Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2012 в 14:53, курсовая работа
Преобладающая общность интересов «товара» рабочей силы и ее потребителей – экономики и государства – является важнейшей социально-экономической чертой рыночной экономики, создающей прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества. Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства народного хозяйства рынок труда является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально-экономической системы любой страны.
Введение
1. Рынок труда и его особенности
1.1. Роль рынка труда
1.2. Структура и сущность рынка труда
1.3. Регулирование рынка труда
1.4. Российский рынок труда
2. Рынок труда и его равновесие. Занятость и безработица
2.1. Равновесие рынка труда
2.2. Занятость в системе рыночных отношений
2.3. Занятость в переходной экономике
2.4. Причины, масштабы и формы безработицы
2.5. Особенности и проблемы российского рынка труда
3. Безработица и рычаги ее государственного регулирования
Заключение
Список литературы
Во-вторых, к началу реформ преобладало упрощённое понимание занятости населения. Все проблемы сводились к безработице. Главная же цель политики занятости сводилась к созданию механизмов согласования спроса и предложения рабочей силы, т.е. рынка труда. Таким проблемам использования трудового потенциала на макроуровне, как формирование его экономической активности, трудовая мотивация, отраслевые и профессиональные структуры, перераспределение рабочей силы между отраслями и видами деятельности уделялось недостаточно внимания и в научных исследованиях, и в деятельности центральных экономических ведомств.
В эффективной рыночной экономике занятость – это картинка, которая отражает степень отлаженности механизма по балансированию спроса и предложения рабочей силы. Таким образом, через рынок труда регулируются все составляющие занятости, включая воспроизводство, использование и распределение людских ресурсов. При этом механизмы регулирования рынка труда действуют в условиях определённой политики занятости, элементы которой охватывают все уровни управления экономикой.
Поскольку Россия идёт от планово-распределительной экономики к рыночной, то занятость, которая сформировалась в нерыночной экономике, сдерживает развитие рыночных механизмов согласования спроса и предложения рабочей силы. Поэтому мы разделяем политику занятости и политику рынка труда, регулирование занятости и регулирование рынка.
Выделим четыре аспекта, необходимых для успешного и социально приемлемого преобразования современной занятости в занятость рыночного типа[14]:
1) неразрывная связь занятости с важнейшим конституционным правом человека на труд. Осознанно или неосознанно, но занятость стала связываться с возможностью реализовать право на труд;
2) определяющая роль занятости в формировании уровня жизни и достойных условий существования. Именно через занятость, повышение трудовой активности реализуется сейчас важнейшая гарантия роста уровня жизни трудоспособных граждан и их семей;
3) Формирование новой трудовой мотивации высокоэффективного труда как основы роста благосостояния каждого и общества в целом;
4) воздействие трудовой деятельности на человека, раскрытие и приумножение его профессиональных возможностей, стимулирование развития личности, возникновения новых её потребностей и интересов.
Основные черты занятости в социально ориентированной экономике следующие:
- сбалансированное сочетание полной и эффективной занятости;
- добровольственость труда и гармонизация прав и обязанностей человека в трудовой сфере, преодоление социального иждивенчества работников, равная ответственность гражданина и государства за возможность иметь работу, обеспечивающую достойный образ жизни;
- свободный перелив рабочей силы между сферами приложения труда, отраслями, профессиями и территориями;
- новая трудовая мотивация, предприимчивость и высокая заинтересованность работников в результатах труда как основа улучшения условий жизни;
- социальная защищённость в сфере занятости, призванная адаптировать работников к требованиям рынка и смягчать отрицательные последствия рыночной экономики на предложение трудящихся.
Характеризуют эффективность занятости показатели, отражающие идеологию государственного развития. Они формируются под воздействием динамики производительности общественного труда. Во-первых, это пропорции распределения ресурсов труда общества по характеру их участия в общественно полезной деятельности. Они показывают, при каком уровне производительности труда удовлетворяется потребность населения в работе и какими путями достигается полная занятость.
Во-вторых, это уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве. Статистически он выражается отношением населения, занятого профессиональным трудом, приносящим доход, ко всему трудоспособному населению. Экономически этот показатель отражает либо потребность общественного хозяйства в работниках, либо уровень доходов начеления.
В-третьих, важной характеристикой эффективности занятости является структура распределения работающих по отраслям народного хозяйства, которая представляет собой пропорции распределения трудового потенциала по видам занятий.
