионами.

      Он как бы взрывает  старую структуру хозяйства и  на каждом новом этапе

      развития формирует  новую структуру. Разумеется, этот  процесс тяжелый,

      мучительный, болезненный,  но  он  –  реальность.  Об  этом  наглядно

      свидетельствует  структурная  перестройка  хозяйства  в   современной

      России.

   7. Санирующая, оздоровительная  функция. В этом смысле  рынок  напоминает

      санитара, который  убирает  из  хозяйства  все  устаревшее,  больное,

      очищает   общественное   производство   от    устаревших    отраслей,

      экономически нежизнеспособных  хозяйствующих субъектов и  дает  дорогу

      отраслям  экономичным,   хозяйствам   высокоэффективным.   Совершенно

      очевидно,  что  и  этот  процесс  болезненный,  мучительный,  ибо  он

      ускоряет гибель  слабых хозяйств.

   8.   Дифференцирующая   функция.   Рынок   расслаивает,   дифференцирует

      товаропроизводителей,  т.е.  обогащает  одних  и   разоряет   других.

      Общеизвестно, что  средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет,

      что в  среднем  из  каждых  трех  начинающих  предпринимателей,  двое

      разоряются в сравнительно  короткий период (1,5-2 года).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура рынка

Структура рынка - это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа на и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.

 

По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям.

 

По экономическому назначению рынка:

 

рынки благ и услуг;

 

рынки средств производства;

 

рынки научно-технических разработок;

 

рынки ценных бумаг;

 

рынки рабочей силы, жилья и т.д.

 

По товарным группам:

 

рынки товаров производственного назначения;

 

рынки товаров народного потребления;

 

рынки продовольственных товаров;

 

рынки факторов производства.

 

По пространственному признаку:

 

внутрирегиональные;

 

республиканские;

 

межреспубликанские;

 

международные.

 

По степени ограничения конкуренции:

 

монопольные;

 

олигапольные;

 

свободные;

 

смешанные;

 

межотраслевые рынки.

 

По характеру продаж:

 

рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;

 

рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;

 

рынки госзакупок сельскохозяйственных продуктов.

 

По соблюдению законности:

 

легальные, официальные;

 

нелегальные, «теневые», «черные» рынки.

 

Структура рынка — это совокупность отдельных локальных рынков в границах национальной экономики страны (внутреннего рынка), а также — национальных рынков в пределах мирового хозяйства и его отдельных регионов, их взаимосвязь и взаимодействие между ними.

 

Различают рынки орудий труда, природных ресурсов, предметов труда, земли, рабочей силы, труда, технологии, информации, товаров, недвижимости, услуг, интеллектуальной собственности, финансовых ресурсов и др. Большинство из них может функционировать в виде локальных рынков. В свою очередь рынок товаров подразделяется на оптовый и потребительный; рынок интеллектуальной собственности — на рынок патентов, лицензий, ноу-хау, программ математического обеспечения и др.; финансовый — на рынки инвестиций (долгосрочных кредитов), денег (краткосрочных кредитов), валюты, ценных бумаг, золота.

Информация о работе Рынок, понятие рынка, структура и функции рынка