Рынок рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований.
Складывающаяся многоукладная экономика и ее структурная перестройка предъявляют новые требования к качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, обостряет конкуренцию между работниками. Тем самым актуализируются задачи выяснения влияния факторов, которые формируют процессы на рынке труда, оценки закономерностей, тенденций и перспектив его развития.

Файлы: 1 файл

курсовая Аиды.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

 2.Согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.

3. Политика  трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входят организационное развитие Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда.

 На региональном  уровне государственное регулирование  рынка труда в основном должно  осуществляться в тех же направлениях. Субъектами регулирования в регионах  являются соответственно органы законодательной и исполнительной власти. Перечень составных элементов регулирования рынка труда на уровне регионов уже, чем на общегосударственном уровне. Часть названных выше направлений регулирования осуществляется преимущественно властями федерального уровня: такова в основном демографическая политика, многие аспекты внешнеэкономической политики  регулируются также на федеральном уровне. В значительной степени на федеральном уровне регулируются основные направления финансово – кредитной политики. Тем не менее, регионы должны включать регулирование рынка труда в число основных приоритетов и в рамках своей компетенции (разграничения полномочий с федеральными органами) и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов регулировать доходы, трансфертные платежи и через уровень жизни – уровень предложения рабочей силы в регионе, регулировать демографическое качество населения (снижение заболеваемости, травматизма, пьянства и, в конечном счёте, смертности трудоспособного населения), регулировать миграционные процессы. На региональном уровне также в интересах рынка труда возможно осуществление программ жилищного, транспортного и производственного строительства, государственных  закупок продукции предприятий всех форм собственности для нужд транспорта, связи, экологических, социальных и других, предоставление предприятиям дотаций, кредитов и налоговых льгот, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. На региональном уровне во многих случаях более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального, малого бизнеса.

     Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах в целом имеет те же задачи, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в значительной степени выполняются региональными органами по труду за счёт региональных фондов занятости, а в составе которых находится порядка 80% от сумм обязательных страховых взносов работодателей, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти. В число задач данного блока на региональном уровне входят развитие систем подготовки и переподготовки рабочей силы (в первую очередь её незанятой части), совершенствование структуры, информационного обеспечения, обеспечения приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости, повышение эффективности регистрации, трудоустройства, социальной поддержки безработных и поддержки на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодёжи и подростков и ряда других групп. Вопросы организации общественных работ могут так же решатся на региональном уровне.

    На микроуровне регулирование рынка труда включает законодательное и иное нормативное регулирование, финансовое, налоговое стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных и незарегистрированных предпринимателей и домохозяйств.

    На предприятиях осуществляется управление персоналом, развитие систем отбора и внутрифирменных перемещений, подготовки и переподготовки кадров. От успешного решения предприятиями задач в сфере управления персоналом зависит как общая ситуация с занятостью в стране и регионе, так и рыночная конкурентоспособность самих предприятий. В конечном счёте именно на предприятиях производится сохранение и создание новых рабочих мест, “деление” рабочих мест, перевод части работников в режимы неполного рабочего времени и отпусков по инициативе администрации.

     В домохозяйствах осуществляются основные функции воспроизводства рабочей силы, от уровня благосостояния семей зависит суммарное предложение труда в стране и регионе. Домохозяйства, традиционно являвшиеся в нашей стране в последние десятилетия потребительскими ячейками общества, теперь частично восстановили производственные функции. Фермерские и некоторые другие предпринимательские домохозяйства являются, наряду, с предприятиями субъектами воссоздания рабочих мест. Поддержка экономической активности домохозяйств так же входит в число приоритетов регулирования рынка труда.

     Поддержание в период кризиса и особенно создание новых, технологически перспективных рабочих мест в послекризисной перспективе должно рассматриваться как генеральное направление регулирование рынка труда в стране. Но финансирование соответствующих программ должно в дальнейшем производиться не из фондов занятости, а из собственных средств предприятий, за счёт кредитных ресурсов и, при наличии возможности, из государственных бюджетов всех уровней.

3.3  Инструменты государственного регулирования

    Можно указать на следующие основные инструменты государственного регулирования, так или иначе применяемого во многих странах с развитой рыночной экономикой. Во – первых, широкое распространение общего государственного планирования с применением целевых установок и ориентированных показателей. При этом общее государственное планирование охватывает такие важные показатели, как национальный доход, динамика цен, внешняя экономическая деятельность и т.д., и создает тем самым основу долгосрочной экономической политики. Все это способствует более динамичному и поступательному развитию рыночного хозяйства. Следует отметить, что современная система национальных счетов, на которую переходит Россия, основываются полностью на теоретических выводах неокейнсианцев.

