Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 10:16, курсовая работа
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок—это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.
Если говорить более обобщенно, то рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.
Введение…………………………………………………………3
Понятие рынка……………………………………………….4
Функции рынка……………………………………………...7
Структура рынка…………………………………………….11
Заключение……………………………………………………..21
Список литературы…………………………………………….20
Расчетная часть………………………………………………..21
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
Кафедра экономической теории и правовых отношений
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
На тему : «Рынок, понятие рынка, структура и
функции рынка»
Молева А.А.
Специальность
«Бухгалтерский учет анализ и аудит»
Проверил: Масленникова С.М.
Кемерово 2011г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………………….20
Расчетная часть………………………………………………..21
Введение
Рынок — это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественноисторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается. Тот факт, что рыночные отношения и сегодня далеки от совершенства, возможно, объясняется тем, что в природе совершенство вообще недостижимо.
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок—это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.
Если говорить более обобщенно, то рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.
Понятие рынка
Рынок — это место, где продают и покупают.
Это самое простое, но одновременно и самое поверхностное понимание рынка. В настоящее время существует множество определений, прежде всего рынок — это обязательный компонент товарного производства, товарного обмена. Обмен товарами происходит на основе эквивалентности, т. е. равноценности. Развитое товарное производство предполагает использование денег как посредников при обмене товаров:
Т-Д
Т — товар; Д — деньги; Т — Д — продажа; Д — Т— покупка.
Итак, основой рынка является товарное производство. Появился рынок очень давно. Возникнув в период разложения родовой общины, рынок эволюционировал в течение нескольких тысяч лет Рынок — это общемировая ценность, результат развития человеческой цивилизации.
Нормальный рынок — царство потребителя. Он выбирает, что покупать. Его благосклонного внимания добиваются многие производители одного и того же товара, старающиеся привлечь покупателя или высоким качеством, или низкой ценой, или особенно удобным обслуживанием и т. д.
Рынок — это определенный способ согласования деятельности участников общественного производства; механизм, соединяющий производителя и потребителя на основе спроса и предложения; это саморегулирующаяся и самонастраивающаяся на спрос система.
Рынок - совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.
Чтобы разобраться в природе рынка, представим себе примитивное экономическое сообщество из четырех человек: рыбака , охотника, гончара и фермера. На рис.3 представлены три разных способа удовлетворения этими людьми своих нужд. Первый способ - самообеспечение, когда каждый из них может самостоятельно добыть для себя все необходимое. Так, рыбак, проводя большую часть времени за ловлей рыбы, в остальное время и охотится, и гончарит, и занимается сельским хозяйством, чтобы обеспечить себя всем, что ему нужно. При этом эффективность его занятий рыбной ловлей снижается так же, как и эффективность занятий своим основным делом у других.
Второй способ - децентрализованный обмен, когда каждый рассматривает трех других в качестве своих потенциальных «покупателей», составляющих его рынок. Рыбак может посещать охотника, гончара и фермера (каждого в отдельности), чтобы обменять свою рыбу на их товары. Третий способ - централизованный обмен, при котором на сцене появляется новое лицо, именуемое купцом и находящееся где-то в центре между ними, в месте под условным названием «рыночная площадь». Каждый из них везет свои конкретные товары купцу и там обменивает их на все, что ему необходимо. Таким образом, для приобретения товаров, предлагаемых другими, рыбак имеет дело с одним «рынком», а не с тремя отдельными лицами. Появление купца резко снижает общее число сделок, необходимых для осуществления обмена в каких-то заданных объемах. Другими словами, купец и центральный рынок повышают торгово-операционную эффективность экономики.
По мере увеличения числа лиц и сделок растет и число купцов и рынков. В развитом обществе - рынок это не обязательно какое-то физическое место, где встречаются и осуществляют сделки покупатели и продавцы. При наличии современных средств связи и транспорта купец может вечером дать рекламу товара по телевидению, собрать сотни заказов по телефону и уже следующий день разослать товар почтой, не вступая в физический контакт с покупателями.
Может сформироваться рынок на какой-то товар, услугу или иной объект, имеющий ценностную значимость. Например, рынок труда состоит из людей, желающих предложить рабочую силу в обмен на заработную плату или товары. Для облегчения функционирования рынка труда вокруг него возникают и множатся различные учреждения типа контор и консультационных фирм по трудоустройству. Денежный рынок - еще один важный рынок, удовлетворяющий людские нужды, который дает возможность занимать, ссужать, копить деньги и гарантировать их сохранность. Формируется и рынок пожертвователей, призванный удовлетворять финансовые нужды некоммерческих организаций, дабы они могли продолжать свою деятельность.
Функции рынка.