В-четвёртых, это профессионально-
Приведенная схема показателей позволяет укрупнению на макроуровне оценивать сущностные характеристики занятости с позиции её эффективности. Кроме того, содержание самих показателей подтверждает, что занятость имеет не только экономическую, но и ярко выраженную социальную направленность.
2.3. Занятость в переходной экономике
Занятость населения переходного периода под влиянием формирующегося рынка труда и отражает многие противоречия этого периода. Тоталитарное прошлое настолько сильно воздействует на создающиеся трудовые отношения, что можно говорить лишь о начале рыночных изменений в занятости, что усугубляет кризисные явления в экономике. В этом состоит первая особенность занятости в переходный период.
Вторая особенность российского рынка труда заключается в том, что формируется он в определённой мере стихийно, ярким примером чего служит наличие в больших масштабах неформальной занятости как самостоятельного вида деятельности, либо как возможность иметь дополнительных доход. Неформальная занятость означает стихийное начало в перераспределении рабочей силы по видам деятельности, вызванное переходом к рынку и меняющимся спросом на товары и услуги[15].
Третья характерная черта связана с тем, что при сохранении почти прежнего, очень высокого предложения рабочей силы, уходящего своими истоками в экстенсивное развитие в дореформенные годы, складывается чёткая, длительного действия тенденция к ограничению эффективного спроса на рабочую силу.
Четвертая особенность – неадекватные глубине спада, но постоянно нарастающие масштабы открытой безработицы и вместе с тем не достигшие её обвального роста в годы, когда кризис в экономике нарастал быстрыми темпами. Негативные последствия для занятости спада производства были перенесены в значительной мере на уровень предприятий.
Пятой особенностью занятости служит то, что при довольно высоком уровне общей безработицы сохраняется большая подвижность рабочей силы, что свидетельствует, с одной стороны, об определённом динамизме сферы занятости при переходе к рыночным отношениям, а с другой, - о стремлении населения приспособиться к новым условиям хозяйствования.
В целом трудовая сфера с точки зрения наличия вакантных рабочих мест выглядит не так безнадёжно, как это фиксируется статистикой, если сопоставить масштабы приёма и выбытия рабочей силы по учитываемой статистикой группе предприятий. Подтверждением этому служит тот факт, что преобладающая часть безработных самостоятельно решает проблему трудоустройства.
И, последнее. Следует обратить особое внимание на существенную дифференциацию региональных рынков труда. Региональная неоднородность рынков труда, обусловленная особенностью природно-климатических условий, размещением производства и наличием определённого производственного потенциала, географией населения, разной глубиной спада производства в отдельные отраслях, столь велика России, что усреднённые показатели рынка труда не могут служить основанием для принятия действенных мер по его регулированию.
2.4. Причины, масштабы и формы безработицы
Безработица как экономическая категория является отражением сложности процесса согласования предложения рабочей силы со спросом на неё. Этот процесс, если его рассматривать в масштабах страны, напрямую зависит от того, насколько обширна территория и как различаются в ней природно-климатические условия, какова структура экономики и какое место занимает в этой структуре промышленность, какими отраслями и темпами предприятий она преимущественно представлена. Среди других факторов в той или иной степени всегда фигурируют национальные традиции, но главную роль играет политическое устройство общества. Именно от последнего зависит, в какой степени при согласовании предложения и спроса учитывается специфика наёмного труда.
Таким образом, безработица – это объективно существующий спутник наёмного труда независимо от того, признаётся экономика рыночной или нет и, соответственно, производятся либо нет официальная оценка численности и регистрация безработных.
В политэкономии социализма и экономике труда всегда постулировалось, что труд рабочих и служащих лишь выглядит наемным по своей форме, но по сути в условиях общественной собственности на средства производства таковым быть не может и не является. Однако если непредвзято смотреть на развитие советской послевоенной экономики, становится очевидным наличие существенных элементов товарно-денежных отношений в движении рабочей силы, характерных именно для реального наёмного труда.
Эти элементы прослеживаются уже в самом акте найма и увольнения рабочих и служащих. Предприятия и организация в основном самостоятельно набирали рабочую силу преимущественно из предлагаемой самими потенциальными работниками. Собственное желание было наиболее распространенной причиной ухода с места работы[16].
Важным элементом, характерным для товарно-денежных отношений в сфере найма и использования рабочей силы, была дифференциация фактической заработной платы на однотипных производствах и однородных занятиях по типам городов: в крупных городах она, как правило, была выше, чем в средних и тем более малых.