     Во-вторых, среднесрочное финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета в качестве основного инструмента всей системы государственного регулирования рыночных отношений. В-третьих, политика «согласования действий», сутью которой является достижение согласованности интересов работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы с учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны. В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная кредитно-денежная политика.

     Экономическая политика российского правительства, направленная на уменьшение дефицита госбюджета путем сокращения государственных расходов, усиливает нестабильность положения многих российских граждан, работающих на предприятиях и организациях, деятельность которых долгое время была связана с государством как крупнейшим заказчиком и работодателем. Целенаправленное воздействие на организационной аспект функционирования рынка труда требует гораздо меньше бюджетных средств, чем непосредственное поддержание спроса на труд или связанные с большими расходами подготовка трудовых ресурсов и обучение кадров.

 Одним из  важнейших направлений организационной деятельности государства выбрано создание служб трудоустройства, первые из которых появились в последней трети ХIX века. Безработица и занятость, в первую очередь, зависят от состояния экономической конъюнктуры, определяющей инвестиционную активность и загрузку производственных мощностей.

 В России  государство выступало и будет  выступать крупнейшим работодателем.  Хотя во многом отраслевая  структура государственного сектора  дублирует частный, она не заменяет, а дополняет деятельность частного капитала, выполняя те функции, которые общественно необходимы, но по тем или иным причинам не являются объектами приложения частного капитала. Занятость в государственном секторе не служит гарантией от безработицы.

3.4 Государственное регулирование занятости в Республике Казахстан

     Как следствие перехода к рыночной экономике практически во всех странах СНГ резко обострилась ситуация в сфере занятости. В первую очередь это вызвано реализацией программ разгосударствления и приватизации и осуществлением структурных сдвигов в экономике. С ликвидацией убыточных и малорентабельных предприятий и производств усилились дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы и ее нерегулируемое перераспределение между видами занятости, сферам и отраслям экономики.

     Все эти сдвиги происходят на фоне резкого экономического перепада в развитии регионов и углубления неравномерности территориальных перемещений трудовых ресурсов, вследствие чего обозначились регионы с низким, средним и предельным уровнем занятости. В связи с чем такие вопросы, как обеспечение продуктивной занятости, а также макроэкономические проблемы, связанные с падением производства, недостаточным инвестированием, падением уровня занятости, в особенности в региональном разрезе, с настоятельной необходимостью требуют разработки новых подходов в регулировании занятости, как на республиканском, так и на региональном уровне.  Вместе с тем, еще не выработано единство мнений ученых, как по категориальному аппарату, так и по конкретным механизмам формирования рынка труда, находящимся на стадии изучения, и в частности регулирования занятости в переходный к рынку период. Смена экономической программы повлекла за собой изменения социальной и трудовой политики. В связи с чем представляется, что и содержание Закона " О занятости населения" и формирование организационно-управленческих структур в области труда и занятости в центре и на местах, а также формулировка целей их деятельности отвечают преимущественно общим требованиям, характерным для условий развития рыночных отношений, а не переходного периода. Для стабилизации отношений занятости необходим целенаправленный механизм регулирования с действенными рычагами управления. Как известно, в экономической литературе проводятся различия между регулированием занятости в узком и широком смысле. В узком - это свод нормативных и законодательных или коллективно-договорных актов, которыми руководствуются партнеры при вступлении в отношения по поводу занятости. В широком контексте - это методы регулирования, которые охватывают весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических условий и принципов на основе функционирования рынка труда. Бесспорно, что эффективную занятость трудоспособного населения нельзя обеспечить без целенаправленных усилий государства по перераспределению, обучению и социальной поддержке и защите граждан. Однако эти усилия должны согласовываться со свободой деятельности субъектов рыночных отношений, соответствовать требованиям рынка труда.

