Рынок совершенной конкуренции. Поведение предприятия (фирмы) на рынке совершенной конкуренции. Условия максимизации прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 22:26, реферат

Описание работы

Главным критерием классификации типов рынков является характер и степень свободы конкуренции и ценообразования.
В зависимости от степени свободы конкуренции различают четыре основных типа рынка:
чистой конкуренции (совершенной)
монополистической конкуренции.
олигополистической конкуренции (олигополия)
чистой монополии.

Содержание работы

стр.
ВВЕДЕНИЕ
2
1. Рынок совершенной конкуренции
3
1.1. Понятие чистой (совершенной) конкуренции
4
1.2. Особенности рынка чистой (совершенной) конкуренции.
5

2. Поведение предприятия (фирмы) на рынке совершенной
конкуренции
6
3. Условия максимизации прибыли.
9
3.1. Спрос на продукт фирмы
9
3.2. Образование цены в условиях совершенной конкуренции
10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
15
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
16

Файлы: 1 файл

реферат-Эконом.теория.docx

— 48.33 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЗЕРЖИНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Заочное обучение в сокращенные сроки

 

Кафедра « Государственного и муниципального управления»

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ № 25

по дисциплине «Экономическая теория»

«Рынок совершенной конкуренции. Поведение предприятия (фирмы) на рынке совершенной конкуренции. Условия максимизации прибыли.»

 

 

 

 

 

Направление: Государственное и муниципальное управление

 

Выполнила: студентка группы 14-ГУ-2


Тенишева Валерия Андреевна

Руководитель работы:

доцент

Ивонина О.Г.

 

 

 

 

 

 

 

г. Дзержинск

2015 г.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

стр.

ВВЕДЕНИЕ

2

1. Рынок совершенной конкуренции

3

1.1. Понятие чистой (совершенной) конкуренции

4

1.2. Особенности рынка чистой (совершенной) конкуренции.

5

   

2. Поведение предприятия (фирмы) на рынке совершенной      

    конкуренции

6

3. Условия максимизации прибыли.

9

3.1. Спрос на продукт фирмы

9

3.2. Образование цены в условиях совершенной конкуренции

10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

15

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

16


 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Понятие конкуренции, как и маркетинга, многозначно, поэтому универсального ее определения не существует.

Конкуренция – это соперничество, соревнование между товаропроизводителями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция – это и механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства. Перед каждым предприятием стоит проблема назначения цен на товары (работы, услуги), которые он предлагает реализовать на рынке.

Кроме того, сам механизм предпринимательской деятельности на конкурентных рынках различных типов не однозначен. Отметим, что цель деятельности предпринимателя (на всех рынках) одна – получение максимальной прибыли. Однако механизм получения прибыли на рынках разных типов неодинаков, что (даже при одинаковых функциях издержек предприятия) связано с совершенно различным характером спроса и ценообразования на различных рынках.

Главным критерием классификации типов рынков является характер и степень свободы конкуренции и ценообразования.

В зависимости от степени свободы конкуренции различают четыре основных типа рынка:

    • чистой конкуренции (совершенной)
    • монополистической конкуренции.
    • олигополистической конкуренции (олигополия)
    • чистой монополии.
    •  
  1. Рынок совершенной конкуренции.

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции.

Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность – монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка.

Основными показателями являются:

    • Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
    • Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
    • Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей – по фабричной марке, качеству, цвету и др.);
    • Участие фирм в контроле над рыночной ценой. 

 

В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности, фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты.

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: числом и размером фирм, типом предлагаемого продукта, степенью контроля над ценами, условиями входа в отрасль и выхода из нее, доступностью информации.

    1. Понятие чистой (совершенной) конкуренции.

 

Чистая (совершенная) конкуренция – идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения.

Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Любое количество товара продаётся по одинаковой цене, поэтому линия цены – спроса горизонтальная прямая.

Признаки чистой конкуренции:

    • Бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей
    • Однородность и делимость продаваемой продукции
    • Отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка
    • Высокая мобильность факторов производства
    • Равный и полный доступ всех участников к информации

(цены товаров)

В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной.

 

 

    1. Особенности рынка чистой (совершенной) конкуренции.

Чистая конкуренция – это модель рынка, как мы уже отмечали ранее, которая имеет весомое аналитическое и некоторое практическое значение. Анализ чистой конкуренции сосредоточивается на следующих важных целях:

  • изучение спроса с точки зрения конкурентного продавца.
  • исследование приспособления в краткосрочном периоде.
  • исследование природы долговременных изменений и приспособлений в отрасли.
  • оценка эффективности конкурентных отраслей с точки зрения общества в целом. 