Возможность обеспечения более благоприятной ситуации на рынке труда - -в дополнительной мобилизации внутренних финансовых резервов для роста инвестиций и других средств, необходимых для увеличения числа эффективных рабочих мест как на восстановительной основе, так и на основе озсдания новых мест в рамках структурной перестройки экономики, расширения спроса на отечественную продукцию.
Целевое расширение спроса экономики на рабочую силу и изыскание дополнительных ресурсов для этого предполагают повышение приоритетности целей и задач политики занятости в принятии решений по макроэкономическому развитию.
2.5. Особенности и проблемы российского рынка труда
Необходимые меры преодоления критического состояния рынка труда в регионах, вытекающие из всего изложенного, могут быть сформулированы в виде следующего перечня задач.
1. Исходить из первостепенной важности адекватной оценки и формирования реального спроса на трудовые ресурсы, не полагаясь на традиционный “заявочный” принцип.
2. Существенно повысить долю услуг, оказываемых негосударственными структурами на рынке труда, прежде всего по содействию созданию новых перспективных рабочих мест и переподготовке кадров с учетом требований.
3. Совместными усилиями ГСЗ и коммерческих фирм, региональных аналитических и маркетинговых служб выявлять и систематически уточнять перспективные трудодефицитные сферы региональной экономики, осуществлять мониторинг вакансий в разрезе региональных приоритетов в непосредственном контакте с работодателями.
4. По линии региональных администраций, а также ассоциативных структур предпринимателей требовать от работодателей перспективные планы не только высвобождения, но и приема работников; на этой основе разрабатывать сводные региональные программы содействия занятости, балансы предложения и спроса рабочей силы, перспективные профессиональные модели дефицитных кадров.
5. Проводить политику концентрации финансовых ресурсов регионов на приоритетных трудодефицитных сферах экономики, линию на привлечение к ресурсному обеспечению перетекания рабочей силы крупных региональных банковских и корпоративных структур; стимулировать предприятия, работающие “на прием” кадров и обеспечение их загрузки.
6. На основе привлечения дополнительных финансовых ресурсов и улучшения использования региональных фондов занятости постепенно переходить к опережающей системе профессионального обучения, ориентированной на занятый контингент (но при наличии четкой информации о будущих сферах трудоустройства).
3. Безработица и рычаги ее государственного регулирования
Безработица отражает состояние рынка труда, и анализ данных по ней может отразить его скрытые в повседневной жизни тенденции, одновременно давая возможность проводить своевременную социально-экономическую политику, направленную на переподготовку и адаптацию занятых в устаревающих отраслях, организацию общественных работ, включению механизмов государственного регулирования в налоговой, таможенной и других сферах.
Существующее понятие уровня безработицы при полной занятости (т.е. не включая циклическую безработицу) равно сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Естественный же уровень безработицы возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, т.е. когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Естественный уровень безработицы представляет собой до известной степени положительное явление, т.к. “фрикционным” безработным нужно время, чтобы найти соответствующие вакансии, а “структурным” безработным требуется время, чтобы поменять квалификацию в соответствием с направлениями научно-технического прогресса и, часто, даже сменить место жительства.
С другой стороны, в крайне редких ситуациях, в экономике наблюдается дефицит совокупного спроса и возникает такой уровень безработицы, который ниже естественного уровня (например, во время второй мировой войны, когда естественный уровень был порядка 3-4%, потребности военного времени привели к практически неограниченному спросу на рабочую силу, обычным явлением стала сверхурочная работа, а также совместительство). Причем естественный уровень безработицы не считается сам по себе постоянным, он подвергается пересмотру вследствие институциональных изменений (изменениях в законах и обычаях общества). Например, в 60-х гг. многие считали, что этот неизбежный минимум фрикционной и структурной безработицы составляет 4% рабочей силы, а сегодня он составляет, по мнению многих экспертов, примерно 6%. Причины лежат, во-первых, в изменении демографического состава рабочей силы, в частности, женщины и молодые рабочие, доля безработных среди которых традиционно довольно высока, стали относительно более важным компонентом рабочей силы. Во-вторых, произошли институциональные изменения. Например, программа компенсаций по безработице была расширена как в отношении количества охватываемых ею работников, так и по размерам пособий. Это важно потому, что компенсации по безработице, ослабляя ее влияние на экономику, позволяют безработным более спокойно искать работу и тем самым увеличивают фрикционную безработицу и общий уровень безработицы. Проблема заключается в том, что существует значительное количество рабочих, которые безуспешно пытаясь найти работу в течении какого-то периода времени, теряют надежду на ее получение.