Мировой и национальный опыт показывает, что рынок оказывает громадное
влияние на все стороны жизни общества, выполняя ряд экономических функций.
1. Информационная функция. Ее суть в том, что через систему целого ряда
показателей (цены, проценты, количество, качество и ассортимент
товаров и услуг и т.п.) рынок, как гигантский компьютер, собирает,
перерабатывает и выдает обобщенную информацию в рамках той
экономической территории, которую он охватывает, информирует все
общество о состоянии экономики.
2. Посредническая функция.
Рынок соединяет в единую
обособленных товаропроизводителей и потребителей. В результате
продавцы и покупатели находят друг друга, у каждого их них появляется
возможность выбрать
подходящего покупателя и
3. Регулирующая функция. Рынок дает ответы на вопросы: Что производить?
Как производить? Для кого производить? На основе межотраслевой и
межрегиональной конкуренции идет бесконечный перелив капиталов и
ресурсов, что в
конечном счете формирует
которая отвечает требованиям рынка, требованиям потребителей.
4. Ценообразующая функция. Известно, что у каждого товаропроизводителя
складываются свои индивидуальные затраты и, следовательно,
индивидуальные стоимости и цены. Между тем, рынок признает лишь
общественно необходимые затраты и соответственно общественные,
рыночные цены, которые одновременно отражают потребности покупателя и
уровень предложения товарной массы.
5. Стимулирующая функция. Ориентировка рыночных цен на общественный
уровень затрат, на учет спроса потребителей побуждает каждого
товаропроизводителя экономить свои индивидуальные затраты и
представлять рынку те товары, которые нужны покупателю. В свою
очередь рынок побуждает покупателя заботиться об экономичности
потребления, об экономии затрат на приобретение товаров, побуждает
соизмерять уровень спроса с уровнем доходов.
6. Созидательно-разрушительная функция. Рынок обеспечивает динамичное
изменение всех хозяйственных пропорций между отраслями и регионами.
Он как бы взрывает старую структуру хозяйства и на каждом новом этапе
развития формирует новую структуру. Разумеется, этот процесс тяжелый,
мучительный, болезненный, но он – реальность. Об этом наглядно
свидетельствует структурная перестройка хозяйства в современной
России.
7. Санирующая, оздоровительная функция. В этом смысле рынок напоминает
санитара, который убирает из хозяйства все устаревшее, больное,
очищает общественное производство от устаревших отраслей,
экономически нежизнеспособных хозяйствующих субъектов и дает дорогу
отраслям экономичным, хозяйствам высокоэффективным. Совершенно
очевидно, что и этот процесс болезненный, мучительный, ибо он
ускоряет гибель слабых хозяйств.
8. Дифференцирующая функция. Рынок расслаивает, дифференцирует
товаропроизводителей, т.е. обогащает одних и разоряет других.
Общеизвестно, что средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет,
что в среднем из каждых трех начинающих предпринимателей, двое
разоряются в сравнительно короткий период (1,5-2 года).
Структура рынка
Структура рынка - это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа на и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.
По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям.
По экономическому назначению рынка:
рынки благ и услуг;
рынки средств производства;
рынки научно-технических разработок;
рынки ценных бумаг;
рынки рабочей силы, жилья и т.д.
По товарным группам:
рынки товаров производственного назначения;
рынки товаров народного потребления;
рынки продовольственных товаров;
рынки факторов производства.
По пространственному признаку:
внутрирегиональные;
республиканские;
межреспубликанские;
международные.
По степени ограничения конкуренции:
монопольные;
олигапольные;
свободные;
смешанные;
межотраслевые рынки.
По характеру продаж:
рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;
рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;
рынки госзакупок сельскохозяйственных продуктов.
По соблюдению законности:
легальные, официальные;
нелегальные, «теневые», «черные» рынки.
Структура рынка — это совокупность отдельных локальных рынков в границах национальной экономики страны (внутреннего рынка), а также — национальных рынков в пределах мирового хозяйства и его отдельных регионов, их взаимосвязь и взаимодействие между ними.
Различают рынки орудий труда, природных ресурсов, предметов труда, земли, рабочей силы, труда, технологии, информации, товаров, недвижимости, услуг, интеллектуальной собственности, финансовых ресурсов и др. Большинство из них может функционировать в виде локальных рынков. В свою очередь рынок товаров подразделяется на оптовый и потребительный; рынок интеллектуальной собственности — на рынок патентов, лицензий, ноу-хау, программ математического обеспечения и др.; финансовый — на рынки инвестиций (долгосрочных кредитов), денег (краткосрочных кредитов), валюты, ценных бумаг, золота.
Информация о работе Рынок, понятие рынка, структура и функции рынка