     Следовательно, среди основных задач государственного регулирования занятости необходимо выделить:

- обновление  системы правового регулирования  занятости и трудовых отношений  путем изменений и дополнений  трудового и социального законодательств,  ориентации людей на самостоятельную  активную позицию граждан в сфере занятости и гарантий социальной защиты наиболее уязвимым категориям граждан;

- макроэкономическое  регулирование экономики , то  есть совершенствование отраслевой  структуры экономики на основе  создания новых производств и  реформированием перспективных через приватизацию, реорганизацию, перепрофилирование, проведение финансовой и налоговой политики, согласованных с политикой занятости, поддерживающей стимулирование создания дополнительных рабочих мест;

- поддержка  и активное стимулирование развития малого и среднего бизнеса, создающего дополнительные рабочие места, в том числе за счет привлечения иностранного капитала;

- формирования  системы социального партнерства  главных участников рынка труда  - государства, работодателей, работников  в обеспечении гарантий занятости, решения оплаты, условий и режимов труда.

     В Республике Казахстан системой правового регулирования занятости является Закон " О занятости населения", принятой в 1991 г. Со времени принятия данного Закона в республике произошли значительные социально-экономические преобразования. Вследствие перехода казахстанской экономики к рынку появились тенденции к массовым высвобождением из материальной сферы, опереток рабочей силы из государственного сектора в негосударственный, а также структурные изменения, что резко усилило рост безработицы. В связи, с чем возникает настоятельная потребность во внесении дополнений в Закон "О занятости", в трудовое и социальное законодательство.

С учетом реалий современной ситуации необходима доработка  новых подзаконных нормативных актов, среди которых:

 Закон РК " О добровольном переселении ":

- положение о порядке и условиях назначения и выплаты пособий по безработице, оказание материальной помощи безработным;

- положение о порядке предоставления информации службе занятости о массовых высвобождения и сведений о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей;

- положение о порядке финансирования из Государственного Фонда содействия занятости (Фонд занятости) содействия профессиальной подготовке, повышению квалификации и переподготовки лиц, признанных безработными, в государственных учебных заведениях республики;

- положение о порядке и условиях назначения льгот и гарантий гражданам, потерявшим работу в результате банкротства и ликвидации предприятий;

- положение по определению естественного уровня безработицы.

     Необходимо отметить, что переход к рыночным отношениям активизировал мобильность рабочей силы. Ввоз и вывоз работников в нашей республике осуществляется без учета ситуации на рынке труда. Иммиграция осуществляется в ряде случаев с нарушениями законов, без лицензий. Учитывая эти обстоятельства назрела необходимость разработки постановления "О регулировании вопросов, связанных с трудовой деятельностью иностранных граждан на территории РК" и Положения "О порядке и условиях получения лицензий на привлечение иностранных граждан на работу в Республике Казахстан".

     В условиях перехода к рынку функции и методы государственного регулирования занятости населения определяются в основном на региональном уровне, через механизм финансово-кредитной и налоговой политики, стимулирования инвестиционной активности и ряда других мер, обеспечивающих прекращение спада производства и развитие системы предоставления рабочих мест.

     Основными задачами региональной политики занятости являются:

- повышение роли местных органов власти при решении специфических региональных проблем рынка труда;

- разработка и реализация программ по поддержке и реструктуризации кризисных отраслей;

- приоритет финансирования из средств местных бюджетов и внебюджетных фондов социальных и экономических программ в регионах с высоким уровнем безработицы;

- минимизация отрицательных последствий массовой безработицы в индустриальных районах;

- предотвращение массовых увольнений работников, создание новых или сохранение существующих экономически целесообразных рабочих мест, осуществление профподготовки и переподготовки кадров;

- обеспечение защиты трудовых прав работников несостоятельных предприятий, эффективной поддержки граждан, потерявших работу и их профессиональная ориентация.

     Анализируя развитие форм и методов государственного регулирования занятости в развитых странах с рыночной экономикой, можно провести классификацию этих мер в соответствии со следующими признаками:

1. Меры по  их направленности на макро и микро уровень экономики.

2. По степени  опосредованности воздействия на  рынок труда: прямые (через биржи  труда  службы занятости), косвенные  (финансовые, налоговые рычаги и  т.д.).

3. По воздействию  на определенные стороны рынка  труда различаются меры по регулированию спроса на рабочую силу, предложение рабочей силы и регулирование заработной платы.

4. По характеру  временных эффектов, по их использованию  меры подразделяются на краткосрочные  и долгосрочные.

     Государственная политика регулирования занятости является одной из основных частей социальной политики, включающая как активные, так и пассивные меры. Активные программы занятости можно разделить по следующим признакам:

Информация о работе Рынок рабочей силы