Чистая конкуренция на практике довольно редка.

Однако это не означает, что анализ функционирования конкурентного рынка – неуместное логическое упражнение.

Чистая конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, к которой применимы понятия «доход» и «издержки». Чистая конкуренция служит ясной многозначной отправной точкой для любого обсуждения вопросов ценообразования и определения объема производства.

Функционирование чистой конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт, с которым можно сравнивать и по которому можно оценивать эффективность реальной экономики. Короче говоря, чистая конкуренция – это модель рынка, которая помогает понять и оценить значение реальной экономики.

 

 

 

 

 

 

  1. Поведение предприятия (фирмы) на рынке совершенной конкуренции.

Рынок совершенной конкуренции может быть устойчив лишь в том случае, если в основе его существования присутствуют все необходимые условия:

  1. Большое число фирм, производящих однородную продукцию, и малость субъектов рынка.

Малость субъектов рынка означает, что объемы предложения (спроса) даже наиболее крупных продавцов (покупателей) настолько малы по сравнению с суммарным объемом продаж на рынке, что эти субъекты не могут влиять на рыночную цену.

Фирма, имеющая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, т.к. эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену (ценополучатели).

  1. Однородность продукции разных предприятий, то есть нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их разительного превосходства по свойствам или качеству от продукции других фирм.

В терминах теории полезности однородность продукта означает, что продукты разных производителей полностью взаимозаменяемы для каждого покупателя, причем предельная норма замещения одного продукта другим равна единице.

В реальной жизни абсолютно однородные продукты встречаются крайне редко (дистиллированная вода, акции корпорации, жетон метро).

Высокой степенью однородности обладают нефть, сахар, помидоры. И уж совсем нельзя считать однородными такие товары, как книги, авиабилеты, игрушки.

  1. Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из него.

 

Входным барьером для вступления в отрасль может стать:

 

    • Наличие патентов или лицензий, обеспечивающих преимущественные права выпускать определенную продукцию (производство алкогольных напитков, лицензирование экспорта)
    • Относительно высокие затраты, необходимые для организации производства в отрасли (тяжелая промышленность)
    • Значительная отдача от масштаба производства, которая обеспечивает преимущества крупным предприятиям, уже получившим выгоду от расширения производства (естественные монополии.
    • Прикрепление покупателей к продавцам (обслуживание жилого дома определенной коммунальной службой)
    • Ограничение мобильности производственных ресурсов (правила регистрации граждан нередко препятствуют свободному перемещению трудовых ресурсов между территориальными рынками труда).

Свободный вход в отрасль и выход из нее гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении цен посредством снижения выпуска. Любое повышение цен может привлечь в отрасль новые фирмы, которые увеличат объем предложения.

  1. Равный доступ ко всем видам информации («информационная прозрачность рынка»).

Это значит, что все покупатели имеют полную информацию о характеристиках продукта, ценах на него, а производители располагают информацией о производственной технологии, ценах на факторы производства.

  1. Совершенная мобильность.

 

  1. Рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы.

Сговор в какой-либо форме исключен.

  1. Транспортные расходы.

Они не играют большой роли в формировании предложения, то есть нет опасности, что многие производители окажутся неконкурентоспособными из-за слишком дорогой доставки своих товаров к покупателям (их цены окажутся в итоге выше, чем у конкурентов, предприятия которых находятся ближе к основным рынкам сбыта).

 

 

  1. Условия максимизации прибыли.

По мере увеличения объемов потребляемых ресурсов

(при постоянных ценах на все  ресурсы) действуют факторы, снижающие  средние издержки.

К ним относятся:

    • повышение уровня специализации труда рабочих и управляющего персонала, что приводит к росту производительности их труда.
    • эффективное использование высокопроизводительного оборудования уменьшает амортизационные отчисления на единицу продукции и расходы на его обслуживание.
    • глубокая переработка сырья, утилизация отходов и другие.

Эффект масштаба имеет огромное значение для фирм. Тот, кто сумел воспользоваться положительным эффектом масштаба, создал эффективное малозатратное производство, успешно конкурирует благодаря относительно низким ценам на продукцию, становится олигополистом и даже чистым монополистом. Ведь нередко экономически выгодно иметь одну крупную фирму, выпускающую продукцию при низких издержках, чем множество мелких фирм с высокими средними валовыми издержками. Так общество соглашается с существованием естественных монополий. Эффект масштаба является одним из барьеров для вступления новых фирм в отрасль.

    1. Спрос на продукт фирмы.

Информация о работе Рынок совершенной конкуренции. Поведение предприятия (фирмы) на рынке совершенной конкуренции. Условия максимизации прибыли